Методический доклад «МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

Современное состояние образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Как указывается в Федеральной программе развития образования в России, развитие инновационной деятельности учителя – одно из главных направлений в образовании. Решение этой задачи имеет большое значение сегодня, «когда любые формы инноваций в сфере образования могут быть реализованы, … если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами-практиками» Центральной...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методический доклад

«МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

Выполнила:

Преподаватель художественного отделения

МАОУ ДО «Дороховская детская кола искусств»

Андреева Светлана Александровна






п. Дорохово

2012 год



Современное состояние образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Как указывается в Федеральной программе развития образования в России, развитие инновационной деятельности учителя - одно из главных направлений в образовании. Решение этой задачи имеет большое значение сегодня, «когда любые формы инноваций в сфере образования могут быть реализованы, … если они внутренне будут приняты и поддержаны педагогами-практиками» Центральной фигурой российской государственной политики в области образования становится человек-созидатель, художник, творец - Педагог!

В настоящее время в школе требуется преподаватель, который способен не только передать определенный уровень знаний обучаемым, но и должен обладать проектировочным и рефлективным мышлением, уметь работать с использованием современной мультимедийной техники, быть режиссером обучения, воспитания и развития.

В целом развитие общества требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Готовность педагогов к новаторской, исследовательской деятельности формируется в процессе включения в инновационный поиск, в опытно-экспериментальную работу, что ставит их в позицию непрерывного творческого переосмысления действительности и приводит к совершенствованию их мастерства, профессионализма.

Процесс разработки авторской методической системы педагога - процесс сложный и занимает довольно длительный период. Педагогический процесс, ориентированный на развитие личности, предполагает реализацию учителем индивидуально-творческой (субъектно-авторской) модели педагогической деятельности, требующей собственный личностный опыт учителя и конструирование содержания обучения в построении методической системы, реализующей индивидуальный стиль его деятельности. Результатом творческого саморазвития учителя в педагогической деятельности является создание им собственной авторской педагогической системы, в структуре которой можно выделить следующие пункты:

- индивидуальная совокупность личностных и профессиональных качеств учителя, что выражается в авторском подходе к постановке целей, выработке содержания занятий, разработке средств для создания ситуации развития личности ребенка;

- педагогическая технология, адаптированная к индивидуальности учителя;

- специфическое коммуникативное пространство как стилевая характеристика профессионального общения и поведения педагога;

- соавторство учителя и ученика в разработке всех компонентов педагогического процесса - его целей, средств, ожидаемых результатов, критериев их оценивания;

- технологичность педагогической деятельности, ее результативность, совпадение результатов педагогического процесса с заданной целью.

Технология конструирования инновационной методической системы учителя состоит из трех взаимосвязанных стадий - проектировочной, экспериментальной и рефлексивно-оценивающей.

Проектировочная стадия начинается с разработки общего замысла новой методической системы. Разработка замысла направлена на прогнозирование конечного результата, который должен быть достигнут учителем в формировании личности школьников в условиях данной школы. Необходимо продумывать весь организационный механизм выбора идей, включающий в себя опыт свой и других преподавателей, инновации творческих групп, кафедр, сбор предложений родителей, детей с помощью собеседования и анкетирования, выявление предпочтений всех групп людей, участвующих в инновационном процессе.

Стадия проектирования инновационной методической системы работы учителя завершается определением образовательных, воспитательных и развивающих задач, отражающих планируемые изменения в развитии личности учащихся.

Стадия экспериментальной реализации модели инновационной методической системы включает в себя разработку и внедрение содержательных и процессуальных компонентов методической системы, обеспечивающих реализацию целей и задач опытно-экспериментальной работы (авторских учебных программ, планов уроков, дидактических материалов, технологий обучения и т. д.). Показ дидактического материала.

В качестве базовых технологий учителя многих инновационных школ основываются на следующих технологиях, разрабатываемых в концепции личностно ориентированного образования:

-информационно - коммуникационные технологии;

-технология игровых методов;

-технология проектного моделирования;

-технология интеграции;

-здоровьесберегающие технологии;

1. Информационно - коммуникационные технологии;

Я считаю, что применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

-повышению качества обучения;

-выработке навыков рациональной организации учебного труда;

-эффективной организации познавательной деятельности, мотивации и интереса к учебной деятельности;

-развитию самостоятельности учащихся;

-осуществление индивидуального подхода в обучении детей;

-повышению эффективности в обучении. Хорошим началом для этого может быть собрание мультимедийной библиотеки, которую может использовать каждый педагог в удобное для него время.

Показ слайдов орнамент.

2. Технология игровых методов.

Даная технология является одной из эффективных форм педагогической деятельности, которая повышает мотивацию учащегося, способствует формированию коммуникативных навыков.

Такие занятия стимулируют творческую активность, обучают содержательному и эффективному взаимодействию детей и педагога.

Урок «Лепка по мотивам Дымковской игрушки» в 1 классе я организовала в форме ролевой игры. Ребята, разбившись на группы, представляли цехи ремесленников - гончаров. В каждом цехе были мастера и подмастерья. Все получили задание: мастера должны были рассказать о своей мастерской, ученики заключить договор с мастером, а подмастерья создать шедевр. Так в игровой форме дети смогли сформулировать понятие «ремесло», «шедевр», «цех», «гончары».

В игровой форме ребята осваивают социальные роли и приобретают жизненные навыки. Большими возможностями обладает игра в формировании социальной, гражданско-правовой и других концепций учащихся.

3. Технология проектного моделирования.

Это система учебно-познавательных приемов решения конкретной задачи в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательного показа их работ. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в подготовке проекта. Педагог лишь направляет деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию, систематизирует полученные данные и представляет их, используя различные технические средства.

В процессе учащиеся разрабатывают структуру проекта.

1этап - организационно-подготовительный:

-поиск и анализ проблемы;

-выбор обоснования проекта;

-сбор, изучение и обработка необходимой информации;

-разработка опорной схемы размышления;

-анализ идей и выбор лучшей;

-подбор материалов, инструментов, приспособлений и оборудования;

2этап - технологический:

-выполнение технологических операций;

-контроль деятельности;

-соблюдение технологической дисциплины, культуры труда;

-внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию;

3этап - заключительный:

-корректировка документации;

-экологическое обоснование;

-защита проекта.

Защита проекта может осуществляться в форме спектаклей, выставок, презентаций.

4. Технология интеграции.

Метод интеграции способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные). Информация должна:

быть доступной;

быть интересной;

быть обучающей и воспитательной;

оптимальной в объеме;

соответствовать теме урока.

Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создает благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации, максимально возможной успешности обучения. Проведение интегрированных уроков - один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельного подхода в обучении.

Таким образом, использование технологии - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ребенка, рефлексия его собственной деятельности.

4.Здоровьесберегающие технологии.

Основными положениями данной технологии являются:

- здоровьесбережение;

-личностно-ориентированный подход;

-психолого-педагогическая поддержка.

История оставила немало фактов о терапевтических возможностях музыки. Пифагор первым обнаружил и объяснил лечебный эффект музыки. Он излечивал молодых людей от алкоголизма при помощи мелодии в особом стиле и ритме.

Русские ученые Иван Михайлович Сеченов, Сергей Петрович Боткин и Иван Петрович Павлов открыли возможность регулирования десинхронных ритмов, которые появляются при стрессе у человека.

Музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения с 2003 года. При музыкальной академии им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации.

Изобразительное искусство развивает крупную и мелкую моторику руки, что влияет на развитие интеллектуальных возможностей детей.

Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом воздействия на погашение очага невроза у детей.

Рефлексивно-оценивающая стадия исследуемой системы характеризует осмысление, самоанализ и самооценку будущим учителем сложившейся методической системы и ее результатов, позволяет оценить степень реализации желаемых целей методической системы учителя, направленной на раскрытие творческих сил учащихся в процессе обучения.

Таким образом, педагоги, у которых сформирована готовность к целенаправленному поиску и введению в свою деятельность конструктивных новшеств, обладают высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, открыты к поиску альтернативы в отношении действительности и своей профессиональной деятельности.


© 2010-2022