Методические рекомендации по преподаванию изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений по преподаванию изобразительного искусства.

Изучение современных технологий обучения применяемых в преподавании изобразительного искусства, методические рекомендации по их применению необходимое условие качественной организации эффективного учебного процесса, в которую включаются: построение урока, отбор и выстраивание учебного материала для конкретной темы, выбор образовательной стратегии и построение методически выверенного учебно-воспитательного процесса.

В отличие от обычного урока, где ведущей формой мышления является рационально-логическая, и дети осваивают какое-либо понятие или реальность, на уроке изобразительного искусства ребёнок мыслит образами, познаёт и формирует отношение к реальности. На уроке ученику предлагается не просто изобразить какое-то явление, а передать своё собственное отношение к этому явлению. Для усиления эмоционального воздействия применяются новые педагогические технологии и формы обучения. Ребёнок, вживаясь в образ, вникая в суть, внутренне освобождается, снимаются комплексы, он учится доверять. Доверять, учителю, коллективу сверстников, себе.

Правильно и умело организованное, методически грамотное использование современных технологий, форм и методов обучения на уроке изобразительного искусства способствует повышению эффективности процесса обучения, воспитания и развития, а именно:

  1. способствует повышению активности, заинтересованности учеников; способствует развитию любви к изобразительному искусству;

  2. развивает такие качества как внимание, воображение, восприятие, мышление, память, речь, самоконтроль и др.;

  3. способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые преобразуются в умения и навыки;

  4. формирует умения применять полученные знания на практике.

Понятие педагогической технологии основывается на систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Педагогическая технология - это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике. Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Выделяются три основных вида технологий: технические, экономические и гуманитарные. Гуманитарные технологии подразделяются на управленческо-гуманитарные, педагогические и психологические. Понятие педагогической технологии основывается на систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы.

Под педагогической системой понимается совокупность (взаимосвязанных) средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на личность.

Современная технологию обучения разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.). Технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.

Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

В процессе работы с детьми на уроках изобразительного искусства используются различные современные технологии обучения.

Приведём характеристики некоторых современных педагогических технологий, применяемых в процессе обучения на уроках изобразительного искусства, а именно: технология активного обучения, технология игрового обучения, информационно-коммуникационные технологии.

1. Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств. Целью активного обучения является организация активности обучаемых. Сущность технологии активного обучения заключается в моделировании предметного и социального содержания учебной деятельности. Реализуется данная технология с помощью различных принципов, методов активного обучения.

2. Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Сущностью данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Реализуется игровое обучение через игровые методы, вовлечение обучаемых в творческую деятельность.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Информатизация теоретических уроков - одно из требований времени.

3.Применение информационно-коммуникационных технологий

Современный урок - понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему "учитель - ученик - учебник" вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение.

Применение на уроке изобразительного искусства компьютерных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Другой причиной является использование детской заинтересованности в современных технологиях, что тоже способствует мотивации учебной деятельности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Среди дидактических возможностей применения информационных технологий на уроках изобразительного искусства можно выделить:

  1. фрагментарное использование информационных технологий в зависимости от цели этапа урока;

  2. осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;

  3. сочетания обучения с игрой;

  4. управление самостоятельной деятельностью школьников на различных этапах обучения.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Оцифрованные фото- и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для уроков. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин.

Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, организовать внеклассную работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность.

Информатизация теоретических уроков - одно из требований времени. Компьютер - это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным и простым, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

2. Дифференцированный подход к учащимся на занятиях по изобразительному искусству

Ощутимый результат в развитии творческих способностей учеников на уроках изобразительного искусства даёт дифференцированный подход к учащимся.

Под дифференцированным обучением понимают форму организации учебной деятельности школьника, обеспечивающую учителю специализацию учебного процесса для различных групп учащихся, созданных с учетом наличия у них общих качеств, существенных для учебной деятельности.

Дифференциация обучения - создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей - один из ведущих принципов дидактики. Учитель вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями. Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения.

Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы, с использованием технологий КСО (коллективных способов обучения) и ГСО (групповых способов обучения).

Дифференцированный подход использую на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.

Чтобы урок изобразительного искусства с использованием дифференцированного подхода прошел эффективно, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Четко определить вид работы (рисование с натуры, декоративное, тематическое) и коррекционную работу строить в зависимости от вида работы.

Рисование с натуры - развитие процессов анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования.

Урок декоративного рисования - формирование графических навыков

Уроки тематического рисования - закрепление в графической форме зрительных образов тех или иных предметов, развитие у детей пространственной ориентировки.

2. При планировании урока необходимо сочетать учебные, коррекционно-развивающиеся и воспитательные задачи.

Параллельно решать много целей на одном уроке очень сложно, но тем не менее, важно заранее определить какие психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) будут подвергаться в ходе урока наибольшему воздействию со стороны учителя. Кроме этого, необходимо обозначить воспитательные цели, имеющий нравственный, эмоционально-эстетический характер. Не менее важно планировать микроцели для каждой группы, которые направлены на преодоление инертности, безразличия, робости - у одних, двигательного беспокойства, импульсивности - у других, агрессивности - у третьих.

Если эти задачи не предусматривать, то коррекционно-развивающие и воспитательные функции будут резко снижаться.

3. Необходимо правильно выбрать оптимальную структуру урока.

Например, рассмотрим 3 варианта структуры урока:

I вариант.

Урок начинается с нового материала для всех учащихся, затем выделяются карточки-задания группе А. Во время наблюдения за работой группы А даются индивидуальные советы группам В и Б. Заканчивается урок анализом работ учащихся.

II вариант.

Объявляются тема и задачи урока. Предлагается задание для самостоятельной работы группам А, Б и проводится индивидуальная работа с группой В. Заканчивается урок анализом работы.

III вариант.

Учащиеся группы А сразу после названия темы приступают к работе. С учащимися группы Б и В проводится индивидуальная работа с выдачей карточек-заданий. В конце урока анализ детских работ.

4. Рациональное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения.

При этом большая роль отводится предметно-практической деятельности учащихся, непосредственно предшествующей процессу рисования и связанной с изучением объекта изображения.

5. Создание наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения.

Особое внимание необходимо уделять учебно-материальному обеспечению уроков. Имеется в виду оснащение их материалами и инструментами высокого качества (бумагой, простыми и цветными карандашами, фломастерами, гуашевыми и акварельными красками, круглыми и плоскими кистями и т.д.)

Если у детей будут все принадлежности и притом хорошего качества, они будут чувствовать себя увереннее. Если принадлежности будут низкого качества, дети не смогут выполнить задание на должном уровне, они будут раздражены, потеряют уверенность в своих силах. В результате коррекционно - развивающий потенциал деятельности резко снизится.

Положительное воздействие оказывает и охранительный режим. На уроке учитель должен стараться, чтобы была спокойная, деловая обстановка, четко организованный и привычный для детей порядок работы. Нужно делать так, чтобы дети во время урока получали удовольствие от своей работы. Стараться держать в поле зрения каждого ребенка, обращать внимание не только на то, как он рисует, а главным образом, как он относится к самому процессу рисования - весело ему или скучно, интересно или безразлично. Если потребуется - пробудить утерянный интерес.

6. Систематический анализ эффективности работы при дифференцированном подходе.

Такой дифференцированный подход имеет большое образовательное воспитательное значения. Он создает условия для развития всех учащихся, а не только способных к изобразительной деятельности. Работа должна строиться так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявляли большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников. Этот подход учит детей работать самостоятельно с полной отдачей сил.

3. Методические рекомендации по применению современных технологий на уроках изобразительного искусства

Изобразительное искусство - это особый предмет. Освоение художественных техник не даёт гарантии создания гениального произведения. Искусство должно не только изучаться, но и проживаться. Ребёнок приходит на урок искусства не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему. А для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести эмоционально-нравственный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Иными словами, ребёнок учится делать оценку окружающей его действительности. А оценка - это способность человека осознавать и формировать собственное отношение к окружающему миру и самому себе.

Использование современных технологий на уроках изобразительного искусства эффективно влияет на развитие творческих способностей учащихся.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Изобразительный, декоративный и конструктивный способы художественного освоения действительности осваиваются учащимися на протяжении всего обучения. Разнообразие видов восприятия, методов и приемов, а также практической деятельности приводит учащихся к индивидуальным творческим открытиям.

Основой художественно-педагогической деятельности учителя является содержание преподаваемого предмета, спецификой - эстетическое восприятие окружающего мира через изобразительно-выразительные средства пластических искусств, средством - принципы и методы художественной педагогики.

В процессе преподавания педагог организует взаимную связь всех видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Развитие технологии активного обучения привело к разработке системы форм, методов, средств обучения и типов уроков, которые способствуют развитию творческих способностей учеников на уроках изобразительного искусства.

Классно-урочная форма является основной системой организации обучения, поэтому учитель изыскивает возможности для дифференциации, применяя индивидуально-групповые формы обучения. Особенностью изобразительной деятельности, отличающей ее от других видов художественного творчества детей, является то, что ее результат не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения, т. е. созданный детьми рисунок остается. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с раннее созданным, совершенствовать. А использование коллективной деятельности не только влияет на конечный общий результат работы, но и дает возможность выходу творчества каждому участнику творческого процесса.

Сочетание парной, групповой и индивидуальной работы учащихся позволяют учителю в организации трех основных форм коллективной деятельности: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей.

В первом случае ребенок выполняет работу индивидуально, но его работа к концу урока становится частью общей композиции. Примером такой деятельности может служить урок на тему «Древнерусский город-крепость». Каждый ребенок конструирует постройку в технике бумагопластики, а в конце урока все ребята составляют из своих работ макет древнерусского города.

Совместно-последовательная деятельность вовлекает в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей. Класс делится на микрогруппы и выполняет коллективные творческие работы. Примером может служить урок на тему «Праздничные народные гулянья», ребята выполняют вместе одно творческое панно. Первой группой на листе ватмана выполняется рисунок фона пейзажа. Вторая группа выполняет рисунки характерных атрибутов того или иного праздника и изображают архитектуру, а вырезав присоединяются к первой группе. Третья группа - изображает предметы народного быта и людей в костюмах, а продукт их творчества наклеивается на тот же рисунок. Такой урок позволяет выявить индивидуальные творческие способности каждого ученика, но уже в коллективной деятельности.

Совместно-взаимодействующая деятельность, в отличие от двух других, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка и требует их проявления в качестве необходимого условия. Коллективная творческая деятельность школьников актуальна тем, что каждый ребенок чувствует свою ответственность, сопричастность к полученной общей работе, получает эмоциональное удовлетворение от конечного результата. Примером такой коллективной деятельности являются «активные» методы обучения.

Активные методы повышают развивающий эффект обучения, создают атмосферу творческого поиска, вызывают у учащихся массу положительных эмоций. Эти методы способствуют лучшему усвоению знаний и развитию творческих способностей.

Мультимедийные установки

Применение техники требует особой проработки драматургии урока. Используя экран, можно совершать путешествия по разным странам и знакомить учащихся с мировыми шедеврами архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства. Соединение поэтического слова, музыки, слова учителя и современной техники может превратить урок изобразительного искусства в увлекательное зрелище. Учитель может остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на определенное явление искусства. Многие учащиеся владеют компьютерными технологиями, а учителю изобразительного искусства это просто необходимо.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета помогут расширить и углубить теоретические знания и найти партнеров по общению.

Для реализации программы по изобразительному искусству, единства теории и практики, формирования первичного опыта общения с произведениями профессиональных художников и народных мастеров национальной и мировой художественной культуры можно использовать презентации.

Использование электронных презентаций Microsoft PowerPoint помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Учитель продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презентация начинается с названия темы урока. Шрифт букв используется крупный. Можно варьировать фон слайда: заливка одним или двумя цветами, расположение на заднем плане репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположение картинок в определённом порядке и т.д. На следующих слайдах устанавливаются тексты или картинки, а также то и другое. При составлении презентации учителю важно подобрать материал высокого качества, без искажения цвета, высокого разрешения. Можно использовать различные анимационные эффекты. Это способствует повышению внимания детей и радует глаз.

Использование перечня чего-либо обязательно предполагает появление каждой новой позиции (например, перечисление особенностей художественных стилей разных эпох). Удобно использовать гиперссылки, которые переносят внимание с текста на иллюстрацию. Тексты, которые следует детям записать в тетрадь, также помещаются на слайдах презентации. Это освобождает учителя от продиктовки и позволяет ребёнку работать в привычном для него темпе. Важно, чтобы текст был лаконичным и написан крупными буквами.

13


© 2010-2022