Обобщение опыта работы

сущность, задачи, система эстетического воспитания. Эстетическое развитие жизненно необходимо каждому человеку. Наука открыла функциональную асимметрию головного мозга человека:  левое полушарие - центр логических операций, правое - центр образного, интуитивного, эмоционального мышления. Благодаря этому человек способен отражать реальную действительность не только рационально, с помощью обобщений и понятий, но и эмоционально, путем создания художественных образов. Упор на развитие левого полушария может привести к атрофии образного мышления школь...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Шерагульская средняя общеобразовательная школа»

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

на уроках

изобразительного искусства

обобщение опыта работы

Автор : Артюшенко Елена Степановна,

учитель изобразительного искусства

( I квалификационная категория)

2007 год

Эстетическое воспитание:

сущность, задачи, система эстетического воспитания.

Эстетическое развитие жизненно необходимо каждому человеку. Наука открыла функциональную асимметрию головного мозга человека: левое полушарие - центр логических операций, правое - центр образного, интуитивного, эмоционального мышления. Благодаря этому человек способен отражать реальную действительность не только рационально, с помощью обобщений и понятий, но и эмоционально, путем создания художественных образов. Упор на развитие левого полушария может привести к атрофии образного мышления школьников.

Эстетическое воспитание (ЭВ) - это целенаправленный процесс формирования эстетической культуры личности, развития ее природных задатков и способностей в области искусства, стремления и умения жить по «законам красоты». В содержание понятия «эстетическая культура личности» входят:

эстетическое восприятие - способность человека выделять в явлениях окружающей действительности и искусстве эстетических свойств, качеств (форму, цвет, стиль, тональность и т.д.), пробуждающие эстетические чувства;

эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочными отношениями человека к явлениям окружающей действительности и искусству (радость, восторг, страдание, сопереживание и т.д.);

эстетические потребности - устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;

художественно-эстетические знания - знание основ эстетики, понимание видов и жанров искусства, истории их развития;

эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления человека о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве;

эстетические вкусы - способность человека оценивать явления окружающей действительности и искусства с позиций эстетических знаний и идеалов.

Задачи эстетического воспитания:

1) формирование эстетической культуры школьников;

2) формирование художественно - эстетических умений, развитие природных задатков и способностей учащихся в области искусства. Первая группа задач решает вопрос приобщения школьников к эстетическим ценностям, миру прекрасного, вторая - активного их включения в эстетическую деятельность. Эти две группы задач отражают и содержание работы по эстетическому воспитанию школьников.

Система эстетического воспитания школьников включает три взаимосвязанных компонента:

эстетическое воспитание в учебном процессе (дисциплины искусствоведческого цикла: музыка, литература, изобразительное искусство);

эстетическое воспитание во внеклассной работе школы (школьные кружки, студии, художественная самодеятельность; система эстетически направленных воспитательных дел школы; эстетические воспитательные дела класса);

эстетическое воспитание во внешкольных образовательно-воспитательных учреждениях (дома творчества; специальные школы - музыкальные, изобразительного искусства).

Процесс школьного ЭВ включает три звена: а) накопление опыта эстетических переживаний; б) художественно - эстетическое образование; в) практическая художественно-эстетическая деятельность. Без сознательного пробуждения у школьника эмоциональной чувствительности к окружающей действительности и искусству он при нормальном зрении и слухе не увидит красоту природы, не воспримет красоту музыки, поэзии и изобразительного искусства.

В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Однако без знания законов художественного отображения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство (музыка, живопись, литература) не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств, не приносит удовольствия и наслаждения. Чтобы воспринять красоту окружающего мира и искусства необходимо иметь определенную художественно-эстетическую подготовку: знать основы эстетики, понимать виды и жанры искусства, историю их развития. Однако путь к глубокому пониманию красоты окружающего мира и искусства лежит только через собственное творчество, развития практических художественно-эстетических умений, природных задатков и способностей. Ученик не обязательно должен стать музыкантом, живописцем, скульптором, писателем или поэтом, но попробовать свои силы в различных видах искусства он непременно должен. Средствами эстетического воспитания являются литература, музыка, изобразительное искусство, природа, объекты материальной культуры, труд, человеческие отношения. На эстетическое развитие учащихся с учетом их возраста обращены эстетика и дисциплины искусствоведческого цикла: музыка, изобразительное искусство, литература. Но их доля в учебном процессе крайне мала, поэтому все школьные предметы своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Показателями эстетической воспитанности человека: наличие эстетических потребностей, чувств, идеалов, сформированность эстетических знаний, умений, развитость эстетического вкуса.

Эстетика (чувственное восприятие) - наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

,,Красота - могучий источник нравственной

чистоты, духовного богатства, физического

совершенства. Важнейшая задача эстетического

воспитания - видеть в красоте окружающего

мира (природе, искусстве, человеческих отноше-

ниях) духовное богатство, доброту, сердечность и

на основе этого утверждать прекрасное в самом

себе.»

В.А. Сухомлинский

Эстетическое воспитание - процесс длительный, очень сложный и многогранный. В школе он осуществляется систематически в процессе классных и внеклассных занятий, но прежде всего на уроке.

В жизни человек, сталкиваясь с другими людьми, событиями, обстоятельствами, оценивая их «пропускает» их через сетку своих чувств. При этом человек испытывает переживания называемые эстетическими чувствами. Из того, как люди представляют себе прекрасное и другие эстетические ценности, как они воспринимают и оценивают, как воплощают свои представления в жизнь и складывается эстетическая культура человека.

Эстетическое воспитание должно проводиться, осуществляться не изолированно, а в органическом единстве с нравственным, трудовым и всеми другими видами воспитания. Совместную результативную деятельность учителя и ученика мы называем учебно-воспитательным процессом. И может, подчас мы больше внимания уделяем именно учебному труду ребенка.

На уроках изобразительного искусства эстетическое воспитание - одно из основных. В своей работе замечаю, что с годами, чем старше становится ребенок, переходя из одной ступени развития в другую, теряет интерес к процессу познания. Это объясняется психологическими особенностями каждой категории возрастов. Только в дошкольном или младшем школьном возрасте творческое развитие ребенка происходит на основе активной трансформации предметно- пространственной среды (чтобы среда стимулировала творчество, она должна быть способна к разным и неожиданным трансформациям).

Маленькие дети играют и фантазируют. В старшем возрасте эта возможность теряется, преступление воображение. Поэтому его нужно развивать.

В наше сложное время нужно учить ребят видеть и главное, понимать красоту, умению выделять из хаоса действительно истинно ценное, достойное внимание воспитанного человека: в одежде, в отношениях человека, в быту, в жизни вообще.

Школьные занятия искусством (изо) направлены на развитие индивидуальности (эстетического вкуса, творческих способностей, художественных предпочтений).

Определены задачи художественного образования:

1. Приобщение к общечеловеческим художественным ценностям.

  1. Реализация возможностей индивидуального выбора и жанров искусства, развитие индивидуального вкуса, комплекта эстетических потребностей.

  2. Обретение духовной гармонии.

  3. Развитие положительных установок на освоение национального и интернационального момента в личной художественной культуре.

Эстетическое воспитание - это не только художественное воспитание; оно

включает в себя воспитание эстетического отношения к действительности, эстетики отношений между людьми, их поведения, быта и т.д. Эстетическое воспитание не будет эффективным средством формирования личности, если его не наполнить глубоким нравственным содержанием.

Занятие художественной деятельностью включают эмоционально - наглядное восприятие (всегда) и практические упражнения. На уроках ребята занимаются творчеством, созиданием как неотъемлемой частью развития. Творчество невозможно без чувственного восприятия.

О. Роден «Искусство - это чувство».

Эстетика основывается на чувствах. Для того, чтобы пробудить чувства, дать им возможность выразиться, проявить себя и нужен эмоциональный толчек (восприятие), вызывающий всплеск эстетических чувств. Эмоциональное восприятие организует учитель, использую книги, слайды, репродукции, фильмы, экскурсии, т.е. расширяет знания учащихся, накапливается банк информации по искусству.

Процесс развития, познания ребенка при занятиях изобразительным творчеством удобнее строить в определенной последовательности:

  1. Ощущения.

  2. Эмоции.

  3. Образ.

Родившиеся человек сначала оглядывается, наблюдает ощущает, прочувствует окружающую действительность, затем лишь осмысливает, осознает ее явления. После 7-ми лет ребенок продолжает расти, на основа организма сформировалась и главным становится развитие духовного мира. Следовательно, сфера, чувств в развитии ребенка должна быть доминирующей над сферой знаний и умений.

Заглянув в словари, попыталась разобраться в первооснове понятий эмоция, чувство. Как известно, эмоции человек унаследовал, в процессе эволюции они возникли гораздо раньше чувств.

Эмоции выражают отношение к удовлетворению физиологических потребностей.

Чувства развились на базе эмоций, при взаимодействии с разумом, интеллектом, в ходе формирования общественных взаимоотношений и свойственны лишь человеку.

Чувство - одна из форм отражения действительности, выражающая отношение человека к удовлетворению своих потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлением.

В психологии все виды чувств классифицированы на некоторые группы. Меня в моей работе интересовали эстетические чувства:

Чувство прекрасного

Чувство возвышенного

Чувство трагического

Чувство комического

Чувство прекрасного возникает при восприятии природы, произведений искусства. Восприятие произведений искусства может вызывать у человека и радость, и гнев, и печаль, и презрение.

Общение с миров искусства - это не только развлечение. Разные виды искусства пользуются разными «знаковыми системами»: слуховыми образами (музыка), зрительными (живопись), словесными (литература). Литература не просто пользуется словами, - а именно художественными образами.

На основе художественного образа

подбираются более выразительные средства

Пример 1:

ЗИМА


  1. Ощущения - лед, снег, иней, голые деревья, холод, скрип снега, завывание

(зрительные восприят., ветра).

слуховые и др.).

2. Эмоции - радость, страх, боль, озноб и т.д..

3.Образ (ассоциация) - зимушка, зимонька, зимка, зимище и т.д..

Обобщение опыта работы

выразительные средства: плавная линия, пятно (пушистое),жесткая линия

(подбор стихов, музыки к теме).

Пример 2:

САМОВАР


  1. Ощущения - тепло, красиво, горячо, беседа за столом, шум, пар из чашки и т.д.

  2. Эмоции - радость, не обожгись, мед и сладости, запах сдобы и т.д.

  3. ООбобщение опыта работыбраз (ассоциация) - пузатый дед(самоварище), добрый друг(самоварчик), добро, ласковые руки и т.д.

выразительные средства: палитра теплых цветов, широкие мазки, импровизация, декоративное рисование и т.д.

Этот принцип был опробован мной на уроках и имел положительный результат.

Предварительный подбор ребят не обязателен.

«Я - листок (осенний, бумажный, весенний, листок - письмо)».

На основе ассоциативного восприятия данного объекта ребята пытались оживить «листок», передав его чувства.

В данном случае выражение чувств ……….

«Я - листок! Я лежу на столе, ожидая, что на мне изъяснятся

в своих чувствах. Я - главный источник связи. Трепещущий от

волнения я думаю о том, как мужская крепкая рука напишет

на мне нежные слова! Я приятно пахнущий чернилами и

запечатанный в конверт. Женская нежная ручка ,взяв письмо,

углубляется в сад, там наспех распечатав, читает с замиранием

сердца. Меня поцелует красивая девушка и спрячет у себя на

груди ….»

Кузнецова О. 6 класс

«Я - листок. Я лежу на столе и жду, когда на мне будут писать

письмо. О, как это будет выглядеть? Я так рад, что появился на

свет. Вот идет он, будет писать письмо своей подруге. О, что

он напишет, чтобы она пришла. А может он не любит ее и

хочет ей об этом сказать? О боже, нет! Я буду разорван и

выброшен в печь!.. Меня положили в конверт, все, моя судьба

в их руках».

Терентьева Н. 7 класс.

«Я - весенний листок. Я жду, когда на меня полюбуются. Я

такой душистый и красивый. Меня согревает луч утреннего

солнца. Вокруг меня много друзей и подружек. Мы часто

веселимся, играем с ветром. Моя мама - черемуха.

Я с нетерпением жду осеннего бала, потому что очень

люблю танцевать.»

Лыткина Н.6 класс

….происходит на уровне словесного описания. Больше выражение чувств происходит через восприятие и отражение художественного образа (либо на основе академического изображения, либо на основе внутренних впечатлений от увиденного или услышанного).

Нельзя не сказать о положительном влиянии на творческую основу изобразительного искусства художественного слова. Для того, чтобы добиться чувственности, более сильного эмоционального отклика для работы использую стихи, сказки (как русских писателей так и собственного сочинения).

Для примера - разработка урока изо в 3 классе - комплексный подход к раскрытию характеристик образа - изображение деревьев в виде сказочных образов (челов.). на уроке были использованы стихи С.Есенина, загадки, словесное описание и т.д. Уверена, что без использования данных средств труднее было бы добиться результата. Данная взаимосвязь позволила включить в уроки элемент интегрирования.

Интегрированный урок - изложение по картине Машкова «Клубника и белый кувшин» (русский язык - рисование). Для описания формы, размеров предмета учитель русского языка использовал прилагательные, которые потом помогли ребятам лучше, точнее передать форму предметов натюрморта.

«Березки белые» - интегрированный урок (литература - рисование), посвященный творчеству С.Есенина. на основе восприятия стихотворных строк ребята выполняли графичные зарисовки берез.

На уроках во 2-ом классе «Линия, как средство выражения» пытались применить разные приемы, пробуждающие эмоциональный отклик. После урока дети получают задние на дом сочинить оду, начинающуюся со слов: «О линия….» В ней ребята пытаются отобразить удивительное значение линии, ее характера. Использование данного способа дала возможность синтезировать разные виды чувств с одной лишь целью: добиться чувственного восприятия такого простого, казалось бы понятия как линия.

Вся совместная деятельность учителя и ученика организуется прежде всего на уроке. Конечно, на уроке мы учим, сообщаем, определенную информацию, вооружаем умениями применять знание на практике. Но урок не просто «форма организации» , а часть жизни ученика и продолжение этой жизни и прежде всего общения.

Думаю, что на уроках изобразительного искусства, которые тесно связаны с жизнью, нужно использовать разные методы и приемы в полной мере.

Прежде всего урок воспитывает. Нельзя обучать, не воспитывая, а также воспитывать, не обучая. На каждом уроке мы определяем задачи: образовательные (дидактические), воспитательные, развивающие. И, как правило, образовательную задачу берем за

основную, подчас упуская воспитательную сторону урока, ее важное значение в развитии личности.

Воспитательная задача на уроке рисования иногда гораздо важнее, чем образовательная.

Постановка воспитательных целей урока осуществляется в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывает все основные стороны воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, эстетическое и т.д. При любых условиях процесс воспитания не прерывается ни на мгновение, а потому учитель должен уметь целенаправленно воздействовать на него, исходя из особенностей класса, т.е. управлять воспитательным процессом: для этого в одних случаях необходимо обратить внимание на воспитание дисциплинированности, в других - аккуратности, в-третьих - настойчивости в достижении цели.

Урок должен воспитывать, обучать и в конечном итоге вызывать чувство удовлетворения от учения. Урок должен содержать в себе радость и быть пронизанным радостным восприятием всего, что на нем происходит.

«Организовать» радость на уроке - это значит вызвать у школьника чувство удовлетворения.

Радость урока - это радость общения с книгой, с учением, трудом. Надо научиться обставлять урок как одну из радостных сторон многоцветной жизни, как удовольствие, подаренное нам природой. Урок должен быть пронизан многообразием человеческих чувств и настроений. Ведь урок - это и воспитание чувств.

На уроке - все как в жизни: увидел прекрасное - остановился, полюбовался (на уроках мало любования; при встрече с искусством нужна пауза, момент тишины - для любования); услышал о беде - чем смог, помог; заметил смешное - смейся, стало грустно - погрусти. Но не останавливайся: жизнь не стоит на месте.

Самая простая форма организации радости на уроке - игра. Игра, пожалуй первая организационная форма познания мира: в игре ребенок узнает, познает, участвует, переживает, чувствует.

Урок изобразительного искусства можно «обыграть» по-разному:

Игра - путешествие (на другую, неизведанную планету; полет на воздушном шаре, игра в «цветы», в «зонтики» и т.д.).

Игра - сказка (передающая придуманные учителем или самими ребятами события, происходящие с персонажем, каким-либо природным явлением). При объяснении правильности рисования дерева - рассказываю сказку о зернышке, как оно упало в землю, как оно росло и т.д., сказку о снежной бабочке, о паучке, который не хотел жить серой жизнью …

Игра в музей.

« В одном городе ночью в музей забрался волшебник - злой колдун, который ненавидел красоту. Он заморозил их, затем дотронулся до них и они рассыпались как осколки зеркала. Жители города опечалены. Как помочь им? Давайте попробуем спасти картины - соберем осколки и узнаем картину…»

Игра - сон («Давайте нарисуем сон, это то, чего нет на самом деле, значит во сне может происходить все что угодно …).

Игра - соревнование - кто больше назовет стихов, загадок, примет какого-либо объекта, кто быстрее определит вид искусства, вспомнит название картины и т.д..

Дидактические игры - на закрепление изученных тем, жанров изобразительного искусства (натюрморта, портрета, пейзажа), знаний основ композиции. Это может быть работа с раздаточным материалом - картинки с изображением людей, природы, предметов быта. Дети должны выбрать и классифицировать их на группы -жанры (индивидуально, а лучше в группах). Может быть и динамическая таблица - такая игра дает возможность манипулировать предметами, исправлять и увидеть конечный результат.

Пример: Перспектива в пейзаже, натюрморте (предмет находится ближе-дальше, выше- ниже).

Ритм - (изображение на основе движения). Птицы в полете - спокойный, упорядоченный и хаотичный, беспорядочный .

Внесение в урок элементов игры, других приемов, заставляющих ребят чувствовать, переживать - это лишь часть. На уроках приобретаются знания, умения и навыки, из которых в процессе практической работы и складывается творчество.

Творчество - понятие условное, это не обязательно создание чего-то нового. Это может быть открытие, узнавание чего-то нового лично для себя.

В своей творческой работе я пыталась применять на практике разные методы организации учебного труда с элементами творчества. Я пытаюсь определить новый подход к уроку, наполнить его интересным содержанием. Стараюсь перенимать опыт других педагогов-новаторов, работающих в этой области.

Знакомство с новой программой по ИЗО кандидата педагогических наук Ю. Полуянова «Преврати свои чувства в картину» (соединение цвета и формы в содержательное целое) «Картина по музыке».

Уроки построены на импровизации (внутреннее впечатление от увиденного); работа начинается ребенком не со словесных рассуждений, а с им самим созданных сочетаний форм и цветов. Ведь цвет через зрительное восприятие способен пробудить фантазию, дать толчок к творчеству.

В 1998 году вышла новая программа по изобразительному искусству в 1 - 3 классах. Целью данной программы является оказание помощи в формировании чувственной сферы ребенка средствами изобразительного искусства.

Задачи программы исходят из того, что живой процесс образного познания и отражения мира должен происходить и развиваться органично, естественно.

Автор на основе своей теории («Гармония триады») предлагает разные типа уроков:

I тип - импрессион (от франц. «впечатление»), где вся изобразительная деятельность основывается на ощущениях, наблюдениях, восприятии, на непосредственных внешних впечатлений от натуры.

II тип - композиция ( от лат. «составление, связывание») - процесс изображения, в котором основную роль играет образное мышление, память, осознанность, применение законов, правил, приемов.

III тип - импровизация ( от лат. «внезапно, неожиданно») - творческий акт, исходящий от внутренних впечатлений, фантазирование на определенную тему, где основным психическим процессом является творческое воображение.

Такая типизация исходит из характера родов изобразительной деятельности. Из этой программы многое было взято мной и применено на уроках, опробовано и помогло добиться результата. В выборе типов урока, возможности использования их в своей работе не только в младших классах, но и в среднем звене. Это доказывает, что ребята более старшего возраста способны чувствовать, воплощать свои эмоции в образы, соответствующие этому чувству. Образ всегда опирается на реальную жизнь, искусство трансформирует явления жизни в художественные образы.

Создание художественного образа на уроках изобразительного искусства - один из основных методов развития чувств, обучения изобразительному языку, восприятия произведений искусства.

Воспитание красотой - формирование нравственных черт личности через чувства, порожденные ими эмоции.

В заключении, подчеркивая еще раз важность, значимость эстетической направленности на уроках изобразительно искусства, воспитания через познание красоты, хочется привести строки С. Данилова:

Прекрасное.

Красота - утешение для глаз,

Для души и для сердца утеха.

Красота - и в природе, и в нас

Звук и отзвук, стократное эхо.

Красота не стареет … О нет!

Чья-то юность пройдет, отсмеется

Отгорит, как светильник, но свет

Красоты навсегда остается!

Красота - доброта, вот в чем суть

И считай, что недаром ты прожил,

Жизнь свою, если даже чуть-чуть

Красоту в этом мире умножил.

Список литературы:

«Вопросы психологии» - ж, №2/93 г.

«Искусство в школе « - ж, №2/97 г.

«Народное искусство в воспитании детей» - Москва, 2000 г.

под ред. Проф. Т.С. Комаровой.

«Педагогика и психология» - 10/83 г.

«Педагогический факультет» - 6/88 г.

«Когда урок воспитывает» - М., Педагогика, 1981 г.

«Эмоции и чувства» - М., «Знание» 1972 г.

«Изобразительное искусство» - Т.А. Фронтенко, Иркутск 1998 г.

«И учеба, и игра - изобразительное искусство» - М.В. Трофимова, 1997 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СЛОВАРЬ (по Далю)

Умиление - чувство, которое испытывается, как правило, по отношению к более слабым существам (людям или животным), когда они проявляют неожиданно высокие моральные стандарты в поведении или догадливость. Умиление может быть направленно и на самого себя.

Любовь (привязанность) - стремление к заботе и общению с каким-либо субъектом, продиктованное отчасти привычкой, отчасти общностью интересов.

Симпатия (приязнь) - чувство доброжелательна, возникающее по отношению к людям или животным, общение с которыми приятно, доставляет удовольствие. Чувство это безотчетно, на первых порах человек не может объяснить причины своих симпатий. Симпатия может быть мимолетной, а может перейти в прочную привязанность.

Нежность - чувство, возникающее к объекту симпатии или любви, как осознанная потребность оградить его от неприятностей и страданий, доставить ему радость - ничего не требуя взамен.

Удивление - чувство, возникающее при несоответствии реальной ситуации и той, которая ожидалась, была нарисована воображением. Выражается в попытках согласовать нынешнюю ситуацию с прежним жизненным опытом.

Изумление - аффект удивления.

Любопытство - стремление узнать, увидеть что-либо новое.

Радость - чувство, возникающее при систематическом удовлетворении стремлений и желаний; либо при удовлетворении одного, но в данной ситуации доминирующего желания.

Ликование - сильное и длительное чувство радости.

Восторг - бурное кратковременное переживание радости.

Гордость - чувство удовлетворения успехом, когда успех явился результатом значительных усилий, а достижение его было трудным и далеко не очевидным, когда другим людям в подобной ситуации не удавалось добиться успеха.

Если человек - член группы или сообщества, то он гордиться успехами сотоварищей, успехами группы или коллектива.

Удовлетворенность собой - чувство, которое является самой общей, положительной оценкой своих действий, поступков, физического облика и умственных способностей.

Восхищение - чувство высшего одобрения и удовлетворения при восприятии и оценке людей или событий.

Благодарность (признательность) - чувство, возникающее по отношению к людям, оказавшим внимание, услугу и т.д. Выражается в стремлении отплатить добром за добро. Однако это чувство оказывается нередко мимолетным, нестойким чувством.

Предвкушение - приятное чувство ожидания предстоящего удовольствия, исполнения желаний. Зачастую бывает приятнее самого исполнения, и потому люди иногда преднамеренно его продлевают, «растягивают».

Огорчение - чувство, причиненное однократным неудовлетворением желания, если эта неудовлетворенность не имеет характера безнадежности, оставляет просвет на будущее.

Жалость - чувство, вызванное страданием другого человека или животного. В основе его лежит, во-первых, привязанность к спадающему, а во-вторых, работа воображения, мысленный «перенос страдания на себя».

Сочувствие - чувство, сходное с жалостью, вызывается переживаниями других людей. При отрицательных переживаниях выражается желанием облегчить их (сострадание), при положительных - в одобрение.

Досада - реакция, возникающая вслед за чувством неудовольствия, если последнее усилено неожиданностью, контрастом с тем, что ожидалось.

Уныние - чувство, возникающее от сознания безнадежности в достижении данной цели, в удовлетворении данного желания. Выражается в апатии, в снижении активности, а это еще больше усиливает уныние по механизму, «порочного круга».

Скука - чувство, возникающее от неудовлетворения врожденного стремления к деятельности. Иногда выражается в бессмысленных словах и поступках с целью «убить время», и порой толкает человека на неожиданные решения и немотивированные действия, хотя человек оценивает их опасность и пагубность.

Зависть - чувство, возникающее при успехе или удаче другого лица. Выражается в тенденции приуменьшить успех и заслуги другого, подыскать им обоснования, не связанные с его заслугами, а зависящее от счастливого стечения обстоятельств («повезло»).








© 2010-2022