Урок изобразительного искусства в 6 классе

Урок изобразительного искусства в 6 классе. Тема урока: Беседа. Жанры изобразительного- живопись;пейзаж; портрет. Цели и задачи урока:1.      Познакомить с основными жанрами живописи; выдающимися произведениями живописи в жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт. 2.      Развивать способность оценивать и описывать художественное полотно; научить обучающихся  разбираться в художественных качествах, «читать» произведения искусства. 3.      Воспитывать интерес к живописи; вызывать у обучающихся любовь к ...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Кучеряевская основная

общеобразовательная школа

Бутурлиновского района

Воронежской области

Урок изобразительного

искусства

в 6 классе

тема урока:

Беседа. Жанры изобразительного искусства -

живописи: пейзаж; портрет; натюрморт

Учитель : Кучерявенко

Любовь Николаевна

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить с основными жанрами живописи; выдающимися произведениями живописи в жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт.

  2. Развивать способность оценивать и описывать художественное полотно; научить обучающихся разбираться в художественных качествах, «читать» произведения искусства.

  3. Воспитывать интерес к живописи; вызывать у обучающихся любовь к искусству, заинтересовать

Материалы и оборудование:

Наглядность- репродукции; наборы открыток с пейзажами Третьяковской галереи, Пушкинского музея; магнитофон; кассеты с записью голосов природы, лирической музыки .

Ход урока.

  1. Вступление.

Организационная беседа с разъяснением того, что будет происходить на уроке; игра в «живые картины». 7 минут

2. Главная часть.

Беседа- путешествие по картинной галерее.

Что мы знаем о:

  • пейзаже;

  • портрете

  • натюрморте. 3 0 минут

  1. Заключение.

Обобщающий вывод из всего вышесказанного; 8 минут.

Содержание урока.

1. Дать основные понятия искусства.

2. Научить различать жанры живописи.

3.Познакомить с основными произведениями изобразительного искусства национальной школы живописи.

4.Научить различать живописные средства: акварель, гуашь, масло, карандаш, туш.

На данном уроке происходит знакомство с основными жанрами: портретом , пейзажем, натюрмортом.

- Искусство- это ещё один, помимо науки , способ

показания мира, жизни, людей, природы, истории.

Искусство учит понимать и видеть прекрасное в мире и природе, открывает много нового.

Искусство - это замечательная, ещё мало известная вам область духовной культуры.

Искусство окружает вас с детства. Вы только не думайте об этом, не знаете этого. Среди игрушек, которыми вы играли, были и художественные произведения, так же, как и многие картинки в ваших книжках.

Искусство живописи показывает людей , их жизнь, окружающую природу живо и образно.

Если на картине художник изобразил природу во всём её великолепии и богатстве красок и форм, то значит, эта картина называется - пейзаж.

Пейзаж всегда выражает мироощущение художника. Так, И. И. Левитан, тщательно изучая природу, умел показать её глубоко и проникновенно, передать те чувства и настроения, которые она вызывает у человека, и стал выдающимся русским художником-пейзажистом. Большая часть его картин хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.

(Показ репродукций, слайдов)

Другим выдающимся художником- пейзажистом стал И. И. Шишкин, который, как и Левитан, необыкновенно точно и проникновенно писал русский лес во все времена года.

Таким образом, мы должны запомнить , что картины , изображающие природу, называются пейзажами. Пейзаж- слово , означающее по-французски вид природы. Художники, которые пишут природу, называются пейзажистами.

Мы запомним имена двух выдающихся русских пейзажистов -И. И. Левитана с его картинами «Золотая осень», «Слободка», и И. И. Шишкина с его замечательной картиной «Дождь в дубовом лесу».

Эту картину мы рассмотрим подробнее: в ней художник изобразил стволы деревьев, довольно далеко стоящих друг от друга; поэтому картина вытянута в длину, неба на ней почти не видно.

Художник показывает рощу не издали, а вблизи, как бы заставляя нас войти внутрь рощи. Мы видим стволы ближних деревьев, их кроны уходят за пределы картины. Ближе к зрителю изображена часть леса до оврага с дорогой, проходящей в лесу.

В глубине картины изображение дороги обрывается, дорога уходит в овраг; видно как понижаются верхушки деревьев, растущих по склону оврага. Таким образом, художник в своей картине охватывает и ширину, и глубину дубового леса.

Глубина в картине достигается, во- первых, уходящей, т. е. сужающейся, дорогой; во- вторых, уменьшением дальних деревьев: основания дальних деревьев на плоскости картины изображены выше, чем основания ближних; в-третьих, изображением людей.

Размеры людских фигур в картине подчёркивают мощь дубовых стволов и глубину пространства: двое людей под зонтиком- ближе к нам, они изображены крупнее, объёмнее, чётче по сравнению с человеком вдали. Он меньше, фигура его изображена художником почти без объёма и деталей, ещё более серой и плоской кажется эта фигура из -за тумана. Цвета в картине мягкие, неяркие: розово - серый клочок неба, мягкий зелёный цвет травы, тёмные сероватые стволы, цвет стволов вдали светлеет, он почти растворяется в беловатом тумане.

Объём фигур, деревьев выражен не резко: на всё в картине мы смотрим сквозь туман, который виден особенно ясно по мере удаления предметов от наших глаз. Художник показывает нам природу именно такой, какой она бывает в сырой туманный весенний день.

Иван Иванович Шишкин очень любил природу России. В своих картинах он изображал дремучие леса; опушки; поля, залитые солнцем; стремился как можно вернее передать родную русскую природу. Правдивое и выразительное изображение природы далось ему путём неустанного наблюдения и изучения её. В лесу и поле он делал множество зарисовок с натуры. Пользуясь этими рисунками, писал затем в своей мастерской выдающиеся картины, которые хранятся в различных музеях России.

-Вот мы познакомились с пейзажем в картинах известных художников . А теперь перейдём к следующему очень важному жанру живописи- это портрет.

Портрет- это изображение на холсте человека.

Рассмотрим этот жанр живописи на картинах двух знаменитых художников: О. А. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина» и К. П. Брюллов «Автопортрет». Главное в этих картинах- образ человека. Всё , что показано ещё: одежда, фон, обстановка, -это только второстепенные детали, главное в портрете- сам человек.

Точная передача внешних черт изображаемого человека не есть произведение искусства. Проще и точнее его передаёт фотография. В портрете важно передать внутренние качества, вникнуть в сущность данного человеческого характера. Большой художник достигает сходства и передаёт человеческий характер посредством разнообразных художественных приёмов: расположение фигуры и её соотношение с формами полотна, поза, движение, одежда, фон, цвет-свет всё это средства выражения замысла художника.

Например, лучший из портретов Пушкина принадлежит кисти О. Кипренского.

Великий русский поэт А. С. Пушкин изображён в спокойной позе: он скрестил руки на груди. Вдохновенны его глаза. Всё пространство картины занято его фигурой. Внимание зрителей ничто не отвлекает от образа поэта. Бронзовая статуэтка Музы (по древней мифологии, богини искусства), играющей на лире, помешенная художником в глубине, указывает на то, что изображён поэт. Сочетание цветов одежды А. С. Пушкина с зеленоватым фоном спокойно, но вместе с тем и напряжённо. Характерная для Пушкина спокойная ясность и высокая простота выражена в этом портрете. Кипренский изобразил поэта в момент творческого вдохновения.

Современникам поэта, как и самому Пушкину , портрет очень понравился. Пушкин писал в стихотворении «Кипренскому»:

…Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз,-

И Я, смеялся над могилой,

Ушёл навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.



Автопортрет- это портрет художника, сделанный им самим.



Рассмотрим автопортрет К. И. Брюллова. Художник изображает себя после тяжёлой болезни. Свободные мазки быстрой кисти создали подвижное, живое лицо, худое и болезненное. Умные и вдохновенные глаза печальны, напряжённо и мучительно сдвинуты брови. Беспокойны и драматичны смелые мазки кисти, лепящие форму. На фоне насыщенного красного цвета выделяется бледное лицо художника, кажущееся бледнее от контраста с тёмным, почти чёрным костюмом. Напряжённость портрету придаёт и сложное обрамление: прямоугольное внизу и округлое в верхней части.

Голова, выделенная и фоном. И цветом, и тем, что она вписана в своеобразный округлый формат, прежде всего обращает на себя внимание, так же, как и светлая рука на фоне тёмной блузы. Свою характеристику в автопортрете художник дополняет именно изображением руки- худой с просвечивающими сквозь кожу жилками,- бессильно свисающей с ручки кресла.

-Посмотрим, сравним и разберёмся ещё в одном очень распространённом жанре живописи- это натюрморт.

Натюрморт-это изображение предметов быта, цветов, фруктов,

овощей, бытовой дичи и т. д.

Однако натюрморт также является произведением со своим особенным сюжетом, идеей, смыслом. Самый подбор предметов для натюрморта отражает отношение к ним художника, а следовательно, и его вкусы, взгляды, восприятие мира.

Любовь к прекрасному передаётся в изображении цветов. Например, буйные, развесистые, полные соков и жизни ветви сирени, тяжело спадающие из ваз, в натюрмортах советского художника П. П. Кончаловского .

А родился жанр рисования неживой природы - натюрморт в Голландии. Одним из интереснейших представителей голландского натюрморта был Виллем Хеда.

Его натюрморты отражали настроение и быт голландских буржуа -довольство,

спокойствие уклада жизни, свойственного им.



© 2010-2022