Урок по изобразительному искусству на тему

Урок для 6 класса по пройденной теме. Интегрированный урок-игра по истории и ИЗО. Закрепление знаний по искусству России на рубеже XIII - XIV веков.   Тип урока: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ Форма урока: повторение пройденного материала, игра Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки,  пазлы,  репродукции картин, презентация.  Музыкальный ряд: « Ой ты степь, широкая» -  гусли Урок состоит из нескольких раундов. Из класса выбирается три команды по три человека. Каждый игрок играет за се...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «За семью печатями»

Подготовила творческая группа «Креатив»:

учитель изобразительного искусства Кобякова Мария Петровна

и учитель истории Хабутдинов Наиль Рафаилович

Цель: закрепление пройденного материала по истории, знакомство с произведениями искусства периода XIII - XV веков

Тип урока: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ

Форма урока: повторение пройденного материала, игра

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, пазлы, репродукции картин, презентация.

Музыкальный ряд: « Ой ты степь, широкая» - гусли

Ход урока: I. Орг. Момент

Приветствие учащихся.

Дети рассаживаются.

II. Введение в тему урока - выступает учитель ИЗО, объясняет правила игры

III. Даётся задание для выбора 3 - х сильнейших игроков - учитель истории пишет на доске слово:

НОВГОРОД - дети составляют слова, кто больше составит из него существительных

Город, ворог, вор, дог, год, род, ров, рог, ор, огород, договор и т.д.

Учитель истории объявляет о начале игры, зачитывает учащимся о ком пойдёт речь на уроке (герой нашего урока)

Герой нашего урока Новгородский приглашённый князь из Владимиро - Суздальской земли. Высокий «паче иных человек», его могучий голос звучал «как труба» над полями брани или перед народным собранием. Наш герой ободрял свои полки словами «… не в силе Бог, а в правде».

В период вражеских нашествий он собирал народное ополчение.

Это добровольные военные формирования. В годы народных бедствий, вражеских нашествий русский народ никогда не отделял себя от действующей армии. Повсеместно создавались добровольные военные формирования, которые и получили название народного ополчения. Эти формирования всячески содействовали борьбе с захватчиками, а порой и решали судьбу страны. Народным ополчением называются добровольческие войска, формируемые в период вражеского нашествия из лиц. Кто были эти добровольцы? Мещане (от слова «место», жившие на одном месте) , это простые горожане, ремесленники и крестьяне.

Многие бояре и князья были довольны его политическими взглядами. Например, в отношениях с Золотой Ордой он выступал не как воитель, а как дипломат, сберегающий силы и старающийся замирить опасного противника. Получив в 1252 ханскую грамоту на великое княжение Владимирское, он решительно подавлял мятежи против «численников»(?) (т.е. против ордынской переписи) и баскаков(?) (сборщиков дани), тем самым предотвращая новые разрушительные походы на Русь с Востока и попутно добиваясь важных политических льгот - в первую очередь, освобождения русских земель от повинности выставлять для татар военные отряды.

Учитель истории: и так, вопрос первой печати:

1. Только что святому князю удалось добиться сносных условий позорного татарского ига (правда, Новгороду теперь требовалось тоже платить дань татарам), как новгородцы восстали против ордынских представителей. Наш герой со своей дружиной подавлял мятежи в Новгороде, а также в Рязани, Пронске.

Вспомните, как звали первого монгольского хана?

Учитель ИЗО: (Вопрос для зрителей) Назовите хана, который покорил Русь?

Вопрос второй печати:

Учитель истории:

2. Отец нашего героя самым первым получил грамоту на великое княжение. А сам князь получил такое разрешение только через 6 лет. На этой грамоте ставилась ханская печать, как право на владение той или иной землёй.

Вопрос: как называлась эта грамота?

Учитель ИЗО: (для зрителей) Каким титулом называли хана Золотой Орды на Руси?

Справка:

К началу XVIII столетия на былом поле брани рос лес, окруженный болотами. Решив основать монастырь именно здесь, на священном для россиян месте, Петр велел вырубить лес и осушить болота. Сюда и были перенесены в 1724 году останки князя. Тогда же, или несколько ранее, император задумал учредить новый орден - имени нашего героя для награждения исключительно за военные заслуги.

Орден был одним из высших орденов Российской империи. Его с гордостью носили великие русские полководцы и флотоводцы: А.В.Суворов, М.И.Кутузов, адмирал Ф.Ф.Ушаков.

Вопрос третьей печати:

Учитель истории:

3.Общецерковное прославление нашего героя совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон ему составлен тогда же владимирским иноком Михаилом. С тех пор стали появляться его иконы. Некоторые исследователи полагают, что один из первых образов св. князя облаченного в доспехи, на коне и с нимбом вокруг головы, представлен на иконе «Чудо от иконы Божией Матери Знамение» или «Битва новгородцев с суздальцами»

Иконография нашего героя, развивавшаяся в 2-х вариантах, отражала суть подвига князя. По словам митрополита Иоанна (Снычева): «Для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока»1. В первом - святой князь представлен в княжеском одеянии, иногда при оружии, во втором - в монашеском облачении, которое напоминало, что перед смертью князь принял иночество с именем Алексей. До XVIII в. преобладал второй иконографический вариант. Святого князя изображали в хитоне, мантии, куколе, лежащем на плечах или надетым на голову, с небольшой клинообразной или окладистой бородой. Он мог быть представлен фронтально или обращенном в молитве к Спасителю или Богородице в небесном сегменте в верхнем углу иконы.

Выдающимся памятником древнерусской иконописи стал житийный образ «Святой благоверный князь А. Н. с деяниями» (конец XVI-начало XVII вв.) из Покровского собора «что на рву» (храма Василия Блаженного) в Москве. В среднике этой иконы представлен в рост, облаченный в схиму, с куколем, надетом на голову. Он благословляет десницей, а левую руку опустил вниз. В двух рядах клейм - события жития и чудеса святого, среди которых незримое участие нашего героя в сражениях последующих эпох.

Вопрос: Кто были первые иконописцы? Назовите их имена. (Феофан Грек, Андрей Рублев)

Учитель истории: вопрос четвёртой печати

Учитель ИЗО:

4. Профессор химии и советник Академии Михаил Васильевич Ломоносов начал изготовлять удивительный запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры и сперва удачно выполнил образ Божьей матери с несравненного оригинала Солимены, в два фута высотой и полтора шириной. За этот удачный опыт он заслужил честь всемилостивейшего одобрения Ея императорского величества и большое вознаграждение. А Её величество отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах." (Записки Якоба Штелина. Об изящных искусствах в России. В 2-х томах.)

М.В.Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов; имея трезвый взгляд на искусство, М.В.Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.

При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол с применением самых передовых методов химико-лабораторного экспериментирования.

Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.

Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные художественные изделия.

Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная для производства различных художественных изделий из цветного стекла по технологии, разработанной Ломоносовым."

Показать портрет на слайде.

Вопрос: В какой технике выполнен портрет нашего героя

Зрителям раздаются пазлы, которые нужно собрать. На картинках изображение нашего героя.

Учитель истории: вопрос пятой печати

5. Учитель ИЗО: «Посмотрите на картину на слайде (показывается картина

«Александр Невский»)

Творить во имя жизни, во имя любви к человеку - таково предназначение подлинного художника.

Корин Павел Дмитриевич (1882-1967) - продолжатель великих традиций русского изобразительного искусства советского периода - в годы войны обращается к исторической теме, стремясь «отразить непокорный дух нашего народа».

В центральной части триптиха в полный рост изображён наш герой на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением Спаса Нерукотворного. Новгородский князь вышел на тяжёлый бой с врагом. Лицо его сурово, в глазах ненависть, жажда битвы. Красный плащ на чёрном подкладе - колокол тревоги, опасности для Отечества. В руках его, одетого в доспехи русского витязя, огромный меч. Невольно вспоминается: «Кто с мечом к нам придёт, от меча погибнет!» Как звучал этот гордый образ в дни, когда под Сталинградом кипела невиданная в истории битва! Каким пророком вышел наш герой к солдатам нашей армии, какой неотвратимой верой дышал его лик. Картина, ставшая символом ратного подвига русского народа, несла в себе мощный импульс воодушевления. Через год автор завершил другие части ансамбля - Старинный сказ и Северная баллада. Э триптих - три картины, а в центре вот эта картина.

В автобиографии художник рассказывал: «Я писал триптих в суровые годы войны, стремясь отразить непокорный гордый дух нашего народа, который в судный час своего бытия встал во весь свой гигантский рост».

Какая война послужила причиной для создания этого произведения.

Учитель ИЗО: Вопрос шестой печати

Учитель истории:

6. Родоначальник династии московских правителей был младший сын нашего героя Даниил. У него было два сына, один из сыновей стал удачливым московским князем, участвовал в карательном походе золотоордынских войск на Тверь. От хана Узбека ярлык на великое княжение и сбор ежегодной дани для Орды. Часть собранных со всей Руси средств князь укрывал от ордынцев в московской казне. Так он сделал своё княжество самым богатым на Руси. Построил новый кремль и крепких дубовых брёвен и скупал у других князей целые города с областями.

Вопрос: назовите князя и его прозвище, которое означает кошелёк на поясе - сумка для денег, которую он носил, чтобы раздавать милостыню нищим.

Ответ детей.

Подсказки: участие нашего героя в Невской битве со шведами.

В каком году произошло Невская битва и Ледовое побоище? С кем воевали русские войска и народное ополчение в этих битвах?

Учитель ИЗО: Возвращаемся к началу урока

Вопрос седбмой печати - Герой нашего урока, кто он?

Ответ детей. Ставится последняя печать.

Итог урока: подсчитываем печати. У кого 3 или 4 балла - оценка 5,

остальным 4.


Используемые ресурсы:

abc-people.com/shop/alexander_nevsky.htm

idrp.ru/htm/fair/html/aleksandr_nevski.htm

iconworld.ru/products/124

mozaiki-halimon.narod2.ru/index.htm

larissa511.ya.ru/replies.xml?item_no=12487

7


© 2010-2022