- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Разработка урока изобразительного искусства на тему Декоративное рисование. Сказочный букет
Разработка урока изобразительного искусства на тему Декоративное рисование. Сказочный букет
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова А.Ю. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Декоративное рисование. Сказочный букет.
Цели урока:
-
Познакомить детей с искусством жостовских мастеров.
-
Способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
-
Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
-
Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
-
Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи.
-
Совершенствовать навыки работы с красками.
-
Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
-
Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
-
Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Оборудование:
-
Для учащихся:
-
модель для раскрашивания
-
гуашь
-
кисти
-
баночка для воды
-
салфетка
-
простой карандаш
-
стирательная резинка
-
палитра
-
Для учителя:
-
предметы народного прикладного искусства «Жостово»
-
презентации «Сказочный букет»
План урока (40 мин):
-
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
-
Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.
-
Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 20 мин.
-
Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока:
-
Организационный
Проверка рабочих мест.
Запись на доске: Сказочный букет.
-
Сообщение темы урока. Рассказ
- Тема нашего урока «Сказочный букет». Но расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояло село Жостово. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все.
- Знаете ли вы, чем славиться это село?
+
- На Руси с начала 19 века получил широкое распространение заморский напиток - чай. Он уверенно вытеснил традиционный русский сбитень и разнообразные травяные настои. Возник целый ритуал - чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. В это же время берет свое начало история Жостовского промысла, когда в ряде подмосковных сел и деревень (в их число входило и Жостово) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Чуть позже расписывать стали и железные подносы.
- Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь.
Подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.
Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на свою фантазию.
- Что же изображали мастера на своих подносах?
"Букеты сказочных цветов
глядят на нас с подносов звонких
И шелк волшебных лепестков
и трепет трав в сиянии тонком…
Как удивительно тепло
и хмурый день наполнен светом,
когда в руках ожившим летом
горит такое мастерство".
- В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов. Рассмотрите эти подносы. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошены на специально подготовленный фон подноса. Узнаете ли вы эти цветы, назовите их.
+ Маки, розы, лилии, анютины глазки, ромашки, колокольчики, пионы, тюльпаны, ирисы, георгины, васильки, цветы яблони.
- Вы видели, какие сложные бывают формы подносов. Выбор формы и размера очень важен, т.к. определяет композицию росписи. Специалисты насчитывают из не менее 26. Круглые, треугольные, восьмиугольные, овальные, прямоугольные, гитарные.
- Композиция подноса тоже может быть самой разнообразной. Классическая композиция узора с центральным расположением букета. Крупные цветы находятся в центре букета, их окружают цветы помельче, а по краям располагаются совсем мелкие цветы и листочки.
-
Мастер-класс. Педагогический рисунок.
Ребята, а теперь посмотрите на доску и постарайтесь запомнить, как правильно работать кистью и цветом
1. Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т. д.
2. Замалевок. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
3. Тенёжка. Следующий этап росписи после замалёвка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»- созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
4. Прокладка. Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
5. Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.
6. Чертёжка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
7. Привязка. Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
8. Уборка. Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
4. Арт-терапия
Прежде чем Вы приступите к работе я попрошу Вас закрыть глаза.
Какие чувства вы сейчас испытываете?
Представьте ваш поднос?
Подумайте, что обозначают цветы на вашем подносе?
Может они связаны с приятными воспоминаниями?
Может это ваши любимые цветы?
Медленно выдохнули.
Открыли глаза.
Приступаем к работе.
5. Практическая работа
-
Для этого возьми большой лист цветного картона. Подумай, какой фон тебе понадобится: черный, синий, темно-красный, зеленый или белый.
-
Выбери одну из форм подносов и не забудь про бортик.
-
Только не спеши! Ты будешь работать гуашью или акварелью с белилами. Без белил у тебя не получится много оттенков цвета.
-
Наметь композицию из крупных, средних и мелких форм. Можешь работать сразу кистью. Вспомни, как работали мастера по подмалевку. Не бойся испортить, потому что гуашью можно по просохшему слою сверху положить другой оттенок.
-
Пиши свободно сначала крупные формы. Потом помельче и листья.
-
Объедини всю композицию в одно целое завитушками, тонкими травками.
-
Физминутка для глаз
- Рисуем глазами восьмерку.
-
Рефлексия. Подведение итогов.
- Сейчас мастера нашего класса продемонстрируют нам свои работы. Чей поднос вам нравится больше всех? Почему?
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал…..
Был интересен тот факт что ….
Теперь я могу….
Было трудно….
Знания полученные сегодня на уроке, мне пригодятся…..
Мое настроение после урока….