- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок изобразительнного искусства Искусство Дреней Руси
Урок изобразительнного искусства Искусство Дреней Руси
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белохвостова Е.С. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Системно - деятельностный подход
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Цели:
-
познакомить с различными видами искусства в Древней Руси;
-
дать определение понятиям икона, иконопись, музей, мозаика, архитектура;
-
показать связь исторических событий с произведениями искусства;
-
формировать умение выделять в тексте главные мысли;
-
учить составлять в тетради опорный конспект;
-
прививать любовь и бережное отношение к культуре, её истокам;
-
развивать внимание, креативное мышление.
Предметные: формирование системы лингвистических понятий, используя знаково-символические средства, в том числе создание модели.
Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.
Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения; стремиться к координации различных позиций.
Личностные: использование полученной информации для решения образовательных задач и в личных целях.
Метапредметные: учить устанавливать причинно-следственные связи, принимать решения в практических ситуациях, обнаруживать пробелы в знаниях, восполнять их.
Оборудование: набор картин «Софийский собор», «Троица», «Храм Покрова на рву», «Страница древней книги»; фотографии Москвы, кулон, выполненный методом скани; работы детей (иконы, мозаика), макеты храмов, диск «История Древней Руси», DVD плеер, интерактивная доска.
Ход урока
Этапы урока
Содержание урока
Мотивация к учебной деятельности
Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
Постановка цели деятельности
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Физминутка
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Итог урока
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Дифференцированное домашнее задание:
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
-Ребята, мы продолжаем путешествие по ленте времени. Посмотрите на ленту, скажите о каком временном отрезке истории Руси шла речь на предыдущем уроке?
До сих пор мы говорили о самых тяжёлых временах на Руси, о ратных подвигах, воинском мастерстве. За XIII - первую половину XV века Русь выдержала более 160 войн, из которых 45 сражений - с татарами, 41 с литовцами, 30- с немецкими рыцарями, а все остальные со шведами, поляками, венграми, болгарами.
Чем от Европы лик Руси отличен?
Волнует многих каверзный вопрос.
Тем, что народ в России необычен
Тот, что корнями в эту землю врос.
Загадочный характер воспитала
Сама природа - ширь лесов, полей -
Вложила в душу русскую немало,
Клеймом особым метила людей.
Покой - дарили рощи и долины,
Уменье думать - горные хребты,
Крутой, могучий нрав - несут стремнины,
Сам воздух шлифовал души черты
Особые, добро и щедрость в коих
Главенствует и в этом весь секрет:
Народ сам нищий и от ига стонет,
Но редко на мольбы ответит «нет».
О, Русь Святая! С душами Святыми,
Что щедрость да добро в себе несут,
И им с времен тех давних и по ныне,
За крепость духа славу воспоют!
- Перед вами электронная книга. Вы чем то удивлены?
( Перед детьми на интерактивной доске макет электронной книги)
-В книге пустые страницы?!
-Эту книгу напишем мы с вами вместе. Постепенно она заполнится иллюстрациями, которые помогут определить тему урока, а завершим урок кроссвордом. Постарайтесь быть внимательными, запоминайте новые слова.
-Как вы думаете, с чего автор начинает работу над книгой?
Действительно, он собирает материал. На прошлом уроке вы получили задания по группам, каждая из которых собрала определённую информацию.
-Подумайте, каким образом мы будем работать с информацией? С чего начнем?
Составление плана.
1.Презентация информации.
2.Проблемный анализ.
3.Выводы.
4.Оформления книжной страницы.
-Посмотрите на доску, подумайте, как называют этот вид искусства (на экране показывают ювелирные изделия).
Один из наиболее распространенных видов ювелирного искусства на Руси - скань. Раскрыть тайну этого слова вам поможет учебник.
Скань - от старого русского слова «скать», то есть «ссучивать», свивать нити. Изделия, выполненные методом скани, называются «скаными».
У нас с вами есть такое изделие. Рассмотрите кулон, подумайте, для изготовления каких изделий можно использовать этот метод? Прочитайте об этом в книге.
Посмотрите на слайды. Эту технику использовали для отделки окладов икон, переплётов церковных книг, металлической посуды, поясов, сумочек, кошельков, ювелирных изделий.
Вывод. На первую страницу книги поместим иллюстрацию с ювелирными изделиями, выполненными мастерами методом скани.
Ещё с одним видом искусства мне поможет вас познакомить работа, выполненная вашей одноклассницей Леной. Рассмотрите внимательно её работу. Как называется такой вид искусства?
Кто-нибудь знает, от какого слова произошло слово «мозаика»?
Обратимся к толковому словарю: мозаика - изображение, составленное из одинаковых или различных по материалу и форме кусочков камня, смальты, керамической плитки.
-Из какого материала выполнена работа? Какие материалы ещё можно было бы использовать? Чем закрепляли кусочки материала?
Закрепляется она с помощью извести, цемента, мастики или воска.
Вывод. Разместим на второй странице иллюстрацию с мозаичными картинами, украшающими соборы в Киеве, Чернигове.
- В нашей книге появились две страницы.
-Внимание на экран. Какому виду искусства мы посвятим третью страницу?
-Как вы думаете, как называют картины с религиозным содержанием?
(Дети рассматривают древние монастырские иконы.)
-Обратите внимание на цветовую гамму. Интересно, имеют ли значение в иконописи цвета?
-Как называли людей, писавших иконы?
Рассказ учителя об Андрее Рублёве.
-Найдите в словаре определение слова «икона». Выпишите его в тетрадь.
-Посмотрите на работу Серёжи, он попытался написать икону «Троица», используя секреты художников того времени.
Вывод. На третью страницу поместим иллюстрацию иконы А.Рублёва «Троица».
Четвёртая страница книги - ещё одно творение рук человека.
(Дети рассматривают макет храма Покрова на рву.)
-Как называли мастеров строительного дела? Найдите в толковом словаре определение слова архитектура, запишите в тетрадь.
-Можно ли сказать, что искусство - это мысли и чувства, вызванные радостными или трагическими событиями в жизни людей, запечатлённые в работах мастеров?
-Вы верно заметили, что на произведения искусства накладывают свой отпечаток исторические события. И этот храм был воздвигнут по приказу Ивана IV в честь важного события.
-Прочитайте, о каком событии идёт речь? Кто спроектировал этот собор? Как отблагодарил Иван IV зодчих? В истории и по сей день много нераскрытых тайн, вот одна из них: есть предположение, что Постник и Барма одно и то же лицо.
4 сотни лет стоит, цел и невредим храм, почему? В чём секрет?
Вывод. Иллюстрацию храма Покрова на рву поместим на четвёртой странице.
Работа по группам
Задание первой группе
-Из предложенных картин местностей с различным рельефом выберите место для постройки церкви. Обоснуйте свой выбор.
Задание второй группе
-Рассмотрите макеты церквей, найдите общие, обязательные части архитектурной композиции.
Задание третьей группе
-Внимательно рассмотрите, написанную Серёжей, икону и попытайтесь разгадать секреты колорита и блеска красок иконописцев.
-Пришло время подвести итог, попробовать сформулировать тему урока.
Внимание на интерактивную доску - кроссворд.
1 по горизонтали: наука о прошлом, о далёких и недавних событиях в жизни людей.
2 по горизонтали: вид ювелирного искусства, название которого произошло от старого русского слова «скань».
3 по горизонтали: картина с религиозным содержанием.
4 по горизонтали: здание, где собраны и хранятся произведения искусства.
5 по горизонтали: главная большая церковь.
6 по горизонтали: как называли мастеров, писавших иконы?
7 по горизонтали: строительное искусство.
8 по горизонтали: как называли мастеров по серебру и злату?
9 по горизонтали: изображение, составленное из одних или разных по материалу и форме кусочков камня, смальты.
1
и
с
т
о
р
и
я
2
с
к
а
н
ь
3
и
к
о
н
а
4
м
у
з
е
й
5
с
о
б
о
р
6
и
к
о
н
о
п
и
с
е
ц
7
а
р
х
и
т
е
к
т
у
р
а
8
ю
в
е
л
и
р
9
м
о
з
а
и
к
а
-Прочитайте слово по вертикали. Верны ли оказались ваши предположения, сформулируйте тему урока.
-Искусство Древней Руси - блестящая страница летописи нашей национальной культуры. Прочесть её должен каждый, кому дорога жизнь и деяния наших предков, славное прошлое Родины.
-Кто же стал героем нашего урока?
-Сегодня героями нашего урока стали обыкновенные люди с необыкновенными способностями, за которые их прозвали мастерами, народными умельцами.
Русь, матушка! Великая держава,
Жила всегда с размахом, широко!
Умельцы умножали мощь и славу,
Хоть сами - люд простой, из мужиков.
Из дерева, каменьев, гипса, злата
Шедевры создавали мастера,
Не для себя, конечно, для богатых,
Для княжьего и царского двора.
До сей поры приводит в восхищенье
Их мастерство! Мужицкою рукой
Воссозданы изящные творенья,
Достойны славы вечной, мировой!
Вывод.
Как вы думаете можно ли в нашей книге найти самую бесценную страницу?
-Книга написана. Перелистаем её страницы. Можно считать работу завершённой?
-Вы правы, обложка пуста. Я предлагаю провести «Мозговой штурм» в группах, через минуту обсудить варианты.
- У нашей книги есть название - «Искусство Древней Руси».
-Удалось создать книгу?
- Что на ваш взгляд получилось?
- Как вы считаете, над чем нужно поработать?
-Мне жаль, друзья, но урок подошёл к концу. Я благодарна вам за активную творческую работу.
-Одна из основных целей любого вида искусства - сеять разумное, доброе, вечное. А символом добра и милосердия, является сердце.
Посмотрите, контур этого символа изображён на последней странице книги. Я предлагаю вам «оживить» сердце: написать в контуре чувства, которые вызвал этот урок.
-
Дома вы познакомитесь с одной из самых древних книг; попробуйте, не читая текст, объяснить её название. Затем прочитать рассказ и сравнить со своим толкованием. Поразмышляйте, актуальны ли мысли этой книги для нашего времени.
-
Перед вами лежит лист с изображением необыкновенной птицы. Что в ней необычно? Верно, это двуглавый орёл. Любителям тайн я предлагаю попытаться определить, как называется это изображение и что оно обозначает.
-
Найти такой же символ Кубани и информацию о том, что на нём изображено.