- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Учебная программа Золотая хохлома
Учебная программа Золотая хохлома
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Демьянкова О.А. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образоватенльное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №10»
Программа учебного предмета
«Золотая хохлома»
3-4 класс
Разработала: преподаватель отделения
ИЗО и декоративно-прикладного искусства
О.А. Демьянкова
Брянск 2016
1. Пояснительная записка
Деятельность народных мастеров в сфере изготовления и украшения предметов быта, сыграла важную роль в формировании материальной и духовной среды человека, в его художественно-эстетическом развитии. На разных жизненных этапах человек соприкасался с народной художественной культурой - декоративно-прикладным искусством, с его различными сторонами, явлениями, носителями и творцами. Характерные особенности творчества мастеров декоративно-прикладного искусства у каждого народа закреплялась в виде целостных систем. Постижение художественной традиции возможно лишь в диалоге с современностью. В изделиях мастеров художественных промыслов заложена память народа, связывающее прошлое с настоящим. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством и освоение его языка и освоение его языка приводит к пониманию художественно эстетического видения произведений искусства своего народа в контексте культурной жизни человека.
Родина хохломы - Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили мастера, изготавливающие и расписывающие посуду из дерева. Красочные узоры из трав, цветов, плодов придавали особую прелесть строгим лаконичным формам деревянных вещей. Из поколение в поколение оттачивалось мастерство народных художников, форма изделий приобретала большую простоту и лаконичность, совершенствовалась графическая культура исполнения орнамента.
Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома - крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, расписанные в характерной технике, характерной лишь для этих мест, стали именовать хохломой. Наиболее вероятно, что временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII - начало XVIII в., когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительств и церкви. Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Издавна традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Обучение шло в домашних условиях, где дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. Занятия по изучению азов хохломской росписи способствуют разностороннему развитию личности, играют серьезную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудовом воспитании учеников, их профориентации, воспитании патриотизма.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы «Золотая хохлома» 2 года: 3 класс-11-12 лет, 4 класс-12-13 лет.
Программа данного учебного предмета рассчитана на учащихся художественных школ. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общая трудоемкость учебного предмета «Золотая хохлома» составляет 34 часа в год в каждом классе.
3. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
На первом этапе обучения дети знакомятся с лучшими работами мастеров промысла, фотоматериалами, иллюстрирующими историю промысла, творчество отдельных мастеров, с основными типами композиций промысла хохломской росписи. Во время решения творческих задач учащиеся получают знания по технологии изготовления, росписи и отделки изделий, по материаловедению, получают начала знаний по специальным дисциплинам, цветоведению, композиции. Работы по копированию наиболее интересных образцов совмещаются с выполнение самостоятельных заданий. Копирование росписи является важной составной частью учебного процесса. Оно позволяет быстро освоить основные приемы росписи и ее типовые композиции. Собранный во время работы материал каждый учащийся помещает в альбомы, которые станут основой для его собственного методического фонда, а лучшие работы - методическим фондом школы. Курс предусматривает последовательное усложнение заданий, когда знания и практические умения, полученные при изучении темы в первый год добавляются, расширяются и усложняются новыми элементами и более изящным построением узора в следующем году.
Дети работают на изделиях кистями и гуашью. По завершению обучения учащиеся со своими работами принимают участие в районных, областных и российских конкурсах, выставках и ярмарках.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель программы: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры. Развитие творческого воображения детей, понимания красоты простых обыденных вещей, умения ценить и беречь истинные художественные произведения, бережно относиться к образцам декоративно-прикладного искусства. Помогать становлению творческой индивидуальности.
Задачами обучения учащихся являются следующие:
-
исторические этапы развития хохломского промысла;
-
особенности работы с цветом в хохломской росписи;
-
виды росписи;
-
технологию изготовления изделий;
В результате изучения хохломской росписи, учащиеся будут уметь:
- оборудовать рабочее место;
- правильно держать в руке кисть;
- составлять композиции, владея всеми видами росписи («фоновое», «верховое», «кудрина»).
- работать красками;
- расписывать разделочные доски, деревянную посуду, шкатулки и даже мебель.
Способы оценивания достижений учащихся:
- конкурс работ;
- защита проектов.
В результате изучения курса «Золотая хохлома» учащиеся получат профессиональные знания, навыки и умения по росписи изделий и смогут применить их в работе.
5. ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц учебного предмета;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
формы и методы контроля, система оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
-
объяснительно-иллюстративный;
-
репродуктивный;
-
исследовательский;
-
эвристический.
6. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Дидактические и наглядные пособия: схемы, графики, таблицы, рисунки, шаблоны основ изделий, образцы изделий, иллюстративный ряд. Литература, плакаты, мультимедийные презентации, альбомы
Мастерская. Требования к мастерской: просторное с естественным освещением помещение
-
( 36 кв. м. на группу от 4-10 человек);
-
В вечернее время занятий дополнительное электро - освещение.
-
Воздушная среда - температура воздуха в помещении - 18 - 20 градусов по Цельсию.
рабочий учебный стол;
табурет;
стеллажи для хранения работ;
Материалы и инструменты:
-Карандаш
-Ластик
-Наждачная бумага №0 и №1 для шлифовки деревянного изделия
-Клей ПВА
-Деревянное изделие на выбор (разделочная доска, пано, блюдо, шкатулка)
-Гуашь
-Кисти №1, №2, №3, №5
-Лак для покрытия деревянного изделия.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Золотая хохлома» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
-
знание основных элементов хохломской росписи, закономерностей и последовательности работы при создании собственной работы в стиле «Хохлома»;
-
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
-
умение находить композиционные решения для каждой творческой задачи;
-
навыки работы с заготовкой деревянного изделия (шлифовка, грунтовка, роспись изделия и лакировка)
-
художественная роспись деревянного изделия (разделочная доска, блюдо, шкатулка)
-
умение правильно наносить мазки в хохломской росписи.
8. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Формы контроля
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива, наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Этапы педагогического контроля
-
Стартовая и итоговая диагностика
-
Контрольные занятия за полугодия;
-
Итоговые выставки.
Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:
- выставки детских работ в начале, середине и конце учебного года;
- открытые занятия в присутствии родителей
- контрольный срез или устный опрос для выявления усвоения терминологии.
2. Критерии оценки
Работа учащихся оценивается по системе:
«5» («отлично») за выполнение работы аккуратно, четко, без нарушения композиции.
«4» («хорошо») за выполнение работы аккуратно, с нарушением композиционного решения.
«3» («удовлетворительно») за выполнение работы с нарушением композиционного решения и помарками.
Иные оценки программой не предусматриваются.
Оценивание проходит как в течение года за выполнение отдельных элементов, фрагментов росписи, так и по итогам года за выполнение творческого проекта.
9. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Для восприятия и развития навыков творческой работы программой предусмотрены основные методы:
-
объяснительно-иллюстративный (демонстрация готовых росписных изделий, иллюстраций);
-
репродуктивный (работа по образцам);
-
частично-творческий (выполнение вариативных заданий);
-
творческий (импровизация в стиле хохломской росписи)
Дидактические материалы
Для успешного результата в освоении программы «Хохлома» необходимы следующие учебно-методические пособия:
-
таблица поэтапного выполнения элементов хохломских узоров
-
репродукции работ классиков русского прикланого искусства; работы учащихся из методического фонда школы;
-
таблицы, иллюстрирующие основные законы пластической выразительности;
интернет-ресурсы;
-
презентационные материалы по тематике разделов.
Формы обучения
-
Фронтальная
-
Индивидуальная
-
Групповая
.Структура программы: знакомство с материалами, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных способов и приемов художественной росписи «Хохломы»
Учебно-тематический план. 1 год обучения / 34 часа/.
Тема
Всего часов
1. Введение. Знакомство с предметом
1
2. Выполнение элементов. Травка. Кустик. Завитки. Капельки
4
3. Листики
3
4. Хохломские ягоды
3
5. Узор в полосе
5
6. Орнамент в круге
7
7. Цветы в хохломской росписи.
4
8. Верховое письмо. Композиция в квадрате или прямоугольнике
7
Итого:
34
Содержание:
-
Введение. Знакомство с предметом (1 час). История промысла и его география. Образцы. Хохломские цвета, сюжеты, технология.
-
Выполнение элементов хохломской росписи. Травка. Кустик. Завитки. Капельки. Осочки. Усики. (4 часа). Соединение мазков.
-
Листики (3 часа). Понятие о листиках простых и резных. Трехлистики простые и резные. Листья рябины, смородины, земляники.
-
Ягоды (3 часа). Ягоды клубники. Яблоки. Крыжовник. Вишни. Веточки ягод без разживки и с разживкой.
-
Хохломской Узор в полосе (5 часов).
-
Орнамент в круге. (7 часов)
-
Цветы в хохломской росписи (4 часа). Элементы цветов простой формы. Веточки с цветами без разживки, с разживкой.
-
Верховое письмо. Орнамент в квадрате или прямоугольнике (7 часов)
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
-
Истоки Хохломского промысла.
-
Основные цвета, используемые в хохломской росписи.
Учащиеся должны уметь:
-
Рисовать простые кустики травки.
-
Изображать ягоды, листья с помощью карандаша и кисти.
-
Составлять узор для полосы.
-
Выполнять веточки с ягодами, листьями, цветами простой формы.
Учебно-тематический план. 2 год обучения / 34 часа/.
Тема
Всего часов
1. Повторение
1
2. Изображение птиц.
3
3. Верховое письмо.
7
4. Фоновое письмо.
9
5. «Жар-птица» в хохломе
4
6. Кудрина.
10
Итого:
34
Содержание:
-
Повторение (1 час).
-
Изображение птиц (3 часа). Знакомство с работами мастеров, изображавших птиц. Упражнения в изображении птиц кистью. Узор с цветами, птицами.
-
Верховое письмо (7 часов). Образцы. Своя композиция. Роспись деревянного изделия.
-
Фоновое письмо (9 часов). Знакомство с работами мастеров. Разнообразие рисунков. Своя композиция. Роспись деревянного изделия.
-
«Жар-птица» в хохломе. (4часа)
Образцы. Особенности «Хохломской» Жар-птицы
-
Кудрина (10 час.). Образцы, знакомство с работами мастеров. Своя композиция. Роспись деревянного изделия.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
-
Два основных типа росписи.
-
Отличительные признаки «фонового» и «верхового» письма.
-
Народных художников России, РСФСР.
Литература для учителя и учащихся:
1. Агафонова Т.А. Хохлома: В кв.: добрых рук мастерство. - Л.: 1981.-с.206-217.
2. Емельянова Т.И. Хохломской промысел, современное состояние и проблемы развития 1/Советское декоративное искусство. - М., 1987.- Ме9. - С. 148-163.
3. Емельянова Т.И. Рождение Хохломы //Народное творчество. - 1992.- я21.- С.19-21.
4. Емельянова Т. И. Художественное наследие и современная творческая практика в хохломском и городецком промыслах. - В кн.: Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л., 1981. с. 96-117.
5. Жегалова с.К. Русская народная живопись: Ч.2.: Гл. 5: Золотая Хохлома. - М., 1984.- С. 154-173.
6. Аветисян В.Б. Славянский круг. Новгород, 2003.
7. Барадулина. В. А. Основы художественного ремесла. Просвещение, 1979.
8. Вишневская В. М. , Мамаева Н. «Хохлома» - М, «Планета» , 1980 г.
9. Емельянова Т.И. Хохломская роспись. - Волга, N11, 1968.
10. Званцев М.П. Хохломская роспись. - Горький, Горьковское областное издательство, 1951.
11. Красильников А. В.. Золотая Хохлома. Волго-Вятское книжное издательство, 1973.
12. Нилова А. С. Народные промыслы. М., Мысль, 1998.