Урок изобразительного искусства. 4 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема


Красота природы в произведениях русской живописи.

Педагогическая цель.


Познакомить учащихся с русскими художниками и жанром «пейзаж». Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства. Учить использовать свойства линейной, воздушной и цветовой перспективы, обучать навыкам передачи настроения через цвет.
Воспитывать любовь к Родине. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, бумага, кисти, клей, засушенные листья).

Тип урока.

Урок открытия нового знания.

Планируемые результаты (предметные).

Расширить представления о жанре «пейзаж». Помочь усвоить суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция». Познакомить с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Учить применять художественные материалы и инструменты в творческой работе.

Планируемые результаты (личностные).

- Уважительно относиться к культуре и искусству;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Планируемые результаты (метапред-метные). УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные).

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.


Основное содержание темы, понятия, термины.

Линия горизонта, цветовое соотношение неба и земли, смешивание красок на картине, цвет, тон, композиция; красота родной природы; картины художников-пейзажистов.

Образовательные ресурсы.

Фотовыставка «Родные пейзажи». Портреты художников-пейзажистов. Портрет А.С.Пушкина. Стихи об осени. Детские сочинения на тему «Листопад». Акварель, кисти, бумага. Засушенные листья. Клей.

Ход урока.

Этап урока.

Действия педагога.

Действия обучающихся.

Цель этапа

1.Самоопределение к деятельности.

-Добрый день, мои друзья!

Вас снова рада видеть я!

К уроку творчества готовы?

-Да!

-Шагнём к открытиям мы новым?

-Да!

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

2. Актуализация знаний, мотивация.

-У нас на доске портреты известных людей. А вы знаете, кто это?

-Да! Это А.С.Пушкин и И.И. Левитан.

-Что вы знаете об этих людях?

-А.С.Пушкин - знаменитый поэт. И.И. Левитан - замечательный художник.

-Какие их произведения вы знаете, какие вам нравятся особенно?

(ответы детей)

-А есть ли еще их работы, с которыми вы еще не сталкивались? Кто или что может вам помочь узнать новое?

Определение границ знания и незнания.

Осознание необходимости получения новых знаний.

3. Постановка учебной задачи.

-Посмотрите еще раз внимательно на оформление классной доски. Что объединяет все эти объекты?

(на доске портреты, между ними осенние листья)

-Осень.

-Как вы думаете, почему?

-А.С Пушкин очень любил осень. И.И. Левитан часто изображал на картинах это время года.

-А вам нравится эта пора? Чем?

-Да. Красивая природа.

-Как же нам сформулировать тему урока?

-Красота природы.

-У нас урок изобразительного искусства. Давайте уточним тему.

-Красота природы в произведениях русской живописи.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

4. Решение учебной задачи.

-Каким инструментом пользовался А.С.Пушкин для величания осени?

-Словом.

-Мы на уроках русского языка тоже пользовались словом, чтобы описать осень. Какой образ помогает показать красоту осени?

-Образ дерева.

-Почему?

-Осенью деревья необыкновенно красивы.

-У вас на столе лежат разные фотографии. Посмотрите, что их все объединяет?

-Это фотографии, где запечатлены пейзажи.

-Поработайте в парах. Вдвоем выберите те фотографии, которые подходят к теме нашего урока. Организуйте фотовыставку.

-Посмотрите на фотовыставку. Какое название ей можно дать?

-Красота родной природы.

-Давайте вспомним некоторые ваши сочинения.

(чтение 1-2 детских сочинений на тему «Листопад»)

-Посмотрите на репродукцию картины И.И.Левитана. Как называется его картина?

-«Золотая осень».

-К какому жанру относится это произведение?

(ответы детей)

-Этот жанр изобразительного искусства - пейзаж. Пейзажи изображают природу. Вот еще несколько пейзажей И.И. Левитана.

-Мы изобразим осенний пейзаж. Для этого воспроизведем некоторые правила рисования.

* Линейная перспектива: чем предметы дальше, тем они изображаются меньше.
*Воздушная перспектива: на переднем плане четко просматриваются все элементы предмета. На дальнем плане детали не просматриваются.
*Цветовая перспектива: на переднем плане цвета яркие, насыщенные, чем дальше от нас, тем они тусклее.

Физкультминутка.

Птицам - время улетать(взмахи руками).

Листьям - время опадать(приседания).

Грибникам - блуждать в тумане (шаги на месте).

Ну, а нам пора рисовать!

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.





Смена видов деятельности. Подготовка к самостоятельной творческой работе.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

-Когда я готовилась к уроку, написала такое стихотворение(в это время играет «Времена года» П.И. Чайковского).

Ты прекрасна в таком наряде.

Платье - листьев кленовых узор.

Тени грусти в уставшем взгляде.

В бесконечность стремится твой взор.

Губы алые, как калина.

На груди ожерелье рябин.

В шляпке вместо пера павлина

Лист осенний горит, как рубин.

Под ногами шуршат травинки.

Следом шлейф из последних цветов.

Сколько раз по этой тропинке

Уходила в страну белых снов?

И сейчас, не касаясь лужи,

Ты идешь, плещет тихая грусть.

Стаи птиц над речкою кружат.

Улетают на юг. Ну и пусть….

Вот такое восприятие осени получилось у меня. А вы сейчас изобразите осенний пейзаж при помощи красок и засушенных листьев.

Демонстрация последовательности работы над рисунком.

Самостоятельная работа.

На нижней части рисунка приклеиваются несколько засушенных листьев, чтобы придать рисунку объем.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

6. Оценка.

Выставка рисунков обучающихся.

-Какое настроение вы показали красками?

Какой образ осени получился?

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

7. Итог. Рефлексия деятельности.

-Получилось ли создать тот образ осени, который задумали? Что удалось удачнее всего? Что вызывало затруднение? Почему? Что нужно сделать?

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

8. Домашнее задание.

-Попробуйте написать четверостишие об осени, листопаде, дожде. Или составьте четверостишие к своему рисунку. Можно найти стихи об осени и принести на следующий урок.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее усвоенных ЗУНов

Использование нового знания в выполнении творческого задания.


© 2010-2022