• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • «Системно-деятельностный подход на уроках ИЗО как основа формирования духовно-творческой личности»

«Системно-деятельностный подход на уроках ИЗО как основа формирования духовно-творческой личности»

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразователная школа № 99»

Московского района г.Казани










Тема: «Системно-деятельностный подход

на уроках ИЗО

как основа формирования духовно-творческой личности»



Подготовила преподаватель ИЗО

Саляхова Зульфия Фердинантовна




Казань, 2016 год

Введение

Задача учителей изобразительного искусства не дать объем знаний, а научить учиться, т.е. сформировать универсальные учебные действия (способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.) Как в притче: «не дать голодным рыбу, а дать удочку и научить ловить».

Чтобы решить эту проблему, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие ученика. В этом нам может помочь системно-деятельностный подход как один из инновационных методов при формировании духовно-творческой личности.

Главной целью уроков ИЗО при системно - деятельностном обучении - это создание условий для проявления познавательной активности учащихся.

А основные задачи это: создание атмосферы увлеченности и творчества на каждом уроке, развитие компетентной личности путем включения ее в различные виды ценностной человеческой деятельности, формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

Основная часть

Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения, поэтому он в полной мере отвечает всем общедидактическим закономерностям, но имеет и свои характерные особенности: содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.

Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках уроков ИЗО базируется на следующих принципах:

- позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

- позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

- учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.

- учебная деятельность - управляемый учебный процесс.

- учебное действие - действие по созданию образа.

- образ - слово, рисунок, схема, план.

- оценочное действие - Я умею! У меня получится!

- эмоционально-ценностная оценка - Я считаю…

Основным на уроке является момент общения ученика с искусством как живым явлением, как с органичной частью окружающей жизни. И наша главная задача, как учителя, донести до учащихся представление о том, что искусство - это особый, уникальный язык общения поколений, эпох, народов.

В своей работе мы применяем различные методы обучения в зависимости от темы, возраста, целей и задач урока. Это традиционные (объяснительно - иллюстративный) и репродуктивные (проблемный, эвристический, исследовательский, групповой) методы.

Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

При организации работы по формированию творческих способностей нужно уделять внимание социально - эмоциональному развитию учеников. Важно стимулировать проявление учащимися самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами этой работы станут:

- активность и самостоятельность;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

При системно-деятельностном подходе нам помогут следующие методы обучения: словесный, информативно - рецептивный, репродуктивный, исследовательский.

В информативно - рецептивный метод включим следующие приемы:

рассматривание; наблюдение; образец; показ.

В словесном методе используем: художественное слово, рассказ, объяснение, беседу.

А репродуктивный метод позволит закрепить навыки детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора; работу на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.

При использовании этих методов необходимо придерживаться следующих принципов:

- принципа поэтапности, с учетом возрастных особенностей ребенка.

- принципа динамичности (каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от простого к сложному.)

- принципа сравнений (разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развития интереса к поисковой работе с материалами.)

Итогом работы станут прекрасные, творческие, порой даже фантастически непредсказуемые рисунки детей.

Например: коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования будут способствовать развитию у учащихся творчества, пробудят в них фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, разовьют ручные умения, чувства формы и цветоощущение, поспособствуют воспитанию художественного вкуса.

В итоге мы можем получить следующие результаты:

во первых - творческую работу, созданную учеником;

во вторых - опыт (педагогически ценный) самостоятельной творческой работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя:

в третьих - улучшение результатов способностей детей (умение экспериментировать с изобразительными материалами; самостоятельно выбирать изобразительные материалы и располагать изображение на листе; проявлять фантазию и художественное творчество).

Творческие способности у учеников развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере:

- развивающая среда.

- широкий подход к решению проблемы;

- проявление творчества в художественной деятельности;

- атмосфера творчества;

- единая позиция педагога в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними (партнерские отношения);

- комплексное и системное использование методов и приемов;

- бережное отношение к процессу и результату деятельности;

- овладение способами изображения;

- индивидуальный подход к каждому ребенку.

Большое внимание должно уделяться интегрированному подходу в обучении ИЗО, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

При работе, можно пользоваться принципом «Минимакса». Согласно ему дается возможность учащимся узнать максимум, но постараться довести до его сознания минимум. Максимум - может узнать. Минимум - должен освоить.

Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.

Нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни.

Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором так организована деятельность учащихся, что педагог лишь направляет и дает рекомендации, заставляя их мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного формирования духовно-творческой личности.

Ученик получит возможность научиться: анализировать и высказывать суждения о своей творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

Отсюда следует, что задача педагога - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего урока, достичь вместе с учащимися определённых результатов освоения основной образовательной программы.

А активизировать творческую инициативу учащихся, свободу самовыражения позволят такие типы уроков, как: урок - игра, урок - восхождение, урок - образ, урок - вернисаж, урок - праздник, урок - экскурсия.

Но какие бы новшества не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: это учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Четко выстроенная система непрерывного художественного образования позволит повысить мотивацию к занятиям художественно-творческой деятельностью всех детей на разных ступенях обучения, а для высокомотивированных учащихся дает возможность ярко раскрыть свою одаренность в практическизначимой деятельности, социально-ориентированной, нацеленной на дальнейший профессиональный выбор.

Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока - целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы.


Заключение

Мы не ставим целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди наших выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, но мы надеемся на то, что кем бы ни стали наши ученики в дальнейшем, это все обязательно пригодиться им в жизни.

Использование системно-деятельностного подхода на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности дает хорошие результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Применение системно-деятельностного подхода на уроках ИЗО позволяет нам (как учителям):

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий потенциал и любознательность учащихся;

- идти в ногу со временем;

- формировать в ребенке духовно-нравственную личность.

Показателями результативности мы считаем:

- участие и победы в творческих конкурсах, исследовательских и проектных работах, заочных творческих олимпиадах.

Считаем тему своей работы «Системно -деятельностный подход на уроках ИЗО как основа формирования духовно-творческой личности» перспективной, так как она позволяет интенсифицировать (сделать более интенсивным) образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую активность учащихся, повысить эффективность урока.


Список использованной литературы:

1. Деятельностно - ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

2. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

3.Куракова Г.В. Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций обучающихся. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.2011. № 1. с 39-46.

4.Муравьева Г.Е., Куренная Е.В., Дубова Е.А. Педагогическое проектирование в деятельности школьного учителя: учебно-методическое пособие для начинающих учителей. - Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011г.

5.Интернет-ресурсы.

8


© 2010-2022