- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа изо 6 класс
Рабочая программа изо 6 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Максимова М.В. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Петровский филиал
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ольховская средняя общеобразовательная школа»
Хомутовского района Курской области
Принята на заседании Утверждена
педагогического совета Приказом директора №
протокол от « » августа 2015 г. № от « » августа 2015 г.
Председатель ПС Директор школы
_______________Г.В.Плиева ____________Л.В.Дрогвинова
Рабочая программа
по искусству
6 классы
(базовый уровень)
Примерная программа для основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. - М.: Дрофа, 2008) и авторская программа «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания)
Количество часов: 35 часов в год (1 час в неделю)
Учитель: Максимова М.В.
Учебный год: 2015 - 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена
на основании следующих документов:
-
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта2004 г. №1089).
-
Примерной программы по изобразительному искусству (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
-
Учебной программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2011 год издания).
Для реализации Рабочей программы используется учебник:
«Изобразительное искусство» Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. -6-е изд. -М. : Просвещение, 2013.
Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному стандарту по изобразительному искусству. Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2011-2012 учебный год. (Приказом МО и НРФ № 2080 от 24.12.2010)
Технология обучения
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика). Общая цель программы: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка. Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей и задач: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа предусматривает организацию учебного процесса обучения изобразительного искусства в объеме 35 часов (1 час в неделю).
VI класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства.
Здесормируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства. Мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества - главный смысловой стержень рабочей программы 6 класса.
Национально - региональные особенности содержания представлены в программе соответствующими темами в темах уроков «Образ человека - главная тема искусства», «Портрет в живописи», «Правила линейной и воздушной перспективы»,
«Портрет в скульптуре».
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип.
Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства это предусмотрено и Федеральным компонентом государственного стандарта и авторской программой.
Рабочая программа строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Поскольку в реальной практике школы в 5-9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
В Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по ИЗО добавлен раздел «Опыт творческой деятельности», который через практические занятия дает возможность использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета через светотень и цвет. Построение пространства, через линейную и воздушную перспективу. Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Учебно-тематический план
Раздел Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по ИЗО «Изобразительное искусство его виды и жанры» изучается в 6-ом классе в основном содержании авторской программы Б.М. Неменского - «Основы изобразительной грамоты» по теме «Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часов) и имеет четыре раздела:
-
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка - 9 часов
-
Мир наших вещей. Натюрморт - 7 часов
-
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве - 10 часов
-
Человек и пространство в изобразительном искусстве - 9 часов
Через вышеназванные темы программы происходит знакомство с произведениями искусств, с художественным образом и художественно-выразительными средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства: рисунком, линией, пятном, композицией, цветом и основами цветоведения, цветом в произведении живописи, объемными изображениями, основами языка изображения, с искусством изображения, как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества, что соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
(1час в неделю, всего35 часов)
№
Раздел, тема
Кол-во часов
Дата
По плану
Фактическая
Изобразительное искусство его виды и жанры
Изобразительное искусство в жизни человека.
I четверть
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
9
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
1
Рисунок - основа изобразительного творчества.
1
Линия и ее выразительные возможности
1
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
1
Цвет. Основы цветоведения.
1
Цвет в произведениях живописи.
1
Объемные изображения в скульптуре.
1
Великие скульпторы.
1
Основы языка изображения.
1
II четверть
Мир наших вещей Натюрморт.
7
Реальность и фантазия в творчестве художника.
1
Изображение предметного мира - натюрморт.
1
Понятие формы.
Многообразие форм окружающего мира.
1
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
1
Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.
1
Цвет в натюрморте.
1
Выразительные возможности
натюрморта.
1
III четверть
Вглядываясь в человека. Портрет.
10
Образ человека - главная тема искусства.
1
Конструкция головы человека и ее пропорции
1
Изображение головы человека в пространстве
1
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
1
Портрет в скульптуре
1
Сатирические образы человека.
1
Образные возможности освещения в портрете
1
Портрет в живописи
1
Роль цвета в портрете.
1
Великие портретисты
1
IV четверть
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
9
Жанры в изобразительном искусстве
1
Изображение пространства
1
Правила линейной и воздушной перспективы
1
Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж - настроение. Природа и художник.
1
Пейзаж в русской живописи
1
Пейзаж в графике
1
Городской пейзаж
1
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
1
Итого
35
Содержание учебного предмета
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 часов). Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок - основа изобразительного искусства. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Композиция как ритм пятен. Тональная шкала. Цвет. Основы цветоведения.
Основные и дополнительные цвета. Цветовой контраст. Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево о др.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (7 часов). Художественное познание: реальность и фантазия. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Выразительные средства
и правила изображения. Изображение предметного мира - натюрморт. натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Линейные, плоскостные и объемные формы. изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Правила объемного изображения геометрических тел. Освещение. Свет и тень.
Свет как средство организации композиции в картине. Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов).
Образ человека - главная тема искусства. Изображение человека в искусстве разных эпох.
История возникновения портрета. Конструкция головы человека и ее пропорции. изображение головы человека в пространстве. Поворот и ракурс головы. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Сатирические образы человека. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Великие портретисты.
Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 часов).
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Движение фигур в пространстве. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве.
Организация изображаемого пространства.
Пейзаж - настроение. Природа и художник. Природа как отклик переживаний художника.
Роль колорита в пейзаже. Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и
в российском искусстве XX в.
Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость).
Создание композиций на плоскости и в пространстве.
Изображение сатирических образов литературных героев, создание дружеских шаржей.
Подготовка докладов и рефератов; презентация работ-портретов; оформление своих творческих работ
Содержание учебного предмета
I ЧЕТВЕРТЬ
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА
Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительною искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.
Тема. Рисунок - основа изобразительного творчества
Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графические произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).
Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная тушь и палочка, бумага'.
Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).
Тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линии, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунком трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий - тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).
Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.
Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмин;). О. Верейского, И. Голицына и др.
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображе-[ нии и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
Материалы: черная и белая гуашь, кисти, бумага или бумага [ для аппликаций, клей.
Зрительный ряд: европейские гравюры и офорты XVII- [XVIII веков, графические рисунки Ф.Васильева, И.Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н. Тырсы и др.
Тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета '(«Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.
Тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением - радостный, грустный, торжественный, тихий ,и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов: В.Ван Гог. Ирисы; Караваджо. Корзина с фруктами; И. Хруцкий. Цветы и плоды; И. Грабарь. Хризантемы; К.Коровин. Цветы и фрукты. На берегу моря; С.Герасимов. Сирень; А.Пластов. Сенокос (фрагмент).
Тема. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.- и их выразительные свойства.
Задание: объемные изображения животных в разных материалах.
Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.
Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра - работы В. Ватагина, И. Ефимова и др.; В.Серов. Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.
Тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.
II ЧЕТВЕРТЬ
МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во всё времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.
Тема. Изображение предметного мира - натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображении знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.
Материалы: гуашь, кисти, бумага или бумага для аппликации, клей.
Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих [действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте - «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н.)) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт VII, XVIII, KIX-XX веков.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор[мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических |тел.
Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.
Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. [Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).
Материалы: карандаш, бумага.
Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.
Тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага. Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические 1тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением;
наглядные пособия и таблицы; произведения искусства - натюрморты из европейской живописи XVII-XVIII в.в.
Тема. Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.
Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, типографская или масляная краска одного темного цвета и фотографический валик, бумага для оттисков.
Зрительный ряд: изображения в печатной графике гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV-XVIII веков | (А.Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.
Тема. Цвет в натюрморте
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможнойстей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живопи-1 си (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственные натюрморт и т. д.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: А.Матисс. Красные рыбки; М. Сарьян Виноград; В.Серов. Девочка с персиками (фрагмент); И. Mauiков. Синие сливы; К. Петров-Водкин. Скрипка, Утренний на4 тюрморт; А. Ники ч. Торжественный натюрморт.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Задание: работа над натюрмортом, который можно было бй назвать «натюрморт-автопортрет».
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: И.Грабарь. Неприбранный стол; Н.Сапунов. Ваза, цветы и фрукты; И.Машков. Хлебы. Д. Штерен-берг. Красный натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской земли, Листы чистой бумаги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.
III ЧЕТВЕРТЬ ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ
Тема. Образ человека - главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII-XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И» Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века, портреты Б.Урманче.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: работа над рисунком или аппликацией - изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).
Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).
Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.
Тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Задание: объемное конструктивное изображение головы.
Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.
Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы: учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А.Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П.Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе; Рембрандт. Девять штудий голов.
Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника.
Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.
Зрительный ряд: Г. Гольбейн Младший. Графические портреты; А.Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой. К. Сомова, М. Врубеля.
Тема. Портрет в скульптуре
Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы - круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса.
Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Берн и ни. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гуд он. Бюст Вольтера; Ф.Шубин. Портрет князя Голицына; Н.Андреев. Панька: А.Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша, Сказительница былин М. Д. Кривоколенова, «Раздумье» Б.Урманче.
Тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.
Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш
Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонар-10 да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политичекая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.
Тема. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
Материалы: черная акварель, кисть, бумага.
Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М.Караваджо, К.Брюллова; И.Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении.
Тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII- XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
Материалы: карандаш, акварель, бумага.
Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля, Н.Фешин «Портрет девочки в синем платке».
Тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В. Ван Го г. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном.
Тема. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих Художников.
Зрительный ряд: произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов (по выбору учителя).
IV ЧЕТВЕРТЬ
ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Тема. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.
Тема. Изображение пространства
Беседа о пилах перспективы в изобразительном искусств«И Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст-1 ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХГ века и его образный смысл.
Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.
Тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение» правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правила} перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. П интуриккио. Портрет мальчика; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; С.Щедрин. Веранда, обвитая виноградом! Новый Рим; И.Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И.Шишкин. Рожь.
Тема. Пейзаж - большой мир.
Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.
Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппликации.
Зрительный ряд: Н.Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лорре н. Пейзаж с похищением Европы; П.Брейгель. Времена года; С.Щедрин. Вид на Капри; И.Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.
Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Задание: создание пейзажа-настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П.Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В. Ван Го г. Пшеничное поле и кипарисы; И.Левитан. Золотая осень. Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь. Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова и др.
Тема. Городской пейзаж.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительно-то эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.
Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликацией на картоне.
Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX - начала XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства - труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
-
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
-
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
-
о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
-
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
-
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
-
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
-
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
-
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
-
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны:
-
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
-
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
-
Тестирование, срезы знаний.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:
-
степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
-
характер деятельности (репродуктивная, творческая);
-
качество выполняемых работ и итогового рисунка.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:
Устный ответ:
«5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его ожении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
«3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Практические работы
оцениваются по следующим критериям:
-
качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
-
степень самостоятельности;
-
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.
Нормы оценки практической работы учащихся:
«5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.
Критерии оценки творческих работ.
-
Законченность:
«2» - отсутствие законченности рисунка.
«3» - линии отрывистые, не точные, не выраженный объем.
«4» - есть ошибки, в перспективе выражен передний план.
«5» - в работе чувствуется законченность.
-
Передача формы:
«2» - форма полностью искажена.
«3» - форма искажена значительно.
«4» - форма искажена незначительно.
«5» - форма передана точно.
-
Передача пропорций:
«2» - нет понятия о пропорциях.
«3» - пропорции переданы неверно.
«4» - пропорции переданы верно, есть небольшие инеточности.
«5» - пропорции переданы верно.
-
Композиционное решение:
«2» - нет понятия о композиции.
«3» - композиция носит случайный характер.
«4» - композиция не продумана.
«5» - равновесие на всем рисунке.
-
Отношение пот величине разнообразных предметов.
-
Цветовое решение как средство передачи настроения и состояния.
-
Анализ техники работы:
рассматривается характер линий, пятна и тона.
-
Оценивается творческий подход к избранной теме.
Критерии оценки овладения учащимися
изобразительной деятельностью.
-
Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.
-
Передача формы:
-
форма передана точно;
-
есть незначительные искажения;
-
искажения значительные, форма не удалась.
-
Строение предмета:
-
части расположены верно;
-
есть незначительные искажения;
-
части предмета расположены неверно.
-
-
Передача пропорции предмета в изображении:
-
пропорции предмета соблюдаются;
-
есть незначительные искажения;
-
пропорции предмета переданы неверно.
-
Композиция:
А) расположение изображения на листе:
-
по всему листу;
-
на полосе листа;
-
не продумана, носит случайный характер.
Б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:
-
соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
-
есть незначительные искажения;
-
пропорциональность разных предметов передана неверно.
-
Передача движения:
-
движение передано достаточно четко;
-
движение передано неопределенно, неумело;
-
изображение статичное.
Эта задача оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на уроке или вытекает из темы урока.
-
Цвет:
А) цветовое решение изображения:
-
передан реальный цвет предметов;
-
есть отступления от реальной окраски;
-
цвет предметов передан неверно.
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
-
многоцветная или ограниченная гамма, цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
-
преобладание нескольких цветов или оттенков в большой степени случайно;
-
безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
Список методической литературы
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984.
2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994.
3. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. - СПб.: Каро, 2004.
4. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - М.: ТОО
«Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
5. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М.: ООО «Фирма
МХК», 2000;
6. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. - М.: Профиздат, 1961.
7. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература, 1988.
8. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 1992.
9. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.
10. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2009.
11. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2010.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2010.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2010.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н., Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.
17. Рылова, Л. Б. ИЗО в школе. - Ижевск, 1992.
18. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. - М.: Просвещение, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул,
1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.
22. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.
23. Шатских, А. Казимир Малевич. - М.: Слово, 1996.
24. Школа изобразительного искусства / под редакцией А. Н. Пономарева. - М.: Агар, 1998.
25. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
Сайты для работы:
1.school.univertv.ru/ - видеоуроки
2.ped-sovet.ru/
3.rusedu.ru/
4.metodisty.ru/
5.proshkolu.ru/
6.openclass.ru/
7.forum.in-ku.com/
8.zavuch.info/
9.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 - репродукции
10.torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 - видео по изо
11.koob.ru/books/draw/ по ИЗО - репродукции.
12.shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о живописи