- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Программа по дополнительному образованию «Художественная роспись ткани»
Программа по дополнительному образованию «Художественная роспись ткани»
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Левкович А.А. |
Дата | 03.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №9»
Дополнительная образовательная программа
«Художественная роспись ткани»
Возраст учащихся: 9 - 14 лет
Автор программы:
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории Михайлюк Е.В.
Г.Новосибирск
2014
Пояснительная записка
Один из путей гармоничного развития ребенка - вовлечение его в различные виды творческой деятельности. Как известно, обучение изобразительному искусству предполагает знакомство с его различными видами и техниками. Одной из техник, которая способствует формированию и развитию творческих способностей учащихся является техника ручной росписи ткани - батик.
Цель данной программы -создание благоприятных условий для формирования опыта художественно-творческой деятельности средствами росписи ткани.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
Развитие эстетического восприятия предметов и явлений окружающей действительности.
-
Формирование и развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, воображения и фантазии.
-
Обучение практическим навыкам работы живописными и графическими материалами, овладение техникой росписи ткани.
-
Формирование умений и навыков художественного конструирования, создания рисунков, эскизов, проектов.
-
Расширение представлений о видах и жанрах изобразительного искусства, их месте и роли в жизни человека.
Данная образовательная программа является авторским интегрированным курсом, который объединяет технику росписи ткани и основы графического дизайна. В основу программы положены материалы курса «Роспись ткани» для студентов педагогического университета (автор Гильман Р.А.), а также авторский курс «Основы графического дизайна и композиции» (автор Бушков В.В.).
Реализация программы осуществляется на базе лицея с учащимися младшего
и среднего школьного возраста (2-8 классы). Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 2 часа (всего 120 часов).
Содержание курса условно можно разделить на три части:
-
Знакомство с приемами и способами росписи ткани.
Основная задача данного этапа - общее знакомство с техникой росписи
и правилами работы различными инструментами.
-
Знакомство с правилами и законами создания декоративной композиции, совершенствование навыков росписи ткани.
На данном этапе предполагается более глубокое и детальное знакомство
с различными видами батика, отработка технических приемов, обучение созданию декоративной композиции.
-
Изготовление изделий в технике батик.
Полученные ранее умения и навыки позволяют создавать творческие композиции, различные текстильные изделия.
Следует отметить, что данное деление является условным. Каждый год обучения предполагает использование всех разделов программы. Поэтому система учебно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения - каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, предполагая новый уровень сложности.
В процессе обучения технике росписи ткани используются следующие технологии:
-
технология проблемного обучения;
-
технология развивающего обучения;
-
технология разноуровневого обучения.
Как известно, специфика искусства в целом и изобразительного,
в частности, заключается в том, что в преподавании невозможно ограничиться опорой только на принципы и методы общей дидактики, используя традиционные технологии. Поэтому целесообразно использовать принципы и методы художественной педагогики,
в том числе, технологию интегрированного использования различных видов искусств, например, связь техники батика с живописью, графикой, дизайном.
Важнейшим компонентом в обучении является личностно-ориентированный подход, который реализуется через различные виды дифференциации:
-
по общим способностям (предлагаются задания различной сложности, предоставляется выбор путей решения);
-
по специальным способностям (учитываются природные данные обучающихся).
Основные формы работы на занятиях - индивидуальная и групповая.
В процессе обучения используются следующие методы и приемы:
-
Информационно-репродуктивный метод.
Используется на этапе знакомства и овладения основными приемами росписи ткани.
-
Частично-поисковый метод.
Используется при выполнении учебных композиций - на основе образца создать собственную композицию.
-
Проблемный метод, в том числе проектный.
Используется при создании индивидуальных и коллективных творческих композиций, создании текстильных изделий на основе самостоятельно выполненного эскиза.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
-
особенности росписи ткани как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
-
теоретические основы цветоведения и колористики;
-
основные правила и закономерности построения изобразительного знака
в практическом выполнении декоративных работ в технике холодного батика.
Учащиеся должны уметь:
-
выполнять несложные декоративные композиции в технике холодного батика, свободной кистевойросписи.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
-
этапы создания художественного изделия;
-
основные правила и закономерности построения декоративной композиции;
-
теоретические основы колористики.
Обучающиеся должны уметь:
-
использовать правила и законы построения декоративной композиции
в выполнении рисунков, эскизов, декоративных работ в технике батика; -
выполнять декоративные композиции с использованием техники свободной росписи, холодного батика;
-
использовать выразительные средства росписи ткани в выполнении художественно-конструктивного проекта, модели.
Оценивание результатов деятельности осуществляется по двум шкалам.
-
Количественная шкала (система балльных оценок).
-
Порядковая шкала (описание-характеристика работ учащихся и «папка достижений»).
Основными способами определения результативности обучения являются:
-
Письменный опрос на знание основных способов росписи ткани, технологии и т.д.
-
Выполнение практической работы, позволяющее отследить динамику развития изобразительных навыков, степень овладения техникой росписи.
-
Создание творческой работы по собственному эскизу, позволяющее отследить динамику творческого развития, в том числе одаренных учащихся.
Формы подведения итогов реализации программы:
-
творческие выставки лицейского уровня по итогам 1 полугодия, учебного года;
-
конкурсы и выставки декоративного творчества различных уровней (не реже 1 раза в полугодие);
-
творческие отчёты на сайте лицея по итогам 1 полугодия, учебного года.
Учебно-тематический план
1 год обучения
2 часа в неделю, всего 60 часов
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Знакомство с искусством художественной росписи ткани. Необходимое оборудование и инструменты.
1 час
2.
Знакомство с техникой художественной росписи ткани «холодный батик». Упражнения на проведение линий.
1 час
3.
Основы цветоведения. Композиция из геометрических знаков в теплой, холодной цветовой гамме.
2 часа
4.
Элементы стилизации. Несложная композиция с использованием резервирующих линий одного цвета.
4 часа
5.
Несложная композиция с использованием резервирующих линий двух-трех цветов.
4 часа
7.
Миниатюра «Открытка» с использованием резервирующих линий различных цветов, декоративных контуров.
6 часов
8.
Правила и законы построения декоративной композиции. Упражнения на построение различных видов композиций (эскизы).
2 часа
9.
Декоративная композиция «Натюрморт» с использованием резервирующих линий различных цветов.
10 часов
10.
Настенное панно «Времена года».
8 часов
11.
Знакомство с техникой художественной росписи ткани «узелковая раскраска». Оформление обложки для записной книжки «Солнышки».
8 часов
12.
Сложный батик в три перекрытия. Упражнения.
2 часа
13.
Творческая композиция с использованием различных эффектов.
10 часов
14.
Заключительное занятие. Творческий отчет.
2 часа
Учебно-тематический план
2 год обучения
2 часа в неделю, всего 60 часов
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Правила и законы построения декоративной композиции. Виды знаков. Упражнения на построение композиций.
2 часа
2.
Простой холодный батик. Композиция-панно «Перо Жар-птицы»
8 часов
3.
Использование декоративных эффектов - солевой эффект, декоративные контуры. Оформление обложки для записной книжки.
8 часов
5.
Роспись чехла для диванной подушки в технике холодного батика
с использованием контуров различных цветов. Контрастная или родственная цветовая гамма.
12 часов
6.
Знакомство с техникой многослойного батика. Композиция «Цветы леса»
6 часов
7.
Роспись шейного платка «Подарок маме» (холодный батик, декоративные эффекты по выбору учащихся)
14 часов
10.
Коллективный творческий проект. Настенное панно в технике холодного батика с использованием декоративных эффектов.
18 часов
11.
Заключительное занятие. Творческий отчет.
2 часа
Объекты и средства материально-технического обеспечения
Учебно-практическое оборудование
-
Бумага формата А3, А4
-
Карандаши простые
-
Ткань хлопчатобумажная
-
Ткань шелковая
-
Рамы раздвижные для батика
-
Подрамники
-
Краски для ткани акриловые
-
Палитры для красок
-
Стеклянные трубочки
-
Фломастеры
-
Кисти беличьи
-
Клей ПВА
-
Ножницы
-
Кнопки канцелярские
-
Резервирующий состав
-
Воск для приготовления резервирующего состава
Технические средства обучения
-
Компьютер.
-
DVD-проигрыватель.
-
Слайдпроектор.
-
Экран.
Учебно-методический комплекс для учителя
-
Арманд Т. Руководство по росписи ткани. С. - Петербург, Политехника, 1992.
-
Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. М.; Профиздат, 1998.
-
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
-
Брита Хансен. Роспись по шёлку для начинающих. М.; Внешсигма, 1997.
-
Воропаева Н.В., Гришин В.К., и др. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М.; Просвещение, 1986.
-
Голубева О.П. Основы композиции. М.; Изобретательное искусство, 2001
-
Давыдов С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
-
Ж. Валентина. Роспись по шёлку, № 1, 1995. Москва, ОВА - Пресс, 1995.
-
Кожохина С.К. Все о картинах на ткани. Батик. Ярославль, 2000.
-
Козлов В.Н. Основы художественного проектирования текстильных изделий. М., 1981.
-
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
-
Моника Стопплман, Кэрол Кроу. Ткани и другой текстиль. Норинт.; СПб, 2000.
-
СинеглазоваМ.О. . Батик. М.; Издательский дом МСП, 2002.
-
Сокольская А.С., Широбокова Т.С. Основы композиции. Примерная программа для ДХШ и ИОДШИ. М.; 2004.
-
Сурнина М.О. Цвет и символ в искусстве. Ростов н/Д. Комплекс, 1998.
2