• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Изобразительное искусство (рабочая программа для 8 класса на 2013-2014 год, разработана на основе УМК В. С. Кузин)

Изобразительное искусство (рабочая программа для 8 класса на 2013-2014 год, разработана на основе УМК В. С. Кузин)

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 8 класс (УМКВ.С. Кузин)   Статус документа Рабочая программа (далее – программа) по изобразительному искусству  разработана на основе Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; Программы основного общего обр...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования - «город Тулун»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа № 1»


Рассмотрено: на заседании

ШМО учителей технологии

Протокол № 1от29.08.2014

_______________________

Рук-ль ШМО:

E.А. Гомзякова

Согласовано:

заместитель

директора по УВР

_______________

Е.В. Иваненко

Утверждаю: директор

МБОУ СОШ № 1

__________________

И.Г.Иванцова

Приказ № 169-п от 01.09.2014г.



Изобразительное искусство

(рабочая программа для 8 класса на 2013-2014 год,

разработана на основе УМК В.С.Кузин)


Составила Сивеня Светлана Григорьевна

Учитель Технологии, Изобразительного искусства

I квалификационная категория





Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство» 8 класс

(УМКВ.С. Кузин)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа (далее - программа) по изобразительному искусству разработана на основе Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»; Программы основного общего образования по информатике и ИКТ для получения основного (общего) (среднего (полного) общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; учебного плана МБОУ СОШ № 1, утвержденного 01.09.2014 года приказом директора № 169 - п.

Она конкретизирует содержание образовательного стандарта по данному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников 8 класса. Программа способствует реализации целей и задач Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 1 (утверждена: 01.09.2014 года приказом директора № 169 - п).

Программа содержит распределение учебных часов по разделам курса.

Структура документа

Программа включает пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане МБОУ СОШ № 1, цели его изучения; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся к концу 8 класса; календарно-тематическое планирование; описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В программе объединены практические художественно-творческие задания, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения

Цель курса - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению,

ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического

чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий, рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ СОШ № 1 на изучение черчения в 8 классе отводится 1 час в неделю (34 учебные недели) - 34 учебных часа за один год обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе

В результате изучения изобразительного искусства ученик 8 класса к концу учебного года должен:

знать

  • анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;

  • систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.

уметь

  • видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;

  • в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;

  • изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;

  • при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

  • определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

  • при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;

  • сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого ит. д.;

  • в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.

Специфика программы:

Рабочая программа «Изобразительное искусство» в 8 классе общеобразовательной школы соответствует образовательной области «Искусство», составленной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования, и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы учебного курса.

В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся.

В основу программы вложены.

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • единство воспитания и образования, обучения в творческой деятельности учащихся;

  • система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 8 класса учащиеся должны знать:

  • социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца XIX - начала XX в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;

  • последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности - по рисунку, живописи, тематической или декоративной ком позиции;

  • простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция).

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно проводить относительно развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы и иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

- самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла.

Основное содержание обучения

Раздел блока уроков

Кол-во часов

Архитектура и скульптура России - летопись нашего Отечества и родного края

8

Труд и искусство

8

В мире декоративно-прикладного искусства

10

Изобразительное искусство в жизни людей

8

Изобразительное искусство в жизни людей

34

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Накопление жизненных впечатлений от наблюдения действительности, формирование художественных образов развитие эмоционального отношения к изображаемым предметам и явлениям.

Изображение с натуры (а также по памяти и по представлению) натюрмортов из предметов быта, искусства, труда, рисование архитектурных сооружений, пейзажа, гипсовых орнаментов, животных (диких и домашних).

Наброски с натуры фигуры человека. Работа на пленэре.

Дальнейшее изучение линейной и воздушной перспективы. Конструктивное строение формы предмета. Лепка формы светом и тенью. Предмет в среде. Элементарные сведения об анатомии головы, фигуры человека. Конструктивные особенности строения головы и фигуры человека.

Рисование на темы и иллюстрирование

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.

Дальнейшее изучение композиционных закономерностей - формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка, с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей

должна продолжаться работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся должны знакомиться с условностями передачи пространства в книге, углублять свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.

Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.

Декоративная работа

Творческое выполнение (эскиз, роспись и т. п.) декоративных работ (поделок, панно и т. п.) в стиле традиционных народных промыслов России и местных народных промыслов. Художественное конструирование современной одежды с учетом национальных традиций (выполнение эскизов).

Шрифтовые работы; знакомство с различными гарнитурами шрифтов (выполнение плакатов, лозунгов, объявлений и т. п.).

Выполнение эскизов знаков визуальной коммуникации для школы, универсального магазина, спортивного комплекса и т. п.

Эскизы простейших изделий, выполненных по требованиям технической эстетики (предметов быта, современных машин, бытовых приборов и т. п.).

Аппликация

Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основными темами бесед являются:

  • изобразительное искусство в жизни людей;

  • творчество великих русских художников (А, Иванова, И. Репина, В. Сурикова, В. Верещагина,

  • А, Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, А. Куинджи, В. Серова);

  • шедевры зарубежного изобразительного искусства;

  • прикладное искусство в русском народном творчестве;

  • прикладное искусство и дизайн;

  • течения и направления изобразительного искусства XX в. (художники передвижники, «Мир искусства» и др.);

  • прогрессивное искусство зарубежных художников конца XIX - начала XX в.;

  • традиции русской реалистической художественной школы;

  • взаимосвязь изобразительного искусства и музыки.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя мини-лекции, практические творческие и тренировочные работы, фронтальный опрос, индивидуальную работу, самостоятельные работы.
Основной тип занятий комбинированный урок. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления. Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно - иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с репродукцией картин, иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, натуральные объекты, др.).

2. Частично - поисковый, основанный на использовании искусствоведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно - обобщающей.

Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

3. фронтальная;

4. парная;

5. групповая.

Особенности организации учебного процесса

Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности школьников. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой), а также, личностно - ориентированному, дифференцированному подходам.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии).

Формы учебных занятий:

· Мини - лекции;

· Диалоги и беседы;

· Практические творческие и тренировочные работы;

· Проектные работы

Виды деятельности учащихся:

· Устные сообщения;

· Обсуждения;

· Работа с источниками;

· Доклады;

· Защита презентаций;

· Рефлексия.

Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся

Формы контроля:

- устный опрос по содержанию дисциплины и лекции учителя;

- самостоятельные работы по изученному материалу;

- практические (индивидуальные, групповые и коллективные) работы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.

  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  • Самостоятельность.

  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Средства контроля

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция; правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Изобразительное искусство»

(Автор программы: В.С. Кузин) 8 класс 34 часа (1 час в неделю) 2014-2015

Тема

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Дата

План

Факт

Архитектура и скульптура России - летопись нашего отечества (8 часов).

1-2

Архитектура городов России в зеркале истории

Восприятие красоты различных городов России

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Архитектурный образ. Архитектура - летопись времен

Диалог об искусстве. Главные черты архитектурного стиля русского классицизма. Исторические и архитектурные памятники.

Знать:

- архитектурные сооружения российских городов XVIII-XXвв.

- Сравнивать архитектурные постройки разных стилей, находить элементы стилей.

- Высказывать свои суждения.

- Рассказывать о знаменитых архитекторах, создавших различные сооружения, ставшие памятниками архитектуры.

Уметь:

- выполнять зарисовки силуэтов, деталей архитектурных построек разных стилей по памяти и представлению.

- Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой.

1 неделя сентября

2 неделя сентября

3-4

Любимые места твоего города

Народные промыслы - неувядающая ветвь

Восприятие памятников архитектуры на старинных и современных фотографиях и в произведениях художников XVIII-XXI вв.

Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Архитектурный образ.

Диалог об искусстве. Красота и особый архитектурный облик российских городов в пейзажах художников XVIII-XXI вв.

Знать:

- характерные для русской живописи архитектурные и природные мотивы. - Называть знакомые пейзажи русских художников.

- Сравнивать особенности образа города в творчестве художников XVIII-XIX вв.

Уметь:

- находить знакомые элементы архитектурных стилей в городских застройках.

-Выполнять графические зарисовки любимых мест города.

- Применять выразительные композиционные и графические средства в работе над зарисовкой.

- Подбирать материалы о любимых местах своего города, пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернета.

3 неделя сентября

4 неделя сентября

5-6



Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России

Восприятие произведений монументального искусства, посвящённых эпохальным явлениям в жизни народа, историческим событиям и лицам. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников.

Изобразительные виды искусства. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Диалог об искусстве. Монументальная скульптура и мемориальные сооружения (арки, триумфальные ворота, колонны), воздвигнутые в XVIII- XIX вв. в крупных городах.

Знать:

- известные архитектурные сооружения, скульптурные портреты и группы, посвящённые историческим событиям и лицам, их авторов.

- Рассказывать, в честь каких знаменательных событий в истории России и стран мира воздвигались эти сооружения и скульптуры.

- Приводить примеры памятных мест своего города.

Уметь:

- объяснять смысл понятий скульптура, монумент, монументальная скульптура, мемориальные сооружения, мемориальный ансамбль.

- Выполнять по памяти зарисовки скульптурных памятников и архитектурных монументов, расположенных фронтально.

- Выполнять эскиз композиции оформления памятного места в своём городе.

1 неделя

октября

2 неделя

октября

7

Твой вклад в сохранение памятников культуры

Искусство в современном мире. Диалог об искусстве. Культурное наследие нашего Отечества. Виды объектов культурного наследия, которые имеют статус памятников истории и культуры России и находятся под защитой государства или включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Творческое задание с использованием композиционных и графических средств художественной выразительности.

Знать:

- историю и культуру, входящие в перечень объектов культурного наследия России. Рассказывать о всемирно признанных центрах народных художественных промыслов России.

-Называть музеи России, задачей которых является сохранение художественных ценностей для последующих поколений. - Участвовать в обсуждении значения объектов культурного наследия.

Уметь:

- подбирать материалы о памятниках культуры родного края, пользуясь библиотечным фондом и ресурсами Интернета.

3 неделя

октября


8

Традиции русской

реалистической художественной школы

Знакомство с творчеством художников:

И. Крамского, А. Саврасова, В. Перова. Традиции русской реалистической художественной школы

Знать:

- отдельные произведения живописи русских художников;

- особенности творчества художников-реалистов.

Уметь:

- анализировать произведения живописи

4 неделя

октября

9

Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы

Восприятие цветов человеком. Символика цвета. Зооморфные символы. Проектирование товарного знака

Знать:

- какую смысловую нагрузку несут цвета;

- как используется символика цвета в произведениях живописи, в народном костюме;

- зооморфные символы.

Уметь:

- выполнить эскиз знака или символа школы, класса и т. п.

5 неделя

октября

Труд и искусство (7ч.)

10

В мастерской художника

Интерьер - портрет хозяина. Угловая и фронтальная перспектива. Интерьер мастерской художника

Знать:

- понятия интерьер, угловая и фронтальная перспектива;

- чем оснащена мастерская художника;

- законы линейной перспективы.

Уметь:

- выполнить рисунок интерьера мастерской художника

2 неделя ноября

11

Интерьер мастерской художника

Интерьер - портрет хозяина. Угловая и фронтальная перспектива. Интерьер мастерской художника

3неделя ноября

12

Человек - мера всех вещей

Портрет как жанр изобразительного искусства.

передача объемно-пространственных свойств объектов. Пропорции тела и лица человека.

визирование как метод определения пропорций

Знать:

- жанр портрета;

- понятия пропорция, визирование;

- методы определения пропорций;

- каноны пропорций.

Уметь:

- выполнять рисунок с изображением человека, соблюдая пропорциональные отношения

4 неделя ноября

13

Предметы быта - результат творчества человека

Изобразительное искусство как способ познания и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Изображение предметного мира - натюрморт. Анализ формы изображаемых предметов. Цветовой тон. Светотень

Знать:

- жанр изобразительного искусства - натюрморт;

- отдельные произведения живописи;

- правила подбора и расстановки предметов;

- законы перспективы, цвета, светотени.

Уметь:

- строить композицию натюрморта;

- анализировать произведения живописи;

- выполнять рисунок натюрморта с натуры

1 неделя декабря

14

Изображение предметного мира - натюрморт.

2 неделя декабря


15

Мир профессий

Профессии из сферы изобразительного искусства. характеристика человека как творца. Тема труда в произведениях живописи

Знать:

- профессии, различие понятий профессия и специальность;

- порядок анализа произведений живописи;

- отдельные произведения живописи.

Уметь:

- анализировать произведения живописи;

- делать зарисовки предметов

3 неделя декабря

16

Волшебный мир театра

Художники театра

История театра. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография.

Знать:

- историю зарождения театра;

- общие законы композиции картины и сцены;

- понятие сценография;

- творчество выдающихся художников театра.

Уметь:

- различать направления работы художника, декоратора, костюмера;

- читать пьесу и видеть будущую пластическую среду

4 неделя декабря


17

Гжельская роспись

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Народные промыслы. Художественные традиции старинных промыслов. Гжельская керамика. Орнамент и изобразительные мотивы росписи. Приемы росписи

Знать:

- народные промыслы;

- особенности гжельской керамики;

- виды орнамента и изобразительные мотивы в росписи гжельской керамики.

Уметь:

- выполнять эскиз росписи декоративного предмета (кувшина, квасника и т. п.) «под гжель»

3 неделя января


18

Дымковская роспись

Дымковская игрушка. История промысла. Характерные отличия в росписи игрушек.

Тематика дымковских игрушек

Знать:

- историю промысла дымковской игрушки;

- отличительные особенности росписи дымковских игрушек;

- тематику игрушек.

Уметь: - выполнять роспись глиняной игрушки в манере дымковских мастеров

4 неделя января


19

Хохломская роспись

Хохломской промысел. «Золотая хохлома» - один из видов расписной деревянной посуды. Особенности хохломской росписи и специфика ее технологии. Приемы росписи. Орнамент и изобразительные мотивы в хохломской росписи

Знать:

- историю развития хохломского промысла;

- особенности хохломской

росписи;

- виды орнамента и изобразительные мотивы росписи деревянной посуды.

Уметь выполнять рисунок изделия с хохломской росписью

5 неделя января

20

Орнамент в архитектуре

Виды орнаментов. Орнамент как основа декоративного украшения архитектурных сооружений. Законы композиции при создании орнамента (ритм, симметрия). Символизм геометрических фигур (разнолучевых звезд)

Знать:

- виды орнамента и орнаментальных композиций;

- законы композиции при создании орнамента;

- применение орнамента в декоре архитектурных сооружений.

Уметь:

- выполнить деление круга на равные части;

- выполнить эскиз архитектурного орнамента в круге

1 неделя февраля


21

Эскиз архитектурного орнамента в круге

2 неделя февраля

22

Искусство оформления книги

Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники-иллюстраторы

Знать:

- элементы оформления книги;

- отличие книжной графики от других видов графики;

- порядок оформления книги;

- мастеров книжной графики.

Уметь:- выполнять иллюстрации к сказкам народов мира,

--передавая красоту и гармонию образов и соблюдая законы перспективы,

- контраста, светотени

3 неделя февраля


23

Иллюстрации к сказкам народов мира

4 неделя февраля

24

Знакомство с различными гарнитурами шрифтов

Виды письма. Классификация шрифтов.

Применение шрифтов.

История русского шрифта

Знать:

- виды письма;

- классификацию шрифтов;

- область применения разных видов шрифтов.

Уметь разработать заглавные буквы устава и изобразить их

1 неделя марта


25

Прикладное искусство и дизайн

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения прикладного и дизайнерского искусства. многообразие форм дизайна. Законы дизайна. Художники-дизайнеры

Знать:

- понятие дизайн;

- формы дизайна;

- критерии оценки дизайнерских разработок;

- известных художников-дизайнеров и их произведения.

Уметь спроектировать один из предметов мебели

2 неделя марта


26

В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна

Обобщение изученного материала по разделу

«В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна»

Знать:

- народные художественные промыслы;

- отличительные особенности разных видов росписи;

- виды орнамента и сферу их применения;

- виды шрифтов;

- порядок оформления книги;

- понятие дизайн;

- художников-иллюстраторов, дизайнеров и их лучшие произведения

3 неделя марта



27

Портрет моего друга

Портрет как жанр изобразительного искусства. Виды портретов. Выдающиеся художники-портретисты и их лучшие произведения.

Система пропорций и пропорциональных отношений в изобразительном искусстве

Знать:

- жанр изобразительного искусства - портрет;

- виды портретов;

- отдельные произведения живописи;

- выдающихся художников-портретистов;

- пропорции тела и лица человека;

- правила рисования человека в одежде.

Уметь выполнять рисунок-портрет, добиваясь сходства с моделью

1 неделя

апреля

28

Течения и направления в изобразительном искусстве XX века

Новые течения, направления и особенности развития изобразительного искусства XX века.

Традиции и новаторство в искусстве

Знать:

- стили и направления в изобразительном искусстве;

- выдающиеся произведения изобразительного искусства XX века и их авторов.

Уметь:

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

- выполнить проект

2 неделя

апреля


29

Проект «Фантастический город»

3 неделя

апреля

30

Искусство зарубежных художников конца XIX - начала XX века

Вечные темы в зарубежном изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века. Творчество художников: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, Ван Гога, П. Гогена, П. Сезанна и др.

Знать:

- творчество выдающихся художников конца XIX - начала XX века;

- отдельные произведения живописи.

Уметь:

- различать живописные произведения разных авторов;

- анализировать содержание и образный язык произведений живописи

4 неделя

апреля




31

Авангардизм в натюрморте настроения

Авангардизм как течение в живописи XX века. Художники-авангардисты. Авангардистские направления в живописи и их отличительные особенности. Художественно-выразительные средства в произведениях авангардистов

Знать:

- понятие авангардизм;

- отдельные произведения художников-авангардистов;

- общие черты и отличия разных направлений авангардизма;

- художественно-выразительные средства;

- особенности натюрморта настроения.

Уметь выполнять рисунок натюрморта в стиле «авангардизм»

5 неделя

апреля




32

Воздушная перспектива

Световоздушная перспектива. Изменение цвета в зависимости от освещения.

Законы воздушной перспективы

Знать:

- понятие перспектива;

- законы световоздушной перспективы;

- как изменяются цвета в зависимости от освещения.

Уметь выполнять рисунок пейзажа по памяти (представлению)

с использованием законов воздушной перспективы

2 неделя мая


33

Природа в изобразительном искусстве

Основы изобразительной грамоты в работах с натуры на пленэре

Знать законы линейной и воздушной перспективы, колорита, композиции, цветовых отношений.

Уметь выполнить рисунок пейзажа с натуры на пленэре

3 неделя мая


34

«Я поведу тебя в музей»

Ознакомление с хранилищами мирового искусства - музеями.

Крупнейшие художественные музеи страны

и мира

Знать:

- крупнейшие музеи страны и мира;

- о важности музеев как хранилищ культурного наследия.

Уметь:

- различать картины известных художников;

- анализировать их содержание, образный строй и технику выполнения

4 неделя мая




I полугодие: уроков: 16;, практических работ: 11

II полугодие: уроков: 18; , практических работ: 10

Год: 34, всего: 136

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента

государственного стандарта общего образования

Изобразительное искусство

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

  • К-для каждого ученика (15 ученических комплектов на кабинет плюс один комплект для учителя);

  • М - для кабинета (оборудование для демонстраций или использования учителем при подготовке к занятиям, редко используемое оборудование);

  • Ф - для фронтальной работы (8 комплектов на кабинет, но не менее 1 экземпляра на двух учеников);

  • П - комплект или оборудование, необходимое для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся (4-5 человек);

  • Д- демонстрационный экземпляр (один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции.


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое

кол-во

Есть в наличии

Необходимо приобрести

ОШ

1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»


Д



+




2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству


Д



+





3.

Авторские программы по изобразительному искусству

Д


+




4.

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К







+



Учебники по изобразительному искусству

К


+

5.

Рабочие тетради

К






6.

Методические пособия (рекомендации для проведения уроков изобразительного искусства)


Д


+





7.

Методические журналы по искусству

Д



+


8.

Учебно-наглядные пособия

Д

+


+

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д




+

9.

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д


+

10.

Альбомы по искусству

Д


+

11.

Книги о художниках и художественных музеях

Д

+


12.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф


+

13.

Словарь искусствоведческих терминов

П


+

14.

Портреты русских и зарубежных художников

Д


+

15.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д


+

16.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д


+

17.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д


+

18.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д


+

19.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

К


+

20.

Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники

Д


+

21.

Электронные библиотеки по искусству

Д


+

22.

Игровые художественные компьютерные программы



+

23.

Музыкальный центр

Д


+

24.

DVD-проигрыватели

Д


+

25.

Телевизор



+

26.

Видеомагнитофон

Д


+

Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением

Д


+

27.

Слайд проектор

Д


+

28.

Мультимедиа проектор

Д


+

29.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д

+


30.

Экран (на штативе или навесной)

Д


+

31.

Фотоаппарат

П


+

32.

Видеокамера

Д


+

33.

Графический планшет

Д


+

34.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Д


+

35.

Видеофильмы:

- по памятникам архитектуры

- по художественным музеям

- по видам изобразительного искусства

- по творчеству отдельных художников

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному искусству

- по художественным технологиям

Д


+

36.



Слайды (диапозитивы):

- по видам изобразительных

( пластических) искусств

- по жанрам изобразительных

искусств

- по памятникам архитектуры

России и мира

- по стилям и направлениям в

искусстве

- по народным промыслам

- по декоративно-прикладному

искусству

- по творчеству художников

Д




+

37.

Мольберты

К


+

Настольные скульптурные станки

К


+

38.

Комплекты резцов для линогравюры

К


+

39.

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Ф


+

40.

Краски акварельные

К


+

41.

Краски гуашевые

К


+

42.

Краска офортная

П


+

43.

Валик для накатывания офортной краски

П


+

44.

Тушь

К



45.

Ручки с перьями

К


+

46.

Бумага А3, А4

К


+

47.

Бумага цветная

К


+

48.

Фломастеры

К


+

49.

Восковые мелки

К


+

50.

Пастель

Ф


+

51.

Сангина

К


+

52.

Уголь

К


+

53.

Кисти беличьи № 5, 10, 20

К


+

54.

Кисти щетина № 3, 10, 13

К


+

55.

Емкости для воды

К


+

56.

Стеки (набор)

К


+

57.

Пластилин / глина

К


+

58.

Клей

Ф


+

59.

Ножницы

К


+

60.

Рамы для оформления работ

К


+

61.

Подставки для натуры

П


+

62.

Муляжи фруктов (комплект)

Д


+

63.

Муляжи овощей (комплект)

Д


+

64.

Гербарии

Ф


+

65.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д


+

66.

Гипсовые геометрические тела

Д


+

67.

Гипсовые орнаменты

Д


+

68.

Маски античных голов

Д


+

69.

Античные головы

Д


+

70.

Обрубочная голова

Д


+

71.

Модуль фигуры человека

П


+

72.

Капители

Д


+

73.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П


+

74.

Драпировки

П


+

75.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П


+

76.

Конструкторы

Ф


+

77.

Театральные куклы

Д


+

78.

Маски

Д


+

79.

Столы рисовальные

К

+


80.

Стулья

К

+


81.

Стулья брезентовые складные

К


+

82.

Стеллажи для книг и оборудования

Д

+


83.

Мебель для проекционного оборудования

Д


+

84.

Мебель для хранения таблиц и плакатов.

Д

+


Учебно-методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.- М.: Дрофа, 2010.

3. АндриенкоТ.В. Изобразительное искусство. 8 класс: Поурочные планы по программе В. С. Кузина./ - Волгоград: Учитель , 2006. - 122 с..




© 2010-2022