- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Изобразительное искусство (рабочая программа для 8 класса на 2013-2014 год, разработана на основе УМК В. С. Кузин)
Изобразительное искусство (рабочая программа для 8 класса на 2013-2014 год, разработана на основе УМК В. С. Кузин)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сивеня С.Г. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования - «город Тулун»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено: на заседании
ШМО учителей технологии
Протокол № 1от29.08.2014
_______________________
Рук-ль ШМО:
E.А. Гомзякова
Согласовано:
заместитель
директора по УВР
_______________
Е.В. Иваненко
Утверждаю: директор
МБОУ СОШ № 1
__________________
И.Г.Иванцова
Приказ № 169-п от 01.09.2014г.
Изобразительное искусство
(рабочая программа для 8 класса на 2013-2014 год,
разработана на основе УМК В.С.Кузин)
Составила Сивеня Светлана Григорьевна
Учитель Технологии, Изобразительного искусства
I квалификационная категория
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство» 8 класс
(УМКВ.С. Кузин)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа (далее - программа) по изобразительному искусству разработана на основе Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; Программы основного общего образования по информатике и ИКТ для получения основного (общего) (среднего (полного) общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; учебного плана МБОУ СОШ № 1, утвержденного 01.09.2014 года приказом директора № 169 - п.
Она конкретизирует содержание образовательного стандарта по данному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников 8 класса. Программа способствует реализации целей и задач Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1 (утверждена: 01.09.2014 года приказом директора № 169 - п).
Программа содержит распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа
Программа включает пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане МБОУ СОШ № 1, цели его изучения; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся к концу 8 класса; календарно-тематическое планирование; описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В программе объединены практические художественно-творческие задания, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения
Цель курса - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
-
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Задачи:
-
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,
ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
-
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического
чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий, рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ СОШ № 1 на изучение черчения в 8 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели) - 34 учебных часа за один год обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
В результате изучения изобразительного искусства ученик 8 класса к концу учебного года должен:
знать
-
анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
-
отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;
-
систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
уметь
-
видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
-
в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
-
изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
-
при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
-
определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
-
при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;
-
сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого ит. д.;
-
в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Специфика программы:
Рабочая программа «Изобразительное искусство» в 8 классе общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», составленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы учебного курса.
В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.
В основу программы вложены.
-
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
-
единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;
-
система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
-
система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 8 класса учащиеся должны знать:
-
социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца XIX - начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;
-
последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности - по рисунку, живописи, тематической или декоративной ком позиции;
-
простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).
Учащиеся должны уметь:
-
самостоятельно проводить относительно развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;
- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы и иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);
- самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.
Основное содержание обучения
-
Раздел блока уроков
Кол-во часов
Архитектура и скульптура России - летопись нашего Отечества и родного края
8
Труд и искусство
8
В мире декоративно-прикладного искусства
10
Изобразительное искусство в жизни людей
8
Изобразительное искусство в жизни людей
34
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действительности, формирование художественных образов развитие эмоционального отношения к изображаемым предметам и явлениям.
Изображение с натуры (а также по памяти и по представлению) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда, рисование архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних).
Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре.
Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Предмет в среде. Элементарные сведения об анатомии головы, фигуры человека. Конструктивные особенности строения головы и фигуры человека.
Рисование на темы и иллюстрирование
Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.
Дальнейшее изучение композиционных закономерностей - формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка, с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей
должна продолжаться работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся должны знакомиться с условностями передачи пространства в книге, углублять свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.
Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.
Декоративная работа
Творческое выполнение (эскиз, роспись и т. п.) декоративных работ (поделок, панно и т. п.) в стиле традиционных народных промыслов России и местных народных промыслов. Художественное конструирование современной одежды с учетом национальных традиций (выполнение эскизов).
Шрифтовые работы; знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение плакатов, лозунгов, объявлений и т. п.).
Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п.
Эскизы простейших изделий, выполненных по требованиям технической эстетики (предметов быта, современных машин, бытовых приборов и т. п.).
Аппликация
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основными темами бесед являются:
-
изобразительное искусство в жизни людей;
-
творчество великих русских художников (А, Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина,
-
А, Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серова);
-
шедевры зарубежного изобразительного искусства;
-
прикладное искусство в русском народном творчестве;
-
прикладное искусство и дизайн;
-
течения и направления изобразительного искусства XX в. (художники передвижники, «Мир искусства» и др.);
-
прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX - начала XX в.;
-
традиции русской реалистической художественной школы;
-
взаимосвязь изобразительного искусства и музыки.
Формы организации учебных занятий
Формы проведения занятий включают в себя мини-лекции, практические творческие и тренировочные работы, фронтальный опрос, индивидуальную работу, самостоятельные работы.
Основной тип занятий комбинированный урок. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно - иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с репродукцией картин, иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, натуральные объекты, др.).
2. Частично - поисковый, основанный на использовании искусствоведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно - обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
3. фронтальная;
4. парная;
5. групповая.
Особенности организации учебного процесса
Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности школьников. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также, личностно - ориентированному, дифференцированному подходам.
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).
Формы учебных занятий:
· Мини - лекции;
· Диалоги и беседы;
· Практические творческие и тренировочные работы;
· Проектные работы
Виды деятельности учащихся:
· Устные сообщения;
· Обсуждения;
· Работа с источниками;
· Доклады;
· Защита презентаций;
· Рефлексия.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Формы контроля:
- устный опрос по содержанию дисциплины и лекции учителя;
- самостоятельные работы по изученному материалу;
- практические (индивидуальные, групповые и коллективные) работы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Средства контроля
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
Как решена композиция; правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Изобразительное искусство»
(Автор программы: В.С. Кузин) 8 класс 34 часа (1 час в неделю) 2014-2015
№
Тема
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Дата
План
Факт
Архитектура и скульптура России - летопись нашего отечества (8 часов).
1-2
Архитектура городов России в зеркале истории
Восприятие красоты различных городов России
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Архитектурный образ. Архитектура - летопись времен
Диалог об искусстве. Главные черты архитектурного стиля русского классицизма. Исторические и архитектурные памятники.
Знать:
- архитектурные сооружения российских городов XVIII-XXвв.
- Сравнивать архитектурные постройки разных стилей, находить элементы стилей.
- Высказывать свои суждения.
- Рассказывать о знаменитых архитекторах, создавших различные сооружения, ставшие памятниками архитектуры.
Уметь:
- выполнять зарисовки силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей по памяти и представлению.
- Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой.
1 неделя сентября
2 неделя сентября
3-4
Любимые места твоего города
Народные промыслы - неувядающая ветвь
Восприятие памятников архитектуры на старинных и современных фотографиях и в произведениях художников XVIII-XXI вв.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Архитектурный образ.
Диалог об искусстве. Красота и особый архитектурный облик российских городов в пейзажах художников XVIII-XXI вв.
Знать:
- характерные для русской живописи архитектурные и природные мотивы. - Называть знакомые пейзажи русских художников.
- Сравнивать особенности образа города в творчестве художников XVIII-XIX вв.
Уметь:
- находить знакомые элементы архитектурных стилей в городских застройках.
-Выполнять графические зарисовки любимых мест города.
- Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой.
- Подбирать материалы о любимых местах своего города, пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернета.
3 неделя сентября
4 неделя сентября
5-6
Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России
Восприятие произведений монументального искусства, посвящённых эпохальным явлениям в жизни народа, историческим событиям и лицам. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников.
Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Диалог об искусстве. Монументальная скульптура и мемориальные сооружения (арки, триумфальные ворота, колонны), воздвигнутые в XVIII- XIX вв. в крупных городах.
Знать:
- известные архитектурные сооружения, скульптурные портреты и группы, посвящённые историческим событиям и лицам, их авторов.
- Рассказывать, в честь каких знаменательных событий в истории России и стран мира воздвигались эти сооружения и скульптуры.
- Приводить примеры памятных мест своего города.
Уметь:
- объяснять смысл понятий скульптура, монумент, монументальная скульптура, мемориальные сооружения, мемориальный ансамбль.
- Выполнять по памяти зарисовки скульптурных памятников и архитектурных монументов, расположенных фронтально.
- Выполнять эскиз композиции оформления памятного места в своём городе.
1 неделя
октября
2 неделя
октября
7
Твой вклад в сохранение памятников культуры
Искусство в современном мире. Диалог об искусстве. Культурное наследие нашего Отечества. Виды объектов культурного наследия, которые имеют статус памятников истории и культуры России и находятся под защитой государства или включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Творческое задание с использованием композиционных и графических средств художественной выразительности.
Знать:
- историю и культуру, входящие в перечень объектов культурного наследия России. Рассказывать о всемирно признанных центрах народных художественных промыслов России.
-Называть музеи России, задачей которых является сохранение художественных ценностей для последующих поколений. - Участвовать в обсуждении значения объектов культурного наследия.
Уметь:
- подбирать материалы о памятниках культуры родного края, пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернета.
3 неделя
октября
8
Традиции русской
реалистической художественной школы
Знакомство с творчеством художников:
И. Крамского, А. Саврасова, В. Перова. Традиции русской реалистической художественной школы
Знать:
- отдельные произведения живописи русских художников;
- особенности творчества художников-реалистов.
Уметь:
- анализировать произведения живописи
4 неделя
октября
9
Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы
Восприятие цветов человеком. Символика цвета. Зооморфные символы. Проектирование товарного знака
Знать:
- какую смысловую нагрузку несут цвета;
- как используется символика цвета в произведениях живописи, в народном костюме;
- зооморфные символы.
Уметь:
- выполнить эскиз знака или символа школы, класса и т. п.
5 неделя
октября
Труд и искусство (7ч.)
10
В мастерской художника
Интерьер - портрет хозяина. Угловая и фронтальная перспектива. Интерьер мастерской художника
Знать:
- понятия интерьер, угловая и фронтальная перспектива;
- чем оснащена мастерская художника;
- законы линейной перспективы.
Уметь:
- выполнить рисунок интерьера мастерской художника
2 неделя ноября
11
Интерьер мастерской художника
Интерьер - портрет хозяина. Угловая и фронтальная перспектива. Интерьер мастерской художника
3неделя ноября
12
Человек - мера всех вещей
Портрет как жанр изобразительного искусства.
передача объемно-пространственных свойств объектов. Пропорции тела и лица человека.
визирование как метод определения пропорций
Знать:
- жанр портрета;
- понятия пропорция, визирование;
- методы определения пропорций;
- каноны пропорций.
Уметь:
- выполнять рисунок с изображением человека, соблюдая пропорциональные отношения
4 неделя ноября
13
Предметы быта - результат творчества человека
Изобразительное искусство как способ познания и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Изображение предметного мира - натюрморт. Анализ формы изображаемых предметов. Цветовой тон. Светотень
Знать:
- жанр изобразительного искусства - натюрморт;
- отдельные произведения живописи;
- правила подбора и расстановки предметов;
- законы перспективы, цвета, светотени.
Уметь:
- строить композицию натюрморта;
- анализировать произведения живописи;
- выполнять рисунок натюрморта с натуры
1 неделя декабря
14
Изображение предметного мира - натюрморт.
2 неделя декабря
15
Мир профессий
Профессии из сферы изобразительного искусства. характеристика человека как творца. Тема труда в произведениях живописи
Знать:
- профессии, различие понятий профессия и специальность;
- порядок анализа произведений живописи;
- отдельные произведения живописи.
Уметь:
- анализировать произведения живописи;
- делать зарисовки предметов
3 неделя декабря
16
Волшебный мир театра
Художники театра
История театра. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография.
Знать:
- историю зарождения театра;
- общие законы композиции картины и сцены;
- понятие сценография;
- творчество выдающихся художников театра.
Уметь:
- различать направления работы художника, декоратора, костюмера;
- читать пьесу и видеть будущую пластическую среду
4 неделя декабря
17
Гжельская роспись
Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Народные промыслы. Художественные традиции старинных промыслов. Гжельская керамика. Орнамент и изобразительные мотивы росписи. Приемы росписи
Знать:
- народные промыслы;
- особенности гжельской керамики;
- виды орнамента и изобразительные мотивы в росписи гжельской керамики.
Уметь:
- выполнять эскиз росписи декоративного предмета (кувшина, квасника и т. п.) «под гжель»
3 неделя января
18
Дымковская роспись
Дымковская игрушка. История промысла. Характерные отличия в росписи игрушек.
Тематика дымковских игрушек
Знать:
- историю промысла дымковской игрушки;
- отличительные особенности росписи дымковских игрушек;
- тематику игрушек.
Уметь: - выполнять роспись глиняной игрушки в манере дымковских мастеров
4 неделя января
19
Хохломская роспись
Хохломской промысел. «Золотая хохлома» - один из видов расписной деревянной посуды. Особенности хохломской росписи и специфика ее технологии. Приемы росписи. Орнамент и изобразительные мотивы в хохломской росписи
Знать:
- историю развития хохломского промысла;
- особенности хохломской
росписи;
- виды орнамента и изобразительные мотивы росписи деревянной посуды.
Уметь выполнять рисунок изделия с хохломской росписью
5 неделя января
20
Орнамент в архитектуре
Виды орнаментов. Орнамент как основа декоративного украшения архитектурных сооружений. Законы композиции при создании орнамента (ритм, симметрия). Символизм геометрических фигур (разнолучевых звезд)
Знать:
- виды орнамента и орнаментальных композиций;
- законы композиции при создании орнамента;
- применение орнамента в декоре архитектурных сооружений.
Уметь:
- выполнить деление круга на равные части;
- выполнить эскиз архитектурного орнамента в круге
1 неделя февраля
21
Эскиз архитектурного орнамента в круге
2 неделя февраля
22
Искусство оформления книги
Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники-иллюстраторы
Знать:
- элементы оформления книги;
- отличие книжной графики от других видов графики;
- порядок оформления книги;
- мастеров книжной графики.
Уметь:- выполнять иллюстрации к сказкам народов мира,
--передавая красоту и гармонию образов и соблюдая законы перспективы,
- контраста, светотени
3 неделя февраля
23
Иллюстрации к сказкам народов мира
4 неделя февраля
24
Знакомство с различными гарнитурами шрифтов
Виды письма. Классификация шрифтов.
Применение шрифтов.
История русского шрифта
Знать:
- виды письма;
- классификацию шрифтов;
- область применения разных видов шрифтов.
Уметь разработать заглавные буквы устава и изобразить их
1 неделя марта
25
Прикладное искусство и дизайн
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения прикладного и дизайнерского искусства. многообразие форм дизайна. Законы дизайна. Художники-дизайнеры
Знать:
- понятие дизайн;
- формы дизайна;
- критерии оценки дизайнерских разработок;
- известных художников-дизайнеров и их произведения.
Уметь спроектировать один из предметов мебели
2 неделя марта
26
В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна
Обобщение изученного материала по разделу
«В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна»
Знать:
- народные художественные промыслы;
- отличительные особенности разных видов росписи;
- виды орнамента и сферу их применения;
- виды шрифтов;
- порядок оформления книги;
- понятие дизайн;
- художников-иллюстраторов, дизайнеров и их лучшие произведения
3 неделя марта
27
Портрет моего друга
Портрет как жанр изобразительного искусства. Виды портретов. Выдающиеся художники-портретисты и их лучшие произведения.
Система пропорций и пропорциональных отношений в изобразительном искусстве
Знать:
- жанр изобразительного искусства - портрет;
- виды портретов;
- отдельные произведения живописи;
- выдающихся художников-портретистов;
- пропорции тела и лица человека;
- правила рисования человека в одежде.
Уметь выполнять рисунок-портрет, добиваясь сходства с моделью
1 неделя
апреля
28
Течения и направления в изобразительном искусстве XX века
Новые течения, направления и особенности развития изобразительного искусства XX века.
Традиции и новаторство в искусстве
Знать:
- стили и направления в изобразительном искусстве;
- выдающиеся произведения изобразительного искусства XX века и их авторов.
Уметь:
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
- выполнить проект
2 неделя
апреля
29
Проект «Фантастический город»
3 неделя
апреля
30
Искусство зарубежных художников конца XIX - начала XX века
Вечные темы в зарубежном изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века. Творчество художников: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, Ван Гога, П. Гогена, П. Сезанна и др.
Знать:
- творчество выдающихся художников конца XIX - начала XX века;
- отдельные произведения живописи.
Уметь:
- различать живописные произведения разных авторов;
- анализировать содержание и образный язык произведений живописи
4 неделя
апреля
31
Авангардизм в натюрморте настроения
Авангардизм как течение в живописи XX века. Художники-авангардисты. Авангардистские направления в живописи и их отличительные особенности. Художественно-выразительные средства в произведениях авангардистов
Знать:
- понятие авангардизм;
- отдельные произведения художников-авангардистов;
- общие черты и отличия разных направлений авангардизма;
- художественно-выразительные средства;
- особенности натюрморта настроения.
Уметь выполнять рисунок натюрморта в стиле «авангардизм»
5 неделя
апреля
32
Воздушная перспектива
Световоздушная перспектива. Изменение цвета в зависимости от освещения.
Законы воздушной перспективы
Знать:
- понятие перспектива;
- законы световоздушной перспективы;
- как изменяются цвета в зависимости от освещения.
Уметь выполнять рисунок пейзажа по памяти (представлению)
с использованием законов воздушной перспективы
2 неделя мая
33
Природа в изобразительном искусстве
Основы изобразительной грамоты в работах с натуры на пленэре
Знать законы линейной и воздушной перспективы, колорита, композиции, цветовых отношений.
Уметь выполнить рисунок пейзажа с натуры на пленэре
3 неделя мая
34
«Я поведу тебя в музей»
Ознакомление с хранилищами мирового искусства - музеями.
Крупнейшие художественные музеи страны
и мира
Знать:
- крупнейшие музеи страны и мира;
- о важности музеев как хранилищ культурного наследия.
Уметь:
- различать картины известных художников;
- анализировать их содержание, образный строй и технику выполнения
4 неделя мая
I полугодие: уроков: 16;, практических работ: 11
II полугодие: уроков: 18; , практических работ: 10
Год: 34, всего: 136
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного стандарта общего образования
Изобразительное искусство
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:
-
К-для каждого ученика (15 ученических комплектов на кабинет плюс один комплект для учителя);
-
М - для кабинета (оборудование для демонстраций или использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);
-
Ф - для фронтальной работы (8 комплектов на кабинет, но не менее 1 экземпляра на двух учеников);
-
П - комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (4-5 человек);
-
Д- демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции.
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое
кол-во
Есть в наличии
Необходимо приобрести
ОШ
1.
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
Д
+
2.
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству
Д
+
3.
Авторские программы по изобразительному искусству
Д
+
4.
Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства
К
+
Учебники по изобразительному искусству
К
+
5.
Рабочие тетради
К
6.
Методические пособия (рекомендации для проведения уроков изобразительного искусства)
Д
+
7.
Методические журналы по искусству
Д
+
8.
Учебно-наглядные пособия
Д
+
+
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства
Д
+
9.
Энциклопедии по искусству, справочные пособия
Д
+
10.
Альбомы по искусству
Д
+
11.
Книги о художниках и художественных музеях
Д
+
12.
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры
Ф
+
13.
Словарь искусствоведческих терминов
П
+
14.
Портреты русских и зарубежных художников
Д
+
15.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
Д
+
16.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
Д
+
17.
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Д
+
18.
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Д
+
19.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
К
+
20.
Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники
Д
+
21.
Электронные библиотеки по искусству
Д
+
22.
Игровые художественные компьютерные программы
+
23.
Музыкальный центр
Д
+
24.
DVD-проигрыватели
Д
+
25.
Телевизор
+
26.
Видеомагнитофон
Д
+
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением
Д
+
27.
Слайд проектор
Д
+
28.
Мультимедиа проектор
Д
+
29.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций
Д
+
30.
Экран (на штативе или навесной)
Д
+
31.
Фотоаппарат
П
+
32.
Видеокамера
Д
+
33.
Графический планшет
Д
+
34.
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
Д
+
35.
Видеофильмы:
- по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям
Д
+
36.
Слайды (диапозитивы):
- по видам изобразительных
( пластических) искусств
- по жанрам изобразительных
искусств
- по памятникам архитектуры
России и мира
- по стилям и направлениям в
искусстве
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному
искусству
- по творчеству художников
Д
+
37.
Мольберты
К
+
Настольные скульптурные станки
К
+
38.
Комплекты резцов для линогравюры
К
+
39.
Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений
Ф
+
40.
Краски акварельные
К
+
41.
Краски гуашевые
К
+
42.
Краска офортная
П
+
43.
Валик для накатывания офортной краски
П
+
44.
Тушь
К
45.
Ручки с перьями
К
+
46.
Бумага А3, А4
К
+
47.
Бумага цветная
К
+
48.
Фломастеры
К
+
49.
Восковые мелки
К
+
50.
Пастель
Ф
+
51.
Сангина
К
+
52.
Уголь
К
+
53.
Кисти беличьи № 5, 10, 20
К
+
54.
Кисти щетина № 3, 10, 13
К
+
55.
Емкости для воды
К
+
56.
Стеки (набор)
К
+
57.
Пластилин / глина
К
+
58.
Клей
Ф
+
59.
Ножницы
К
+
60.
Рамы для оформления работ
К
+
61.
Подставки для натуры
П
+
62.
Муляжи фруктов (комплект)
Д
+
63.
Муляжи овощей (комплект)
Д
+
64.
Гербарии
Ф
+
65.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Д
+
66.
Гипсовые геометрические тела
Д
+
67.
Гипсовые орнаменты
Д
+
68.
Маски античных голов
Д
+
69.
Античные головы
Д
+
70.
Обрубочная голова
Д
+
71.
Модуль фигуры человека
П
+
72.
Капители
Д
+
73.
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
П
+
74.
Драпировки
П
+
75.
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)
П
+
76.
Конструкторы
Ф
+
77.
Театральные куклы
Д
+
78.
Маски
Д
+
79.
Столы рисовальные
К
+
80.
Стулья
К
+
81.
Стулья брезентовые складные
К
+
82.
Стеллажи для книг и оборудования
Д
+
83.
Мебель для проекционного оборудования
Д
+
84.
Мебель для хранения таблиц и плакатов.
Д
+
Учебно-методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта.
2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.- М.: Дрофа, 2010.
3. АндриенкоТ.В. Изобразительное искусство. 8 класс: Поурочные планы по программе В. С. Кузина./ - Волгоград: Учитель , 2006. - 122 с..