Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чебулинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»




«Творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»







Автор :Зарубина Надежда Владимировна

учитель












Творческое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изобразительная деятельность и художественный труд являются едва ли не самыми интересными видами деятельности младших школьников. Они позволяют ребёнку выразить в своих рисунках и работах своё впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения их творческих возможностей и является одним из древнейших направлений искусства и любимым видом детской деятельности.

В изобразительной деятельности ребенок пробует свои силы, совершенствует возможности. Творческая деятельность доставляет ему удовольствие, а также обогащает его представление о мире.

К сожалению, у детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями понижена работоспособность и мотивация к любым видам изобразительной деятельности.

Очень слабо развито творческое воображение. Нарушена двигательная сфера и мелкая моторика, тактильно - двигательное восприятие, пространственная ориентировка.

Зрительные, слуховые, кинетические и тактильные процессы восприятия у таких детей замедленны. Внимание неустойчивое, рассеянное.

Детям необходимо помочь: научить их обращать на что - то внимание, смотреть, слушать и соответствующим образом реагировать.

Поэтому, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста для развития воображения, творческой активности и творческого мышления.

И разработала программу кружковой работы « Феерия цвета» по изобразительной деятельности, которая адаптирована применительно к способностям и особым потребностям детей моей группы . Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями



Цель работы.

Вызвать у детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями интерес к нетрадиционным способам изобразительной деятельности и желание заниматься творческой деятельностью. Коррекция познавательных процессов.

Задачи. 1. Познакомить с различными способами и приёмами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

2. Сочетать различные техники изобразительной деятельности и конструирования на одном и том же занятии, когда одни детали рисуют, другие конструируют из бумаги, вырезают и наклеивают, третьи лепят, четвёртые прорисовывают.

3. Развивать общую и мелкую моторику, тактильно - двигательное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

4. При создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу) .

5. Активизировать интерес к занятиям.

6. Формировать положительное отношение к различным видам изобразительной деятельности.

7. Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

В процессе работы использую такие материалы, как: поролон, поролоновые штампы, ватные палочки . В качестве художественного материала использую: бусинки разных видов и форм, пуговицы и др.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна любому ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий и желаний.

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

В. А. Сухомлинский писал : "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самым ценным является не конечный продукт - рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоутверждения в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Представленные виды техник помогают интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений

В своей работе использую следующие техники и приёмы:

Делаем фон.Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон обыкновенной кисточкой, хотя есть простой и надежный способ: делать фон кусочком поролона, смоченном в воде и краске. Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

Метод пальчиковой живописи

Обучение пальчиковому рисованию идёт в несколько этапов. Указательный палец правой руки слушается ребёнка лучше, чем карандаш, поэтому вначале дети рисуют одним пальчиком. Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми. Но это не всех получается.Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.

Рисование ладошкой.

Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего школьного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее. Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться. Детям полезно и интересно изучать возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их фантазией, превратить в настоящие шедевры.Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностямиТворческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. Таким способом дети рисуют деревья, море, аквариум, пейзажи. Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностямиТворческое развитие детей с особыми образовательными потребностямиТворческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

Во время рисования пальцами и ладошками дети получают необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Рисование поролоновыми штампами

Техника рисования ладошкой и пальчиками очень схожа с техникой работы штампом. Ее используем при выполнении самых простейших упражнений . Делаем оттиск маленькими поролоновыми фигурками на поверхности листа, которые предварительно обмакиваем в краску. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон. Таким способом ребята рисуют различные орнаменты, солнышко, Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностямиТворческое развитие детей с особыми образовательными потребностямиТворческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

подсолнух и.т.д.

Техника рисования с использованием трафаретаТворческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

Способ рисования. На чистый лист бумаги наложите заранее заготовленный трафарет. Опустите губку в краску, затем прижмите её к бумаге, делая «колющие» движения. Опустите губку в краску другого цвета и продолжайте печатать. Используя необходимые цвета, нанесите краску на все участки рисунка. При желании можно прорисовать детали рисунка кистью или фломастером. Темы для использования техники: «Осень», «Аквариум», «Открытка маме», «Букет цветов» и т. п. Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностямиТворческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

Рисование ватными палочками.Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

Очень часто при выполнении художественных работ возникает необходимость прорисовывать мелкие элементы круглой формы, что вызывает трудность в точности изображения. Еще сложнее повторить одинаковые изображения несколько раз. Выручат в данной ситуации ватные палочки. Обмакнув тампон в краску, можно штамповать одинаковые элементы узора. Если узор должен быть разноцветным, нужно для каждого цвета иметь свою палочку.Творческое развитие детей с особыми образовательными потребностями

Технику работы с ватными палочками можно использовать при изображении орнамента или декорировании предметов обихода. На цветную или тонированную бумагу наносим однотонный рисунок, затем даем ему высохнуть и ватными тампончиками штампуем узор, заранее обмакнув каждый в нужную краску.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Необычное рисование в сочетании с другими способами изображения раскрывают творческие возможности ребенка, позволяют почувствовать краски, пластилин, различные виды бумаги их характер и настроение и получать удовольствие от общения с ними и радоваться результатам своего труда.

Таким образом проведение занятий по нетрадиционной изобразительной деятельности в сочетании с различными техниками и приёмами в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствовали получению положительных результатов по формированию базовых умений и навыков и развитию творческих возможностей .

В результате системной работы в данном направлении у детей улучшилось психомоторное развитие: (мелкая моторика рук, общая координация движений, эмоционально - волевая сфера) уменьшилась тревожность детей, агрессия.

Но главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка.

Девиз моей работы «Всё для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из его возможностей.»

Заключение

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

От учителя зависит, будет ли жизнь детей в школе радостной и содержательной. Учитель для младших школьников - это олицетворение знаний, умений, справедливости, пример для подражания.

При проведении внеурочных занятий по нетрадиционной изобразительной деятельности использую игровые и здоровьесберегающие технологии для того, чтобы творческий процесс был более продуктивным .

Сочетание специальных техник и приёмов нетрадиционной изобразительной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствуют получению положительных результатов по формированию базовых умений и навыков и развитию творческих возможностей .

Список литературы

  1. Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду» Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:Творческий центр «Сфера», 2008



  1. Дубровская Н.В. « Рисунки, спрятанные в пальчиках» М.: «Детство - пресс», 2011



  1. Дубровская Н.В. « Яркие ладошки» М.: «Детство - пресс», 2009



  1. Дыбина О.В. «Творим, изменяем, преобразовываем» М.: Творческий центр «Сфера» , 2010



  1. Короткова Е.А. «Рисование и аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития», 2009



  1. Румянцева Е.А. «Необычное рисование» М.: «Дрофа» ,2006



  1. Третьякова Н.Г. «Обучение детей рисованию в детском саду» Ярославль « Академия развития», 2008



  1. Фатеева А.А. « Рисуем без кисточки» Ярославль «Академия развития», 2009



© 2010-2022