• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Методические рекомендации по развитию художественно-образного мышления учащихся (на примере работы кружка «Юный художник-график»)

Методические рекомендации по развитию художественно-образного мышления учащихся (на примере работы кружка «Юный художник-график»)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика художественного развития детей

средствами графики

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Особенности художественно-творческого развития подростка в процессе изучения изобразительного искусства.……………....…………..4

Графические приемы и техники рисования как средство развития художественно-образного мышления учащихся (на примере работы кружка «Юный художник-график»)…………………. …………………… ..7

Заключение ……………………………………………………………………. 10

Список литературы …………………………………………………………..11

Введение

Исследователи подчеркивают положительное значение изобразительного творчества в эстетическом воспитании и развитии личности. Важными условиями развития художественных способностей, творчества школьника является использование художественных средств изобразительных искусств и различных изобразительных материалов. С целью обогащения возможностей изобразительного творчества живописными и графическими образами учащихся 1-8 классов приобщают к искусству живописи и графики.

Художественно-творческая деятельность рождает у любого ребенка чувство сопричастности к миру прекрасного. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько средством выражения чувств самого юного созидателя. Изобразительная деятельность содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств.

Актуальность и специфика данной работы в ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа» заключаются в том, что данное учреждение закрытого типа предназначено для мальчиков-подростков с девиантным поведением, совершивших общественно-опасные деяния, предусмотренные УК РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Здесь находятся подростки возрастом от 11-ти до 18-ти лет. Основанием содержания несовершеннолетних в спецшколе является постановление суда с указанием срока пребывания (от 6-и месяцев до 3-х лет) в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа. Контингент детей спецшколы - это дети, в основном, из «неблагополучных» семей, социально и педагогически запущенные, имеющие бедную эмоциональную сферу, отставание в обучении на 2-3 года, задержку психического развития, эмоциональную депривацию и т.д. [6] То есть, такие учащиеся особенно нуждаются в развитии художественно-образного мышления.

Особенности художественного-творческого развития подростка в процессе изучения изобразительного искусства

«Предметы художественно-эстетического цикла - изобразительное искусство… формируют убеждения, мотивационно-ценностную структуру личности подростка, его понятия о морали, чести и достоинстве, героизме, добре и зле, прекрасном и гармоничном, которые так востребованы в этом возрасте. Эти убеждения формируют активную творческую позицию личности подростка» [2, с.176].

Художественное развитие обучающихся должно осуществляться в процессе практической, деятельностной формы - в процессе личностного художественного творчества. Учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной его жизни, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого человека - главный смысловой стержень изобразительного искусства как предмета изучения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования перечислены предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство», в том числе «приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура)» [9, с. 7].

В тематическом плане по изобразительному искусству определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения. Темы и задания уроков предполагают постоянную смену художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности, развития художественного-образного мышления подростка.

В.Ю. Борисов выделяет 3 этапа художественно-образного мышления у подростков:

- этап подражания, служащий для выработки умений и навыков (теоретические знания основных законов рисунка);

- этап репродуктивного развития художественно-образного мышления (знания первого этапа превращаются в умения и владения);

- этап творческого развития художественно-образного мышления (творческий уровень оперирования или владения образами). [2, с.183]

Графике, как одному из видов изобразительного искусства, в учебных программах отводится отдельная тема, направленная на формирование эстетических представлений и художественных умений с помощью графических средств выразительности. Однако же, базу для других видов изобразительного искусства также составляет рисунок, который является основой грамотности любого художника. Только изучив эту основу, можно успешно овладеть другими видами искусства, такими как живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Познавая основные правила графической грамотности - передачу конструкции предмета, пропорций, его объема, перспективы, линейного построения, тональных отношений - учащиеся видят всё больше возможностей в работе с вышеперечисленными видами искусства. На основе освоения графической грамотности происходит изучение живописи и композиции.

В создании живописных образов используется подбор цветовых решений - колорит, а графические образы создаются в контрастном, строгом черно-белом цветовом решении c их оттенками изображения. Казалось бы, выбор в пользу яркого, многоцветного образа очевиден. Однако, наблюдения показывают, что учащихся привлекают и графические черно-белые, контрастные изображения. Интерес вызывают такие художественные средства графики, как точка, штрих, линия, тон. Поэтому наряду с традиционными изобразительными материалами этот вид искусства включает в себя множество различных техник рисования сухими, жидкими и мягкими материалами; техника "граттаж" (процарапывание изображения на листе грунтованного картона). Возможности работы с одной только тушью очень велики: работа пером, кистью, палочкой, спичкой, и т.д.

Графика способствует развитию образного мышления и овладению мастерством передачи пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг друга. [8]

В процессе практической работы учащиеся должны научиться владеть материалами графики на доступном возрасту уровне; применять приобретенные знания в графике, связывать графическое решение с основным замыслом изображения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что графика является значимым разделом изобразительного искусства, овладение знаниями о котором обеспечивает успешное освоение других художественных дисциплин.

Графические приемы и техники рисования как средство развития художественно-образного мышления учащихся (на примере работы кружка «Юный художник-график»)

По мнению В.Ю. Борисова, художественное развитие подростка происходит в процессе освоения определенных типов деятельности. «Показателем художественного развития в условиях изобразительной деятельности учащихся может служить устойчивое проявление позитивного развития «образности» в их творческих работах». [2, с.183]. Таким образом, развитие - не что иное, как изменение мышления подростка, влекущее за собой изменение, обогащение продуктов их изобразительной деятельности.

Об этом же говорит и Н.И. Пьянкова: «Специфической для искусства формой отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника является художественный образ…который имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями духовного содержания, а с другой - характером материала, в котором это содержание воплощается» [4, с.24].

Ограниченное количество времени, отведенное учебным планом на изобразительное искусство (один урок в неделю в каждом классе) существенно затрудняет учителю работу по созданию и поддержанию психолого-педагогических условий развития художественно-образного мышления учащихся. Однако, недостающее время возможно дополнить за счет кружковой работы.

Кружок «Юный художник-график» рассчитан на 34 занятия, весь учебный год. Цель кружковой работы - развитие художественно-образного мышления учащихся. Задачи:

- раскрыть учащимся художественные возможности работы в технике графики сухими (мел, уголь, сангина, пастель) и жидкими (тушь, бистр, сепия, акварель) материалами;

- показать основные технико-технологические приемы работы данными материалами;

- научить передавать тональные отношения предметов, используя художественные возможности материалов.

После краткой вводной теоретической части, повторяющей сведения об основных видах графики - рисунке, акварели и печатной графике учащиеся сразу переходят к рассмотрению и освоению "графической триады" [1, с.7]: линии, штриха и пятна, которые являются основными средствами выражения любого графического произведения.

Структурно каждое занятие курса разделено на две части, одна из которых, меньшая, посвящена знакомству с примерами известных графических работ/ демонстрации работ учащихся и их анализу. Анализ проводят сами учащиеся, отвечая на следующие вопросы:

- каков художественный замысел произведения?

- что стало для автора средствами воплощения данного замысла?

- какие эмоции, настроения и образы можно увидеть в конкретном художественном произведении?

- какая музыка, на ваш взгляд, точнее всего отражает замысел данного произведения графики?

Для подготовки презентаций, репродукций картин для анализа удобно использовать сайт "График" - информационный ресурс, посвященный классической, современной, русской и зарубежной графике [7].

Остальное время занятия посвящено индивидуальной практической работе.

Суть курса кружковых занятий заключается в том, что учащимися «создается привычное, изученное на уроках изобразительного искусства, но новым материалом» .[5, с.47] Особенно в начале, когда учащимся предлагается работать на привычные темы, такие как рисование простых бытовых предметов (чашка, ваза), натюрмортов, фигуры человека.

По мере овладения различными графическими приемами и материалами усложняются задания и объекты. Так, в первой четверти одно из занятий посвящено теме "Дерево". Задание - основными средствами выражения в рисунке (штрихи, линии, точки, пятна) изобразить дерево, используя тушь, перо или палочку/ зубочистку. Во второй четверти это уже рисование букета с лиственными и цветущими растениями в стеклянной прозрачной вазе. В третьей - тщательная проработка изображения букета цветов в вазе (важно научиться передавать структуру растений).

С первых же занятий учащимся объявляется еще одна, сквозная задача - работа над одной композицией на выбранную тему в течение всего года (например, изображение чучела птицы). Периодически, через 1-2 занятия, учителю необходимо фиксировать вид композиции на фотоаппарат, чтобы по завершении работы можно было проследить всю цепь изменений в ней. Завершающим этапом станет тщательная проработка оперения в рисунке, чтобы научиться достоверно передавать разнообразие фактур оперения птицы.

В итоге важно, чтобы по завершении цикла занятий кружка каждый подросток осознал, насколько углубились его знания, возросли способности к передаче эмоций и настроения, насколько он стал профессиональнее использовать графические приемы и техники, глубже понимать произведения искусства по сравнению с началом учебного года. Другими словами, насколько теперь более развито его художественно-образное мышление. В этом и помогает фоторяд композиции, на которой так или иначе отражены все этапы художественно-творческого развития автора.

Заключение

Выявление и развитие художественно-творческого потенциала личности каждого подростка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие творчества - сложная и комплексная проблема. «Занятия графикой развивают творческие способности, пространственное воображение и неординарное мышление подростка, как впрочем, и все другие виды изобразительного искусства».[3] Но именно графика, по наблюдениям, привлекает учащихся больше всего разнообразием техник и материалов, простотой исполнения.

Анализ ученических работ, соотнесенных с третьим этапом художественно-образного мышления (по В.Ю. Борисову, этап творческого развития художественно-образного мышления) показывает, что каждому подростку присущ индивидуальный характер выполнения рисунка, несмотря на одинаковую техническую основу. Такие работы начинают выполнять учащиеся после годичного цикла занятий в кружке «Юный художник-график». Их произведения выделяются яркой индивидуальной манерой исполнения. Учащиеся, анализируя работы друг друга, отмечают, что различия эти заключаются в характере линий, обобщении формы, построении композиции. Другими словами, приобретается неповторимый, индивидуальный «почерк» художника, который является доказательством развития художественно-образного мышления учащихся.

Список использованной литературы:


  1. Бабияк В.В. История графики. Учебное пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 1999. - с. 7.

  2. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов / ж-л «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», выпуск № 125 / 2010, с.176, с. 183.[Электронный ресурс] - Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-shkolnikov-4-5-klassov

  3. Дюдюкина В.Н. "Художественные и технические средства графики" [Электронный ресурс] openclass.ru/node/196571

  4. Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе [Текст] /Н.И. Пьянкова. - М.: Просвещение, 2006. - с. 24. (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).

  5. Развиваем детскую одарённость / Авторы Р.Г. Казакова, Г.Н. Масич, Л.Г. Белякова и др. - М., 2001., с.47.

  6. Сайт ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа», социальный паспорт учреждения [Электронный ресурс] specialschool.narod.ru/Geniral.htm

  7. Сайт «График» [Электронный ресурс] graphic.org.ru/gallery-name.html

  8. Словарь по искусству и архитектуре [Электронный ресурс] brainart.ru/vocabulary/04/graphika.php

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. -с 7.

© 2010-2022