Учебная программа Золотая хохлома

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образоватенльное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №10»










Программа учебного предмета

«Золотая хохлома»

3-4 класс








Разработала: преподаватель отделения

ИЗО и декоративно-прикладного искусства

О.А. Демьянкова


Брянск 2016

1. Пояснительная записка

Деятельность народных мастеров в сфере изготовления и украшения предметов быта, сыграла важную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. На разных жизненных этапах человек соприкасался с народной художественной культурой - декоративно-прикладным искусством, с его различными сторонами, явлениями, носителями и творцами. Характерные особенности творчества мастеров декоративно-прикладного искусства у каждого народа закреплялась в виде целостных систем. Постижение художественной традиции возможно лишь в диалоге с современностью. В изделиях мастеров художественных промыслов заложена память народа, связывающее прошлое с настоящим. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством и освоение его языка и освоение его языка приводит к пониманию художественно эстетического видения произведений искусства своего народа в контексте культурной жизни человека.

Родина хохломы - Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготавливающие и расписывающие посуду из дерева. Красочные узоры из трав, цветов, плодов придавали особую прелесть строгим лаконичным формам деревянных вещей. Из поколение в поколение оттачивалось мастерство народных художников, форма изделий приобретала большую простоту и лаконичность, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента.

Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома - крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, расписанные в характерной технике, характерной лишь для этих мест, стали именовать хохломой. Наиболее вероятно, что временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII - начало XVIII в., когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительств и церкви. Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Обучение шло в домашних условиях, где дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Занятия по изучению азов хохломской росписи способствуют разностороннему развитию личности, играют серьезную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудовом воспитании учеников, их профориентации, воспитании патриотизма.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации программы «Золотая хохлома» 2 года: 3 класс-11-12 лет, 4 класс-12-13 лет.

Программа данного учебного предмета рассчитана на учащихся художественных школ. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общая трудоемкость учебного предмета «Золотая хохлома» составляет 34 часа в год в каждом классе.

3. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

На первом этапе обучения дети знакомятся с лучшими работами мастеров промысла, фотоматериалами, иллюстрирующими историю промысла, творчество отдельных мастеров, с основными типами композиций промысла хохломской росписи. Во время решения творческих задач учащиеся получают знания по технологии изготовления, росписи и отделки изделий, по материаловедению, получают начала знаний по специальным дисциплинам, цветоведению, композиции. Работы по копированию наиболее интересных образцов совмещаются с выполнение самостоятельных заданий. Копирование росписи является важной составной частью учебного процесса. Оно позволяет быстро освоить основные приемы росписи и ее типовые композиции. Собранный во время работы материал каждый учащийся помещает в альбомы, которые станут основой для его собственного методического фонда, а лучшие работы - методическим фондом школы. Курс предусматривает последовательное усложнение заданий, когда знания и практические умения, полученные при изучении темы в первый год добавляются, расширяются и усложняются новыми элементами и более изящным построением узора в следующем году.

Дети работают на изделиях кистями и гуашью. По завершению обучения учащиеся со своими работами принимают участие в районных, областных и российских конкурсах, выставках и ярмарках.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель программы: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры. Развитие творческого воображения детей, понимания красоты простых обыденных вещей, умения ценить и беречь истинные художественные произведения, бережно относиться к образцам декоративно-прикладного искусства. Помогать становлению творческой индивидуальности.

Задачами обучения учащихся являются следующие:

  • исторические этапы развития хохломского промысла;

  • особенности работы с цветом в хохломской росписи;

  • виды росписи;

  • технологию изготовления изделий;

В результате изучения хохломской росписи, учащиеся будут уметь:

- оборудовать рабочее место;

- правильно держать в руке кисть;

- составлять композиции, владея всеми видами росписи («фоновое», «верховое», «кудрина»).

- работать красками;

- расписывать разделочные доски, деревянную посуду, шкатулки и даже мебель.

Способы оценивания достижений учащихся:

- конкурс работ;

- защита проектов.

В результате изучения курса «Золотая хохлома» учащиеся получат профессиональные знания, навыки и умения по росписи изделий и смогут применить их в работе.

5. ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ


Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • исследовательский;

  • эвристический.


6. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Дидактические и наглядные пособия: схемы, графики, таблицы, рисунки, шаблоны основ изделий, образцы изделий, иллюстративный ряд. Литература, плакаты, мультимедийные презентации, альбомы

Мастерская. Требования к мастерской: просторное с естественным освещением помещение

  1. ( 36 кв. м. на группу от 4-10 человек);

  2. В вечернее время занятий дополнительное электро - освещение.

  3. Воздушная среда - температура воздуха в помещении - 18 - 20 градусов по Цельсию.

рабочий учебный стол;

табурет;

стеллажи для хранения работ;

Материалы и инструменты:

-Карандаш

-Ластик

-Наждачная бумага №0 и №1 для шлифовки деревянного изделия

-Клей ПВА

-Деревянное изделие на выбор (разделочная доска, пано, блюдо, шкатулка)

-Гуашь

-Кисти №1, №2, №3, №5

-Лак для покрытия деревянного изделия.


7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Результатом освоения учебного предмета «Золотая хохлома» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основных элементов хохломской росписи, закономерностей и последовательности работы при создании собственной работы в стиле «Хохлома»;

  • знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

  • умение находить композиционные решения для каждой творческой задачи;

  • навыки работы с заготовкой деревянного изделия (шлифовка, грунтовка, роспись изделия и лакировка)

  • художественная роспись деревянного изделия (разделочная доска, блюдо, шкатулка)

  • умение правильно наносить мазки в хохломской росписи.


8. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Формы контроля
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива, наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Этапы педагогического контроля

  1. Стартовая и итоговая диагностика

  2. Контрольные занятия за полугодия;

  3. Итоговые выставки.

Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:

- выставки детских работ в начале, середине и конце учебного года;

- открытые занятия в присутствии родителей

- контрольный срез или устный опрос для выявления усвоения терминологии.

2. Критерии оценки

Работа учащихся оценивается по системе:

«5» («отлично») за выполнение работы аккуратно, четко, без нарушения композиции.

«4» («хорошо») за выполнение работы аккуратно, с нарушением композиционного решения.

«3» («удовлетворительно») за выполнение работы с нарушением композиционного решения и помарками.

Иные оценки программой не предусматриваются.

Оценивание проходит как в течение года за выполнение отдельных элементов, фрагментов росписи, так и по итогам года за выполнение творческого проекта.

9. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для восприятия и развития навыков творческой работы программой предусмотрены основные методы:

  1. объяснительно-иллюстративный (демонстрация готовых росписных изделий, иллюстраций);

  2. репродуктивный (работа по образцам);

  3. частично-творческий (выполнение вариативных заданий);

  4. творческий (импровизация в стиле хохломской росписи)

Дидактические материалы

Для успешного результата в освоении программы «Хохлома» необходимы следующие учебно-методические пособия:

  • таблица поэтапного выполнения элементов хохломских узоров

  • репродукции работ классиков русского прикланого искусства; работы учащихся из методического фонда школы;

  • таблицы, иллюстрирующие основные законы пластической выразительности;

интернет-ресурсы;

  • презентационные материалы по тематике разделов.

Формы обучения

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Групповая


.Структура программы: знакомство с материалами, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных способов и приемов художественной росписи «Хохломы»

Учебно-тематический план. 1 год обучения / 34 часа/.


Тема


Всего часов

1. Введение. Знакомство с предметом

1

2. Выполнение элементов. Травка. Кустик. Завитки. Капельки

4

3. Листики

3

4. Хохломские ягоды

3

5. Узор в полосе

5

6. Орнамент в круге

7

7. Цветы в хохломской росписи.

4

8. Верховое письмо. Композиция в квадрате или прямоугольнике

7

Итого:

34

Содержание:

  1. Введение. Знакомство с предметом (1 час). История промысла и его география. Образцы. Хохломские цвета, сюжеты, технология.

  2. Выполнение элементов хохломской росписи. Травка. Кустик. Завитки. Капельки. Осочки. Усики. (4 часа). Соединение мазков.

  3. Листики (3 часа). Понятие о листиках простых и резных. Трехлистики простые и резные. Листья рябины, смородины, земляники.

  4. Ягоды (3 часа). Ягоды клубники. Яблоки. Крыжовник. Вишни. Веточки ягод без разживки и с разживкой.

  5. Хохломской Узор в полосе (5 часов).

  6. Орнамент в круге. (7 часов)

  7. Цветы в хохломской росписи (4 часа). Элементы цветов простой формы. Веточки с цветами без разживки, с разживкой.

  8. Верховое письмо. Орнамент в квадрате или прямоугольнике (7 часов)

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • Истоки Хохломского промысла.

  • Основные цвета, используемые в хохломской росписи.

Учащиеся должны уметь:

  • Рисовать простые кустики травки.

  • Изображать ягоды, листья с помощью карандаша и кисти.

  • Составлять узор для полосы.

  • Выполнять веточки с ягодами, листьями, цветами простой формы.

Учебно-тематический план. 2 год обучения / 34 часа/.


Тема


Всего часов

1. Повторение

1

2. Изображение птиц.

3

3. Верховое письмо.

7

4. Фоновое письмо.

9

5. «Жар-птица» в хохломе

4

6. Кудрина.

10

Итого:

34


Содержание:

  1. Повторение (1 час).

  2. Изображение птиц (3 часа). Знакомство с работами мастеров, изображавших птиц. Упражнения в изображении птиц кистью. Узор с цветами, птицами.

  3. Верховое письмо (7 часов). Образцы. Своя композиция. Роспись деревянного изделия.

  4. Фоновое письмо (9 часов). Знакомство с работами мастеров. Разнообразие рисунков. Своя композиция. Роспись деревянного изделия.

  5. «Жар-птица» в хохломе. (4часа)

Образцы. Особенности «Хохломской» Жар-птицы

  1. Кудрина (10 час.). Образцы, знакомство с работами мастеров. Своя композиция. Роспись деревянного изделия.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • Два основных типа росписи.

  • Отличительные признаки «фонового» и «верхового» письма.

  • Народных художников России, РСФСР.

Литература для учителя и учащихся:

1. Агафонова Т.А. Хохлома: В кв.: добрых рук мастерство. - Л.: 1981.-с.206-217.
2. Емельянова Т.И. Хохломской промысел, современное состояние и проблемы развития 1/Советское декоративное искусство. - М., 1987.- Ме9. - С. 148-163.
3. Емельянова Т.И. Рождение Хохломы //Народное творчество. - 1992.- я21.- С.19-21.
4. Емельянова Т. И. Художественное наследие и современная творческая практика в хохломском и городецком промыслах. - В кн.: Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. с. 96-117.
5. Жегалова с.К. Русская народная живопись: Ч.2.: Гл. 5: Золотая Хохлома. - М., 1984.- С. 154-173.

6. Аветисян В.Б. Славянский круг. Новгород, 2003.

7. Барадулина. В. А. Основы художественного ремесла. Просвещение, 1979.

8. Вишневская В. М. , Мамаева Н. «Хохлома» - М, «Планета» , 1980 г.

9. Емельянова Т.И. Хохломская роспись. - Волга, N11, 1968.

10. Званцев М.П. Хохломская роспись. - Горький, Горьковское областное издательство, 1951.

11. Красильников А. В.. Золотая Хохлома. Волго-Вятское книжное издательство, 1973.

12. Нилова А. С. Народные промыслы. М., Мысль, 1998.

© 2010-2022