- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Авторская дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Академия Досуга
Авторская дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Академия Досуга
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соболева О.Н. |
Дата | 03.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление образования администрации муниципального района
«Город Валуйки и Валуйский район»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Валуйского района Белгородской области
Утверждаю:
Директор МБУДО «Дом детского творчества» Валуйского района Белгородской области»
_________/ М.В.Леонова /
Приказ №17-од от « 01» сентября 2014 г.
Автор: Соболева Оксана Николаевна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Дом детского творчества»
Валуйского района Белгородской области»
п. Уразово, 2014 г.
Дополнительная, образовательная программа «Академия Досуга»: авторская, комплексная, художественно-эстетического направления.
Автор программы: педагог дополнительного образования
Соболева Оксана Николаевна
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета
МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области». Протокол №5 от 15.04.2011 г.
Председатель ______________ __________________
(подпись) Ф.И.О.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании муниципального экспертного Совета. Протокол №1от 21.01.2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
3
1.Пояснительная записка
1.1.Условия реализации программы
1.2. Этапы обучения
1.3.Формы подведения итогов и контроля
4
7
9
13
2. Учебный план
15
3. Учебно-тематический план по 1-му году обучения
16
4. Содержание 1-го года обучения
17
5. Учебно-тематический план по 2-му году обучения
23
6. Содержание 2-го года обучения
24
7. Учебно-тематический план по 3-му году обучения
30
8. Содержание 3-го года обучения
31
9. Методическое обеспечение программы
34
10. Рекомендуемый репертуар
36
11. Список литературы для педагогов
37
12. Список литературы для детей и родителей
38
ВВЕДЕНИЕ
Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и свое тело и выразить все свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Свобода и легкость движений, красота и пластичность радуют и танцоров, и зрителей. И само обучение танцу является активным творческим процессом. Преодолевая трудности, тренируя тело и осваивая лексику танца, человек познает красоту танцевального творчества. Мы живем на рубеже веков - и в танце тоже отражается веяние времени. Результатом стремительного развития бальной хореографии стал выход танца на спортивную арену. Чтобы продвигаться по пути мастерства, нужны ежедневные упорные тренировки и оттачивание движений. Не все любящие искусство танца становятся участниками соревнований. Но каждый желающий научиться танцевать может освоить минимум движений, исполнять их и получать при этом настоящее удовольствие. Систематические занятия танцами развивают фигуру и вырабатывают красивую осанку, делают все движения грациозными, а внешность - элегантной. Танцующего человека легко узнать уже по походке - самоуверенный вид, грациозная осанка, определенная манера двигаться, умение владеть телом. Танец развивает не только тело, но и способность чувствовать музыку, ритм, партнера, других танцующих. Эта «невыразимая легкость бытия» дает молодость - всегда очень трудно определить реальный возраст танцора. Ведь известно, что человек выглядит на столько лет, на сколько он себя ощущает. Если выходишь на сцену, то какое бы у тебя не было настроение, ты просто обязан «принять» правильную «стойку» и «нацепить» легкую улыбку. И постепенно входишь в образ. Различные ситуации на сцене, где надо совмещать много задач - танцевать под музыку, при этом следя за другими, развивают координацию, реакцию и самообладание. Умеющий танцевать - коммуникационный ас, танцующие и стресс снимут в танце, и сами себя познакомят естественно и непринужденно, без затрат и ненужного риска. Да и потанцевав с человеком уже один раз, сразу можно почувствовать, что он из себя представляет. И все это в игровой, ничем не обязывающей форме.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные задачи массового танцевального воспитания: гармонично развивать танцевальные способности, музыкально-двигательные и художественно-творческие, учить грамотно, музыкально, красиво и выразительно исполнять танцевальные композиции. Данная программа учитывает эти особенности общения с искусством и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Она адресована руководителям творческих объединений школ, педагогам дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению.
Данная программа разработана с учётом примерных требований к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).
Программа «Академия Досуга» рассчитана на детей 10-18 лет. Курс обучения рассчитан на 3 года. В программе сделан акцент на эстетическое и нравственное воспитание, поэтому она включает в себя разделы: хореография, актёрское мастерство, музыкально-теоретические знания, организация и проведение досуговых мероприятий.
Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к хореографическому искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем нравственной культуры обучающихся.
Материал программы, в основном состоящий из элементов бальных, народных, эстрадных танцев, способствует развитию танцевальности, музыкальности, чувства позы, знакомит учащихся со стилями и манерами разных эпох и стран. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
Авторская образовательная программа «Академия Досуга» - результат многолетней практической работы с детским коллективом. В основе программы лежит идея использования потенциала хореографического искусства, позволяющего развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития танцевальных, музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей пластики движений.
Новизна авторской образовательной программы состоит в синтезе программ по всеобщему и специальному хореографическому образованию: программа по хореографии "Танец" Москва "Просвещение"(1978 г), Браиловской Л.В. «Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв»; Диниц Е.В., Д.А. Ермаковой, О.В. Иванниковой «Азбука танцев»; Фисанович Т.М. «Танцы» и современных образовательных технологий Щурковой Н.Е. «Программа воспитания школьника» (культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога), Степанова Е.Н. и Бондаревской Е.В.
Программа способствует подъему нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Используя в программе разнообразные и доступные движения историко-бытового, бального и современного танца, элементы современной пластики, педагогу легче будет создать танцевальный репертуар, имеющий целью воспитание личности обучающегося, его гуманных чувств, нравственной направленности его сознания.
Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы. Полученные знания позволят обучающимся развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать.
Отличительной особенностью программы «Академия Досуга» является то, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о хореографическом искусстве, знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий, воспитание культуры поведения и общения, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся объединения.
В программе усиливается внимание к развитию познавательной активности обучающихся путём внедрения в обучение активных методов обучения, медиатехнологий и ИКТ.
Главная цель программы - создание условий для формирования всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Задачи программы:
-
приобщение обучающихся к хореографическому искусству в процессе освоения различных танцевальных направлений (бальный танец, эстрадно-джазовый танец);
-
развитие гибкости, координации движений, психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации обучающихся;
-
развитие творческой активности подростка, поддержка его творческого роста в специально конструируемых педагогических условиях;
-
духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие обучающихся средствами современной русской и зарубежной музыки;
-
обучение подростка коммуникативным умениям, совершенствование навыков общения в различных ситуациях;
-
активное содействие школам и Дому детского творчества в культурно-воспитательной работе.
Программа «Академия Досуга» строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Подросток принимает активное участие в жизнедеятельности объединения:
-
обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год;
-
добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип связи с жизнью. Воспитанники на основании личного опыта и опыта приобретенного в процессе обучения, должен быть активным участником социальной жизни в классе, в школе и в любом другом детском коллективе. Благодаря активному участию подростка в досуговой деятельности ДДТ и за его пределами, совместным посещениям фильмов, спектаклей, прослушиванием аудиокассет, просмотрам видеокассет, в тематических беседах формируется его внутренняя позиция, активно складывается его собственное отношение к окружающему миру и к самому себе.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, DVD диски.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Для организации разумного досуга в программе предусмотрены законы досуговой деятельности:
-
Диалектическое соотношение пространства, времени, содержания и кадров.
-
Закон отражения («зеркальности») окружающего мира.
-
Закон сочетания продуктивного и непродуктивного.
-
Закон творческой энергетики, т.е. реализации творческих возможностей.
Программа «Академия Досуга» включает несколько основных разделов:
-
История развития хореографии.
-
Разминка, или элементы музыкальной грамоты.
-
Организация и проведение массовых мероприятий.
-
Современный и бальный танец.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые - должны получить воспитанники в процессе обучения (знания о музыкальной грамоте, выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танцев различных эпох и народов, знания по танцевальному этикету, методике организации массовых мероприятий). В практическую часть входит перечень умений и навыков, упражнений, движений, танцев.
1.1. Условия реализации программы
Количество детей в группах - 12-15 человек. Рекомендуемый возраст детей от 10-18 лет.
Согласно Приложения №3 к СанПиНу 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий по программе таков: 45 минут занятий, 10 минут перерыв, 45 минут занятий.
Занятия в группах проводятся:
-
1-й год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.
-
2 и 3-й год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа, или 2 раза в неделю по 3 часа.
В объединение принимаются физически здоровые дети без специального отбора, но, учитывая, что спортивные танцы - это, прежде всего физическая нагрузка, нужно учитывать медицинские противопоказания:
-
Ишемическая болезнь сердца II, III степени и недавние сердечные приступы.
-
Тяжелая сердечная недостаточность как результат ревматического заболевания.
-
Определенные типы врожденного порока сердца.
-
Высокое кровяное давление, устойчивое к терапии.
-
Сердце, гипертрофированное вследствие высокого кровяного давления.
-
Тяжелая аритмия сердца, требующая постоянного наблюдения.
-
Определенные формы диабета, сопровождающиеся колебаниями сахара в крови.
-
Некоторые инфекционные заболевания в стадии обострения.
1.2. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
Срок реализации программы - 3 года. Выполнение программы рассчитано на 144 учебных часа (1-й год обучения) и на 216 учебных часов (2-й и 3-й год обучения).
Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой:
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, в течение которого обучающимся следует усвоить определенный минимум умений, знаний, навыков, сведений по хореографии. Эти уровни отличаются техническими средствами обучения, дидактическими и наглядными материалами.
1-й год обучения - начальная ступень «Аз, буки, веди»
Основными задачами этого этапа являются: выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, развитие творческих способностей учащегося средствами музыкального искусства; развитие его природных задатков и способностей; обучение подростка коммуникативным умениям;
В течение первого года воспитанники открывают для себя поведение (действие) как основной вид творчества. Основной формой работы на первом этапе являются репетиции, музыкальные игры и упражнения - импровизации. На этом этапе обучения обучающиеся знакомятся с танцевальными ритмами, а также элементами движений современных и бальных танцев, приобретают умения и навыки ансамблевого исполнения и знакомятся с основными методами и формами проведения и организации мероприятий.
На начальном этапе обучения особенно активно применяется эмпирический метод - метод подражания: «делай, как я тебе показываю».
По завершении 1 года обучения обучающиеся должны знать:
-
позиции ног и рук в бальном танце;
-
историю хореографического искусства;
-
основы танцевальной этики;
-
методику организации и проведения массовых мероприятий.
-
многообразие выразительных средств (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление);
-
правила и логику перестроения из одних рисунков в другие, логику поворотов вправо, влево.
-
Элементы современных и бальных танцев.
Должны уметь:
-
различать особенности джазовых, латиноамериканских и европейских танцев;
-
использовать полученные знания в постановочных танцах;
-
коллективно выполнять задания;
-
благородно, вежливо обращаться к партнёру;
-
выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм;
-
анализировать свою работу и работу товарищей.
Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: показ разминки и исполнение воспитанниками хореографической композиции (короткой), демонстрирующей владение основными элементами выученных танцев.
2-й год обучения - расширенная ступень БРОНЗОВЫЙ УРОВЕНЬ «Тропинками творчества» - основная цель - углубленное изучение и овладение хореографическим мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, совершенствование навыков организации и проведения досуговых мероприятий; воспитание творческой активности подростка, поддержка его творческого роста в специально конструируемых педагогических условиях.
В течение второго года обучения - выразительность и яркость поведения как основа выступления перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции. На этом этапе обучения воспитанники продолжают знакомство с танцевальными ритмами, а также элементами движений современных и бальных танцев продолжается работа над совершенствованием умений и навыков коллективного исполнения и продолжается работа над основными умениями и навыками работы на сцене.
По завершении 2 года обучения обучающиеся должны знать:
-
правила постановки рук, ног в бальном танце;
-
характерные движения рук и ног в бальных танцах;
-
основы танцевальной этики;
-
методику организации и проведения массовых мероприятий;
-
правила и логика перестроения из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо, влево;
-
особенности сценического воображения;
-
особенности контрастной музыки: быстрая, медленная, веселая грустная.
-
продолжить знакомство с современными и бальными танцами;
-
виды грима.
Должны уметь:
-
Распределять пространство сцены.
-
Соотносить пространственные построения с музыкой;
-
Исполнять основные движения бального танца «Венский Вальс» - простая перемена (левый квадрат, правый квадрат), левый и правый поворот;
-
Исполнять основные движения современных танцев;
-
Составлять танцевальные композиции с выученными элементами;
-
Взаимодействовать с партнером, создавать образ танца;
-
Анализировать работу свою и товарищей;
-
Накладывать сценический грим.
Содержание занятия-зачета: музыкальный спектакль или открытое занятие, включающее: исполнение воспитанниками выученных танцев и выступление обучающихся в качестве ведущих и организаторов мероприятия.
3-й год обучения - допрофессиональная ступень СЕРЕБРЯННЫЙ УРОВЕНЬ «Полёт фантазии»
Цель ступени - закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию обучающихся на исполнительскую работу, создания «характера» на сцене и разучивания танцев.
Основной формой работы является постановка танцев, репетиции, проведение вечеров и мероприятий.
Построение программы по крупным блокам тем - «История развития хореографии», «Ритмика, или элементы музыкальной грамоты», «Организация и проведение массовых мероприятий», «Исторический и современный танец» - позволит педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми.
По завершении 3 года обучения воспитанники должны знать:
-
основы танцевальной этики;
-
методику организации и проведения массовых мероприятий;
-
продолжить знакомство с историческими бальными танцами;
-
особенности сценического воображения.
Должны уметь:
-
Выполнять основные элементы современных и бальных танцев;
-
Перестраиваться из одних рисунков в другие;
-
Использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач;
-
Точно соблюдать хореографию при исполнении;
-
Культурно воспринимать реакцию зрителей;
-
Самостоятельно работать над составлением танцевальных композиций, вносить корректировку в исполнение своей партии в танце.
1.3. Формы подведения итогов и контроля
Программой предусмотрены разные виды контроля:
-
текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
-
промежуточный - праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в Доме детского творчества;
-
итоговый - открытые занятия, конкурсы, фестивали.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений являются мероприятия отчетные концерты, выступления воспитанников в школах, Домах культуры, на избирательных участках, в дни празднеств; помощь своим товарищам по коллективу при разучивании танцев, замена заболевших, шефство старших ребят над младшими, самостоятельная работа по созданию танцев, исполняемых в своей учреждении.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является открытое досуговое мероприятие.
Контроль знаний и умений обучающихся проводится в форме отчётного хореографического спектакля, тестирования, рефератов, творческих конкурсов, экзамена.
Обучающиеся третьего года обучения участвуют в составлении хореографических композиций, творческих заданий для учащихся 1-2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из форм проведения итогового контроля.
При анализе уровня усвоения программного материала педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:
-
максимальный - программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных и районных конкурсов и т.д.);
-
средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества, посёлка.
-
минимальный - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Обучающиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о хореографическом искусстве, теоретические знания и практические навыки:
-
пользования понятиями и терминами: «эвритмия», «позиция», «движение по линии танца, против линии танца, по диагонали», «полуоборот, полный оборот», «такт», «темп», «аллегро», «анданте», «ритм», «ритмическое деление» и т.д.;
-
использование полученных практических навыков при работе над образами в танце;
-
использование полученных практических навыков при работе над сценическим образом - гримом, костюмом, прической;
-
использование необходимых артистических навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
-
владения необходимыми навыками пластической выразительности;
-
активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом - оформлении сцены, подготовке мероприятий, изготовлении костюмов, записей фонограмм.
А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.
Лучшие пары, успешно прошедшие все этапы обучения по этой программе переводятся на следующий уровень обучения - индивидуальный. Эти обучающиеся будут обучаться по специально разработанной программе индивидуального обучения «Золотой уровень».
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Раздел
Количество часов
1 год
2 год
3 год
Вводное занятие.
2
2
2
История хореографии
10
10
9
Ритмика, или элементы музыкальной грамоты
30
33
15
Современный эстрадный танец
25
69
62
Исторический и современный бальный танец
17
24
12
Репетиционный период
38
58
86
Организация и проведение массовых мероприятий Психологические практикумы
12
9
18
Экскурсии
8
9
10
Итоговое занятие
2
2
2
ВСЕГО:
144
216
216
3. Учебно-тематический план (1-й год обучения)
№ п.п
Тема
Теоретическая часть
Кол.
час
Практическая часть
Кол.
час
всего
1.
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы.
1
Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения»
1
2
2.
История развития танцев
Первоначальные представления о хореографии как виде искусства.
4
Просмотр слайдов и видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников
6
10
3.
Ритмика, или элементы музыкальной грамоты
Характер музыки, темп
Значение поведения в хореографическом искусстве
6
Ритмические упражнения с музыкальным заданием
24
30
4.
Современный эстрадный танец
Первоначальные сведения по современному танцу.
6
Разучивание элементов эстрадных танцев
19
25
5.
Исторический и современный бальный танец
Первоначальные сведения по историческому и современному бальному танцу.
6
Разучивание элементов танцев «Макарена», «Ламбада», «Вальс Дружбы», «Французский вальс», «Фигурный вальс».
11
17
6.
Репетиционный период
6
Отработка выученных композиций: репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
32
38
7.
Организация и проведение массовых мероприятий
Тематическое планирование, уточнение планов. Подготовка мероприятий.
4
Проведение мероприятий. Участие в праздниках ДДТ.
8
12
8.
Экскурсии
8
Итоговое занятие
2
ИТОГО:
33
111
144
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1-й год обучения)
1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа
Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с хореографией как видом искусства.
Практическая работа: Просмотр творческих работ, DVD и видеофильмов с танцевальными композициями, мероприятиями выпускников.
Форма проведения занятия - презентация коллектива.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: DVD и видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История хореографии. Хореография как вид искусства - 10 часов
2.1.Первоначальные представления о хореографии как виде искусства.
Теория: Знакомство с искусством хореографии. Музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл). Когда возник балет. Первые балеты. Балеты П.Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Либретто балета. Идеи добра и зла, персонажи - носители идей спектаклей. Известные исполнители. Знакомство с современными хореографическими группами.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о хореографии как о виде искусства. Просмотр отрывков балетов П.Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Прослушивание фрагментов из балета. Оформление альбомов фотографиями из балетов. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD - диски с записями концертов.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.
2.2. Танец как одно из древнейших искусств
Теория: Как возникли танцы. Как танцевал первобытный человек? Танец в религиозной практике. Танцы древних греков и римлян. Как танцевали на Руси. Народный танец. Самый продолжительный танец.
Практическая работа: просмотр слайдов и видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников, игра «Определи эпоху», составление папки - раскладушки, зарисовка фильма «История танца».
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD - диски с танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации
2.3. Танец - искусство коллективное
Теория: Ваш выход на паркет. Этикет в танцзале. Что нужно для успешного вечера. Знакомство с профессиями: гримеры, костюмеры. Хореографическая композиция - результат коллективного творчества. Основные требования, предъявляемые к исполнителю танцев: музыкальность, грамотность, красота и выразительность. Понятие об интервалах. Понятие о движении по линии танца и обратно. Понятие о ведущей роли мальчика в парном танце. Понятие об ансамбле.
Практическая работа: творческие задания на создание эскизов декораций и костюмов. Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один.» Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: заочная экскурсия по сценическим цехам.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD - диски.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по закулисью».
3. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты - 30 часов
3.1. Характер музыки, темп
Теория: Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато-стаккато. Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, умеренно, быстро, громко, очень громко).Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении. Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части (в частях тема), музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.
Практическая работа: Прослушивание музыки, определение ее характера, отражение в движении разнообразных оттенков характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Выполнение движений в разных темпах. Выполнение движений с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Начало и окончание движения вместе с музыкой, различение музыкальных частей. Движение в различных темпах. Определение характера музыки словами и передача изменения характера в движении. Передача в движении динамических оттенков, стаккато - легато, акцента.
Построения и перестроения. Построение в колонну по одному и по два, перестроения из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах. Построение в шеренгу, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, построение «цепочкой», построение «воротца». Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: игровые формы, ритмические упражнения.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в хореографическом искусстве.
Теория: возможности артиста «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация
-
Строение музыкальной речи
(музыкальная фраза, предложение)
Теория:. Строение музыкальной речи (музыкальная фраза, предложение); длительности (целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые); ритмический рисунок.
Практическая работа: Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Передача в движении длительностей и ритмического рисунка.
Построения и перестроения. Перестроение из колонны по одному в колонну по три (тройки), по четыре (четверки) на месте и в движении. Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки. Перестроения в парах: обход одним партнером другого; до - за - до и др. Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног. Разучивание разминки плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4.Современный эстрадный танец - 25 часов
Первоначальные сведения по современному танцу.
Теория: Танец-модерн и джазовый танец
Практическая работа: изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных - плоскостных (шеренга, колонна), объёмных (круг, «цепочка»); линейных (плоскостных) - шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная; объёмных - круг; «цепочка»; изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в одноплановые: танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки. Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 4/4. Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.
Разучивание хореографических композиций.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.
5.Исторический и современный бальный танец - 17 часов
5.1.Первоначальные сведения по историческому бальному танцу.
Теория: Систематизация знаний по историческому танцу XVIII-XIX вв. Происхождение, характерные особенности музыки и танцевальной лексики, манера исполнения танцев разных эпох. Особенности старого танца XVIII века - гавота. Поклоны, позы, шаги. Старые костюмы и прически, манера движений персонажей в сказках спектаклях-балетах «Золушка», «Спящая красавица».
Практическая работа: Поклоны и реверанс XVIII (показ педагога). Простейшая композиция гавота (падеграс). Поклоны - для девочек, шаг с приставкой и наклон головы для мальчиков. Па галопа (боковые) по 6-й позиции. Па галопа по 3-й открытой позиции, шаг полонеза.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.
5.2.Современный бальный танец
Теория: Первоначальные сведения о современном бальном танце, отечественном и зарубежном. Правила поведения партнёра и партнёрши. Настрой в танце, понятие о принципах «ведение партнёра» и «подчинение партёрши». Позиции в паре (стойка). Закрытая позиция. Позиция променада.
Практическая работа: Современные бальные танцы: «Русский лирический» Л. Степановой; «Фигурный вальс», свободная композиция: «Разрешите пригласить». Разучивание элементов танцев «Макарена», «Ламбада», «Вальс Дружбы», «Французский вальс», «Фигурный вальс». Бальный танец - основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание историко-бытовых танцев: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Точность выполнения фигуры «ручеек». Хоровод. Фигура «ручеек».Четкость выполнения танцевальных движений. Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс». Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре». Тренинги: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Танцевальные композиции: «День рождения», «Дом игрушки», «Воздушный шарик».
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.
6.Репетиционный период - 38 часов
Практическая работа: Отработка выученных композиций: репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции со световым оформлением, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: концерты (первый показ на зрителя). Обсуждение концерта (участвуют все артисты, все службы).
7. Организация и проведение досуговых мероприятий - 12 часов
Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа: Совместное обсуждение и оценка сделанного. Выявление ошибок. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Оформление художественных номеров. Оформление газеты «В мире музыки».
Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.
Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок
Дидактический материал : сценарии.
Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.
8. Экскурсии - 8 часов.
Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение храмов посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о проведенных экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.
Форма проведения занятий: Экскурсия.
Приёмы и методы: наглядный.
Дидактический материал: репродукции.
Форма подведения итогов: творческий отчёт
9. Итоговое занятие - 2 часа
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: концертное выступление: исполнение выученных хореографических композиций
Форма проведения занятия: блиц-турнир, концерт.
Приёмы и методы: анализ, создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал : текст викторины, костюмы, грим.
Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.
5. Учебно-тематический план (2-й год обучения)
№ п.п
Тема
Теоретическая часть
Кол
час
Практическая часть
Кол
час
всего
1.
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы.
1
Анкета «Ваши предложения по работе кружка»
1
2
2.
История хореографии. Хореография как вид искусства
Танец в литературе.
Эвритмия
Танцы современности
4
Просмотр слайдов и видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников
6
10
3.
Ритмика. Элементы музыкальной грамоты
Музыкальные размеры
Значение поведения в хореографическом искусстве.
6
Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Передача в движении длительностей и ритмического рисунка.
27
33
4.
Современный эстрадный танец
Продолжение знакомства с направлениями современного танца.
6
Разучивание элементов эстрадных танцев
63
69
5.
Исторический и современный бальный танец
Расширение представлений по историческому танцу XIX вв.
Истории танцев «Венский вальс», «Рок-н-ролл», «Ча-Ча-Ча», «Самба».
6
Разучивание танцев «Венский вальс», «Рок-н-ролл», «Ча-Ча-Ча», «Самба».
18
24
6.
Репетиционный период.
Сценический грим и костюм
6
Приемы накладывания грима. Создание эскизов костюма. Репетиции.
52
58
7.
Организация и проведение досуговых мероприятий
9
9
8.
Экскурсии, беседы.
9
9
9.
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО:
29
187
216
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(2-й год обучения)
1.Вводное занятие. - 2 часа
Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2-ом году обучения.
Практическая работа: Участие детей в мероприятии «День открытых дверей».
Форма проведения занятия - игра-путешествие.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.
Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.
Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История хореографии. Хореография как вид искусства - 10 ч.
2.1.Танец в литературе.
Теория: Чтение отрывков из произведений: Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Морская кадриль», Генрих Гесс, А. Толстой «Война и мир», «Вавила и скоморохи» М.Д. Кривополенова, русские народные сказки, описание танцующих в Библии.
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о хореографии как виде искусства.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: фотографии, иллюстрации, книги Л. Кэрролла, Генрих Гесс, А. Толстой и др.
Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные работы по данной теме (рефераты).
2.2. Эвритмия
Теория: Эвритмия - новое искусство движения. Рудольф Штейнер «расшифровал» стихи, прозу, музыку. Айседора Дункан и «новый танец». Советские бальные танцы: «Русский лирический», «Сударушка», «Рилио», «Гуяна», «Ятраночка» и т.д.
Практическая работа: просмотр слайдов и видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников, составление папки - раскладушки, зарисовка фильма «Советские бальные танцы».
Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD - диски с танцами.
Форма подведения итогов: игры-импровизации
3. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты - 33 часа
3.1. Характер, темп, динамические оттенки в музыке и передача их в движении
Теория: Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер. Метроритм. Понятие об акценте, метрической пульсации; паузах, длительности, ритмическом рисунке, метре. Акценты, метрическая пульсация, пауза. Ритмические рисунки, состоящие из четвертей, восьмых, половинных и целых.
Практическая работа: Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Передача в движении характера музыки, размера и ритмического рисунка. Определение на слух музыкального размера. Отсчет тактов и определение затактового построения. Прослушивание и анализ музыки разучиваемых танцев. Построения и перестроения. Построение из одного круга в два. Движение в колонны по диагонали с переходом в центре через одного. Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».
Формы проведения занятий: игровые формы, ритмические упражнения.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.
3.2. Значение поведения в хореографическом искусстве.
Теория: Роль музыки в танце. Понятие о танцевальных жанрах (менуэт, полонез, полька, вальс, мазурка, фокстрот, румба и т.д.). Некоторые сведения о джазовой музыке.
Практическая работа: Прослушивание и разбор музыки. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация
-
Динамические оттенки в музыке
Теория: Динамические оттенки в музыке. Форте - меццо, форте-фортиссимо; пиано-меццо пиано-пианниссимо. Крещендо - усиление; диминуэндо - ослабление. Ритмические рисунки в движении (сочетание четвертей и восьмых).
Практическая работа: Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Передача в движении длительностей и ритмического рисунка.
Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног. Прослушивание в записи музыки композиторов-классиков, современных композиторов.
Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятие-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
-
Современный танец
Теория: Рейтинг международной федерации спортивного бального танца IDSF (International DanceSport Federational). Статья М.М. Бонч-Томашевского о танго. Студия и клубы спортивных бальных танцев. Танцы современности - вальс и брейк, миренга и танго, восточный танец живота и русская пляска.
Практическая работа: просмотр слайдов и видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников, составление папки - раскладушки, зарисовка фильма «Современные танцы». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ работы своей и товарищей. Упражнение: «Я сегодня - это».
Основные элементы эстрадных танцев. Составление и разучивание танцевальной композиции с выученными элементами. Четкость выполнения танцевальных движений.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD - диски.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по истории хореографии», концертные номера..
5.Исторический и современный бальный танец - 84 часа
5. 1. Исторический бальный танец. Танцевальные жанры XIX в.
Теория: Расширение представлений по историческому танцу XIX вв. Происхождение, характерные особенности музыки и танцевальной лексики, манера исполнения танцев разных эпох. Исторический бальный танец: «Полька», «Вальс в два па», «Вальс в три па», «Мазурка».
Практическая работа: разучивание основных элементов бальных танцев: «Полька», свободная композиция на разученных элементах; «Вальс в два па», «Вальс в три па», свободная композиция; «Мазурка», свободная композиция на пройденных элементах. Показ презентации «ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XIX ВЕКА». Просмотр видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.
5.2.Современный бальный танец
Теория: Повторение правил поведения партнёра и партнёрши, позиции в паре (стойка): закрытая позиция, позиция променада.
Продолжение знакомства с бальными танцами европейской и латиноамериканской программы. Истории танцев «Венский вальс», «Рок-н-ролл», «Ча-Ча-Ча», «Самба».
Практическая работа: Основные элементы бальных и эстрадных танцев. Составление и разучивание танцевальной композиции с выученными элементами. Четкость выполнения танцевальных движений.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.
6. Репетиционный период. Сценический грим и костюм - 58 часов.
6. 1. Сценический грим. Сценический костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Костюм - один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.
Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для танца. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Создание эскизов костюмов для танца.
Формы проведения занятий: творческие лаборатории
Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный
Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши, иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.
Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима, рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
6.3. Репетиционный период
Практическая работа: репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции со световым оформлением, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: концерты (первый показ на зрителя). Обсуждение концерта (участвуют все артисты, все службы).
7. Организация и проведение досуговых мероприятий - 9 часов
Теория: Продолжение знакомства с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа: Совместное обсуждение и оценка сделанного. Выявление ошибок. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Оформление художественных номеров. Оформление газеты «В мире музыки».
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: сценарии, литература для сценариев, музыкальное оформление, декорации.
Форма подведения итогов: проведение мероприятий внутри учреждения.
8. Экскурсии - 9 часов.
Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение храмов посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о проведенных экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.
Форма проведения занятий: Экскурсия.
Приёмы и методы: наглядный.
Дидактический материал: репродукции.
Форма подведения итогов: творческий отчёт
9. Итоговое занятие - 2 часа
Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.
Практическая работа: сочинение на тему «Мой коллектив», концертное выступление: исполнение выученных хореографических композиций
Форма проведения занятия: блиц-турнир, концерт.
Приёмы и методы: анализ, создание ситуации достижения и успеха.
Дидактический материал : текст викторины, костюмы, грим.
Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.
7. Учебно-тематический план (3-й год обучения)
№ п.п
Тема
Теоретическая часть
Кол
час
Практическая часть
Кол
час
всего
1.
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы.
1
Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения»
1
2
2.
Продолжение знакомства с хореографией как видом искусства.
«Краткий обзор современных направлений эстрадной и джазовой музыки»;
3
Использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о хореографии как виде искусства.
6
9
3.
Ритмика. Элементы музыкальной грамоты
Закрепление знаний и навыков второго года обучения. Знакомство с новыми танцевальными ритмами.
3
Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку.
12
15
4.
Современный эстрадный танец
Продолжение знакомства с направлениями современного танца.
4
Разучивание элементов эстрадных танцев
58
62
5.
Современный бальный танец
История бальных танцев европейской и латиноамериканской программы
2
«Медленный вальс», «Ча-Ча-Ча», «Самба».
10
12
6.
Репетиционный период
Отработка полученных умений в хореографических композициях
86
86
7.
Организация и проведение досуговых мероприятий
Тематическое планирование, разработка сценариев.
Подготовка досуговых мероприятий внутри учреждения
18
18
8.
Экскурсии, беседы.
10
9.
Выпускной экзамен
2
ИТОГО:
15
189
216
8. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(3-й год обучения)
1.Вводное занятие - 2 часа
Теория: Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.
Практика: Показ хореографической композиции для воспитанников 1-го года обучения..
Форма проведения занятия: выставка, мини-конференция.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, наглядный, словесный, игровой.
Дидактический материал: фото, иллюстрации.
Формы подведения итогов: анкетирование, беседа.
2. История хореографии. Продолжение знакомства с хореографией как видом искусства - 9 часов.
Теория: Беседы на темы: «Краткий обзор современных направлений эстрадной и джазовой музыки»; «Танец сегодня», «История латиноамериканских танцев», «Современные исполнители, популярные хореографические группы». «Современная эстрада», «Мы и культура».
Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о хореографии как виде искусства.
Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.
Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Дидактический материал: фотографии, DVD, CD - диски.
Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по истории хореографии».
3. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты - 15 часов
Теория: Закрепление знаний и навыков второго года обучения. Знакомство с новыми танцевальными ритмами.
Практическая работа: Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Передача в движении длительностей и ритмического рисунка.
Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног. Прослушивание в записи музыки композиторов-классиков, современных композиторов.
Формы проведения занятий: тренировки, занятия-зачёт.
Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: карточки с заданиями.
Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.
4.Современный эстрадный танец - 62 часа
Теория: Уличные танцы, Хип-хоп, Дап-степ.
Практическая работа: Основные элементы эстрадных танцев. Составление и разучивание танцевальной композиции с выученными элементами. Четкость выполнения танцевальных движений.
Разучивание хореографических композиций.
Формы проведения занятий: групповые
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение хореографических композиций.
4. Современный бальный танец - 12 часов
Теория: Продолжение знакомства с бальными танцами европейской и латиноамериканской программы. Истории танцев «Медленный вальс», «Ча-Ча-Ча», «Самба».
Практическая работа: Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм.
Позиции рук, позиции ног. Создание «характера» на сцене и разучивания танцев Самба - корте-джако, вольта спот-поворот, закрытые роки. «Ча-ча-ча» - спот-поворот, веер, хоккейная клюшка, алемана, раскрытие (или «Нью-Йорк»). Основы европейского бального танца «Медленный вальс»- закрытая перемена, правый поворот, левый поворот, перемена.
Формы проведения занятий: групповые, игровые.
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.
Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.
5. Репетиционный период - 86 часов.
Практическая работа: отработка полученных умений в хореографических композициях, репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции со световым оформлением, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Формы проведения занятий: репетиции
Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.
Форма подведения итогов: концерты (первый показ на зрителя). Обсуждение концерта (участвуют все артисты, все службы).
6. Организация и проведение досуговых мероприятий - 18 часов
Теория: Продолжение знакомства с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практическая работа: Совместное обсуждение и оценка сделанного. Выявление ошибок. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Оформление художественных номеров. Оформление газеты «В мире музыки».
Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.
Дидактический материал: сценарии, литература для сценариев, музыкальное оформление, декорации.
Форма подведения итогов: проведение мероприятий внутри учреждения.
7. Экскурсии - 10 часов.
Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение храмов посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о проведенных экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.
Форма проведения занятий: Экскурсия.
Приёмы и методы: наглядный.
Дидактический материал: репродукции.
Форма подведения итогов: творческий отчёт
8. Выпускной экзамен - 2 часа
Итоговый результат выпускного экзамена выводится на основании трех оценок:
-
За участие в концертах (качество и количество);
-
За устный ответ по истории хореографии;
-
За исполнение репертуара на экзамене-концерте.
10. Методическое обеспечение программы
«Академия Досуга»
При реализации программы «Академия Досуга» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видео и DVD фильмов); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное усложнение движений и увеличение физических нагрузок), метод игрового содержания, метод импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные занятия в парах, теоретические, практические, игровые, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устные журналы, экскурсии, занятия-путешествия, занятия - зачёты, экзаменационные показы.
Распределение форм и методов по годам и темам программы:
Раздел
Формы проведения
Приёмы и методы
История хореографии
Групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория, заочная экскурсия,
Метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, репродуктивный,
Ритмика
Тренировки, занятия-зачёт.
Метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.
Современный бальный танец
Групповые, игровые, занятие-зачёт.
Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации
Репетиционный период
Репетиции.
Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации, эвристический, проблемный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, метод полных нагрузок.
Мероприятия и психологические практикумы
Вечера, праздники, конкурсы, практикумы.
Эвристический, метод полных нагрузок
Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы сценического костюма, реквизита; просторное помещение с деревянным некрашеным полом, оборудованное специальными станками и зеркалами с хорошей вентиляцией, комната для переодевания, аппаратура для музыкального оформления, видеомагнитофон и DVD .
Костюмы для занятий и специальную обувь воспитанники приобретают сами по указанию руководителя.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстративный и демонстрационный материал:
-
иллюстрации, репродукции к темам по истории танцев;
-
демонстрационный материал по темам «Латиноамериканские танцы», «Разминка, или элементы музыкальной грамоты», «Учимся танцевать».
-
таблицы, схемы «Основные позиции ног в бальном танце», «Позиции в паре»;
раздаточный материал:
-
карточки с упражнениями по теме «Как разучить танец по записи»;
-
карточки с заданиями к разделу «Этапы развития бального танца»;
-
вспомогательные таблицы;
материалы для проверки освоения программы:
-
карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам программы;
-
творческие задания;
-
тесты по разделу «История хореографии»;
-
кроссворды, викторины и др.
В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, вечера-встречи с деятелями хореографического искусства, воспитательные мероприятия, психологические тренинги, посещение концертов, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению.
11. Рекомендуемый репертуар
1-й год обучения:
-
«Полонез»
-
«Макарена»
-
«Ламбада»
-
«Прогулка по Парижу» (вальс)
-
«Маленькие человечки»
2-й год обучения:
-
«Полька»
-
«Мы любим буги-вуги»
-
«Стилизованный танец»
-
«Кошки».
3-й год обучения:
-
Композиция «Я и Ты»
-
Композиция «Свобода»
-
Композиция «Шаг вперёд»
4.Композиция «Ах, мамочка».
Литература для педагогов
-
Азбука танцев / Авт.сост. Е.В. Диниц, Д.А.Ермаков, О.В. Иванникова. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.-286, ил.
-
Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв /Серия «Стильные штучки». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.
-
Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. - М., Просвещение, 1973.
-
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.
-
Гурова Н.Н. Учебное издание. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ- М.: «Просвещение», 1987 - 174 с.
-
Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608 с.
-
Овчиннникова Т.Н. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. - М.: «Просвещение», 1978 - 174 с.
-
Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. - 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
-
«Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель, 2004г
-
Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. - М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
-
Фисанович Т.М. Танцы.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. - 160 с.: ил.
-
Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов - М., 1989.- 347с.
Литература для детей и родителей
-
Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый - звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
-
Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
-
Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982. - 56 с.
-
Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.- 135 с.
-
Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002. - 246 с.
-
Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.
-
Фисанович Т.М. Хочу быть стройной.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. - 160 с.: ил.
-
Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.