• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Выступление и мастер-класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисунка

Выступление и мастер-класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисунка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района


Дворец творчества детей и молодежи им. И.Х.Садыкова







Монотипия - оригинальный способ создания рисунка.


(Выступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления

в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска)





Разработала педагог

дополнительного образования

2 квалификационной категории

детского объединения «ИЗО»

отдела «Эстетики быта»

Глухарева И.С.





г. Нижнекамск, 2007г.

Содержание

Стр.

Введение 3

  • цели и задачи урока; 3

  • материалы и инструменты 3

Ход мастер - класса 4

  • организация класса; 4

  • теоретическая часть: 4

  1. Графика - актуальное направление современного искусства 4

  2. Виды и направления современной графики 5

  3. Монотипия - оригинальный способ создания картин 6

  • практическая часть: 7

  1. Подготовка рабочего места; 7

  2. Выполнение монотипии; 7

  3. Дорисовка работы; 7

  4. Оформление работы в паспарту. 7

Заключение 8
























Введение


Вид занятия: графическое творчество.

Цель урока: знакомство с искусством графики и освоение нового оригинального способа создания картин - монотипии.

Задачи:

  1. Знакомство с графикой как видом изобразительного искусства;

  2. Изучение видов и направлений графики;

  3. Освоение новой технологии создания рисунка - монотипией;

  4. Научиться оформлять рисунки, подбирать паспарту.

Материалы и инструменты:


Для учащихся:

  • Стекло (оргстекло);

  • Мыло в мыльнице;

  • Баночка для воды;

  • Акварель (гуашь);

  • Кисти щетинистые;

  • Альбомные листы;

  • Кисти №3, №5;

  • Клеенка на стол;

  • Картон, цветная бумага, оракал, обои;

  • Клей,

  • Ножницы;

  • Простой карандаш, линейка;

  • Рамка со стеклом.

Для педагога:

  • Художественные материалы (тоже, что и для учащихся);

  • Таблица «Виды графики»;

  • Образцы работ, заготовки;

  • Литература;

  • Готовые оформленные работы.

Литература


1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 4 Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул; 1996.- 80с.: цв. ил.

Ход мастер - класса


Организация класса:

  • встреча детей, их размещение;

  • проверка присутствия учащихся на уроке;

  • проверка готовности к уроку;

  • организация рабочего места;

  • техника безопасности на уроке (безопасность при работе со стеклом).

Теоретическая часть


1. Графика - актуальное направление современного искусства

Современные методы изобразительного искусства напрямую связаны с оригинальными способами создания картин. Наиболее престижными в этом направлении являются компьютерная графика и графический дизайн.

Графика (от гр. Grapho - пишу, рисую) - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика объединяет рисунок, как самостоятельную область и различные виды печатной графики.

Выступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисунка

Выступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисунка


Рисунок

Печатная графика


- ксилография;

- офорт;

-академический рисунок;

-учебный рисунок;

-набросок;

-эскиз.

- литография;

- линогравюра;

- монотипия.

Рисунок относиться к уникальной графике потому, что каждый рисунок является единственным в своем роде. Произведения печатной графики могут воспроизводиться (тиражироваться) во многих равноценных экземплярах - эстампах. Каждый оттиск является оригиналом, а не копией произведения.

Рисунок является основой всех видов графики и других видов изобразительного искусства. Обычно он выполняется на бумаге графическими средствами (карандаш, шариковая ручка, сепия, уголь и др.). Для создания произведений печатной графики требуются более сложные приспособления: печатный станок, литографские камни, резцы (штихели) для линолеума или дерева и многое другое. Следовательно, выделяют различные виды печатной графики:

  • ксилография - гравюра на дереве;

  • офорт - гравюра на металле;

  • литография - гравюра на камне;

  • линогравюра - на линолеуме;

  • монотипия - гравюра на стекле.

Термин « графика» первоначально употреблялся применительно только к письму и каллиграфии. Искусство шрифта с давних времен было связано с графикой. Новое значение и понимание она получила в конце 19-начале 20 вв., когда графика определилась как самостоятельный вид искусства.

2. Виды и направления современной графики.

Выступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисункаВыступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисункаВыступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисункаВыступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисункаВыступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисункаВыступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисункаВыступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисункаВыступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисунка

Выступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисункаВыступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисункаВыступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисункаВыступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисунка

Станковая Книжная Прикладная Плакат


-рисунок; - суперобложка; - открытки; - политические;

-печатная графика; - авантитул; - календари; - спортивные;

- лубок; - титульный лист; - конверты; - экологические;

- карикатура. - шмуцтитул; - упаковка. - рекламные;

Выступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисунка- иллюстрация. - сатирические;

Выступление и мастер- класс на секционном заседании педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направления в рамках Августовской конференции учителей г. Нижнекамска на тему Монотипия – оригинальный способ создания рисунка- театральные.

Графический дизайн Компьютерная графика

- шрифты;

- знаковые изображения;

- эмблемы.

Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практически неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат.

Произведения станковой графики можно увидеть на выставках. Это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение, а также печатная графика. Специфическим видом являются лубок и карикатура.

Важнейшей областью является книжная графика. В древних рукописных книгах рисунки выполнялись и раскрашивались вручную. Они назывались миниатюрами. Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры. Все элементы книжного оформления создают целостное произведение искусства. Художник определяет размер книги, особенности шрифта, размещение текста. Разнообразие иллюстративного материала. Особенно велика роль художников-иллюстраторов во внешнем оформлении книги (суперобложка, переплет, обложка), форзац и различные элементы оформления внутри - авантитул, титульный лист, шмуцтитул, иллюстрация.

К прикладной графике относятся поздравительные открытки, красочные календари, конверты, этикетки к различным товарам.

В самостоятельную область выделяют плакат. Он, как правило, живо откликается на происходящие важные события (олимпиады, конкурсы, концерты, выставки и др.).

Современный графический дизайн включает не только шрифты, но и разнообразные знаковые изображения, в том числе геометрические и растительные.

Новым видом является компьютерная графика. Художники выполняют композиции из сложно пересекающихся линий, объемных элементов, узоров, цветовых пятен на экране дисплея, а затем печатают на принтере полученные изображения. Способность графики быстро окликаться на актуальные события, выражать чувства и мысли художника, развитие техники создают условия для возникновения новых видов графики.

3. Монотипия - оригинальный способ создания картин

Монотипия (от греч. monos - один и tyros - отпечаток) ­- вид печатной графики, в котором с каждой пластины можно получить только один отпечаток. Техника монотипии заключается в нанесении красок кистью от руки на гладкую поверхность (стекло, пластик и др.). Отсутствие тиражей в монотипии восполняется спецификой фактуры и необычными эффектами тональных переходов, а также уникальность, неповторимостью каждого оттиска.






Практическая часть


1. Подготовка рабочего места

Для выполнения работы необходимо подготовить рабочее место: застелить стол клеенкой, удобно расположить стекло. Подготовить воду, мыло в мыльнице, щетинистые кисточки, мягкую тряпочку или губку, листы бумаги, краски (гуашь или акварель по выбору). При необходимости учащиеся надевают фартуки.

2.Выполнение монотипии

Работа выполняется следующим образом: стекло густо намыливается щетинистой кисточкой мылом, затем наносится краска. Краска может быть нанесена в виде заранее придуманного рисунка или абстрактно. Затем к поверхности стекла прижимается литок бумаги. Бумагу можно снять двумя способами: резким движением оторвать от стекла или «стянуть» по поверхности. В зависимости от способа снятия бумаги, а также от густоты нанесения мыла и краски можно получить новые и разнообразные эффекты и цветовые переходы на листе.

3.Дорисовка работы

Просохшие листы с полученной монотипией сортируют, отбирая наиболее интересные сюжеты. Затем с помощью кисти и красок дорисовывают при необходимости сюжет, подчеркивают линии, цветовые пятна.

4.Оформление работы в паспарту

Законченные работы оформляются в паспарту. Используется различная бумага, обои, картон, оракал и др. для оформления паспарту. Работа помещается в раму со стеклом. Придумывается оригинальное название работы.



















Заключение

Современные методы изобразительного искусства напрямую связаны с оригинальными способами создания картин. Наиболее престижными в этом направлении являются компьютерная графика и графический дизайн. К сожалению, оснащение наших кабинетов не позволяет нам работать в этих направлениях. Однако печатная графика актуальна, интересна и, главное, доступна нашим детям.

Работая с детьми, важно познакомить их с основами изобразительного искусства, с его видами и жанрами. В условия детского объединения достаточно просто научить детей выполнять живописные и графические работы, а, изучив виды печатной графики, попробовать выполнить линогравюру или монотипию. В процессе работы дети изучают текстуру краски, ее сочетание с другими веществами. Развивается фантазия, воображение. Дети учатся видеть силуэты, пейзажи и придумывать самые невероятные картины. Законченные работы ребята оформляют в паспарту, учатся подбирать цвет, фактуру для передачи задуманного.

Познакомившись и монотипией и другими видами печатной графики, дети развивают абстрактное мышление, и в будущем легко создают интересные работы в техники компьютерной графики и графического дизайна. Потрясающе красиво выглядят лазерные шоу. А ведь это - одно из направлений компьютерной графики!

Линии, спирали, круги - все это основа для создания потрясающих картин, специальных эффектов, передачи настроения. Это все применяется в современном искусстве, находит отражение в дизайне автомобилей, техники, интерьере (текстурные обои, оригинальные светильники и люстры и многое другое). Научившись работать в технике печатной графики, дети и взрослые способны создавать потрясающие вещи!






© 2010-2022