Интегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»

«Великие темы жизни» Библейские темы в изобразительном искусстве Урок- конференция Тема: «Русская святыня»   Цель: Показать, что  художник может являться выразителем идей, мыслей, чувств людей своего времени. Задачи: Обучающие: ·            Познакомить учащихся с величайшей русской святыней  –иконой «Троица» ·            Показать учащимся, в чем заключается уникальность творений   древнерусских художников-иконописцев. ·            Познакомить с основами канона при написании икон. Развивающие: ·      Развивать у учащихся способность оценивать окружающий мир по законам красоты. ·      Уметь выступать перед аудиторией, представляя свою исследовательскую работу. Воспитательные: ·      Духовно и эстетически подготовить к восприятию икон и произведений искусства. ·      Воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого своей страны.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»





«Русская святыня»

Интегрированный урок

ИЗО и МХК

Урок разработала:

Учитель МОУ СОШ №73

ст. Кривянской Октябрьского р-на

Золотина Лариса Николаевна

«Великие темы жизни»

Библейские темы в изобразительном искусстве)

Урок- конференция

Тема: «Русская святыня»

Цель: Показать, что художник может являться выразителем идей, мыслей, чувств людей своего времени.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с величайшей русской святыней -иконой «Троица»

  • Показать учащимся, в чем заключается уникальность творений древнерусских художников-иконописцев.

  • Познакомить с основами канона при написании икон.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся способность оценивать окружающий мир по законам красоты.

  • Уметь выступать перед аудиторией, представляя свою исследовательскую работу.

Воспитательные:

  • Духовно и эстетически подготовить к восприятию икон и произведений искусства.

  • Воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого своей страны.

Опережающее домашнее задание:

Класс делится на группы. Состав групп определяет учитель. Он также отслеживает этапы выполнения заданий. У каждого ученика в группе свое задание (поиск репродукций, канон, цвет, содержание иконы и т. д.) Задания можно усложнять или упрощать по желанию учителя.

Оборудование: Компьютер, CD компании K&M «Шедевры русской живописи», карточки с вопросами, монтажный слайд- фильм с изображением «Троицы».

План урока:

1.Вводная беседа о творении древнерусских мастеров - иконе «Троица».

2.Выступления учащихся с результатами поисковой работы.

3.Просмотр фрагмента «Шедевры русской живописи» А.Рублев.

4.Беседа по просмотру фрагмента.

5.Подведение итогов.

Ход урока:

I .Организационный момент урока.

1.Приветствие.

2.Проверка готовности учащихся.

II.Сообщение темы урока:

Учитель:

Добрый день ребята!

Тема нашего занятия: «Русская святыня». Сегодня мы с вами:

  • Познакомимся с уникальным творением, одной из выдающихся работ Андрея Рублева иконой «Троица».

  • Увидим, как художник через произведение становится выразителем идей, мыслей и чувств своего народа.

  • Послушаем выступления представителей поисковых групп.

III. Изучение нового.

Троица - это неиссякаемая, бесконечная любовь».

Священник, писатель,

ученый и философ

П.А. Флоренский

(на фоне музыки монтажный слайд- фильм).

Интегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»Сегодня, вглядываясь в потемневшие от времени лики святых, вслушиваясь в строгую церковную музыку, любуясь гармоничными соборами, не устаешь удивляться теплоте и простоте, которые излучает каждое творение древнерусских мастеров.

Невольно приходят на память строки Вл. Соловьева:

Смерть и время царят на земле,-

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Истину о могуществе Божественной Любви сердцем восприняли наши предки. Поэтому древнерусские художественные произведения несут в себе мощный заряд энергии света, добра и красоты.

Интегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»

(Слайд Эль Греко «Св. Андрей и св. Франциск)

  • Что перед нами икона или картина?

  • В чем их отличие? (предположения учащихся)

Главное отличие иконы от картины: икона создавалась не как произведение искусства, а как предмет поклонения. Икона не изображает, а выражает, знаменует «Что», а не «Какой» и «Как».

Икона - слово греческое и в переводе на русский язык означает «образ, изображение». На Руси иконы так и называли - «обра'за».

При написании картин на евангельский сюжет, светский художник имеет право делать небольшие отступления от канона. При написании икон мастер придерживается канона.

Канон - образец, твердо установленные правила. В иконе подчеркивается условность изображения, когда все подчинено раскрытию внутреннего смысла изображаемого.

Давайте послушаем в чем особенность изображения иконы:

Сообщение №1: «Особенности изображения иконы»

Икона отличается обратной перспективой: если на картине точка соединения пространственных линий находится в глубине картины на воображаемой линии горизонта, то такая же точка, когда мы смотрим на икону, находится перед нИнтегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»ей, проецируясь на стоящего человека.

На иконах отсутствует внешний свет: свет исходит от ликов фигур, их глубины, как символ святости, а на картинах свет может падать, по желанию автора, из любой точки.

На иконах присутствует единовременность изображения: все события происходят одновременно и сразу.

  • Так в чем необычность изображения иконы?


  • На чем пишутся картины?

  • На чем пишут иконы?

При написании икон мастер должен был строго следовать требованиям канона: строгим правилам иконописи.

СИнтегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»ообщение №29 «Техника написания иконы»

( монтажный слайд- фильм)

Правила иконописи были установлены в Византии в IХ веке. Иконы на Руси писали на липовых или сосновых досках. Доску сверху покрывали левка'сом (от греч. «левкок» - «белый») - меловым грунтом.

  • ЗИнтегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»Интегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»атем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Живописная техника иконы не очень сложна, но в высшей степени совершенна. Эта живопись красками, разведенными на яичном желтке и положенная на гипсовый грунт, давала возможность древним мастерам создавать настоящую симфонию красок. Техника эта допускала многослойность письма, множество оттенков и полутонов. Краски были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой от греч. «олиефа» «мазь»- веществом на основе растительного масла, образующим пленку. Эта пленка защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака.

  • Какие основные этапы написания иконы вы теперь знаете?


  • Скажите, каждый ли человек способен написать икону?

Духовное видение, духовное прозрение, лежащее в основе церковного изобразительного искусства, является даром Божьим, подающимся за смирение и чистоту сердца.

Сообщение №3 «Андрей Рублев».

О жизни Андрея Рублева известно очень немного. Он родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо- Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо- Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

С именем Андрея Рублева связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства. Рублев был тем гениальным мастером, который создал свой собственный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению.

Наверное, нет человека, который не видел бы «Троицу» Давайте попытаемся понять, в чем секрет совершенства ее и красоты.

  • Где можно увидеть иконы? ( в храмах, в музеях).

Сообщение №4

Иконы, написанные в 14-15 вв., дошли до наших дней. Они сохранились в Новгороде, Владимире, Сергиевом Посаде, в Московском Кремле и других уголках нашей Родины.

Русская история богата знаменитыми иконописцами, которые внесли неоценимый вклад в культуру страны. Это Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев, Даниил Черный.

Сегодня мы с вами поговорим о иконе «Троица».

«Троица» - самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублева и самое прекрасное творение древнерусской живописи - была написана мастером в первой четверти XV столетия, находится в Третьяковской галерее, в Москве. А во время Великой Отечественной войны это живописное чудо укрывали в Сибири.

IV. Просмотр и прослушивание фрагмента CD компании K&M «Шедевры русской живописи» (Рублев)

Беседа:

  • Знаете ли вы, кто здесь изображен? Кому явились три Ангела? (ответы учащихся)

На иконе мы видим изображение Святой Троицы. В основе сюжета библейская история-угощение Авраамом трех необычных спутников Сидящие за столом ангелы ведут тихую, неспешную беседу. Путешественники предсказали Аврааму рождение сына Исаака.

  • Каков сюжет иконы? Откуда взята тема?

Интегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»По книге «Бытия», сюжетом ветхозаветной троицы является прием и угощение старцем Авраамом и его женой Саррой трех таинственных странников, в образе которых явился триединый Бог. Обычно художники иллюстрировали это эпизод, сосредотачивая внимание на изображении Сары и Авраама, подносящих угощение, а так же слугу, «закалывающего тельца».

Рублев, взяв за основу византийскую иконографическую схему композиции - переосмыслил ее и создал нечто абсолютно новое и оригинальное. Стройные силуэты ангелов вписываются в круг-фигуру издревле считавшуюся магической, олицетворяющую гармонию.

КОМПОЗИЦИЯ-средство выражения замысла художника

  • Что является композиционным центром иконы?

Композиционным центром является изображение ангелов объединенных престолом с в центре которого высится чаша с головой тельца-символа крестной жертвы Христа.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР- главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.

  • С помощью, каких художественных средств художнику удалось добиться совершенства?

Линия - это наиболее сильное средство искусства Рублева - властно подчиняет себе все. Спокойно, мягко и плавно она возникает, появляется и исчезает, а затем снова и снова, в разных положениях, но в одном направлении воплощает идею бесконечности и нераздельности. И не только ангелы, но и дерево, скала и дом включаются в круговорот форм.

МИнтегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»отив кругового движения - средство художественного выражения единства ангелов.

Этот медленный, словно текучий, ритм создает настроение возвышенного безмолвия - такого общения ангелов друг с другом и зрителя с ангелами, где нет места словам. Три ангела Рублева едины, связаны единым ритмом, круговым движением.

РИТМ-чередование линий, фигур, цветовых пятен.

Индивидуальность каждой фигуры мастер подчеркивает позой жестом, положением в иконном пространстве, наконец - цветом.

  • Какие цвета применяет мастер в иконе?

Интегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»В мировой живописи найдется не много произведений, равных шедевру Рублева по своим краскам. Краски Рублева не звонкие, а певучие, и они удивительно соответствуют представленной им сцене божественного совета и собеседования. Их немного, но они обладают такой силой воздействия, что золото и голубец «Троицы» остаются в нашей памяти даже после первого и краткого ознакомления с иконой. Нежные цвета одежд ангелов - голубой, салатовый, сиреневый - прекрасно сочетаются между собой. Изумительно мягкая цветовая гамма делает икону незабываемой.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА- гармонически связанные оттенки цвета.

Не менее замечательно трехкратное повторение лазурно-голубого тона в одеждах ангелов, ясно ведущего к пониманию их небесного происхождения. Удивительно также сочетание в драпировках центральной фигуры лазури плаща и темно-вишневого цвета хитона. Лазурь и вишневый создают торжественное и вместе с тем скорбное впечатление от облика среднего ангела.

  • На иконе Троица присутствует фон золотого цвета. Почему?

Трудно изобразить живописными средствами духовный мир. Эмоциональные и чувственные образы бессильны передать духовное пространство, поэтому художник ищет особые средства выражения этого чуда. «Троице» Рублева преобладают золото, золотисто-желтые и золотисто-зеленоватые тона. Ими окрашены фон и поля, крылья ангелов, невысокие седалища и подножия, стены и потолок портика палат, нависающая скала, чаша. Широкое применение золота (а оно обозначает свет и является символом божества) сообщает иконе тихое сияние и отпечаток возвышенной, неземной красоты.

Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей.

  • Какие человеческие ценности воспитывает мастер в своей иконе?

Добро, жертвенность, любовь - это первое что сразу захватывает при созерцании «Троицы». Идеи взаимопонимания для Рублева не были случайны: Руси, истерзанной войнами и ненавистью, так недоставало мира и согласия. Художник утверждает их своим искусством.

  • Как художник смог выразить идеи, мысли, и чувства людей своего времени?

Тема троицы понималась русским многими людьми того времени как тема глубоко гражданская, тема национального единства. Мастер в этой простой бытовой сцене предал большую художественную силу.

  • В чем необычность, особенность иконы Рублева?

Едва ли не единственному среди живописцев Средневековья Рублеву удалось решить почти не разрешимую творческую задачу - показать Троицу как триединство.

Рублев «прочитывает» сюжет по-своему Нет рассказа - следовательно, нет бега времени, вечность не «мерцает» через завесу «сегодняшнего», а предстает перед человеком - странники не общаются с Авраамом, а как бы пребывают в молчаливой беседе. Перед ними не пиршественный стол, а священная трапеза, не фрукты и хлебцы, а чаша причастия.


  • Что же нового привнес Андрей Рублев в русскую культуру?

Что привлекает нас в иконе?

Волнует и привлекает в ней, прежде всего художественный образ, который выражает и все аспекты ее содержания. Композиция, рисунок, цвет обладают таким совершенством и такой согласованностью, что, вероятно, и сам Рублев был счастлив своей работой, созданной им в неповторимые минуты обретения душевного равновесия и творческого вдохновения.

Идеал согласной жизни - это новый идеал искусства - высоконравственная ценность человека получает в творчестве глубокое выражение. Наследие Андрея Рублева оказало огромное влияние на его современников и последователей.

Икона имеет целью вывести сознание в мир духовный.

V. Итог урока:

Давайте подведем итоги нашей с вами беседы:

  • Почему мы должны особенно ценить икону Андрея Рублева «троица»?

Совместные ответы учеников и учителя:

1.Культурно-историчекая ценность:

В иконе «Троица» наиболее сильно открылась миру самобытность и русской иконописи и русской души. Эта уникальность проявилась:

-в своеобразии цвета и света, прославляющей красоту духовного мира;

-в композиции, приоткрывающей максимально тайну Пресвятой Троицы;

- в выражении ликов ангелов, исполненных чувства умиления;

  • Какое значение для верующего человека имела икона «Троица»?

2.Нравственно- историческая ценность:

- Икона выражает идею единства Русской земли, призыв к духовному единению раздробленной Руси;

-Един Бог - едина Церковь- един народ.

3.Религиозно- историческая ценность:

Для православного народа икона Андрея Рублева - это не только творческий плод душевной чистоты и молитвы, но и откровение: икона- окно в духовный мир, через которое не только человек обращается к Богу, но и Бог обращается к человеку.

Вывод:

Изучать гениальное произведение искусства всегда трудно - независимо от того, идет ли речь о русской иконе или о картине современного нам художника.

Разные авторы по-разному воспринимают произведение Рублева.

Одним по душе ее дивные краски, другим - мастерство рисунка и композиции, третьим - богословская тайна иконы, четвертым - соотношение «Троицы» Рублева с более ранними и более поздними изображениями на ту же тему.

Живописное искусство художника не самоцель, а непосредственное выражение его чувств и помыслов. Поэтому оно так сильно трогает нас, оставляя глубокий след в нашем сознании.

В настоящее время эта величайшая русская святыня находится в Третьяковской галерее в Москве.


Хочется закончить урок словами священника, писателя,

Ученого и философа Павла Флоренского:

«Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог».


Задание на дом: В день Святой Троицы христиане украшали свои дома и храм зеленью. Это напоминание нам о том, что Бог дает жизнь всему живому. Дома кто хочет, нарисуйте березку, ветвями которой украшается храм и дома в день Святой Троицы.

© 2010-2022