Конспект урока Геометрическая резьба по дереву

    Северо-Казахстанская область Акжарский район Киевская средняя школа                     План-конспект урока трудового обучения в 7 классе  «Геометрическая резьба по дереву»                   Учитель трудового обучения Алимов Мукажан Бахытжанович                   ТЕМА :Геометрическая резьба по дереву   Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву и обучить  приемам выполнения геометрической резьбы. Воспитательн...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Северо-Казахстанская область

Акжарский район

Киевская средняя школа

















План-конспект урока трудового обучения в 7 классе

«Геометрическая резьба по дереву»

























Учитель трудового обучения

Алимов Мукажан Бахытжанович





ТЕМА : Геометрическая резьба по дереву

Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву и обучить приемам выполнения геометрической резьбы.

Воспитательная цель урока: развить созидательные и познавательные способности учащихся, сформировать творческое начало , воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Развивающая цель урока: содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся.

Оборудование: заготовка размером 200х50х10, линейка, карандаш, циркуль, стенд:"Виды художественной резьбы по дереву", образцы изделий, обработанные художественной резьбой по дереву ,слайды урока ,видеоклип «Резьба по дереву».

ХОД УРОКА

1.Организационная часть

-проверка посещаемости, назначение дежурных по мастерской. -объяснение. учащимся о том, что они должны усвоить и запомнить на уроке, какие приобрести умения и навыки: разметка геометрического орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять элементы геометрической резьбы.

2. Повторение пройденного материала.

Подбор материала» является частью общей темы «Резьба по дереву». Слайд 1,2

Вопросы для повторения:

- назовите древесные породы, которые наиболее подходят для обработки их геометрической резьбой;

- каким образом, и в какой последовательности нужно подготовить материал для обработки его резьбой?;

- назовите оборудование, инструменты и приспособления, применяемые для изготовления художественной резьбы по дереву;

- назовите область применения изделий, обработанных художественной резьбой по дереву.

3. Объяснение нового материала.

Украшение деревянных изделий треугольниками ,кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву .Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям :к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек. Слайд 3

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов .Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания ,не требующая больших усилий .Все это и делает ее доступной для изучения в школе..

Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять - доску разделочную . Слайд 4,5,6,7,8.

Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.

Изучение чертежа геометрической резьбы .Последовательность работы.

.

Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика . Слайд 6.

Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия. Слайд 20,16,19.

По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции:

а) подготовка материала, подготовка заготовки под обработку ее резьбой; Слайд 12.

б) разметка элементов поля резьбы; Слайд 14.

в) накалывание косяком в дерево резцом; Слайд 11.

г) подрезанием резцом, получение элемента геометрической резьбы; Слайд 17,18.

д) окончательная отделка изделия. Слайд 13.

По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.

Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы:

а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;

б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки, витейка, ромбы, розетки, звездочки.

Слайд 13,19,21.

в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины. Слайд 17.

Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы.

Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. Слайд 11,15.

Здесь демонстрирую видеоклип «Резьба по дереву».

Далее показываю ребятам сам приемы работы резцами. В начале в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву. Таким образом, ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом. Слайд 17.

Рассказываю ученикам о самоконтроле в процессе выполнения работы и показываю приемы самоконтроля: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы.

Правила техники безопасности .Слайд 9.

1. Осмотреть нож и убедиться в его исправности.

  1. При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.

  2. Работать следует только хорошо заточенным инструментом.

  3. Запрещается проверять остроту ножа пальцем.

5. Не класть нож в карманы.

  1. При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки.

Объясняю учащимся, какие возможные ошибки могут возникнуть в работе.


  1. Получение неровной грани при подрезке резцом.

  2. Получение неровной, вмятой грани на месте среза.

  3. Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы.

  4. Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе.

4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА,

Каждому ученику раздаю заготовку 200х50х10 и нож, который они поверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки. При выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы. Слайд 21.

На заготовке наносим чертеж сколышек и треугольников. Нож берем в правую руку, хватом сверху .Выполняем наколку треугольников по чертежу, а затем подрезку, как и было показано мной и резчиком в видеоклипе.

Проверяю правильность выполнения этой операции.

5.Итог урока

Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание класса на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выставляю оценки ребятам, назначаю дежурных в мастерской. Слайд 22.

Домашнее задание.

Составить орнамент из элементов геометрической резьбы «Витейка» в рабочей тетради размером 100 на 100 мм.



© 2010-2022