• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Разработка урока изобразительного искусства на тему Декоративное рисование. Сказочный букет

Разработка урока изобразительного искусства на тему Декоративное рисование. Сказочный букет

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Декоративное рисование. Сказочный букет.

Цели урока:


  1. Познакомить детей с искусством жостовских мастеров.

  2. Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.

  3. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

  4. Формировать практические умения и навыки рисования с образца.

  5. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи.

  6. Совершенствовать навыки работы с красками.

  7. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.

  8. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

  9. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

  1. Для учащихся:

  • модель для раскрашивания

  • гуашь

  • кисти

  • баночка для воды

  • салфетка

  • простой карандаш

  • стирательная резинка

  • палитра

  1. Для учителя:

  • предметы народного прикладного искусства «Жостово»

  • презентации «Сказочный букет»

План урока (40 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.

  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 20 мин.

  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

  1. Организационный

Проверка рабочих мест.

Запись на доске: Сказочный букет.

  1. Сообщение темы урока. Рассказ

- Тема нашего урока «Сказочный букет». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояло село Жостово. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все.

- Знаете ли вы, чем славиться это село?

+

- На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток - чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. В это же время берет свое начало история Жостовского промысла, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Чуть позже расписывать стали и железные подносы.

- Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь.

Подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на свою фантазию.

- Что же изображали мастера на своих подносах?

"Букеты сказочных цветов

глядят на нас с подносов звонких

И шелк волшебных лепестков

и трепет трав в сиянии тонком…

Как удивительно тепло

и хмурый день наполнен светом,

когда в руках ожившим летом

горит такое мастерство".

- В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов. Рассмотрите эти подносы. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошены на специально подготовленный фон подноса. Узнаете ли вы эти цветы, назовите их.

+ Маки, розы, лилии, анютины глазки, ромашки, колокольчики, пионы, тюльпаны, ирисы, георгины, васильки, цветы яблони.

- Вы видели, какие сложные бывают формы подносов. Выбор формы и размера очень важен, т.к. определяет композицию росписи. Специалисты насчитывают из не менее 26. Круглые, треугольные, восьмиугольные, овальные, прямоугольные, гитарные.

- Композиция подноса тоже может быть самой разнообразной. Классическая композиция узора с центральным расположением букета. Крупные цветы находятся в центре букета, их окружают цветы помельче, а по краям располагаются совсем мелкие цветы и листочки.


  1. Мастер-класс. Педагогический рисунок.

Ребята, а теперь посмотрите на доску и постарайтесь запомнить, как правильно работать кистью и цветом

1. Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т. д.

2. Замалевок. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.

3. Тенёжка. Следующий этап росписи после замалёвка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»- созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.

4. Прокладка. Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармо­ничный строй всей композиции.

5. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.

6. Чертёжка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

7. Привязка. Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

8. Уборка. Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

4. Арт-терапия

Прежде чем Вы приступите к работе я попрошу Вас закрыть глаза.

Какие чувства вы сейчас испытываете?

Представьте ваш поднос?

Подумайте, что обозначают цветы на вашем подносе?

Может они связаны с приятными воспоминаниями?

Может это ваши любимые цветы?

Медленно выдохнули.

Открыли глаза.

Приступаем к работе.


5. Практическая работа


  • Для этого возьми большой лист цветного картона. Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый.

  • Выбери одну из форм подносов и не забудь про бортик.

  • Только не спеши! Ты будешь работать гуашью или акварелью с белилами. Без белил у тебя не получится много оттенков цвета.

  • Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.

  • Пиши свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья.

  • Объедини всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.


  1. Физминутка для глаз

- Рисуем глазами восьмерку.


  1. Рефлексия. Подведение итогов.

- Сейчас мастера нашего класса продемонстрируют нам свои работы. Чей поднос вам нравится больше всех? Почему?

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…..

Был интересен тот факт что ….

Теперь я могу….

Было трудно….

Знания полученные сегодня на уроке, мне пригодятся…..

Мое настроение после урока….



© 2010-2022