• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Авторская дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Академия Досуга

Авторская дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Академия Досуга

Программа «Академия Досуга» рассчитана на детей 10-18 лет.  Курс обучения рассчитан на 3 года. В программе сделан акцент на эстетическое и нравственное воспитание, поэтому она включает в себя разделы: хореография, актёрское мастерство, музыкально-теоретические знания, организация и проведение досуговых мероприятий.    Материал программы, в основном состоящий из элементов бальных, народных, эстрадных  танцев, способствует развитию танцевальности, музы­кальности, чувства позы, знакомит учащихся со стилями и мане­рами разных эпох и стран. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей. Авторская образовательная программа «Академия Досуга» – результат многолетней практической работы с детским коллективом. В основе программы лежит идея  использования потенциала хореографического искусства, позволяющего развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития танцевальных, музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей пластики движений.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Управление образования администрации муниципального района

«Город Валуйки и Валуйский район»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

Валуйского района Белгородской области





Утверждаю:



Директор МБУДО «Дом детского творчества» Валуйского района Белгородской области»

_________/ М.В.Леонова /



Приказ №17-од от « 01» сентября 2014 г.







Авторская дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Академия Досуга






Автор: Соболева Оксана Николаевна

педагог дополнительного образования

МБУДО «Дом детского творчества»

Валуйского района Белгородской области»







п. Уразово, 2014 г.



Дополнительная, образовательная программа «Академия Досуга»: авторская, комплексная, художественно-эстетического направления.

Автор программы: педагог дополнительного образования

Соболева Оксана Николаевна

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета

МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области». Протокол №5 от 15.04.2011 г.

Председатель ______________ __________________

(подпись) Ф.И.О.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании муниципального экспертного Совета. Протокол №1от 21.01.2011 г.





















ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

3

1.Пояснительная записка

1.1.Условия реализации программы

1.2. Этапы обучения

1.3.Формы подведения итогов и контроля

4

7

9

13

2. Учебный план

15

3. Учебно-тематический план по 1-му году обучения

16

4. Содержание 1-го года обучения

17

5. Учебно-тематический план по 2-му году обучения

23

6. Содержание 2-го года обучения

24

7. Учебно-тематический план по 3-му году обучения

30

8. Содержание 3-го года обучения

31

9. Методическое обеспечение программы

34

10. Рекомендуемый репертуар

36

11. Список литературы для педагогов

37

12. Список литературы для детей и родителей

38






ВВЕДЕНИЕ

Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие. Именно в танце можно познать свой дух и свое тело и выразить все свои чувства. Танцующий стремится выразить свои настроения и эмоции в пластически красивой и эстетически совершенной форме. Свобода и легкость движений, красота и пластичность радуют и танцоров, и зрителей. И само обучение танцу является активным творческим процессом. Преодолевая трудности, тренируя тело и осваивая лексику танца, человек познает красоту танцевального творчества. Мы живем на рубеже веков - и в танце тоже отражается веяние времени. Результатом стремительного развития бальной хо­реографии стал выход танца на спортивную арену. Чтобы про­двигаться по пути мастерства, нужны ежедневные упорные тренировки и оттачивание движений. Не все любящие искус­ство танца становятся участниками соревнований. Но каждый желающий научиться танцевать может освоить минимум дви­жений, исполнять их и получать при этом настоящее удоволь­ствие. Систематические занятия танцами развивают фигуру и вырабатывают красивую осанку, делают все движения граци­озными, а внешность - элегантной. Танцующего человека легко узнать уже по походке - самоуверенный вид, грациозная осанка, определенная ма­нера двигаться, умение владеть телом. Танец развива­ет не только тело, но и способность чувствовать музыку, ритм, партнера, других танцующих. Эта «невыразимая легкость бытия» дает молодость - всегда очень трудно определить реальный возраст танцора. Ведь известно, что человек выглядит на столько лет, на сколько он себя ощущает. Если выходишь на сцену, то какое бы у тебя не было настроение, ты просто обязан «принять» правильную «стойку» и «нацепить» легкую улыбку. И постепенно входишь в образ. Различные ситуации на сцене, где надо совмещать много задач - танцевать под музыку, при этом следя за другими, развивают координа­цию, реакцию и самообладание. Умеющий танцевать - коммуникационный ас, танцующие и стресс снимут в танце, и сами себя познакомят естественно и непринужденно, без затрат и ненужного риска. Да и потанцевав с челове­ком уже один раз, сразу можно почувствовать, что он из себя представляет. И все это в игровой, ничем не обязы­вающей форме.






1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основные задачи массового танцевального воспитания: гармонично развивать танцевальные способности, музыкально-двигательные и художественно-творческие, учить грамотно, музыкально, красиво и выразительно исполнять танцевальные композиции. Данная программа учитывает эти особенности общения с искусством и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Она адресована руководителям творческих объединений школ, педагогам дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению.

Данная программа разработана с учётом примерных требований к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект (из письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844).

Программа «Академия Досуга» рассчитана на детей 10-18 лет. Курс обучения рассчитан на 3 года. В программе сделан акцент на эстетическое и нравственное воспитание, поэтому она включает в себя разделы: хореография, актёрское мастерство, музыкально-теоретические знания, организация и проведение досуговых мероприятий.

Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к хореографическому искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем нравственной культуры обучающихся.

Материал программы, в основном состоящий из элементов бальных, народных, эстрадных танцев, способствует развитию танцевальности, музы­кальности, чувства позы, знакомит учащихся со стилями и мане­рами разных эпох и стран. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

Авторская образовательная программа «Академия Досуга» - результат многолетней практической работы с детским коллективом. В основе программы лежит идея использования потенциала хореографического искусства, позволяющего развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития танцевальных, музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей пластики движений.

Новизна авторской образовательной программы состоит в синтезе программ по всеобщему и специальному хореографическому образованию: программа по хореографии "Танец" Москва "Просвещение"(1978 г), Браиловской Л.В. «Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв»; Диниц Е.В., Д.А. Ермаковой, О.В. Иванниковой «Азбука танцев»; Фисанович Т.М. «Танцы» и современных образовательных технологий Щурковой Н.Е. «Программа воспитания школьника» (культурологическое направление в воспитательной деятельности педагога), Степанова Е.Н. и Бондаревской Е.В.

Программа способствует подъему нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Используя в программе разнообразные и доступные движения историко-бытового, бального и современного танца, эле­менты современной пластики, педагогу легче будет создать танцевальный ре­пертуар, имеющий целью воспитание личности обучающегося, его гуманных чувств, нравствен­ной направленности его сознания.

Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы. Полученные знания позволят обучающимся развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать.

Отличительной особенностью программы «Академия Досуга» является то, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о хореографическом искусстве, знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий, воспитание культуры поведения и общения, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся объединения.

В программе усиливается внимание к развитию познаватель­ной активности обучающихся путём внедрения в обучение активных методов обучения, медиатехнологий и ИКТ.

Главная цель программы - создание условий для формирования всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи программы:

  • приобщение обучающихся к хореографическому искусству в процессе освоения различных танцевальных направлений (бальный танец, эстрадно-джазовый танец);

  • развитие гибкости, координации движений, психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации обучающихся;

  • развитие творческой активности подростка, поддержка его творческого роста в специально конструируемых педагогических условиях;

  • духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие обучающихся средствами современной русской и зарубежной музыки;

  • обучение подростка коммуникативным умениям, совершенствование навыков общения в различных ситуациях;

  • активное содействие школам и Дому детского творчества в культурно-воспитательной работе.

Программа «Академия Досуга» строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Подросток принимает активное участие в жизнедеятельности объединения:

  • обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год;

  • добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип связи с жизнью. Воспитанники на основании личного опыта и опыта приобретенного в процессе обучения, должен быть активным участником социальной жизни в классе, в школе и в любом другом детском коллективе. Благодаря активному участию подростка в досуговой деятельности ДДТ и за его пределами, совместным посещениям фильмов, спектаклей, прослушиванием аудиокассет, просмотрам видеокассет, в тематических беседах формируется его внутренняя позиция, активно складывается его собственное отношение к окружающему миру и к самому себе.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, DVD диски.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Для организации разумного досуга в программе предусмотрены законы досуговой деятельности:

  1. Диалектическое соотношение пространства, времени, содержания и кадров.

  2. Закон отражения («зеркальности») окружающего мира.

  3. Закон сочетания продуктивного и непродуктивного.

  4. Закон творческой энергетики, т.е. реализации творческих возможностей.

Программа «Академия Досуга» включает несколько основных разделов:

  1. История развития хореографии.

  2. Разминка, или элементы музыкальной грамоты.

  3. Организация и проведение массовых мероприятий.

  4. Современный и бальный танец.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые - должны получить воспитанники в процессе обучения (знания о музы­кальной грамоте, выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танцев различных эпох и народов, знания по танцевальному этикету, методике организации массовых мероприятий). В практическую часть входит перечень умений и навыков, упражнений, движений, танцев.


1.1. Условия реализации программы

Количество детей в группах - 12-15 человек. Рекомендуемый возраст детей от 10-18 лет.

Согласно Приложения №3 к СанПиНу 2.4.4.1251-03 рекомендуемый режим занятий по программе таков: 45 минут занятий, 10 минут перерыв, 45 минут занятий.

Занятия в группах проводятся:

  • 1-й год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.

  • 2 и 3-й год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа, или 2 раза в неделю по 3 часа.

В объединение принимаются физически здоровые дети без специального отбора, но, учитывая, что спортивные танцы - это, прежде всего физическая нагрузка, нужно учитывать медицинские противопоказания:

  • Ишемическая болезнь сердца II, III степени и недавние сердечные приступы.

  • Тяжелая сердечная недостаточность как результат рев­матического заболевания.

  • Определенные типы врожденного порока сердца.

  • Высокое кровяное давление, устойчивое к терапии.

  • Сердце, гипертрофированное вследствие высокого кро­вяного давления.

  • Тяжелая аритмия сердца, требующая постоянного на­блюдения.

  • Определенные формы диабета, сопровождающиеся ко­лебаниями сахара в крови.

  • Некоторые инфекционные заболевания в стадии обо­стрения.


1.2. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ


Срок реализации программы - 3 года. Выполнение программы рассчитано на 144 учебных часа (1-й год обучения) и на 216 учебных часов (2-й и 3-й год обучения).

Образовательный процесс построен как последовательный переход воспитанника от одной ступени мастерства к другой:

Авторская дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Академия Досуга

Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, в течение которого обучающимся следует усвоить определенный минимум умений, знаний, навыков, сведений по хореографии. Эти уровни отличаются техническими средствами обучения, дидактическими и наглядными материалами.

1-й год обучения - начальная ступень «Аз, буки, веди»

Основными задачами этого этапа являются: выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, развитие творческих способностей учащегося средствами музыкального искусства; развитие его природных задатков и способностей; обучение подростка коммуникативным умениям;

В течение первого года воспитанники открывают для себя поведение (действие) как основной вид творчества. Основной формой работы на первом этапе являются репетиции, музыкальные игры и упражнения - импровизации. На этом этапе обучения обучающиеся знакомятся с танцевальными ритмами, а также элементами движений современных и бальных танцев, приобретают умения и навыки ансамблевого исполнения и знакомятся с основными методами и формами проведения и организации мероприятий.

На начальном этапе обучения особенно активно применяется эмпирический метод - метод подражания: «делай, как я тебе показываю».

По завершении 1 года обучения обучающиеся должны знать:

  • позиции ног и рук в бальном танце;

  • историю хореографического искусства;

  • основы танцевальной этики;

  • методику организации и проведения массовых мероприятий.

  • многообразие выразительных средств (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление);

  • правила и логику перестроения из одних рисунков в другие, логику поворотов вправо, влево.

  • Элементы современных и бальных танцев.

Должны уметь:

  • различать особенности джазовых, латиноамериканских и европейских танцев;

  • использовать полученные знания в постановочных танцах;

  • коллективно выполнять задания;

  • благородно, вежливо обращаться к партнёру;

  • выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм;

  • анализировать свою работу и работу товарищей.

Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: показ разминки и исполнение воспитанниками хореографической композиции (короткой), демонстрирующей владение основными элементами выученных танцев.

2-й год обучения - расширенная ступень БРОНЗОВЫЙ УРОВЕНЬ «Тропинками творчества» - основная цель - углубленное изучение и овладение хореографическим мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, совершенствование навыков организации и проведения досуговых мероприятий; воспитание творческой активности подростка, поддержка его творческого роста в специально конструируемых педагогических условиях.

В течение второго года обучения - выразительность и яркость поведения как основа выступления перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции. На этом этапе обучения воспитанники продолжают знакомство с танцевальными ритмами, а также элементами движений современных и бальных танцев продолжается работа над совершенствованием умений и навыков коллективного исполнения и продолжается работа над основными умениями и навыками работы на сцене.

По завершении 2 года обучения обучающиеся должны знать:

  • правила постановки рук, ног в бальном танце;

  • характерные движения рук и ног в бальных танцах;

  • основы танцевальной этики;

  • методику организации и проведения массовых мероприятий;

  • правила и логика перестроения из одних рисунков в другие, логика поворотов вправо, влево;

  • особенности сценического воображения;

  • особенности контрастной музыки: быстрая, медленная, веселая грустная.

  • продолжить знакомство с современными и бальными танцами;

  • виды грима.

Должны уметь:

  • Распределять пространство сцены.

  • Соотносить пространственные построения с музыкой;

  • Исполнять основные движения бального танца «Венский Вальс» - простая перемена (левый квадрат, правый квадрат), левый и правый поворот;

  • Исполнять основные движения современных танцев;

  • Составлять танцевальные композиции с выученными элементами;

  • Взаимодействовать с партнером, создавать образ танца;

  • Анализировать работу свою и товарищей;

  • Накладывать сценический грим.

Содержание занятия-зачета: музыкальный спектакль или открытое занятие, включающее: исполнение воспитанниками выученных танцев и выступление обучающихся в качестве ведущих и организаторов мероприятия.

3-й год обучения - допрофессиональная ступень СЕРЕБРЯННЫЙ УРОВЕНЬ «Полёт фантазии»

Цель ступени - закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника и консультанта. Третий год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию обучающихся на исполнительскую работу, создания «характера» на сцене и разучивания танцев.

Основной формой работы является постановка танцев, репетиции, проведение вечеров и мероприятий.

Построение программы по крупным блокам тем - «История развития хореографии», «Ритмика, или элементы музыкальной грамоты», «Организация и проведение массовых мероприятий», «Исторический и современный танец» - позволит педагогу возможность вариативно выстраивать работу с детьми.

По завершении 3 года обучения воспитанники должны знать:

  • основы танцевальной этики;

  • методику организации и проведения массовых мероприятий;

  • продолжить знакомство с историческими бальными танцами;

  • особенности сценического воображения.

Должны уметь:

  • Выполнять основные элементы современных и бальных танцев;

  • Перестраиваться из одних рисунков в другие;

  • Использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач;

  • Точно соблюдать хореографию при исполнении;

  • Культурно воспринимать реакцию зрителей;

  • Самостоятельно работать над составлением танцевальных композиций, вносить корректировку в исполнение своей партии в танце.


1.3. Формы подведения итогов и контроля


Программой предусмотрены разные виды контроля:

  • текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

  • промежуточный - праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в Доме детского творчества;

  • итоговый - открытые занятия, конкурсы, фестивали.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений являются мероприятия отчетные концерты, выступления воспитанников в школах, Домах культуры, на избирательных участках, в дни празднеств; помощь своим товарищам по коллективу при разучи­вании танцев, замена заболевших, шефство старших ребят над младшими, самостоятельная работа по созданию танцев, испол­няемых в своей учреждении.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является открытое досуговое мероприятие.

Контроль знаний и умений обучающихся проводится в форме отчётного хореографического спектакля, тестирования, рефератов, творческих конкурсов, экзамена.

Обучающиеся третьего года обучения участвуют в составлении хореографических композиций, творческих заданий для учащихся 1-2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из форм проведения итогового контроля.

При анализе уровня усвоения программного материала педагог использует карты достижений обучающихся, где усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по трем уровням:

  • максимальный - программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения (победитель международных, всероссийских, областных и районных конкурсов и т.д.);

  • средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне Дома детского творчества, посёлка.

  • минимальный - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Обучающиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие сведения о хореографическом искусстве, теоретические знания и практические навыки:

  • пользования понятиями и терминами: «эвритмия», «позиция», «движение по линии танца, против линии танца, по диагонали», «полуоборот, полный оборот», «такт», «темп», «аллегро», «анданте», «ритм», «ритмическое деление» и т.д.;

  • использование полученных практических навыков при работе над образами в танце;

  • использование полученных практических навыков при работе над сценическим образом - гримом, костюмом, прической;

  • использование необходимых артистических навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;

  • владения необходимыми навыками пластической выразительности;

  • активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом - оформлении сцены, подготовке мероприятий, изготовлении костюмов, записей фонограмм.

А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего культурного кругозора.

Лучшие пары, успешно прошедшие все этапы обучения по этой программе переводятся на следующий уровень обучения - индивидуальный. Эти обучающиеся будут обучаться по специально разработанной программе индивидуального обучения «Золотой уровень».

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Раздел

Количество часов

1 год

2 год

3 год

Вводное занятие.

2

2

2

История хореографии

10

10

9


Ритмика, или элементы музыкальной грамоты

30

33

15


Современный эстрадный танец

25

69

62

Исторический и современный бальный танец

17

24

12


Репетиционный период

38

58

86

Организация и проведение массовых мероприятий Психологические практикумы

12

9

18

Экскурсии


8

9

10

Итоговое занятие

2

2

2


ВСЕГО:

144

216

216



3. Учебно-тематический план (1-й год обучения)

№ п.п

Тема


Теоретическая часть

Кол.

час

Практическая часть

Кол.

час

всего

1.


Вводное занятие.


Знакомство с планом работы.


1


Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения»

1


2

2.

История развития танцев

Первоначальные представления о хореографии как виде искусства.

4

Просмотр слайдов и видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников

6

10

3.


Ритмика, или элементы музыкальной грамоты

Характер музыки, темп

Значение поведения в хореографическом искусстве

6


Ритмические упражнения с музыкальным заданием

24

30

4.

Современный эстрадный танец

Первоначальные сведения по современному танцу.

6

Разучивание элементов эстрадных танцев

19

25

5.

Исторический и современный бальный танец

Первоначальные сведения по историческому и современному бальному танцу.


6


Разучивание элементов танцев «Макарена», «Ламбада», «Вальс Дружбы», «Французский вальс», «Фигурный вальс».

11

17

6.



Репетиционный период


6

Отработка выученных композиций: репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

32

38

7.

Организация и проведение массовых мероприятий

Тематическое планирование, уточнение планов. Подготовка мероприятий.


4

Проведение мероприятий. Участие в праздниках ДДТ.

8

12

8.

Экскурсии





8


Итоговое занятие





2


ИТОГО:


33


111

144


4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(1-й год обучения)

1.Вводное занятие «Разрешите представиться» - 2 часа

Теория: Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с хореографией как видом искусства.

Практическая работа: Просмотр творческих работ, DVD и видеофильмов с танцевальными композициями, мероприятиями выпускников.

Форма проведения занятия - презентация коллектива.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал: DVD и видеофильмы, фотографии.

Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.

2. История хореографии. Хореография как вид искусства - 10 часов

2.1.Первоначальные представления о хореографии как виде искусства.

Теория: Знакомство с искусством хореографии. Музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл). Когда возник балет. Первые балеты. Балеты П.Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Либретто балета. Идеи добра и зла, персонажи - носители идей спектаклей. Известные исполнители. Знакомство с современными хореографическими группами.

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о хореографии как о виде искусства. Просмотр отрывков балетов П.Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Прослушивание фрагментов из балета. Оформление альбомов фотографиями из балетов. Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: фотографии, DVD, CD - диски с записями концертов.

Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные импровизации.

2.2. Танец как одно из древнейших искусств

Теория: Как возникли танцы. Как танцевал первобытный человек? Танец в религиозной практике. Танцы древних греков и римлян. Как танцевали на Руси. Народный танец. Самый продолжительный танец.

Практическая работа: просмотр слайдов и видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников, игра «Определи эпоху», составление папки - раскладушки, зарисовка фильма «История танца».

Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD - диски с танцами.

Форма подведения итогов: игры-импровизации

2.3. Танец - искусство коллективное

Теория: Ваш выход на паркет. Этикет в танцзале. Что нужно для успешного вечера. Знакомство с профессиями: гримеры, костюмеры. Хореографическая композиция - результат коллективного творчества. Основные требования, предъяв­ляемые к исполнителю танцев: музыкальность, грамотность, кра­сота и выразительность. Понятие об интервалах. Понятие о дви­жении по линии танца и обратно. Понятие о ведущей роли маль­чика в парном танце. Понятие об ансамбле.

Практическая работа: творческие задания на создание эскизов декораций и костюмов. Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один.» Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками). Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий: заочная экскурсия по сценическим цехам.

Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: фотографии, DVD, CD - диски.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по закулисью».

3. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты - 30 часов

3.1. Характер музыки, темп

Теория: Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато-стаккато. Знакомство с выразительным значением темпа музыки (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Разнообразные динамические оттенки музыки (очень тихо, тихо, умеренно, быстро, громко, очень громко).Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении. Знакомство со строением музыкального произведения. Понятия: вступление, части (в частях тема), музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены музыкальных частей, фраз.

Практическая работа: Прослушивание музыки, определение ее характера, отражение в движении разнообразных оттенков характера музыкальных произведений (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Выполнение движений в разных темпах. Выполнение движений с различной силой, амплитудой в зависимости от динамических оттенков музыки. Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Начало и окончание движения вместе с музыкой, различение музыкальных частей. Движение в различных темпах. Определение характера музыки словами и передача изменения характера в движении. Передача в движении динамических от­тенков, стаккато - легато, акцента.

Построения и перестроения. Построение в колонну по одному и по два, перестроения из колонны по одному в пары и обратно, на месте и на шагах. Построение в шеренгу, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в зале, построение «цепочкой», построение «воротца». Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий: игровые формы, ритмические упражнения.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.

3.2. Значение поведения в хореографическом искусстве.

Теория: возможности артиста «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.

Практическая работа: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация


  1. Строение музы­кальной речи

(музыкальная фраза, предложение)

Теория:. Строение музы­кальной речи (музыкальная фраза, предложение); длительности (целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые); ритми­ческий рисунок.

Практическая работа: Ритмические упражнения с музыкаль­ным заданием. Передача в движении длительностей и ритмиче­ского рисунка.

Построения и перестроения. Перестроение из колонны по од­ному в колонну по три (тройки), по четыре (четверки) на месте и в движении. Перестроение из троек и четверок в кружочки и звездочки. Перестроения в парах: обход одним партнером дру­гого; до - за - до и др. Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног. Разучивание разминки плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятия-зачёт.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.

4.Современный эстрадный танец - 25 часов

Первоначальные сведения по современному танцу.

Теория: Танец-модерн и джазовый танец

Практическая работа: изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных - плоскостных (шеренга, колонна), объёмных (круг, «цепочка»); линейных (плоскостных) - шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная; объёмных - круг; «цепочка»; изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в одноплановые: танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки. Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 4/4. Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства.

Разучивание хореографических композиций.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.

5.Исторический и современный бальный танец - 17 часов

5.1.Первоначальные сведения по историческому бальному танцу.

Теория: Систематизация знаний по историческому танцу XVIII-XIX вв. Происхождение, характерные особенности музы­ки и танцевальной лексики, манера исполнения танцев разных эпох. Особенности старого танца XVIII века - гавота. Поклоны, позы, шаги. Старые костюмы и прически, манера движений персонажей в сказках спектаклях-балетах «Золушка», «Спящая красавица».

Практическая работа: Поклоны и реверанс XVIII (показ педагога). Простейшая композиция гавота (падеграс). Поклоны - для девочек, шаг с приставкой и наклон головы для мальчиков. Па галопа (боковые) по 6-й позиции. Па галопа по 3-й открытой позиции, шаг полонеза.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.

5.2.Современный бальный танец

Теория: Первоначальные сведения о современном бальном танце, отечественном и зарубежном. Правила поведения партнёра и партнёрши. Настрой в танце, понятие о принципах «ведение партнёра» и «подчинение партёрши». Позиции в паре (стойка). Закрытая позиция. Позиция променада.

Практическая работа: Современные бальные танцы: «Русский лирический» Л. Степановой; «Фигурный вальс», свободная композиция: «Разрешите пригласить». Разучивание элементов танцев «Макарена», «Ламбада», «Вальс Дружбы», «Французский вальс», «Фигурный вальс». Бальный танец - основные позиции рук, ног, постановка корпуса. Разучивание историко-бытовых танцев: «Танец-шествие», «Мазурка», «Менуэт». Точность выполнения фигуры «ручеек». Хоровод. Фигура «ручеек».Четкость выполнения танцевальных движений. Разучивание вальсового шага. Счет танцев «Вальс Дружбы», «Фигурный вальс». Позиции в паре. Основные элементы бального танца «Фигурный вальс»: «балансе с поворотом», «окошечко», «вальсовая дорожка», «правый поворот в паре». Тренинги: «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Танцевальные композиции: «День рождения», «Дом игрушки», «Воздушный шарик».

Формы проведения занятий: групповые, игровые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.

6.Репетиционный период - 38 часов

Практическая работа: Отработка выученных композиций: репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции со световым оформлением, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий: репетиции

Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: концерты (первый показ на зрителя). Обсуждение концерта (участвуют все артисты, все службы).

7. Организация и проведение досуговых мероприятий - 12 часов

Теория: Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа: Совместное обсуждение и оценка сделанного. Выявление ошибок. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Оформление художественных номеров. Оформление газеты «В мире музыки».

Форма проведения занятия: вечера, праздники, конкурсы.

Приёмы и методы: эвристический, метод полных нагрузок

Дидактический материал : сценарии.

Формы подведения итогов: Совместное обсуждение и оценка сделанного.

8. Экскурсии - 8 часов.

Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение храмов посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о проведенных экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.

Форма проведения занятий: Экскурсия.

Приёмы и методы: наглядный.

Дидактический материал: репродукции.

Форма подведения итогов: творческий отчёт

9. Итоговое занятие - 2 часа

Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практическая работа: концертное выступление: исполнение выученных хореографических композиций

Форма проведения занятия: блиц-турнир, концерт.

Приёмы и методы: анализ, создание ситуации достижения и успеха.

Дидактический материал : текст викторины, костюмы, грим.

Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.

5. Учебно-тематический план (2-й год обучения)

№ п.п

Тема


Теоретическая часть

Кол

час

Практическая часть

Кол

час

всего

1.

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы.

1

Анкета «Ваши предложения по работе кружка»

1

2

2.


История хореографии. Хореография как вид искусства

Танец в литературе.

Эвритмия

Танцы современности


4



Просмотр слайдов и видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников

6


10

3.



Ритмика. Элементы музыкальной грамоты


Музыкальные размеры

Значение поведения в хореографическом искусстве.

6


Ритмические упражнения с музыкаль­ным заданием. Передача в движении длительностей и ритмиче­ского рисунка.

27

33

4.

Современный эстрадный танец

Продолжение знакомства с направлениями современного танца.

6

Разучивание элементов эстрадных танцев

63

69

5.


Исторический и современный бальный танец

Расширение представлений по историческому танцу XIX вв.

Истории танцев «Венский вальс», «Рок-н-ролл», «Ча-Ча-Ча», «Самба».

6


Разучивание танцев «Венский вальс», «Рок-н-ролл», «Ча-Ча-Ча», «Самба».

18


24

6.



Репетиционный период.

Сценический грим и костюм

6


Приемы накладывания грима. Создание эскизов костюма. Репетиции.

52


58

7.

Организация и проведение досуговых мероприятий




9

9

8.

Экскурсии, беседы.




9

9

9.

Итоговое занятие




2

2


ИТОГО:


29


187

216

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(2-й год обучения)

1.Вводное занятие. - 2 часа

Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2-ом году обучения.

Практическая работа: Участие детей в мероприятии «День открытых дверей».

Форма проведения занятия - игра-путешествие.

Приёмы и методы: игровой, наглядный, иллюстрированный.

Дидактический материал: видеофильмы, фотографии.

Форма подведения итогов: анкетирование, беседа.

2. История хореографии. Хореография как вид искусства - 10 ч.

2.1.Танец в литературе.

Теория: Чтение отрывков из произведений: Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Морская кадриль», Генрих Гесс, А. Толстой «Война и мир», «Вавила и скоморохи» М.Д. Кривополенова, русские народные сказки, описание танцующих в Библии.

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о хореографии как виде искусства.

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: фотографии, иллюстрации, книги Л. Кэрролла, Генрих Гесс, А. Толстой и др.

Форма подведения итогов: блиц-опрос, самостоятельные работы по данной теме (рефераты).

2.2. Эвритмия

Теория: Эвритмия - новое искусство движения. Рудольф Штейнер «расшифровал» стихи, прозу, музыку. Айседора Дункан и «новый танец». Советские бальные танцы: «Русский лирический», «Сударушка», «Рилио», «Гуяна», «Ятраночка» и т.д.

Практическая работа: просмотр слайдов и видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников, составление папки - раскладушки, зарисовка фильма «Советские бальные танцы».

Формы проведения занятий: игровые групповые занятия.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: карточки с заданиями, фотографии, DVD, CD - диски с танцами.

Форма подведения итогов: игры-импровизации

3. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты - 33 часа

3.1. Характер, темп, динамические оттенки в музыке и передача их в движении

Теория: Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер. Метроритм. Понятие об акценте, метрической пульсации; паузах, длительности, ритмическом рисунке, метре. Акценты, метрическая пульсация, пауза. Ритмические рисунки, состоящие из четвертей, восьмых, половинных и целых.

Практическая работа: Ритмические упражнения с музыкаль­ным заданием. Передача в движении характера музыки, размера и ритмического рисунка. Определение на слух музыкального раз­мера. Отсчет тактов и определение затактового построения. Прослушивание и анализ му­зыки разучиваемых танцев. Построения и перестроения. Построение из одного круга в два. Движение в колонны по диагонали с переходом в центре через одного. Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало».

Формы проведения занятий: игровые формы, ритмические упражнения.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ практической деятельности.

3.2. Значение поведения в хореографическом искусстве.

Теория: Роль музыки в танце. Понятие о танцевальных жанрах (менуэт, полонез, полька, вальс, мазурка, фокстрот, румба и т.д.). Некоторые сведения о джазовой музыке.

Практическая работа: Прослушивание и разбор музыки. Ритмические упражнения с музыкаль­ным заданием. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: самостоятельная импровизация


  1. Динамические оттенки в музыке

Теория: Динамические оттенки в музыке. Форте - меццо, форте-фортиссимо; пиано-меццо пиано-пианниссимо. Крещендо - усиление; диминуэндо - ослабление. Ритмические рисунки в движении (сочетание четвертей и восьмых).

Практическая работа: Ритмические упражнения с музыкаль­ным заданием. Передача в движении длительностей и ритмиче­ского рисунка.

Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног. Прослушивание в записи музыки композиторов-классиков, современных композиторов.

Формы проведения занятий: беседы, игровые формы, занятие-зачёт.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.

  1. Современный танец

Теория: Рейтинг международной федерации спортивного бального танца IDSF (International DanceSport Federational). Статья М.М. Бонч-Томашевского о танго. Студия и клубы спортивных бальных танцев. Танцы современности - вальс и брейк, миренга и танго, восточный танец живота и русская пляска.

Практическая работа: просмотр слайдов и видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников, составление папки - раскладушки, зарисовка фильма «Современные танцы». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ работы своей и товарищей. Упражнение: «Я сегодня - это».

Основные элементы эстрадных танцев. Составление и разучивание танцевальной композиции с выученными элементами. Четкость выполнения танцевальных движений.

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: фотографии, DVD, CD - диски.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по истории хореографии», концертные номера..

5.Исторический и современный бальный танец - 84 часа

5. 1. Исторический бальный танец. Танцевальные жанры XIX в.

Теория: Расширение представлений по историческому танцу XIX вв. Происхождение, характерные особенности музы­ки и танцевальной лексики, манера исполнения танцев разных эпох. Исторический бальный танец: «Полька», «Вальс в два па», «Вальс в три па», «Мазурка».

Практическая работа: разучивание основных элементов бальных танцев: «Полька», свободная композиция на разученных элементах; «Вальс в два па», «Вальс в три па», свободная композиция; «Мазурка», свободная композиция на пройденных элементах. Показ презентации «ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XIX ВЕКА». Просмотр видеофильмов по теме, самостоятельные выступления по темам воспитанников

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.

5.2.Современный бальный танец

Теория: Повторение правил поведения партнёра и партнёрши, позиции в паре (стойка): закрытая позиция, позиция променада.

Продолжение знакомства с бальными танцами европейской и латиноамериканской программы. Истории танцев «Венский вальс», «Рок-н-ролл», «Ча-Ча-Ча», «Самба».

Практическая работа: Основные элементы бальных и эстрадных танцев. Составление и разучивание танцевальной композиции с выученными элементами. Четкость выполнения танцевальных движений.

Формы проведения занятий: групповые, игровые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.

6. Репетиционный период. Сценический грим и костюм - 58 часов.

6. 1. Сценический грим. Сценический костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Костюм - один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Цвет, фактура.

Практическая работа: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для танца. Накладывание грима воспитанниками друг другу. Создание эскизов костюмов для танца.

Формы проведения занятий: творческие лаборатории

Приёмы и методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный

Дидактический материал: гримировальный набор, жирный крем, тональный крем, помада, гуммоз, пудра, различные кисти, ватные тампоны, бумажные салфетки, альбомы, краски, карандаши, иллюстрации из книг, фотографии, альбомы, краски, карандаши.

Форма подведения итогов: создание эскизов более сложного грима, рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».

6.3. Репетиционный период

Практическая работа: репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции со световым оформлением, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий: репетиции

Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: концерты (первый показ на зрителя). Обсуждение концерта (участвуют все артисты, все службы).

7. Организация и проведение досуговых мероприятий - 9 часов

Теория: Продолжение знакомства с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа: Совместное обсуждение и оценка сделанного. Выявление ошибок. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Оформление художественных номеров. Оформление газеты «В мире музыки».

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: сценарии, литература для сценариев, музыкальное оформление, декорации.

Форма подведения итогов: проведение мероприятий внутри учреждения.

8. Экскурсии - 9 часов.

Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение храмов посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о проведенных экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.

Форма проведения занятий: Экскурсия.

Приёмы и методы: наглядный.

Дидактический материал: репродукции.

Форма подведения итогов: творческий отчёт

9. Итоговое занятие - 2 часа

Теория: Викторина по разделам программы обучения за год.

Практическая работа: сочинение на тему «Мой коллектив», концертное выступление: исполнение выученных хореографических композиций

Форма проведения занятия: блиц-турнир, концерт.

Приёмы и методы: анализ, создание ситуации достижения и успеха.

Дидактический материал : текст викторины, костюмы, грим.

Формы подведения итогов: экзамен, самоанализ деятельности.

7. Учебно-тематический план (3-й год обучения)

№ п.п

Тема


Теоретическая часть

Кол

час

Практическая часть

Кол

час

всего

1.

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы.

1

Анкета «Ваши предложения по работе творческого объединения»

1

2

2.




Продолжение знакомства с хореографией как видом искусства.


«Краткий обзор современных направлений эстрадной и джазовой музыки»;

3




Использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о хореографии как виде искусства.

6




9


3.





Ритмика. Элементы музыкальной грамоты

Закрепление знаний и навыков второго года обучения. Знакомство с новыми танцевальными ритмами.

3




Ритмические упражнения с музыкаль­ным заданием. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку.


12


15


4.

Современный эстрадный танец

Продолжение знакомства с направлениями современного танца.

4

Разучивание элементов эстрадных танцев

58

62

5.


Современный бальный танец

История бальных танцев европейской и латиноамериканской программы

2


«Медленный вальс», «Ча-Ча-Ча», «Самба».


10


12


6.



Репетиционный период



Отработка полученных умений в хореографических композициях

86

86

7.



Организация и проведение досуговых мероприятий

Тематическое планирование, разработка сценариев.


Подготовка досуговых мероприятий внутри учреждения

18

18

8.

Экскурсии, беседы.





10

9.

Выпускной экзамен





2


ИТОГО:


15


189

216


8. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(3-й год обучения)

1.Вводное занятие - 2 часа

Теория: Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.

Практика: Показ хореографической композиции для воспитанников 1-го года обучения..

Форма проведения занятия: выставка, мини-конференция.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, наглядный, словесный, игровой.

Дидактический материал: фото, иллюстрации.

Формы подведения итогов: анкетирование, беседа.

2. История хореографии. Продолжение знакомства с хореографией как видом искусства - 9 часов.

Теория: Беседы на темы: «Краткий обзор современных направлений эстрадной и джазовой музыки»; «Танец сегодня», «История латиноамериканских танцев», «Современные исполнители, популярные хореографические группы». «Современная эстрада», «Мы и культура».

Практическая работа: использование имеющегося художественного опыта учащихся; творческие игры; рисование кинофильма для закрепления представлений о хореографии как виде искусства.

Формы проведения занятий: групповые занятия по усвоению новых знаний.

Приёмы и методы: метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактический материал: фотографии, DVD, CD - диски.

Форма подведения итогов: рефераты на тему: «Путешествие по истории хореографии».

3. Ритмика. Элементы музыкальной грамоты - 15 часов

Теория: Закрепление знаний и навыков второго года обучения. Знакомство с новыми танцевальными ритмами.

Практическая работа: Ритмические упражнения с музыкаль­ным заданием. Передача в движении длительностей и ритмиче­ского рисунка.

Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног. Прослушивание в записи музыки композиторов-классиков, современных композиторов.

Формы проведения занятий: тренировки, занятия-зачёт.

Приёмы и методы: метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: карточки с заданиями.

Форма подведения итогов: анализ работы своей и товарищей.

4.Современный эстрадный танец - 62 часа

Теория: Уличные танцы, Хип-хоп, Дап-степ.

Практическая работа: Основные элементы эстрадных танцев. Составление и разучивание танцевальной композиции с выученными элементами. Четкость выполнения танцевальных движений.

Разучивание хореографических композиций.

Формы проведения занятий: групповые

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение хореографических композиций.


4. Современный бальный танец - 12 часов


Теория: Продолжение знакомства с бальными танцами европейской и латиноамериканской программы. Истории танцев «Медленный вальс», «Ча-Ча-Ча», «Самба».

Практическая работа: Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм.

Позиции рук, позиции ног. Создание «характера» на сцене и разучивания танцев Самба - корте-джако, вольта спот-поворот, закрытые роки. «Ча-ча-ча» - спот-поворот, веер, хоккейная клюшка, алемана, раскрытие (или «Нью-Йорк»). Основы европейского бального танца «Медленный вальс»- закрытая перемена, правый поворот, левый поворот, перемена.

Формы проведения занятий: групповые, игровые.

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Дидактический материал: индивидуальные карточки с упражнениями по теме.

Форма подведения итогов: исполнение простейшей композиции.

5. Репетиционный период - 86 часов.

Практическая работа: отработка полученных умений в хореографических композициях, репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции со световым оформлением, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.

Формы проведения занятий: репетиции

Приёмы и методы: метод импровизации, метод полных нагрузок.

Форма подведения итогов: концерты (первый показ на зрителя). Обсуждение концерта (участвуют все артисты, все службы).

6. Организация и проведение досуговых мероприятий - 18 часов

Теория: Продолжение знакомства с методикой проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.

Практическая работа: Совместное обсуждение и оценка сделанного. Выявление ошибок. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Оформление художественных номеров. Оформление газеты «В мире музыки».

Приёмы и методы: метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения.

Дидактический материал: сценарии, литература для сценариев, музыкальное оформление, декорации.

Форма подведения итогов: проведение мероприятий внутри учреждения.

7. Экскурсии - 10 часов.

Теория: Знакомство с экспозициями краеведческих музеев. Посещение храмов посёлка. Экскурсии в природу. Составление творческих отчётов о проведенных экскурсиях. Правила ПДД, ТБ.

Форма проведения занятий: Экскурсия.

Приёмы и методы: наглядный.

Дидактический материал: репродукции.

Форма подведения итогов: творческий отчёт

8. Выпускной экзамен - 2 часа

Итоговый результат выпускного экзамена выводится на основании трех оценок:

  • За участие в концертах (качество и количество);

  • За устный ответ по истории хореографии;

  • За исполнение репертуара на экзамене-концерте.

10. Методическое обеспечение программы

«Академия Досуга»


При реализации программы «Академия Досуга» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видео и DVD фильмов); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное усложнение движений и увеличение физических нагрузок), метод игрового содержания, метод импровизации.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные занятия в парах, теоретические, практические, игровые, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устные журналы, экскурсии, занятия-путешествия, занятия - зачёты, экзаменационные показы.

Распределение форм и методов по годам и темам программы:

Раздел

Формы проведения

Приёмы и методы

История хореографии

Групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория, заочная экскурсия,

Метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, репродуктивный,

Ритмика

Тренировки, занятия-зачёт.

Метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Современный бальный танец

Групповые, игровые, занятие-зачёт.

Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации

Репетиционный период

Репетиции.

Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации, эвристический, проблемный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, метод полных нагрузок.

Мероприятия и психологические практикумы

Вечера, праздники, конкурсы, практикумы.

Эвристический, метод полных нагрузок


Для полноценной реализации данной программы необходимы определенные условия работы: возможность использования на занятиях элементы сценического костюма, реквизита; про­сторное помещение с деревянным некрашеным полом, оборудо­ванное специальными станками и зеркалами с хорошей вентиляцией, комната для переодевания, аппаратура для музыкального оформления, видеомагнитофон и DVD .

Костюмы для за­нятий и специальную обувь воспитанники приобретают сами по указа­нию руководителя.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

  • иллюстрации, репродукции к темам по истории танцев;

  • демонстрационный материал по темам «Латиноамериканские танцы», «Разминка, или элементы музыкальной грамоты», «Учимся танцевать».

  • таблицы, схемы «Основные позиции ног в бальном танце», «Позиции в паре»;

раздаточный материал:

  • карточки с упражнениями по теме «Как разучить танец по записи»;

  • карточки с заданиями к разделу «Этапы развития бального танца»;

  • вспомогательные таблицы;

материалы для проверки освоения программы:

  • карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам программы;

  • творческие задания;

  • тесты по разделу «История хореографии»;

  • кроссворды, викторины и др.

В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, вечера-встречи с деятелями хореографического искусства, воспитательные мероприятия, психологические тренинги, посещение концертов, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению.











11. Рекомендуемый репертуар


1-й год обучения:


  1. «Полонез»

  2. «Макарена»

  3. «Ламбада»

  4. «Прогулка по Парижу» (вальс)

  5. «Маленькие человечки»

2-й год обучения:


  1. «Полька»

  2. «Мы любим буги-вуги»

  3. «Стилизованный танец»

  4. «Кошки».

3-й год обучения:


  1. Композиция «Я и Ты»

  2. Композиция «Свобода»

  3. Композиция «Шаг вперёд»

4.Композиция «Ах, мамочка».








Литература для педагогов


  1. Азбука танцев / Авт.сост. Е.В. Диниц, Д.А.Ермаков, О.В. Иванникова. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.-286, ил.

  2. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв /Серия «Стильные штучки». - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 224 с.

  3. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./Под ред.проф.А.В.Петровского. - М., Просвещение, 1973.

  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.

  5. Гурова Н.Н. Учебное издание. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ- М.: «Просвещение», 1987 - 174 с.

  6. Немов Р.С. Психология: Учебн.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608 с.

  7. Овчиннникова Т.Н. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. - М.: «Просвещение», 1978 - 174 с.

  8. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. - 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

  9. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев)- Волгоград. Учитель, 2004г

  10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. - М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.

  11. Фисанович Т.М. Танцы.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000. - 160 с.: ил.

  12. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С. Чернышов - М., 1989.- 347с.

Литература для детей и родителей



  1. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый - звонок последний. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.

  2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.

  3. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982. - 56 с.

  4. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.- 135 с.

  5. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002. - 246 с.

  6. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.

  7. Фисанович Т.М. Хочу быть стройной.- М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. - 160 с.: ил.

  8. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.


© 2010-2022