Методы преподавания для подростков

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы преподавания для подростков.

В отличие от детей 6 -11 лет (изобразительная деятельность протекает преимущественно на эмоционально чувственной основе) младшие подростки начинают относиться к своей работе более осознанно и требовательно, исходя из сформировавшихся у них представлений об окружающем мире и искусстве. Этап художественного развития учащихся 12 -16лет в целом можно назвать аналитическим.

В работе с подростками я продумываю содержание, организацию и стимулирование творческого процесса в тесной связи с познавательной деятельностью, типичной для возраста отрочества.

На занятиях рисованием с натуры «созерцательно - эмоциональные» задачи связываю с аналитическими, связь эта должна быть органичной. Если подростки рисуют, например натюрморт, то постановка его решается не только с точки зрения формы и цвета входящих в его состав предметов, но и с учетом того впечатления, которое он производит.

На занятиях рисованием по памяти и представлению раскрываю тему в неожиданных и интересных для воспитанника аспектах, что бы разнообразить и обогатить его представления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональным. Границы даже, казалось бы, самой простой темы очень широки, и подростку бывает трудно войти в нее. Для этого привлекаю художественное слово, которое разнообразно по смысловым оттенкам, эмоциональному звучанию. Подбирая материал, учитываю не только тему, но и стиль, характер подачи образа; оцениваю не только реально - образную сторону отрывка, но и эмоционально - поэтическую.

Этот метод называется - стимулирование образного мышления. В работе по памяти и воображению присутствует необходимая для творчества свобода, способствующая раскрытию творческой индивидуальности подростка, раскрепощению его возможностей в работе с различными художественными материалами.

Немалую роль играет знания ребятами лучших произведений профессионального искусства. Восприятие результата чужого творчества помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться художественным впечатлениям, воспитывает эстетический вкус. Метод развития художественного восприятия играет огромную роль в формировании личности, ее нравственных и духовных ориентиров.

Художественное восприятие невозможно без развитого сопереживания (способность соотносить произведения с собственным опытом), отзывчивость на содержание и форму произведения и эрудиции (запаса представлений и знаний в области искусства). Степень проявления каждого из этих компонентов в формировании художественного восприятия воспитанников тесно связана с особенностями их возраста.

Чтобы адекватно воспринимать произведение, сопереживать ему, необходимо знать творца и его время. Без знаний невозможно целостное восприятие произведения искусства в единстве его содержания и формы.

Провожу игру « Аукцион картин», где дети искусствоведы и отбирают картины для своих музеев. Представлены были репродукции с картинами художников 20 - х годов из собрания Русского музее. Многие из них нравятся детям и получают достаточно большие баллы (оценка картин производится по десятибалльной системе).

Несмотря на то, что художники - импрессионисты как бы « утратили в изображении предмет», отошли от его четкой прорисовки, дети принимают их произведения, а после беседы о световоздушной среде на плоском холсте, способности фиксировать свое оптическое впечатление дети начинают испытывать особы интерес к их творчеству. Многие подростки, которым трудно дается правильное изображение предметов, проходят через импрессионистическое рисование (метод немецкой школы 70 - х гг. XIX века), которое помогает им постепенно овладеть формой предметов, не бояться их изображать.

Не только произведения, по - новому трактующие предмет изображения, трудно воспринимаются подростками. Классические произведения прошедших эпох, в основе которых библейские и мифологические сюжеты, представляют не меньшую сложность для детского восприятия. Классическая живопись была порождением высокоразвитой культуры, которая стремилась подчинить жизнь разумному началу. Обобщалась веками накопленные средства художественного мастерства. Возникла академическая школа рисунка и живописи, традиции которых были живы и плодотворны до тех пор, пока не превратилась в оковы живого восприятия. Подростки должны получить представление об эстетических канонах академической школы. Через восприятие отдельных произведений искусства можно подготовить подростка к дальнейшему, системному изучению истории искусства.

Дети должны проявлять активность во время бесед об искусстве. Например, говоря о колорите и цвете в картине, можно детям задать вопрос: «Какого цвета раковина (или какой - либо другой предмет) в этом натюрморте?» (предположим, что она белая). Дети, конечно, ответят: «Белая!» прошу присмотреться внимательней (если это репродукция, можно в белом листе бумаги сделать отверстие по форме этого предмета, наложить затем лист, на белый предмет, закрыв все остальное) и ответить, действительно ли это так.

Дети замечают, что это сочетание холодных и теплых серых оттенков. Детям вновь ставится вопрос: «Так какого все - таки цвета предмет в натюрморте? И что делает его белым?» Дети довольно легко находят ответ на этот вопрос: « Соседние темные краски, которые окружают раковину». Далее помогаю ребятам сделать вывод о том, что колорит (общий цветовой строй картины) определяет цвет предмета как бы заново. Для доказательства этого провожу небольшую практическую работу « Белый предмет в различной цветовой среде».

Эта тема вновь возникает, когда речь пойдет об эффектах освещения. Говоря о передаче света через цвет, можно рассказать о картине А. Куинджи « Лунная ночь на Днепре». Художник любил писать пейзажи, в которых его главным образом волновал свет, придающий картинам особый эмоциональный настрой. Дневное освещение, яркий солнечный свет в « Березовой роще», свет заходящего солнца в « Вечерне на Украине» и лунный свет в пейзаже « Лунная ночь на Днепре»… Но как передать природный свет на холсте - ведь сами краски светиться не могут?.. Художник стал искать решение в сочетании цветов и их оттенков. Он нашел такую серебристо - зеленую гамму, которая в сочетании с темными берегами реки и темным небом создавала впечатление, будто луна светится. Не случайно на вернисаже некоторые зрители решили, что художник подмешал в краски фосфор.

Показывая пейзаж, в котором цвет, присущий предмету, меняется под воздействием света, можно рассказать еще одну интересную историю. С художником М Нестеровым произошел курьезный случай. Ехал он на извозчике по Москве к своим знакомым. « Остановись возле синего дома», - сказал он вознице, назвав улицу. Но извозчик проехал мимо. Когда Нестеров упрекнул его в невнимательности, он сказал, указав на дом: « Эх, барин, дом- то зеленый….» И действительно, желтый отсвет заката придал дому зеленоватый оттенок. Потом художник вспоминал, как извозчик учил его разбираться в цветах.

Можно выйти с детьми на природу понаблюдать цвет деревьев разных пород при дневном освещении, нарисовать их гуашью или акварелью по памяти( ива - серебристая; ель- глубокого зеленного цвета; береза, клен - зеленовато - желтого). Затем предложить понаблюдать цвет этих же деревьев в часы заката, воплотив свои наблюдения также в рисунок (гуашь, акварель). На занятиях можно обсудить эти работы вместе с предыдущими, заостряя внимание детей не только на изменении локального цвета предмета под влиянием освещения, но и на художественной выразительности работ.

Можно применять игровые приемы. Искусствовед Н.П. Ходушина (работающая с детьми в Эрмитаже), чтобы выявить роль света в картине В. Кальфа « Десерт», где он несет основную образную нагрузку, сделала луч света главным «действующим лицом» в беседе с детьми. Луч живет, движется, видоизменяется в зависимости от того, какие предметы он освещает. Попадая на персики, он заставляет их светиться как маленькие солнца, на ворсистой поверхности ковра вязнет, на поверхности хрустального бокала - играет, наоборот приобретая свободу. Одушевляя солнечный луч, который по - разному, ведет себя на поверхности предметов, имеющих разную фактуру, можно раскрыть еще одну грань проблемы передачи освещения на плоскости картины.

Изучаем темы « Отношение к миру природы», «Вещи человека и человек», «Понимание красоты человека», «Красота повседневной жизни», «Человек и общество» речь идет о жанрах живописи - пейзаже, натюрморте, портрете, бытом и исторических жанрах. В начальных классах дети уже получили первоначальное представление о жанрах в живописи и графике. Однако понятие жанра очень многозначно, поэтому подросток должен получить более четкие ориентиры для освоения жанрового многообразия произведений изобразительного искусства. Трудно определить жанр, в котором одновременно присутствуют, например, и человек и вещи и интерьер и пейзаж (если человек изображен, например, у окна или на веранде). Жанр не просто связывает, но и задает свой угол зрения на действительность.

Если обратиться к истории жанров, можно убедиться в том, что, беря свое начало от Ренессанса, жанры поначалу тяготели к очень точной передаче действительности.

Художник того времени стремился, чтобы изображаемые им объекты обрели в двухмерной плоскости объем и жизненную осязаемость. Изобразить реальность, увиденную им собственными глазами, было его естественной потребностью.

В живописи начала xx века, порой современной живописи, визуальное восприятие становится созерцательным. Художник как бы отстраняется, от изображаемого объекта осмысляя его в контексте своего миропонимания и мироощущения. В связи с большой субъективностью изображаемого объекта, осмысляя его в контексте своего миропонимания и мироощущения. В связи с большой субъективностью изображаемого отнесение картины к какому - то определенному жанру затрудненно, а в некоторых случаях и невозможно (абстрактная живопись, сюрреализм и т. п.). Жанровый анализ - это не механическое зачисление произведения по ведомству этого или иного жанра, не составление жанрового реестра, а проникновение в идейно - художественный замысел художника через живое разнообразие воплощений.

Чтобы у подростков не создавалось впечатление о жанрах как о чем - то раз и навсегда определенном, стереотипном, для зрительного ряда лучше подбирать разнообразные произведения , относящиеся к одному жанру. В жанре портрета, например, часто образ конкретного человека обрастает дополнительным смыслом, который становится главной темой произведения. Так, портрет Веры Мамонтовой В. Серов назвал « Девочка с персиками», М. Врубель портрет Маши Дахнович - «Девочка на фоне персидского ковра», В. Попков автопортрет - « Шинель отца».

Портрет Маши Дахнович, дочери киевского владельца ссудной кассы, написан Врубелем в интерьере кассы. Облик девочки навеял романтические настроения, в ней художник увидел образ прекрасной принцессы из сказочных стран Востока. Врубель изобразил ее в складках узорчатого персидского ковра, одев в роскошные шелка, украсив жемчугами. Художник как бы за рамки жанра портрета, переходя в область сказочно - романтических сюжетов. Но все же это портрет, так как образная концепция этого жанра у Врубеля основана одновременно на реальности и фантастичности изображаемой модели.

Далее знакомятся с жанром пейзажа. Объектом изображения может быть дикая или преображенная человеком природа (сельские ландшафты, морские виды, городские пейзажи и т.д.). Художники по - разному воспринимают окружающий мир, природу, поэтому их произведения отличаются и содержанием, и художественной формой. Пейзажи могут быть идиллическими, интимно - лирическими, романтическими, реалистическими, импрессионистическими, сюрреалистическими. В наше время есть такие определения, как философский пейзаж, психологический пейзаж.

При показе произведений мастеров русского пейзажа можно поговорить о русской природе, почитать выдержки из работы Д. Лихачева « Заметки о русском»: «… Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья то с голубыми ветвями, создающими своеобразную « графику зимы», то с листвой яркой, весенней, живописной. Разнообразнейший по оттенкам и насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного и слабого ветра, дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение - в пределах года или суток…

Белые ночи и « черные», темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразно». Стихи русских поэтов обогатят образные представления подростков о русской природе.

Когда знакомлю воспитанников с жанром портрета подростки, понимают, что художник изображает человека не просто похожим, но характеризует его, оценивает как личность. Рассматривая портрет, они способны выявить отношение художника к модели, определить характерное и типичное в позе, мимике лица.

Ребята знакомятся с терминологией, связанной с композиционными особенностями портрета: « голова», « поясничный портрет», «фигурный», «конный» «групповой».

Портреты можно показывать каждый отдельно или в равнении, используя экран. Можно демонстрировать и фрагменты, которые помогут детям глубже проникнуть в характер образа.

При рассматривании портретов нужно обратить внимание на выразительные средства к персонажу, выделить в его облике то, что более всего взволновало. Можно начать с композиции и формата картины, объяснив и показав какую роль они играют в раскрытии образа. Проиллюстрировать эту мысль можно путем изменения кадра картины, а соответственно и изменения акцента в подаче образа (для этого на спроецированный, на экран портрет накладываются рамки разно величины - метод А.В. Щербакова). Меняя рамки, предлагаю определить, что изменяется в образе. Не следует забывать о задаче художника, о традициях в области этого жанра в разные эпохи.

На примере портрета Рембрандта « Титус за чтением» можно показать роль света и тени в характеристике образа. Молодой Рембрандт, подобно своим предшественникам, отображал пространство которое, выглядело как бы пустым. Позже в его картинах появляется живая воздушная среда. Художник создает вокруг фигур как бы вибрацию воздуха, который заставлял одежду и фон то яко загораться, то погружаться в полумрак. Светотень Рембрандта была тем выразительным средством, которое помогало ему раскрывать глубины человеческого духа.

Искусствоведы замечают, что у Рембрандта скользящий свет и тени заставляют шевелиться губы, складки на лице, скрадывают контуры, так что все изображения представляются полным легко внутреннего движения. Портреты Рембрандта называют портретами - биографиями, так как они дают возможность представить даже прошлое модели.

В Картинах раннего Тициана «Конный портрет Карла v» главным выразительным средством является цвет. Тициан был великим колористом, с помощью цвета он стремился передать в картине полнокровное ощущение жизни.

Как свидетельствуют современники Тициана, он буквально четырьмя мазками мог великолепно набросать фигуру на холсте. Картины он заканчивал больше пальцами, чем кистью, добиваясь таким образом не обыкновенно свободных и легких мазков.

Задачи этих двух художников - Рембрандта и Тициана - были разными, неодинаковыми были и выразительные средства.

Разными могут быть выразительные средства в произведениях одного и того же мастера. Что бы подростки это поняли, можно сравнить между собой два портрета кисти О. Кипренского - « Портрет Давыдова» и « Портрет Челищева». На первом изображен участник Отечественной войны 1812 года полковник Евграф Владимирович Давыдов, на втором - мальчик Челищев. На первом портрете перед нами защитник Отечества, один из лучших людей своей эпохи. У него горделивая осанка, немного рисовки….Чувствуется бесстрашие опытного воина, русская удаль.

Романтическая приподнятость образа подчеркивается пейзажем - фоном. В полумраке пейзажа ярко выделяется красочный гусарский мундир, ментик. Колорит картины одновременно и приглушенный, и темпераментный, мажорный. Содержание и настроение портрета подчеркиваются его общим композиционным строем: соотношением размеров фигуры и фона, ритмом линий и пятен, цветовым контрастом фона и фигуры.

«Портрет Челищева» ной по содержанию, а соответственно и по форме. Изображение мальчика заключено в овальную форму. Выражение лица его спокойно, вглядевшись, можно заметить глубокий и выразительный взгляд. Художник приблизил к нам лицо мальчика, чтобы показать этот взгляд, а овальный формат картины делает образ мягким и поэтичным.

При показе картин в сравнении нужно говорю не столько сама, сколько побуждаю к этому воспитанников, к месту вводя свой рассказ в общий строй беседы. Рассмотрение картин можно закончить минут за 10 - 15 до конца урока и предложить ребятам на бумаге формата почтовой открытки набросать по памяти композиции обоих портретов карандашом.

На других занятиях по этой теме дети создают серию эскизов для работы в материале на занятиях живописью или графикой.

Интересно проходит занятие - игра « Кто он? Кто она?». Анализируя позу , мимику персонажа, костюм, дети определяют его принадлежность определенному времени, общественному сословию, выясняют характер, настроение. Лучше проводить это занятие в три этапа: 1) беглый без комментариев просмотр картин; 2)повторение просмотра и высказывание первых впечатлений; 3) медленный показ каждой картины с достаточно целостным анализом образа.

С историческим и батальным жанром ребят знакомлю, рассказывая о содержании картины, исторических событиях и анализирую о художественных особенностях картины.

Обращаю, внимание на значительность изображенных на картине событий указываю на динамику композиции прослеживаю, как проявляется эта динамика в цвете, линиях, пространственных планах, масштабах изображения, взаимном расположении фигур( их приближение или удаление, ракурсы, подчеркивающие нарастание или спад действия).

Многие художники - баталисты были непосредственными участниками сражений. Можно рассказать об известном русском баталисте В.В. Верещагине, который участвовал в русско-турецкой войне 1877 - 1878гг. На полях сражений, под Шипкой, Плевой, на крутых горных перевалах можно было встретить высокого человека в штатском пальто с этюдником и походным мольбертом. Расставляя свой мольберт, художник тут же под огнем, нередко рискуя жизнью, приступал к работе.

На примерах исторических полотен В.И. Сурикова и И.Е. Репина можно показать детям сложность труда художника, изображающего важнейшие исторические события в жизни народа. Внимание обращаю на яркость типов, глубину образных характеристик героев, что достигается благодаря большой предварительной работе по сбору материала к картине. Можно показать подготовительные эскизы и этюды, обратить внимание на требовательность художника к самому себе.

Можно спросить у детей, не встречали ли они художников на улице, за городом. Наверное, это был пейзажист, пристально вглядывающийся в природу или городскую архитектуру. Но не только пейзажисты выходят из стен мастерской. Если художник пишет бытовую картину, он часто всматривается в прохожих, отыскивая особенно выразительные, характерные лица, которые помогут в создании образа будущей картины, старается запомнить или незаметно делает беглые наброски в маленьком блокноте. На улице зарисовывают здания, уголки города которые станут средой, в которой будут жить, и действовать его герои. Многие художники именно так накапливают материал для своих картин, хотя есть и такие, которые работают преимущественно по памяти и воображению.

Исторические живописцы не только выходят на природу, рисуют натурщиков, напоминающих исторических лиц, они роются в архивах, раскрывают старинные фолианты, рассматривают гравюры и фотографии, читают книги и рукописи о событиях тех лет.

Картины ,относящиеся к бытовому жанру, как и исторические картины, сюжетны. Казалось бы, это облегчает их восприятие. Но это не так, иногда в самом обычном жизненном факте дети не прочитывают того смысла, который заложил в него художник: ведь и в будничной жизни можно найти красоту и глубокий смысл.

Однако проблема понимания смысла картин не так остра, как неумение смотреть саму живопись и особенности композиции. Детей в первую очередь интересует, что изображено, а не как изображено.

Раскрыть художественное своеобразие картины и мастерство художника можно на примере картины П.П. Федотова «Сватовство майора». Художник передает волнение в старомосковском доме купца. Офицер без гроша в кармане пришел в богатую семью свататься. Купеческой дочке очень хочется выйти за бравого майора, но она изображает смущение его появлением. Вся семья тщательно готовилась к этому визиту, все суетятся, служанки шушукаются.

Искусствовед и педагог В.В. Алексеева в своей книге « Что такое искусство» обращает внимание на мастерство художника: «…Красота федотовской картины во многом зависит именно от манеры сплавленной живописи и техники масла, хотя время дает о себе знать, и старый красочный слой покрыт сетью трещинок, так называемых «кракелюр», как лицо пожилого человека покрыто морщинами, но сквозь них, как сквозь тончайшую паутинку, видишь ты чудесную живопись Федотова. Каким удивительным образом переплавляется краска в цветной мир старого дома! Как мерцает золотыми вспышками света бронзовая люстра! Как переливчато сверкает платье матери! А нежное платье красивой невесты распушилось в изящных оборках, словно огромная бледная роза на фоне комнаты старинного зеленного цвета!»

Для того чтобы творческая деятельность подростков была удачной, с одной стороны, необходимо вооружить их знаниями художественной техники, с другой, учитывая возрастающий анализ мышления, - постараться сохранить непосредственность и эмоциональность восприятия мира.

В художественном восприятии, принимая во внимание устремленность к познанию, анализу, нужно пытаться сохранить переживание, возникающее при первоначальном восприятии художественного образа.

На этом возрастном этапе интеллектуальное напряжение и чувственное раскрепощение должны соседствовать друг с другом, только тогда процесс освоения искусства будет плодотворным.



© 2010-2022