Инновационные технологии на уроках ИЗО

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные технологии на уроках ИЗО

Основная задача образования в условиях ведения ФГОС ООО - не просто дать ученику фундаментальные знания, а развивать склонность к самообразованию и обеспечить все условия для дальнейшей социализации. Современную образовательную систему характеризуют: Большой объем получаемой информации, сжатые сроки обучения и высокие требования к уровню знаний.

Чтобы сделать процесс познания интересным и современным на помощь пришли интерактивные технологии. Интерактивность - это возможность информационно коммуникативных технологий вовлечь всех в информационный и образовательный процесс.

На уроке ИЗО использую следующие виды интерактивных методов обучения: мозговой штурм, мастер-классы, деловые игры. Однако есть и другие эффективные методики: интерактивные конференции, обсуждения в группе, тренинги. Эти методы отличаются высокой эффективность в самостоятельном получении знаний. Важным условием является применение смены видов деятельности, использование практических видов деятельности. Работа строится в группах, где задания выполняются совместно. Благодаря таким урокам формируется мотивация к освоению знаний, познавательные способности и навыки, коммуникативные навыки, умение высказывать свою точку зрения, изобретать.

Игра как средство интерактивного обучения способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ изобразительного искусства. Использование разных типов игр, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие ребят в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала.

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

В результате игры формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Такое взаимодействие позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.

Коллективно-творческие дела (КТД) на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач.

Совместная творческая деятельность позволяет сплотить ученический коллектив, развивает умения помогать, сотрудничать, объективно оценивать свою работу и работы других. В процессе совместной эстетической деятельности во время занятий ученики приобретают и совершенствуют опыт творческого обмена и общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально - интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Книга Б. Неменского "Мудрость красоты" дает полное, развернутое понятие о том, что коллективная работа на уроках изобразительного искусства не только помогает учителю в решении различных воспитательно - педагогических задач, но и стимулирует интерес детей к собственному творчеству, его анализу, кроме того, осуществляет особый подход и поддержку учителю как художнику.

Можно предложить ученикам групповые задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников

Коллективную деятельность следует планировать заранее, применяя различные методы и приемы организации совместно - индивидуальной деятельности.

Дети учатся слушать и слышать других, критически анализировать и оценивать свою и чужую точки зрения, аргументировать своё мнение, признавать свои ошибки или доказывать свою правоту.

Безусловно, направляющую роль коллективной деятельности в классе играет преподаватель. Во фронтальной работе с учащимися он ставит задачу или занимательную проблему, руководит поиском ее решения, определяет индивидуальные задания, корректирует работу учащихся. На заключительном этапе учителю помогает собрать элементы, детали, части общей композиции несколько помощников из числа учеников. В конце урока проводится совместный анализ результата коллективной работы.

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) дают много возможностей для творчества учителя.

На уроках изобразительного искусства учащиеся 5 - 6-х классов начинают работать с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний "Просвещение-МЕДИА", "МедиаХауз", "Новый диск" и др. В этих программах учебная информация представлена в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения; различные эффекты вывода текста и графических фрагментов.

Учащиеся 7 - 8-х классов для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству и МХК используют энциклопедии "Кирилла и Мефодия", "Большую Советскую Энциклопедию" на CD-ROM. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий - энциклопедий, словарей, справочников - объединяющих в себе функции демонстрационных и справочных материалов. Они: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок; поддерживают функцию печати, копирования; включают в себя аудио- и видеофрагменты, викторины с быстрой обработкой полученных результатов.

Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки работы с компьютером.

Учащиеся могут составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству художника, а также тесты-опросники по различным темам.

В настоящее время активно ведется работа по оснащению школ интерактивными досками. Их использование во время уроков дает учащимся возможность увидеть реалистичные 2-D и 3-D модели предметов при рассмотрении объектов с разных сторон на уроках черчения. Также интерактивная доска помогает при демонстрации сложных предметов и активной работе со всеми видами графических и текстовых файлов и видео, создании электронного протокола занятия, проведении тестирований и опросов с дальнейшей интерпретацией.

На урока ИЗО реализуются принципы развивающего обучения, работая с интерактивными досками, при управлении учащимися ею. Это большая помощь учителю во время всего урока.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.






© 2010-2022