Образовательная программа художественной направленности

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение

Центр дополнительного образования

«ЭДЕЛЬВЕЙС»

Утверждаю:

Директор Центра «Эдельвейс»

_______________ Танганов И. С.

«___»_______________ 2015 г.

Рекомендовано к утверждению

решением методического совета

Протокол № ___ от _____2015 г.



ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Художественной направленности

«Фантазия»

на 2015-2017 учебный год














Улан-Удэ

2015

Информационная карта

1. Учреждение: МАОУ «Эдельвейс»

2.Название программы: Дополнительная общеобразовательная, общаразвивающая программа художественной направленности «Фантазия»

3. Автор: Подшивалова Марина Павловна, педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе: Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности «Фантазия» разработана в соответствии с Уставом учреждения и федеральными нормативно-правовыми документами.

4.1. Нормативная база:

-Закон «Об образовании в Российской Федерации « от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;

-Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 (часть 2.)

-Сан пин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г. 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

4.2. Область применения: дополнительное образование детей

4.3. Направленность: художественная направленность

4.4. Тип программы: типовая

4.5. Вид деятельности: изобразительное искусство

4.6. Возраст обучающихся: 5-15 лет

4.7. Продолжительность обучения: 3 года

5. Рецензенты:

6. Заключение методического совета: Протокол заседания №











Пояснительная записка

В настоящее время уделяется мало внимания развитию детского творчества. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, как и письмо, имеют свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к творчеству, а это обедняет человека. Поэтому необходимо формировать индивидуальное своеобразие личности уже на первых этапах её становления.

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Фантазия» разработана в соответствии с Уставом учреждения и федеральными нормативно-правовыми документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации « от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ;

- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Росссии от 11.12.2006г. №06-1844 (часть 2.)

- Сан пин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г. 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам

- Федеральный компонент государственного стандарта образовательная область «Искусство»

- Конвенция ООН о правах ребенка

- Инструкции по технике безопасности.

Направленность программы: Программа «Фантазия» разработана с элементами декоративно-прикладного искусства - в ней соединены самые различные виды изодеятельности: рисунок (гуашь, акварель, пастель), оригами, квиллинг (бумагокручение), скрабукинг (оформление открыток и альбомов и т.д), аппликация, изобразительное искусство и работа с природным материалом - всё это в рамках одного учебного курса, что позволяет ребенку всесторонне развиваться в художественном направлении, освоить различные техники и определить для себя наиболее подходящие способы развития своего творческого потенциала. В связи с этим программа «Фантазия» имеет выраженный развивающий характер.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Также воспитанники знакомятся с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Актуальность программы заключается в том, что развитие художественных способностей детей происходит в творческой деятельности, основываясь на различных техниках декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интеграция изобразительного и декоративно-прикладного творчества представляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся.

Применение натуральных природных материалов при изготовлении творческих работ оказывает благоприятное влияние на умственное развитие ребенка, поскольку именно природа влияет на развитие творческих задатков, на развитие его мышления, способствует гармоничному и полноценному развитию личности ребенка.

Программа позволяет реализовать индивидуальные пути развития ребенка посредством отбора видов работ в зависимости от способностей, наклонностей, потребностей, сформированных ЗУН личности обучающегося. Получить новое качество обучающегося за счет развития общих компетенций.

Реализация программы позволяет создать условия, расширяющие круг заинтересованных и активных субъектов образовательного процесса. Общение родителей, педагога и детей создает благоприятные условия для формирования у обучающихся компетенций, связанных с решением коммуникативных, социальных, практических проблем в жизни.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное и декоративно-прикладное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:

Обучающие:

  • обучение учащихся теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам.

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка;

  • формирование навы­ков рисования с натуры, по памяти, по представле­нию, ознакомление с особенностями работы в области
    декоративно-прикладного искусства.

  • обучение работе с различными материалами и инструментами.

Развивающие:

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;

  • развитие образного мышления и творческой активности учащихся;

  • развитие аккуратности, опрятности.

Воспитывающие:

  • воспитание интереса и любви к искусству;

  • воспитание у детей положительных личностных и коммуникативных качеств.

В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Отличительная особенность данной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение воспитанников к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного и декоративно-прикладного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • воспитанникам предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

  • воспитанники могут применять различные материалы;

  • допускается переход воспитанников из одной группы в другую (по возрасту).

Принципы обучения:

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

  • принцип доступности обучения;

  • принцип связи обучения с жизнью;

  • принцип наглядности;

  • принцип целенаправленности;

  • принцип индивидуальности;

  • принцип результативности.

Формы обучения:

  • Групповая;

  • индивидуальная (с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей).

Методы обучения:

  • Словесный (беседа, рассказ, лекция, сообщение);

  • наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ педагога, репродукции картин, книги, и т.д.);

  • практический;

  • метод самостоятельной работы (самостоятельная съемка в студии, выполнение домашних заданий и т.д.);

  • дифференцированное обучение.

Формы и методы контроля и управления

Беседа, опрос, диагностика, самодиагностика, наблюдение, тестирование, анализ результатов конкурсов, смотров, выставок.

Средства обучения:

  • Репродукции картин известных художников.

  • Альбомы.

  • Кисти.

  • Карандаши разной мягкости и твердости.

  • Краски (гуашь, акварель).

  • Тушь.

  • Цветная бумага, картон.

  • Клей (карандаш, ПВА)

  • Пластилин.

  • Природные материалы.

  • Компьютер.

  • Цифровой слайд проектор.

  • Принтер.

  • Канцелярские товары.

  • Классная доска.

  • Методические, дидактические, иллюстративные материалы.

  • Альбомы, журналы, книги по искусству.

  • Рамки для выставочных работ.

Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы 5-15 лет. Программа рассчитана на разновозрастную группу детей. Программа занятий для всех воспитанников одинаковая, лишь оценивание проводится по-разному, с учетом возрастных особенностей и творческих способностей детей. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Кружок посещают дети различных способностей и одарённости, по желанию. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные мате­риалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, пе­ро, палочку и др. Выразительные рисунки получают­ся на цветной и тонированной бумаге.

Сроки реализации данной программы: программа «Фантазия» для первого года обучения рассчитана на 144 часа в год (4 часа в неделю), для второго и третьего года обучения - на 216 часов (6 часов в неделю). Периодичность занятий 1группы- 2 раза в неделю, 2 группы - 3 раза в неделю, 3 группы - 4 раза в неделю. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков учащихся. В ходе обучения предусмотрены занятия в студии (как групповые, так и индивидуальные), участие в клубных, межклубных, городских мероприятиях, конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по данной программе воспитанники должны

Знать:

  • технику безопасности при работе в объединении, клубе;

  • теоретические основы в области изобразительного искусства;

  • правила рисования с натуры, по памяти и представлению;

  • понимать графику как вид искусства, средства выразительности в графике;

  • законы композиции;

  • виды орнаментов, способы их применения;

  • особенности декоративно-прикладного и народного искусства;

  • виды и жанры искусства;

  • овладеть основами изобразительных техник;

  • стилизации натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;

  • и изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира;

Уметь:

  • умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;

  • воплощать свои фантазии, как и умение, выражать свои мысли;

  • составлять шрифтовые сочетания, композиции, узоры;

  • ориентироваться в оформительской деятельности;

  • работать с пером и тушью;

  • выполнять простые пейзажи, натюрморты, портреты.

Ожидаемые результаты:

  • раскрытие творческой личности в каждом воспитаннике;

  • раскрытие творческого потенциала детей, повышение уровня духовности;

  • развитие толерантности у каждого воспитанника;

  • умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления;

  • создавать прекрасное своими руками;

  • ценить свой труд, уважать чужой;

  • уметь применять теоретические знания на практике;

  • уметь пользоваться художественным материалом.

Форма подведения итогов - устный опрос детей по усвоению программы (фронтальный, индивидуальный) беседы, диспуты, защита творческих и проектных работ. По итогам выставок будут отслеживаться личные, творческие знания и умения воспитанников. Итогом деятельности детей в кружке «Фантазия» могут служить выставки детского творчества в подростковых клубах, домах творчества; участие в различных выставках, конкурсах, мероприятиях и т.д.





Календарно-учебный график


Кол-во лет по программе

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в месяц

Кол-во часов в год

Кол-во часов за весь период обучения

1-й год обучения

4

16

144


2-й год обучения

6

24

216


3-й год обучения

6

24

216

576




































Календарный тематический план

(1 год обучения)

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Набор детей

Введение в программу, техника безопасности

8

8

-

Беседа

2

Основы рисунка

5

1

4

Беседа, выставка

3

Изобразительные средства рисунка

5

1

4

Беседа, выставка

4

Основы цветоведения

5

1

4

Выставка

5

Живопись - искусство цвета.

5

1

4

Опрос, выставка

6

Изображение растительного мира

6

1

5

Выставка

7

Изображение животного мира

6

1

5

Выставка

8

Основы композиции

6

1

5

Выставка, беседа

9

Взаимосвязь элементов в произведении

6

1

5

Опрос, тестирование, выставка

10

Орнамент

6

1

5

Опрос, выставка

11

Стилизация

6

1

5

Опрос, выставка

12

Основы декоративно-прикладного искусства

5

1

4

Опрос, выставка

13

Русское народное декоративно-прикладное искусство

5

1

4

Опрос, выставка

14

Хохломская роспись

5

1

4

Опрос, выставка

15

Гжель

5

1

4

Самодиагностика рисунка, выставка

16

Пейзаж

7

1

6

Опрос, выставка

17

Портрет

7

1

6

Диагностика, самодиагностика

18

Натюрморт

7

1

6

Тестирование, выставка

19

Понятие «Композиция»

6

1

5

Опрос, выставка

20

Статичная композиция

6

1

5

Тестирование, выставка

21

Динамическая композиция

6

1

5

Опрос, выставка

22

Симметричная и асимметричная композиция

6

1

5

Самодиагностика, выставка

23

Заключительный раздел

5

1

4

Диагностика

24

Экскурсии, выставки, индивидуальные занятия

10

10

-

Беседа

Итого:

144

40

104



























Календарный тематический план

(2 год обучения)

Тема

Количество часов


Форма контроля

Всего

Теория

Практика


1


Вводное занятие

Техника безопасности

2

2

-

Беседа

2

Основы цветоведения.

5

1



4

Беседа, выставка

3

Черное и белое

5

1

4

Беседа, выставка

4

Теплые и холодные цвета

5

1

4

Выставка


5


Перспектива

11

1

10

Опрос, выставка

6



Композиция

9

1

8

Выставка

7

Виртуальные экскурсии по музеям

3

-

3

Беседа, тестирование

8


Коллективная работа

2

-

2

Выставка, беседа




9

Веселые узоры

Узоры из геометрических фигур

11


1



10

Опрос, тестирование, выставка

10

Узоры в полосе

9

1

8

Опрос, выставка

11

Узоры с растительным орнаментом

9

1

8

Опрос, выставка

12

Сезонные мотивы

9

1

8

Опрос, выставка, тестирование



13



Экспресс выставка работ

4

1

3

Опрос, выставка

14

Изготовление творческих работ и оформление. Работа по образцу или самостоятельная работа.

9

1

8

Опрос, выставка, самодиагностика





15

Природа и фантазия

Аппликация

8


1



7

Опрос, выставка

16

Композиция из зерна и крупы

12

1

11

Выставка

17

Изготовление открытки

7

1

6

Выставка, беседа

18

Изготовление цветного коврика

7

1

6

Выставка

19

Аппликация

Лоскутная аппликация

12


1

11


Выставка, беседа

20



Обратная аппликация

12

1

11

Выставка, беседа

21

Необычные техники рисования

Граттаж

9

1

8

Выставка, беседа

22

Рисование нитями

9

1

8

Выставка, беседа

23

Рисование по-сырому

9

1

8

Выставка, беседа

24

Рисование восковыми мелками

9

1

8

Выставка, беседа

25

Заключительный раздел

3

-

3

Диагностика, тестирование

26

Экскурсии, индивидуальная работа, выставки, конкурсы

26

26

-

Беседа, опрос

Итого:

216

49

167



Календарный тематический план

(3 год обучения)

Тема

Кол-во часов


Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу, техника безопасности

2

2

-

Беседа

2

Графика, как вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики.

14

2

12

Беседа, опрос, выставка

3

Форма предметов.

20

2

18

Беседа, тестирование

4

Холодная и теплая цветовая гамма.

14

2

12

Беседа, опрос, самодиагностика

5

Композиционное решение рисунка.

22

2

20

Беседа, опрос, выставка

6

Декоративно-прикладное искусство.

14

2

12

Беседа, опрос, выставка, диагностика

7

Цвет и оттенок. Смешиваем краски.

8

2

6

Беседа, тестирование

8

Художник и фантазия.

16

2

14

Беседа, опрос

9

Основные законы линейно-воздушной перспективы

10

2

8

Беседа, тестирование, выставка

10

Развитие конструктивной формы мышления.

12

2

10

Беседа, диагностика, самодиагностика

11

Скульптура, как вид изобразительного искусства.

10

2

8

Беседа, опрос, выставка

12

Работа с бумагой: аппликация, коллаж, торцевание.

22

2

20

Беседа, выставка

13

Портрет.

12

2

10

Беседа, выставка

14

Работа с витражными красками.

18

2

16

Беседа, выставка

15

Изображение птиц и животных в изобразительном искусстве.

12

2

10

Беседа, выставка

16

Экскурсии, выставки, индивидуальные занятия

10

10

-

Беседа, диагностика, опрос

Итого:

216

40

176










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(1 год обучения)



1. Вводное занятие

Знакомство с работой кружка, программой обучения, требованиями, предъявляемыми к обучающимся. Ознакомление с техникой безопасности. Введение в программу: содержание и порядок обучения.

2. Основы рисунка.

Все о графике: правила, законы, приемы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.

Практическое занятие: пользуясь графическими материалами правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму.

3. Изобразительные средства рисунка.

Ведущие элементы изобразительной грамоты - линия, штрих, тон в рисунке.

Практическое занятие: передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений; выполнять зарисовки и наброски.

4. Основы цветоведения.

Понятие цветоведения. Получение дополнительных цветов, теплых и холодных цветовая гамма.

Практическое занятие: Правильное обращение с художественными материалами; получение различных цветов и их оттенков.

5. Живопись - искусство цвета.

Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками, различать цвета, их светлоту и насыщенность.

Практическое занятие: освоение различных приемов работы акварелью, гуашью.

6. Изображение растительного мира.

Правила рисования растительного мира с натуры, по памяти и представлению. Внимание на восприятие и передачу красоты.

Практическое занятие: определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета; передавать их наиболее типичные черты, пропорциональность форм.

7. Изображение животного мира.

Правила рисования животного мира с натуры, по памяти и представлению. Внимание на восприятие и передачу красоты.

Практическое занятие: определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета; передавать их наиболее типичные черты, пропорциональность форм.

8. Основы и законы композиции.

Знание основных законов композиции.

Практическое занятие: заполнение свободного пространства на листе.

9. Взаимосвязь элементов в произведении.

Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.

Практическое занятие: заполнение свободного пространства на листе; совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

10. Орнамент.

Виды орнаментов: замкнутый, бесконечный, ленточный и др.; законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов (ритм); цветовое решение.

Практическое занятие: самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, из геометрических фигур.

11. Стилизация.

Понятие - «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

Практическое занятие: применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм.

12. Основы декоративно-прикладного искусства.

История развития декоративно-прикладного искусства. Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства.

13. Русское народное декоративно-прикладное искусство.

Знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Городец, Полхов-Майдан.

Практическое занятие: Применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.

14. Хохломская роспись.

Знакомство с историей развития хохломской росписи. Особенность хохломской росписи.

Практическое занятие: рисование матрешек с хохломской росписью.

15. Гжель.

Знакомство с историей развития народного художественного промысла - гжельской росписи.

Практическое занятие: рисование посуды с хохломской росписью.

16. Пейзаж.

Знакомство с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства; с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками. Все о пейзаже.

Практическое занятие: выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций.

17. Портрет.

Знакомство с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства; с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками. Все о портрете.

Практическое занятие: выполнение портретов с натуры и по памяти; изображение фигур людей в движении.

18. Натюрморт.

Знакомство с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства; с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками. Все о натюрморте.

Практическое занятие: выполнение простейшего натюрморта графическими и живописными способами.

19. Понятие «композиция».

Понятия «композиция» (статичная, динамичная, симметричная, асимметричная). Плавность в пейзажной живописи. Элементы пейзажа. Соотношения неба и водного пространства. Соотношение неба и различных построек.

Практическое занятие: рисование композиций на темы окружающей жизни.

20. Статичная композиция.

Понятие «статичная композиция».

Практическое занятие: рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, воплощения сказочных сюжетов, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры, на пленере.

21. Динамическая композиция.

Понятие «динамическая композиция».

Практическое занятие: рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, воплощения сказочных сюжетов, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры, на пленере.

22. Симметричная и асимметричная композиция.

Понятие «симметричная и асимметричная композиция».

Практическое занятие: рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, воплощения сказочных сюжетов, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры, на пленере.

23. Заключительный раздел.

Практическое занятие: в оформительские работы входят выполнение несложных оформительских работ.

24. Экскурсии, выставки, индивидуальные занятия.

Практическое занятие: выставки из детских работ, праздничное оформление; итоговые работы, выставки, экскурсии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(2 год обучения)

1.Вводное занятие

Знакомство детей с преподавателем, работой студии, программой студии. Инструктаж

2. Чем и как рисует художник?

Инструменты и материалы художника.

Вводная беседа по ИЗО знакомство с материалами (бумага, ластик, карандаш и т.д ). Профессия - художник. Видеофрагмент. Основы составления композиционной целостности творческой работы. Работа над композицией.

Практическое занятие: Во время занятий ученик учится организовать свое рабочее место, изучает технику безопасности по работе с инструментами и материалами.

3. Основы цветоведения

Рисование простым карандашом.

Основы цветоделения. Какого цвета летнее небо, земля, деревья. Выразительные возможности акварели

4. Черное и белое

Волшебные краски

Живописные выразительные средства. Холодные и теплые цвета. Основы цвета. Составление цвета. Значение черного и белого в изобразительном искусстве

5. Теплые и холодные цвета

Основы цвета. Составление цвета. Значение черного и белого в изобразительном искусстве. Насыщенные, темные и светлые цвета. Оттенки цвета. Основные и составные цвета. Цветовые таблицы

Практическая часть: «Тест» по ИЗО для обучающихся.

Виды работ: «Весёлый карандаш!». Раздувание кляксы

6. Перспектива

Знакомство с понятием перспектива.

Практическое занятие: выполнение работы по заданной теме.

7.Композиция

Основы и законы композиции.

Знание основных законов композиции.

Практическое занятие: заполнение свободного пространства на листе.

8. Виртуальная экскурсия

Просмотр видеофильмов про мировые художественные музеи.

9. Изготовление творческих работ и оформление . Работа по образцу или самостоятельная работа.

Практическое занятие: разработка авторского эскиза

10. Узоры из геометрических фигур.

Самостоятельное составление узоров из геометрических фигур.

Орнамент и ритм как средство его организации. Рисунок орнамента. Демонстрация работ из фонда коллектива.

Практическая часть: Рисование узора из геометрических фигур. Рисуем по образцу. Рассматриваем украшение ящериц, змей, тропических птиц и зверей. Изображаем нескольких африканских животных (рептилий) и украшаем их орнаментами.

Виды работ:

Упр. 1«А линии бывают».

Упр. 2«Тонкий и толстый »

Упр. 3 «Орнамент из геометрических фигур»

11. Узоры в полосе

Знакомство с особенностями каждого народного стиля, с его неповторимостью и красотой. Попробовать возможности кисточки (приманивание, тычке, завиток, лепесток, и т.д.). Ребята попробуют сделать растительный орнамент, узор в полосе. На первом году обучения дети работают на плоских фигурах (на листе). Вводится понятие «геометрический центр». Растительный орнамент. Составление узоры в полосе из геометрических фигур, листьев, цветов.

  • Орнамент.

  • Орнамент. Узор в полосе.

  • Демонстрация образцов работ из фонда коллектива.

Практическая часть: Орнамент в полосе - кистевая роспись.

Виды работ:

Упр. 1 «Весёлой кисточкой».

Упр.2 «Жар-птица»

12. Узоры с растительным орнаментом

Понятие «геометрический центр». Растительный орнамент.

На занятиях ребята знакомятся с народным искусством (Городетская, Гжель, Дымковская, Филимоновская, Полхов-Майдана, Хохломского). Слайдшоу. Истоки городецкой росписи.

Осваивает традиционные элементы орнамента и росписи различных народных промыслов.

Практическая часть: Рисование традиционных элементов орнамента.

Виды работ: «Ленточка красавица».

13. Сезонные мотивы

Родная природа в творчестве русских художников. Видеофрагмент. Сказка про осень.

Практическая часть: Подготовка декорированного фона для пейзажа (гуашь, щетина). Выполнение эскиза, изготовление трафаретов. Выполнение декоративного пейзажа в технике "набрызга', проработка деталей. Гуашь.

Виды работ:

Упр.: «Матушка природа!»

14. Выставка

15. Изготовление творческих работ и оформление . Работа по образцу или самостоятельная работа.

Практическое занятие: разработка авторского эскиза

16. Аппликация

Аппликация: создание узора методом отпечатка листьев на бумаге.

Практическое занятие: Зимний пейзаж

17. Композиция из зерна и крупы.

Овладение техникой контурной выкладки из зерен и крупы, составляет композиции из ему известных природных материалов. Демонстрация творческих работ изготовленных из природного материала.

Практическая часть: Перевод рисунка на бумагу через копирку и выкладывание контура с использованием клея ПВА.

Виды работ: «Русское поле».

18. Изготовление открытки.

Изготавливаем открытки своими руками

19. Изготовление коврика.

Изготавливаем цветной коврик из цв. Бумаги в шахматном порядке.

20. Лоскутная аппликация.

Знакомство с новой техникой. Изучение свойств материала (лоскута), определение лицевой и изнаночной стороны материала. Инструктаж по технике безопасности. Демонстрация творческих работ изготовленных выполненных в технике мозаика. Задание для индивидуальной работы, возможно последующее обсуждение в группах.

Практическая часть: Выполнение творческого замысла. Во время занятий ученик учится организовать свое рабочее место, изучает технику безопасности по работе с инструментами и материалами.

Виды работ: Петушок

21. Объемная аппликация

Знакомство с новой техникой и материалами. Инструктаж по технике безопасности. Фотографии, слайды птиц проживающих в средней полосе России. Демонстрация творческих работ изготовленных в технике обратная аппликация.

Практическая часть. Аппликация на цветном фоне с использованием пластилина и тушь. Во время занятий ученик учится организовать свое рабочее место, изучает технику безопасности по работе с инструментами и материалами.

Виды работ: эскиз по желанию учащегося

22. Граттаж

Выполнение черно-белого и уветного граттажа

23.Рисование нитями

Рисуем нитями узоры

24. Рисование по-сырому

Выполняем простой пейзаж по-сырому.

25. Рисование восковыми мелками

Рисуем цветными восковыми мелками.

26. Заключительный раздел

27. Экскурсии, индивидуальная работа, выставки, конкурсы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(3 год обучения)

1. Вводное занятие

Знакомство с работой кружка, программой обучения, требованиями, предъявляемыми к обучающимся. Ознакомление с техникой безопасности. Введение в программу: содержание и порядок обучения.

2. Выразительные средства графики:

Точка, линия, пятно.

Монохромное изображение: рисуем тушью, акварелью.

Знакомство с искусством Японии и Китая. Практическое задание.

3.Форма предметов.

Рисунок с натуры.

Предметы простой и сложной формы. Последовательность работы над рисунком. Тональная проработка формы. Градации светотени.

Практическое занятие: Рисунок с натуры: мяч, шар, ваза.

4.Холодная цветовая гамма. Теплая цветовая гамма.

Зимняя сказка.

Осенний пейзаж.

Практическое занятие: Египет. Творческие работы.

5.Композиционное решение рисунка.

Размер рисунка и листа бумаги.

Натюрморт «дары осени». Букет подсолнухов.

Цвета весны.

«Аквариум». Работа на тонированной бумаге.

Практическое занятие: Натюрморт. Расположение в пространстве - загораживание предметов. Заполнение плоскости листа. Работа с натуры.

6. Декоративно-прикладное искусство.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Мастера украшения.

Практическое занятие: Узор, орнамент.

Традиции русского народного костюма. Сарафан, кокошник

7.Цвет и оттенок. Смешиваем краски.

Синий - «Морской пейзаж».

Желтый - Фрукты.

Зеленый - «В лесу».

Красный - «Закат».

Практическое занятие: Цветовое пятно - Цветочная поляна. Маки.

8.Художник и фантазия.

Декоративная композиция на белой или тонированной бумаге: зимняя сказка, подводный мир, весенний ковер. Творческая работа.

9.Основные законы линейно-воздушной перспективы.

Передаем пространство на плоскости.

Цвет в пространстве.

Практическое занятие: Пейзаж: Осенний пейзаж, Мой край родной, Любимый уголок, Мои путешествия.

10.Развитие конструктивной формы мышления.

Мастера - строители. Мой дом.

Мастера - строители.

Практическое занятие: Мой город - коллективная работа.

11.Скульптура, как вид изобразительного искусства. Рельеф. Скульптура - объемное изображение.

Знакомство с народными промыслами: Фактура поверхности. Рельеф.

Практическое занятие: Лепим из глины- мелкая пластика (забавные зверюшки).

12.Работа с бумагой: аппликация, коллаж, торцевание.

Выполнение осеннего пейзажа в технике коллаж, в смешанной технике. Подбор цвета. Практическое задание.

Подбор изображений людей, птиц, животных соответствующего размера.

Практическое занятие: Знакомство с техникой, выполнение цветка, сувенира «кактус».

13.Портрет.

Рисуем лицо человека.

Пропорции головы.

Практическое занятие: Моя семья; мой друг.

14.Работа с витражными красками.

Что такое витраж? Виды витража.

Роспись по стеклу. Техника работы витражными красками.

Работа с контуром.

Практическое занятие: Украшение свечи, подсвечник, сувенир.

15.Изображение птиц и животных в изобразительном искусстве.

Мои любимые животные; кто живет в Африке?; люблю деревню. Практическое задание.

16. Эксурсии, выставки, индивидуальные занятия.






Приложение №1.


  1. Диагностика изобразительных навыков



Приложение №2.




  1. Техника безопасности труда на занятиях


Приложение №3.




  1. Примерный перечень репродукции картин известных художников, используемых на занятиях


Приложение №4.


  1. Примерный перечень музыкальных произведений известных композиторов, используемых на занятиях



Приложение №5.


  1. Примерный перечень литературных произведений известных поэтов, используемых на занятиях:


Приложение №6.

  1. Конспекты занятий









Информационное обеспечение

Для педагога

  1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. - М., 1993.

  2. Аллекова Е.М Живопись. - М.: Слово, 2001;

  3. Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977

  4. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М., 1989.

  5. Ватагин В. А. Изображение животного. - М., 2006.

  6. Геворкова Э.Г. Орнаменты: Скандинавские узоры. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2010.

  7. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2000.

  8. Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие. Ч 1,2./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, 2010.

  9. Жемчугова П. П. Изобразительное искусство. - М., 2009.

  10. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей. М., 1976.

  11. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. - М., 2002.

  12. Королёва. И.А. Профераисова М.Ф. Давай учиться рисовать, М., 1993.

  13. Кузин В. С. Методика преподавания изобрази­тельного искусства в 1-3 кл. - 2-е изд. - М., 1983.

  14. Кульневич. С.В. Не совсем обычный урок, Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

  15. Литвиненко В.М. Учимся рисовать, Санкт-Петербург, 2010.

  16. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2006

  17. Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». - М.: Дрофа, 2007

  18. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. В 2-х т. 2-е изд., 2007.

  19. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

  20. Шорохов Е. В. Композиция. М., 1980.

Для родителей и детей

  1. Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель, АДТ, Москва, 2002.

  2. Дорожин Ю.Г. Узоры Северной Двины, АДТ, 2002.

  3. Изобразительное искусство для детей, сборник. (1-4 классы) - М., 2013.

  4. Каменева Е. Какого цвета радуга, Москва, 1975.

  5. Королёва. И.А. Профераисова М.Ф. Давай учиться рисовать, Москва, 1993.

  6. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 кл.: учебник. - М.: Дрофа, 2005-2007.

  7. Литвиненко В.М. Учимся рисовать, Санкт-Петербург, 2001.

  8. Михайлов А. М. Искусство акварели. М., 1995.



© 2010-2022