Конспект урока изо на тему: Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта изучения темы.

Прохорихина Галина Алексеевна

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

Комбинированный

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

Конструкция и декор предметов народного быта.

Цель

Задачи:


дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в её украшении.

Образовательные формирование знаний о декоративно -прикладном искусстве; формирование навыков и умений в создании эскиза прялки;

Развивающие: развитие творческих способностей, развитие познавательных потребностей, интересов и склонностей; развитие пространственных представлений,

совершенствование умений последовательного ведения работы;

Воспитательные: Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков.

-

Основные термины и понятия

Прялка, эскиз, композиция

Зрительный ряд

учебник изобразительного искусства 5 класс. детские работы, силуэт прялки.

Материалы и принадлежности к уроку

бумага, простой карандаш, ножницы, учебник.





Технология изучения.

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

умение брать на себя ответственность и инициативу

Познавательные УУД:

- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Здравствуйте! Сегодня мы снова отправляемся в удивительный мир декоративно-прикладного искусства.

И снова заглянем во внутренний мир русской избы( на доске рисунок внутреннее убранство избы)

Проверка готовности рабочего места


учащиеся рассматривают рисунок

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

Активизация мыслительных операций (и познавательных процессов (внимание, память).

Давайте вспомним:

-Какую роль играла русская печь ?

-Самое почетное место в русской избе?

Разместите те предметы какие были в русской избе.

Можно разместить в интерьер русской избы пылесос и телевизор ?

Простая русская изба , а сколько мудрости и смысла в себя вобрала.

В низенькой светёлке огонёк горит.

Молодая пряха у окна сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса

Посмотрите внимательно на доску - изображение какого предмета появилось ?(прялка)

Вот они - русские прялки! (Демонстрация образца деревянной прялки.)


Ответы учащихся.

учащиеся встают и наклеивают

на рисунок предметы ( чугунок ухват, помело, ведро В красный угол- стол и икону)

( несколько человек)


Учащиеся отвечают


учащиеся рассматривают

3.Постановка учебной проблемы.

Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации

- Метапредметные УУД

регулятивные:

- умение самостоятельно извлекать нужную информацию

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

- правильно владеть художественными терминами;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. Значит нам предстоит узнать что такое прялка, ее назначении и устройстве, выполнить эскиз -композицию прялки включая полюбившиеся тебе образы и мотивы

Высказывание мнений

Формулировка цели совместно с учителем

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Личностные УУД

-осознание необходимости самосовершенствования

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Где мы возьмем нужную информацию?

Выделение проблемы урока

5.Открытие нового знания

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);

-смысловое чтение;

-определение основной и второстепенной информации

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в парах в поиске и сборе информации

регулятивные:

- умение сохранять заданную цель

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя

Предметные:

- умение владеть художественными терминами

Личностные УУД:

- осознание, исследование и принятие ценностей и смыслов

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

их коррекция.

В решении наших проблем поможет наш друг - учебник. Стр. 40-42 и дополнительный материал




Учащиеся рассказывают по группам об усвоенном материале.

2 группа работает с силуэтом прялки, который расположен на доске ( учащиеся поочередно приклеивают элементы прялки )

Работа с учебником

Обмен мнениями с соседом по парте

Работа в группах:

1 ряд -Что такое прялка ее назначение.

2 ряд -Устройство прялки 3 ряд украшение прялки (символы)

(приложение)



рассматривают образец и запоминают основные элементы

6. Первичная проверка понимания

регулятивные:

- четко определять цель своего ответа на данном этапе урока

коммуникативные:

- умение слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные УУД:

- способность решения проблем

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

их коррекция.

Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

Организация проверки выполнения задания

Устные ответы учащихся, их анализ

7.Применение новых знаний.

регулятивные:

- умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы;

-умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

-умение грамотно вносить необходимые изменения

предметные:

- владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение, объясняя его критерии;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

коммуникативные:

-умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками

Личностные УУД:

-профессиональное самоопределение

-творческое самовыражение

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

На примере прялки мы рассмотрим, как наши предки изготавливали и украшали столь необходимый в быту предмет.

Задание творческой работы на уроке: выполнить эскиз лопасти прялки , контур которой вырезаем ножницами, соблюдая правила безопасной работы.







Соблюдение определённого плана своих действий, работа над рисунком, коррекция


практическая работа









8. Домашнее задание

Личностные УУД:

-умение осознавать и объяснять мудрость устройства русской избы;

-умение эмоционально настроится

на выполнение задания;

-умение осмысленно увязать учебные задачи с реальными жизненными целями

Завершить работу по выполнению эскиза лопасти прялки

Осознание смысла выполнения домашнего задания

9.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

-способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

- установление связи между целью деятельности и её результатом

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли;

- умение вести диалог

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Выявление качества и уровня овладения знаниями - проверочный тест . приложение)

Учащиеся смайликами показывают

отношение к проведенному уроку

. выполнение теста


Приложение №1

Прялка - предмет народного быта, орудие труда ,на котором пряли нитки.

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. Через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки.

Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считали в Полесье, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Без прялки невозможно представить быт русского человека, она была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.

Приложение №2

Ручная прялка ,состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель, горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопатки и шейки (ножки). Прялку, особенно лопатку, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной). Горизонтальная часть прялки называется донце.

Основные элементы прялки: РАЗБОР НА ДОСКЕ -УЧЕБНИК

Городки

Лопасть

Серьги

Ножка

Донце

Существует множество пословиц и поговорок о прядении, которые подчёркивают значимость этого ремесла:

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Прялка не Бог, а рубаху дает.

Не ленись прясть, хорошо оденешься.

Приложение №3

Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной - расцветает, летом - плодоносит, осенью - увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила - Солнца. Солнце считали самой - самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное. Лето хлеборобное». Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего круг. Кружок, разделённый крестом на четыре части , это тоже знак Солнца. В году четыре времени года. Солнце изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса.

Изображали в виде извилистых линий.

В распаханную землю сеятели бросали семена. Изображали в виде точек.. Семена - точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы - значит, будет урожай.

Знаки солнца, воды, семян, ростков, земли - это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

Практическая часть .Вырезание контура прялки и нанесение узора- Древние образы

Приложение №4

Тест Фамилия Имя --------------------------------- 5 класс

1. Русский срубной жилой дом .


2. Самое почетное место в избе.




3.Предмет народного быта, орудие труда ,на котором пряли нитки.


4. Горизонтальная часть прялки.


5. Основным элементом прялки не является. ---------------------------- ( серьга, донце, причелина)







© 2010-2022