• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Доклад Формирование духовно-нравственных качеств личности современного школьника средствами изобразительного искусства

Доклад Формирование духовно-нравственных качеств личности современного школьника средствами изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Формирование духовно-нравственных качеств личности современного школьника средствами изобразительного искусстваФормирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

Фридрих Шиллер


На сегодняшний момент наши дети живут в мире непривычном для понятия «детство». Это громкая музыка, песни, которые лишены нравственно- воспитательного смысла, слишком агрессивные мультфильмы, которые также не несут «полезной» нагрузки и влияют на неокрепшую психику детей негативно; очень жестокие компьютерные игры, детские книги, которые даже классические произведения открывают в «новой» иной трактовке. Можно сказать, что прежний мир, призванный воспитывать у подрастающего поколения чувства прекрасного и доброго, постепенно угасает. Одна из причин, по которым молодежь растет бездуховной, с невысоким уровнем культуры - в недостатке образцов классического, высокого искусства, которое не только дает информацию и новые знания, но в основном призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел. Сегодня мы возвращаемся к вечным истинам. Благодаря восприятию вечных ценностей в искусстве, ребенок, подросток, учится видеть их в окружающем мире, сверстниках, взрослых, в любой мелочи. Важно научить ребёнка не только замечать и воспринимать духовные ценности, но жить, руководствуясь нравственными принципами.

Духовное наследие нашего народа очень велико и бесценно- гениальные картины русских художников, просвещенные лики икон, великолепные произведения писателей и поэтов, воспевающих красоту и богатство нашей Родины, памятники культуры и заповедные места России, праздники и традиции христианства, сказы, предания, былины. Поэтому приобщение детей, в особенности подростков, к корням русской культуры, а также обычаев и традиций народов разных стран и народов является основным фактором формирования положительных личностных качеств, становления духовности внутреннего мира, развития творческого мышления и способности к творческому развитию и формированию нравственной духовности личности. Моя задача как педагога - так организовать занятие, восприятие произведений культуры, живописи, чтобы оно вызвало у воспитанников умение понимать, сопереживать, воспитание толерантности, умение строить свои поступки в соответствии с жизненными принципами, позитивный эмоциональный отклик на жизненные проблемы, которые раскрывает перед ними художник. Не только рассказ о произведении искусства, сказке, былине, картине, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ребенка.

На уроках изобразительного искусства рассматриваем темы, которые играют важную роль в воспитании духовности учащихся. Это темы «Материнство», где воспитанники выполняют графические портреты близких, дорогих членов семьи- мамы, бабушки, дедушки. Тема «Сопереживание» также очень значима в воспитании чувства толерантности. Эта тема помогает учащимся понять друг друга, прочувствовать чужие радости, страдания и переживания.

Перед большими православными праздниками, значимыми для наших предков, такими как «Рождество», «Крещение Господне», «Пасха» воспитанники готовят рисунки и поздравления.

Центром нравственного воспитания православного человека является Библия. Она не только самый значимый памят­ник литературы, истории, источник нравственного воспитания подрастающего поколения в любые времена, но также и руководство «жизни», ведь в ней описаны основные жизненные заповеди, принципы, основы нравственности. На творческих занятиях дети создают эскизы и рисунки на библейские темы, а также анализируют заповеди, притчи как искусство жить среди людей, высказывают свои точки зрения, аргументируют их и делают выводы. Ребята учатся жить , понимая, что в их поступках сосредоточен опыт многих поколений.

Произведения изобразительного искусства, живописи, скульптуры - то окно, через которое человек достигает тонкого, благородного видения мира. Живопись формирует в душе юного человека чувство величия и красоты человечества в целом, поднимает ребенка, подростка в его собственных глазах, в глазах сверстников. Демонстрируя и анализируя произведения известных художников, возможно объяснить абстрактные, глубинные понятия, которые являются общечеловеческими ценностями. К примеру, произведение «Богоматерь с младенцем» Виктора Васнецова, говорит о всеобъемлющей материнской любви и заботе о ребенке, любви Бога ко всему человечеству; «Возвращение блудного сына» Рембрандта, рассказывает о прощении грешника, о том, что дети всегда дороги и любимы своими родителями. Иллюстрация И. Билибина к «Золотому Петушку» Пушкина не только помогает ответить на вопрос «В чем нравственное преступление Додона?», но и учит детей оценивать безнравственность поступков. На этой иллюстрации видно, чтобы войти в шатер соблазна Шемаханской царицы, Додону нужно переступить через трупы погубленных ею сыновей. И дети понимают, что грех -это то, что должно быть наказано, то что не должно быть совершено. Так на примере произведений искусства ребенок постигает великие законы жизни.

Тандем- культура и терпимость - это цепь, которая связывает воедино духовную жизнь человечества в целом. Для педагога обучение толерантности является одной из приоритетных целей, ибо умение адекватно реагировать в любых ситуациях, понять друг друга, научить толерантности ближнего, одноклассника, человека другой веры, нации - один из важнейших компонентов культуры человечества. На занятиях учащиеся знакомятся с различными странами и народами. Создают образы культуры Древней Греции, Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы периода Средневековья, и многие другие. Так, на примерах из истории искусства мировой культуры, культур разных стран и народов, ребенок учится быть толерантным.

Для становления человека в детские годы и особенно в подростковом возрасте, различные виды искусства имеют исключительное значение. Познавая мир через живопись, поэзию, сказки, ребенок должен чувствовать себя счастливым человеком, причастным к миру общечеловеческих нравственных ценностей, переживать полноту творческих сил. Это крайне необходимо, т.к. сфера познания включает в себя все прекрасное. Познание искусства и нравственности - это широкое, многогранное понятие, очень сложное для самостоятельного понимания, поэтому роль педагога на данном этапе очень велика - заложить в ребенке стержень нравственной культуры и духовности. Настоящее познание жизни и искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни; когда ребенок постоянно живет в мире искусства, он ощущает жажду приобщения творчеству, потребности жить в мире прекрасного. Необходимо, чтобы ценности искусства стали не только предметом восприятия детьми и подростками, но и основной их духовной потребностью.

Роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании очень важна. Оно максимально приближает к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, формируется личность ребенка, но выполнение этого невозможно без участия педагога- «проводника» ребенка в мир взрослой жизни, сориентироваться в которой без посторонней помощи очень сложно.

Карташова И.Н.

учитель изобразительного искусства МБОУ Шпикуловской СОШ

© 2010-2022