- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Интегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»
Интегрированный урок ИЗО и МХК «Русская святыня»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Золотина Л.Н. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Русская святыня»
Интегрированный урок
ИЗО и МХК
Урок разработала:
Учитель МОУ СОШ №73
ст. Кривянской Октябрьского р-на
Золотина Лариса Николаевна
«Великие темы жизни»
Библейские темы в изобразительном искусстве)
Урок- конференция
Тема: «Русская святыня»
Цель: Показать, что художник может являться выразителем идей, мыслей, чувств людей своего времени.
Задачи:
Обучающие:
-
Познакомить учащихся с величайшей русской святыней -иконой «Троица»
-
Показать учащимся, в чем заключается уникальность творений древнерусских художников-иконописцев.
-
Познакомить с основами канона при написании икон.
Развивающие:
-
Развивать у учащихся способность оценивать окружающий мир по законам красоты.
-
Уметь выступать перед аудиторией, представляя свою исследовательскую работу.
Воспитательные:
-
Духовно и эстетически подготовить к восприятию икон и произведений искусства.
-
Воспитывать уважение к культуре и традициям прошлого своей страны.
Опережающее домашнее задание:
Класс делится на группы. Состав групп определяет учитель. Он также отслеживает этапы выполнения заданий. У каждого ученика в группе свое задание (поиск репродукций, канон, цвет, содержание иконы и т. д.) Задания можно усложнять или упрощать по желанию учителя.
Оборудование: Компьютер, CD компании K&M «Шедевры русской живописи», карточки с вопросами, монтажный слайд- фильм с изображением «Троицы».
План урока:
1.Вводная беседа о творении древнерусских мастеров - иконе «Троица».
2.Выступления учащихся с результатами поисковой работы.
3.Просмотр фрагмента «Шедевры русской живописи» А.Рублев.
4.Беседа по просмотру фрагмента.
5.Подведение итогов.
Ход урока:
I .Организационный момент урока.
1.Приветствие.
2.Проверка готовности учащихся.
II.Сообщение темы урока:
Учитель:
Добрый день ребята!
Тема нашего занятия: «Русская святыня». Сегодня мы с вами:
-
Познакомимся с уникальным творением, одной из выдающихся работ Андрея Рублева иконой «Троица».
-
Увидим, как художник через произведение становится выразителем идей, мыслей и чувств своего народа.
-
Послушаем выступления представителей поисковых групп.
III. Изучение нового.
Троица - это неиссякаемая, бесконечная любовь».
Священник, писатель,
ученый и философ
П.А. Флоренский
(на фоне музыки монтажный слайд- фильм).
Сегодня, вглядываясь в потемневшие от времени лики святых, вслушиваясь в строгую церковную музыку, любуясь гармоничными соборами, не устаешь удивляться теплоте и простоте, которые излучает каждое творение древнерусских мастеров.
Невольно приходят на память строки Вл. Соловьева:
Смерть и время царят на земле,-
Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Истину о могуществе Божественной Любви сердцем восприняли наши предки. Поэтому древнерусские художественные произведения несут в себе мощный заряд энергии света, добра и красоты.
(Слайд Эль Греко «Св. Андрей и св. Франциск)
-
Что перед нами икона или картина?
-
В чем их отличие? (предположения учащихся)
Главное отличие иконы от картины: икона создавалась не как произведение искусства, а как предмет поклонения. Икона не изображает, а выражает, знаменует «Что», а не «Какой» и «Как».
Икона - слово греческое и в переводе на русский язык означает «образ, изображение». На Руси иконы так и называли - «обра'за».
При написании картин на евангельский сюжет, светский художник имеет право делать небольшие отступления от канона. При написании икон мастер придерживается канона.
Канон - образец, твердо установленные правила. В иконе подчеркивается условность изображения, когда все подчинено раскрытию внутреннего смысла изображаемого.
Давайте послушаем в чем особенность изображения иконы:
Сообщение №1: «Особенности изображения иконы»
Икона отличается обратной перспективой: если на картине точка соединения пространственных линий находится в глубине картины на воображаемой линии горизонта, то такая же точка, когда мы смотрим на икону, находится перед ней, проецируясь на стоящего человека.
На иконах отсутствует внешний свет: свет исходит от ликов фигур, их глубины, как символ святости, а на картинах свет может падать, по желанию автора, из любой точки.
На иконах присутствует единовременность изображения: все события происходят одновременно и сразу.
-
Так в чем необычность изображения иконы?
-
На чем пишутся картины?
-
На чем пишут иконы?
При написании икон мастер должен был строго следовать требованиям канона: строгим правилам иконописи.
Сообщение №29 «Техника написания иконы»
( монтажный слайд- фильм)
Правила иконописи были установлены в Византии в IХ веке. Иконы на Руси писали на липовых или сосновых досках. Доску сверху покрывали левка'сом (от греч. «левкок» - «белый») - меловым грунтом.
-
Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Живописная техника иконы не очень сложна, но в высшей степени совершенна. Эта живопись красками, разведенными на яичном желтке и положенная на гипсовый грунт, давала возможность древним мастерам создавать настоящую симфонию красок. Техника эта допускала многослойность письма, множество оттенков и полутонов. Краски были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой от греч. «олиефа» «мазь»- веществом на основе растительного масла, образующим пленку. Эта пленка защищала живопись от влаги и повреждений. Олифой в старину пользовались вместо лака.
-
Какие основные этапы написания иконы вы теперь знаете?
-
Скажите, каждый ли человек способен написать икону?
Духовное видение, духовное прозрение, лежащее в основе церковного изобразительного искусства, является даром Божьим, подающимся за смирение и чистоту сердца.
Сообщение №3 «Андрей Рублев».
О жизни Андрея Рублева известно очень немного. Он родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо- Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо- Андрониковой обители. Живя в высоко духовной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
С именем Андрея Рублева связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства. Рублев был тем гениальным мастером, который создал свой собственный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению.
Наверное, нет человека, который не видел бы «Троицу» Давайте попытаемся понять, в чем секрет совершенства ее и красоты.
-
Где можно увидеть иконы? ( в храмах, в музеях).
Сообщение №4
Иконы, написанные в 14-15 вв., дошли до наших дней. Они сохранились в Новгороде, Владимире, Сергиевом Посаде, в Московском Кремле и других уголках нашей Родины.
Русская история богата знаменитыми иконописцами, которые внесли неоценимый вклад в культуру страны. Это Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев, Даниил Черный.
Сегодня мы с вами поговорим о иконе «Троица».
«Троица» - самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублева и самое прекрасное творение древнерусской живописи - была написана мастером в первой четверти XV столетия, находится в Третьяковской галерее, в Москве. А во время Великой Отечественной войны это живописное чудо укрывали в Сибири.
IV. Просмотр и прослушивание фрагмента CD компании K&M «Шедевры русской живописи» (Рублев)
Беседа:
-
Знаете ли вы, кто здесь изображен? Кому явились три Ангела? (ответы учащихся)
На иконе мы видим изображение Святой Троицы. В основе сюжета библейская история-угощение Авраамом трех необычных спутников Сидящие за столом ангелы ведут тихую, неспешную беседу. Путешественники предсказали Аврааму рождение сына Исаака.
-
Каков сюжет иконы? Откуда взята тема?
По книге «Бытия», сюжетом ветхозаветной троицы является прием и угощение старцем Авраамом и его женой Саррой трех таинственных странников, в образе которых явился триединый Бог. Обычно художники иллюстрировали это эпизод, сосредотачивая внимание на изображении Сары и Авраама, подносящих угощение, а так же слугу, «закалывающего тельца».
Рублев, взяв за основу византийскую иконографическую схему композиции - переосмыслил ее и создал нечто абсолютно новое и оригинальное. Стройные силуэты ангелов вписываются в круг-фигуру издревле считавшуюся магической, олицетворяющую гармонию.
КОМПОЗИЦИЯ-средство выражения замысла художника
-
Что является композиционным центром иконы?
Композиционным центром является изображение ангелов объединенных престолом с в центре которого высится чаша с головой тельца-символа крестной жертвы Христа.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР- главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.
-
С помощью, каких художественных средств художнику удалось добиться совершенства?
Линия - это наиболее сильное средство искусства Рублева - властно подчиняет себе все. Спокойно, мягко и плавно она возникает, появляется и исчезает, а затем снова и снова, в разных положениях, но в одном направлении воплощает идею бесконечности и нераздельности. И не только ангелы, но и дерево, скала и дом включаются в круговорот форм.
Мотив кругового движения - средство художественного выражения единства ангелов.
Этот медленный, словно текучий, ритм создает настроение возвышенного безмолвия - такого общения ангелов друг с другом и зрителя с ангелами, где нет места словам. Три ангела Рублева едины, связаны единым ритмом, круговым движением.
РИТМ-чередование линий, фигур, цветовых пятен.
Индивидуальность каждой фигуры мастер подчеркивает позой жестом, положением в иконном пространстве, наконец - цветом.
-
Какие цвета применяет мастер в иконе?
В мировой живописи найдется не много произведений, равных шедевру Рублева по своим краскам. Краски Рублева не звонкие, а певучие, и они удивительно соответствуют представленной им сцене божественного совета и собеседования. Их немного, но они обладают такой силой воздействия, что золото и голубец «Троицы» остаются в нашей памяти даже после первого и краткого ознакомления с иконой. Нежные цвета одежд ангелов - голубой, салатовый, сиреневый - прекрасно сочетаются между собой. Изумительно мягкая цветовая гамма делает икону незабываемой.
ЦВЕТОВАЯ ГАММА- гармонически связанные оттенки цвета.
Не менее замечательно трехкратное повторение лазурно-голубого тона в одеждах ангелов, ясно ведущего к пониманию их небесного происхождения. Удивительно также сочетание в драпировках центральной фигуры лазури плаща и темно-вишневого цвета хитона. Лазурь и вишневый создают торжественное и вместе с тем скорбное впечатление от облика среднего ангела.
-
На иконе Троица присутствует фон золотого цвета. Почему?
Трудно изобразить живописными средствами духовный мир. Эмоциональные и чувственные образы бессильны передать духовное пространство, поэтому художник ищет особые средства выражения этого чуда. «Троице» Рублева преобладают золото, золотисто-желтые и золотисто-зеленоватые тона. Ими окрашены фон и поля, крылья ангелов, невысокие седалища и подножия, стены и потолок портика палат, нависающая скала, чаша. Широкое применение золота (а оно обозначает свет и является символом божества) сообщает иконе тихое сияние и отпечаток возвышенной, неземной красоты.
Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей.
-
Какие человеческие ценности воспитывает мастер в своей иконе?
Добро, жертвенность, любовь - это первое что сразу захватывает при созерцании «Троицы». Идеи взаимопонимания для Рублева не были случайны: Руси, истерзанной войнами и ненавистью, так недоставало мира и согласия. Художник утверждает их своим искусством.
-
Как художник смог выразить идеи, мысли, и чувства людей своего времени?
Тема троицы понималась русским многими людьми того времени как тема глубоко гражданская, тема национального единства. Мастер в этой простой бытовой сцене предал большую художественную силу.
-
В чем необычность, особенность иконы Рублева?
Едва ли не единственному среди живописцев Средневековья Рублеву удалось решить почти не разрешимую творческую задачу - показать Троицу как триединство.
Рублев «прочитывает» сюжет по-своему Нет рассказа - следовательно, нет бега времени, вечность не «мерцает» через завесу «сегодняшнего», а предстает перед человеком - странники не общаются с Авраамом, а как бы пребывают в молчаливой беседе. Перед ними не пиршественный стол, а священная трапеза, не фрукты и хлебцы, а чаша причастия.
-
Что же нового привнес Андрей Рублев в русскую культуру?
Что привлекает нас в иконе?
Волнует и привлекает в ней, прежде всего художественный образ, который выражает и все аспекты ее содержания. Композиция, рисунок, цвет обладают таким совершенством и такой согласованностью, что, вероятно, и сам Рублев был счастлив своей работой, созданной им в неповторимые минуты обретения душевного равновесия и творческого вдохновения.
Идеал согласной жизни - это новый идеал искусства - высоконравственная ценность человека получает в творчестве глубокое выражение. Наследие Андрея Рублева оказало огромное влияние на его современников и последователей.
Икона имеет целью вывести сознание в мир духовный.
V. Итог урока:
Давайте подведем итоги нашей с вами беседы:
-
Почему мы должны особенно ценить икону Андрея Рублева «троица»?
Совместные ответы учеников и учителя:
1.Культурно-историчекая ценность:
В иконе «Троица» наиболее сильно открылась миру самобытность и русской иконописи и русской души. Эта уникальность проявилась:
-в своеобразии цвета и света, прославляющей красоту духовного мира;
-в композиции, приоткрывающей максимально тайну Пресвятой Троицы;
- в выражении ликов ангелов, исполненных чувства умиления;
-
Какое значение для верующего человека имела икона «Троица»?
2.Нравственно- историческая ценность:
- Икона выражает идею единства Русской земли, призыв к духовному единению раздробленной Руси;
-Един Бог - едина Церковь- един народ.
3.Религиозно- историческая ценность:
Для православного народа икона Андрея Рублева - это не только творческий плод душевной чистоты и молитвы, но и откровение: икона- окно в духовный мир, через которое не только человек обращается к Богу, но и Бог обращается к человеку.
Вывод:
Изучать гениальное произведение искусства всегда трудно - независимо от того, идет ли речь о русской иконе или о картине современного нам художника.
Разные авторы по-разному воспринимают произведение Рублева.
Одним по душе ее дивные краски, другим - мастерство рисунка и композиции, третьим - богословская тайна иконы, четвертым - соотношение «Троицы» Рублева с более ранними и более поздними изображениями на ту же тему.
Живописное искусство художника не самоцель, а непосредственное выражение его чувств и помыслов. Поэтому оно так сильно трогает нас, оставляя глубокий след в нашем сознании.
В настоящее время эта величайшая русская святыня находится в Третьяковской галерее в Москве.
Хочется закончить урок словами священника, писателя,
Ученого и философа Павла Флоренского:
«Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог».
Задание на дом: В день Святой Троицы христиане украшали свои дома и храм зеленью. Это напоминание нам о том, что Бог дает жизнь всему живому. Дома кто хочет, нарисуйте березку, ветвями которой украшается храм и дома в день Святой Троицы.