Творческая деятельность на уроках изобразительного искусства

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая деятельность на уроках изобразительного искусства

Сложная, не всегда посильная для учащихся средне образовательных школ творческая деятельность привлекает к себе. Встречающиеся трудности могут дать и большие радости высшего, человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Новые социальные отношения меняют наше представление о системе ценностей, о человеке, его роли в обществе и выдвигают новые приоритеты в обучении и воспитании. Необходимость активизации творческого потенциала личности ощущается остро. Важную роль в этом играет школа, где на уроках изобразительного искусства у детей развивается воображение, фантазия, творческое мышление, создаются необходимые предпосылки для дальнейшего творческого и интеллектуального развития человека.

Учителя - новаторы: Конышева, Решетников, Завитаев в своих работах разрабатывают разнообразные методики по усилению творческого характера обучения школьников; методические приемы, позволяющие активизировать творческое мышление школьников, роль самостоятельности и инициативы при выполнении творческих заданий, раскрывают метапредметные связи.

Для успешного развития творческих способностей у школьников педагогу, преподающему в школе предмет «Изобразительное искусство», необходимо разбираться в многообразии методов, приемов, средств, правильно выбирая оптимальное их сочетание, а также учить детей выстраивать собственные системы творческих заданий.

Задачей учителя как организатора творческой деятельности на уроках является развитие у ребенка особых качеств ума, таких, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, все то, что с совокупности составляет творческие способности. А творческая деятельность доступна только человеку.

По определению Вайнгвага, творческая деятельность - это самостимулирующийся процесс, характеризующий стремление реализовать себя. Само понятие творчества ( креативности ) связано не с результатом, а с качеством процесса.

Участие в творческом поиске, нацеленность на открытие неизвестного, умение находить решение в нестандартных ситуациях - это важно для развития творческих способностей в сравнении с конечным результатом.

Педагог, который ставит перед собой цель развивать креативность в своих учениках, должен воспитывать в них предрасположенность к творческому поиску, должен знать в каких видах и формах деятельности создание творческого продукта происходит наиболее эффективно. Педагог должен уметь моделировать педагогические ситуации, тем самым подталкивая ребенка к творчеству.

Овладение учащимися творческой деятельности опирается на активность и самостоятельность. По отдельности эти качества не обеспечивают творчества.

В процессе формирования творческой деятельности выделяют три ступени:

  1. Воспроизведение труда.

Учащийся производит действия по готовому образцу. Самостоятельности не проявляет. Активность действий невысока.

На этой ступени происходит актуализация знаний, опора на простые умения. Способность к осознанию своего опыта: чем глубже, тем выше человек в творчестве. Учитель создает базу накопления опыта. Опыт постепенно приобретает упорядоченность, логическую обоснованность.

  1. Вариативная трудовая деятельность.

На этой ступени самостоятельность школьника относительная, он производит действия в соответствии с усвоенными предписаниями. Постепенно активность ученика возрастает, она связана с выбором способа действия.

Учитель следит, чтобы вариативность происходила в узких границах: изменившиеся условия не затрагивают существенных сторон освоенного творческого процесса.

В результате организации творческой деятельности в новых измененных условиях, ученик понимает ее логику, учится осуществлять ее рационально.

  1. На этой ступени начинается настоящее творчество.

Деятельность учеников приобретает полную самостоятельность. Активность учащихся развивается до уровня инициативы. Ученики свободно оперируют накопленными знаниями и умениями.

Для развития творческих способностей детей учитель на уроках ИЗО и технологии должен применять систему творческих заданий, разных по содержанию и уровню сложности.

Для организации творческой деятельности учитель должен учитывать следующие требования:

  1. Целесообразность задания, логичность, полезность;

  2. Познавательная ценность;

  3. Практическая применяемость;

  4. Возможность многообразия решений;

  5. Опора на предшествующий опыт, изменяющий ЗУН;

  6. Доступность задания;

  7. Точность формулировки задания.

На уроках ИЗО трудовая деятельность содержит возможность для творческого поиска на всех этанах. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. На уроках даются задания:

1. Конструктивно - технического характера. Это разработка приемов, анализ образца, самостоятельный поиск необходимой научно - технической информации;

2.Организационного характера: учеником производится поиск способов, рациональный выбор материалов;

3.Технологического характера. Учеником проводится поиск приемов, их применение, самостоятельный выбор видов и способов, проведение наблюдений.

При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.

Для активации мышления у учащихся, проявления инициативы при выполнении творческих заданий учитель может создавать проблемные ситуации, вносить элемент научного поиска и рационализации труда в деятельность детей.

В современных условиях перед школой стоит задача чрезвычайной важности: вырастить не только крепких и здоровых людей, но инициативных, думающих, способных на творческий подход к любому делу.

Все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие - в большей, но обязательно все.



Используемая литература:

  1. Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры - М.: «Просвещение», 1990.

  2. Диалоги о воспитании: Книга для родителей под ред. В.Н. Столетова - М.: «Педагогика», 1985.



© 2010-2022