- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Творческая деятельность на уроках изобразительного искусства
Творческая деятельность на уроках изобразительного искусства
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абромавичене И.В. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Творческая деятельность на уроках изобразительного искусства
Сложная, не всегда посильная для учащихся средне образовательных школ творческая деятельность привлекает к себе. Встречающиеся трудности могут дать и большие радости высшего, человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Новые социальные отношения меняют наше представление о системе ценностей, о человеке, его роли в обществе и выдвигают новые приоритеты в обучении и воспитании. Необходимость активизации творческого потенциала личности ощущается остро. Важную роль в этом играет школа, где на уроках изобразительного искусства у детей развивается воображение, фантазия, творческое мышление, создаются необходимые предпосылки для дальнейшего творческого и интеллектуального развития человека.
Учителя - новаторы: Конышева, Решетников, Завитаев в своих работах разрабатывают разнообразные методики по усилению творческого характера обучения школьников; методические приемы, позволяющие активизировать творческое мышление школьников, роль самостоятельности и инициативы при выполнении творческих заданий, раскрывают метапредметные связи.
Для успешного развития творческих способностей у школьников педагогу, преподающему в школе предмет «Изобразительное искусство», необходимо разбираться в многообразии методов, приемов, средств, правильно выбирая оптимальное их сочетание, а также учить детей выстраивать собственные системы творческих заданий.
Задачей учителя как организатора творческой деятельности на уроках является развитие у ребенка особых качеств ума, таких, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, все то, что с совокупности составляет творческие способности. А творческая деятельность доступна только человеку.
По определению Вайнгвага, творческая деятельность - это самостимулирующийся процесс, характеризующий стремление реализовать себя. Само понятие творчества ( креативности ) связано не с результатом, а с качеством процесса.
Участие в творческом поиске, нацеленность на открытие неизвестного, умение находить решение в нестандартных ситуациях - это важно для развития творческих способностей в сравнении с конечным результатом.
Педагог, который ставит перед собой цель развивать креативность в своих учениках, должен воспитывать в них предрасположенность к творческому поиску, должен знать в каких видах и формах деятельности создание творческого продукта происходит наиболее эффективно. Педагог должен уметь моделировать педагогические ситуации, тем самым подталкивая ребенка к творчеству.
Овладение учащимися творческой деятельности опирается на активность и самостоятельность. По отдельности эти качества не обеспечивают творчества.
В процессе формирования творческой деятельности выделяют три ступени:
-
Воспроизведение труда.
Учащийся производит действия по готовому образцу. Самостоятельности не проявляет. Активность действий невысока.
На этой ступени происходит актуализация знаний, опора на простые умения. Способность к осознанию своего опыта: чем глубже, тем выше человек в творчестве. Учитель создает базу накопления опыта. Опыт постепенно приобретает упорядоченность, логическую обоснованность.
-
Вариативная трудовая деятельность.
На этой ступени самостоятельность школьника относительная, он производит действия в соответствии с усвоенными предписаниями. Постепенно активность ученика возрастает, она связана с выбором способа действия.
Учитель следит, чтобы вариативность происходила в узких границах: изменившиеся условия не затрагивают существенных сторон освоенного творческого процесса.
В результате организации творческой деятельности в новых измененных условиях, ученик понимает ее логику, учится осуществлять ее рационально.
-
На этой ступени начинается настоящее творчество.
Деятельность учеников приобретает полную самостоятельность. Активность учащихся развивается до уровня инициативы. Ученики свободно оперируют накопленными знаниями и умениями.
Для развития творческих способностей детей учитель на уроках ИЗО и технологии должен применять систему творческих заданий, разных по содержанию и уровню сложности.
Для организации творческой деятельности учитель должен учитывать следующие требования:
-
Целесообразность задания, логичность, полезность;
-
Познавательная ценность;
-
Практическая применяемость;
-
Возможность многообразия решений;
-
Опора на предшествующий опыт, изменяющий ЗУН;
-
Доступность задания;
-
Точность формулировки задания.
На уроках ИЗО трудовая деятельность содержит возможность для творческого поиска на всех этанах. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. На уроках даются задания:
1. Конструктивно - технического характера. Это разработка приемов, анализ образца, самостоятельный поиск необходимой научно - технической информации;
2.Организационного характера: учеником производится поиск способов, рациональный выбор материалов;
3.Технологического характера. Учеником проводится поиск приемов, их применение, самостоятельный выбор видов и способов, проведение наблюдений.
При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.
Для активации мышления у учащихся, проявления инициативы при выполнении творческих заданий учитель может создавать проблемные ситуации, вносить элемент научного поиска и рационализации труда в деятельность детей.
В современных условиях перед школой стоит задача чрезвычайной важности: вырастить не только крепких и здоровых людей, но инициативных, думающих, способных на творческий подход к любому делу.
Все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие - в большей, но обязательно все.
Используемая литература:
-
Б. П. Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры - М.: «Просвещение», 1990.
-
Диалоги о воспитании: Книга для родителей под ред. В.Н. Столетова - М.: «Педагогика», 1985.