Методический доклад на тему Многоцветие мира и его отражение в детских рисунках

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ДОД «»Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Михайловская детская школа искусств»

Железногорского района

Курской области



Методический доклад на тема:

«Многоцветие мира и его отражение в детских рисунках»



Подготовила

преподаватель по классу ИЗО

Федорова Н.Н.



2011-2012уч. год

Многоцветие мира и его отражение в детских рисунках.

Рассматривая выставки детских работ, каковые имеются во многих общеобразовательных школах, замечаешь, что в подавляющем большинстве случаев представленные работы написаны чистыми красками, то есть ребенок окунает кисточку в краску и рисует открытым цветом, не пытаясь изменить его оттенок за счет смешения с другими цветами. Во многих работах используются более светлые и более темные оттенки, но это оттенки одних и тех же локальных цветов. При работе гуашью часто встречаются смеси локальных цветов с белилами и черной краской, при работе акварелью - красочный слой где-то более густой, где-то более прозрачный, но этим разнообразие оттенков и ограничивается. Чаще всего все используемые цвета и оттенки можно пересчитать по пальцам, В результате работа в цветовом отношении смотрится неестественно. В ряде случаев композиционное решение отличается лаконичностью и неординарностью, но цветовая гамма создает удручающее впечатление диссонанса.

Известно, что цветовые шаблоны в работах школьников можно объяснить наличием прочных ассоциативных связей между предметом и наименованием цвета, присущего этому предмету. Взрослые много ваз говорят детям о том, что деревья и трава - зеленые, небо - голубое, камни - серые и т.д. Ребенок начинает усваивать выработанную обществом систему цвета. В качестве примеров можно назвать простые системы классификации цветов по принципу радуги и цветового круга. Существуют и сложные системы классификации цвета, авторы которых стремились, как можно более полно отразить в их структуре существующее многообразие оттенков. Примером такой системы может служить цветовой шар, предложенный Филиппом Отто Рунге. Выработанные обществом системы эталонов усваиваются ребёнком постепенно, начиная с самых простых.

Ребёнок узнает, какие цвета относят к зелёной гамме, и в результате огромное количество оттенков может охарактеризовать одним словом: "зеленый", "И это правильно, поскольку в повседневной жизни нам не нужно придумывать для каждого оттенка свое собственное название, это лаже невозможно; однако, характеризуя целую группу оттенков одним нивелируюшим словом, нельзя забывать об имеющихся между ними различиях. Усвоив основные блоки выработанной обществом системы эталонов цвета (такие, как радужный спектр), подростки не придают большого значения цветовым различиям между оттенками, а ведь зачастую именно на основе незначительных контрастов в картине выстраивается глубина пространства, создается гармония тонов. Когда подросток смотрит на натуру, он ставит задачу определить, какой цвет присущ изображаемому предмету. Определив цвет, он берет на кисть ту краску, которая больше всего похожа на цвет натуры, и начинает рисовать. То есть ребенок ищет сходство. В этот момент важно перенаправить установку восприятия с поиска сходства на поиск различий: на анализ не того, чем краска похожа на натуру, а на анализ того, чем она отлична от нее. Именно установка восприятия определяет, умеет ли ребенок "видеть" цвет. Учащиеся, выполняющие живописные работы чистыми локальными цветами, не "видят", не осознают того многоцветия мира, которое существует в реальности. Кроме того, данные педагогической практики показывают, что практически все обущающиеся полагают, что наборы красок, которые имеются в их распоряжении, всего лишь "ученические" и при помощи "ущербных" красок ничего действительно стоящего нарисовать нельзя.

Приведу простой пример. На одном из уроков изобразительного искусства учащимся было предложено нарисовать с натуры кленовый лист, уделив особое внимание точности отражения его цветовой окраски. Все дети взяли на кисть краску из баночки (кто - желтую, кто - охру) и начали методично выкрашивать очерченный контур, причем на лицах у всех отражалась полная скука. Подхожу к первой парте, спрашиваю у одной из учениц: «Похож твой цвет на цвет настоящего листа?». Она посмотрела: "Не похож". Спрашиваю: "А что нужно сделать, чтобы был похож?" Она помолчала, вздохнула: "Не знаю". На ее глазах добавляю немного фиолетового во взятый ею желтый, и получается нужный оттенок. Она расширившими глазами смотрит на результат. "А этот (смежный) цвет как подобрать?" Отвечаю: «А вот ты думай, смотри, пробуй». У обеих соседок в глазах появился огонёк азарта: как же это сделать? Они ведь до этого момента даже не предполагали, какие грандиозные возможности заложены в их «ученический» набор красок.

И вот так нужно было подойти к каждой парте и на одном примере показать широту возможностей красок. После наглядной демонстрации каждому хотелось попробовать самому получить нужный оттенок, ведь оказалось, что это можно, да и не то чтобы очень трудно. Работы в конце занятия были выполнены просто изумительные. Закончив рисунок, учащиеся должны были для выставления оценки показать мне и свою работу, и натуру. Один из учеников принес только рисунок, на котором был изображен темно-зеленый кленовый лист с фиолетово-синеватыми прожилками. Спрашиваю его: "А натура где?" Отвечает: "Забыл, сейчас принесу". Несет. Действительно - темно-зеленый лист с фиолетово-синеватыми прожилками. Я такого листа никогда в жизни не видела, но замечательно то, что оттенки и самого листа, и прожилок были подобраны с большой степенью точности, а ведь подбор таких оттенков никому в классе не демонстрировался. Приведенный пример иллюстрирует успешный опыт перенаправления установки восприятия учащихся в сторону поиска в окружающем мире множества близких, но различных оттенков, иллюстрирует основные принципы организации психолого-педагогических воздействий учителя, имеющих целью развитие цветовосприятия школьников.

Насколько хорошо развито цветовосприятие ребенка, наиболее достоверно отражают его живописные работы: что заметил, на что обратил внимание, рассматривая натуру, знания, представления об окружающем мире. Анализируя детскую работу, можно понять, на что было направлено восприятие автора: что представлялось ему главным в изображаемых предметах, на рассматривание и изучение чего было направлено его восприятие. Если ребенок воспринимает окружающий мир недостаточно полно, не всматриваясь в детали и ограничиваясь поверхностным беглым осмотром, то и представления, которые складываются у него о мире и предметах, будут неполными, что закономерно проявится в его рисунках; в частности в том, как ребенок будет работать с цветом. "Не видя", не осознавая природного многоцветия, представляя предмет однотонным, ребенок изобразит его одной краской. Значит, нужно показать ему, как смотреть на мир, как увидеть многообразие красок, на что стоит обратить внимание.

Говоря в целом о развитии восприятия цвета нужно отметить, что это сложный и длительный процесс. На основе анализа психологических исследований, а также на базе собственных экспериментов и наблюдений нами были выделены четыре уровня восприятия цвета детьми. Переход с одного уровня восприятия на другой осуществляется постепенно, по мере общего развития ребенка.

Первый, выделенный уровень, названный уровнем бессистемного восприятия цвета, типичен для первых лет жизни, когда ребенок еще не обладает достаточным зрительным опытом, когда действия восприятия осуществляются им на элементарном уровне, когда ребенок еще не начал усваивать выработанные обществом системы эталонов цвета. Основная отличительная особенность этого уровня состоит в том, что малыш видит вокруг много разных оттенков, не представляя себе, как все это многообразие упорядочить.

Второй уровень - уровень слабо систематизированного восприятия цвета - характерен тем, что ребенок уже обладает частично сформированной системой эталонов цвета; знает названия основных цветов спектра, однако пока еще испытывает затруднения в различении близких цветов или цветов, не имеющих ярко выраженного оттенка одного из цветов спектра. Сопоставить, сравнить большое количество очень близких оттенков ребенок пока не может. Рисуя цветом, ребенок не ставит задачи точного подбора оттенков изображаемых предметов. Цвет изображения может совершенно не соответствовать цвету реального предмета. Работая красками, ребенок не составляет смесей.

Третий уровень - уровень узко систематизированного восприятия цвета - характерен тем, что ребенок обладает уже вполне оформленной системой эталонов цвета, включающей, помимо наименований цветов, систему их классификации, а также ряд законов смешения основных цветов. Ребенок верно различает оттенки и может неплохо сопоставлять, сравнивать друг с другом большое количество похожих оттенков. При выполнении живописных работ цветовому сходству изображений и реальных предметов придает большое значение. Однако в большинстве случаев ребенок, находясь во власти усвоенных цветовых стереотипов, не видит в природном многообразии того широчайшего спектра оттенков, который существует в действительности. Например, трава видится ему и днем, и на закате, и вблизи, и у горизонта одинаково зеленой, а снег - белым и в солнечный день, и в пасмурную погоду. В итоге, рисуя цветом, ребенок редко ищет оттенки путем смешения хроматических цветов. Трава изображается неестественно зеленым цветом, взятым из баночки с краской, а при изображении снега лист просто закрашивается чистыми белилами. Несоответствие оттенков, воспринимаемых в натуре и воспроизводимых в рисунке, имеет место не только при рисовании по представлению, но и при рисовании с натуры. В то же время на фоне дефицита оттенков цвета наблюдается стремление передать в рисунке светлотное многообразие мира, что выражается в применении нескольких (двух-трех) оттенков одного и того же цвета, но разной светлоты, полученных путем смешения с белилами.

Четвертый уровень - уровень полихромного систематизированного восприятия цвета - характерен тем, что ребенок обладает развернутой системой эталонов цвета, включающей, помимо названий цветов и систем классификации оттенков, алгоритмы поиска оттенков, соответствующих натурным образцам. Ребенок способен успешно сопоставлять, сравнивать друг с другом большое количество близких, похожих оттенков, его восприятие ориентировано на поиск в окружающем мире множества тонких переходов цвета; в его представлениях отражается все многоцветие природного мира. Полихромное систематизированное восприятие цвета обеспечивает обширные возможности для реализации творческих замыслов живописных работ. В результате выполняемые композиции отличаются большей степенью гармоничности, неординарности и эмоциональности, чем работы детей, восприятие которых находится на уровне узко систематизированного восприятия цвета.

Наблюдая за тем, как рисуют мои ученики, я заметила, что восприятие почти всех обучающихся соответствует уровню узкосистематизированного восприятия цвета (третий уровень нашей классификации). Поэтому необходимо пробудить обучающихся всматриваться в многоцветие природы, раскрыть перед ними те возможности, которые заключают в себе краски, когда в результате смешения одних оттенков рождаются другие.

Литература:

  1. Ветер Л А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: автореф. дис... доктора пед. наук (по психологии). - М., 1968.

  2. Игнатьев ЕМ. Восприятие и воспроизведение цвета детьми школьного возраста при обучении рисованию // Вопросы психологии. - 1957. - №1. - С. 45-52.

  3. Киреенко ВМ. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

  4. Коротеева ЕМ. Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьников // Искусство в школе. - 1996, № 2. - С. 42-45.

  5. Мелик-Пашаев АА. Развитие у детей способности пользоваться цветом как выразительным средством: психолого-педагогические рекомендации. - Махачкала, 1998.

  6. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: «Педагогика», 1981.

© 2010-2022