- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по искусству 8 класс
Рабочая программа по искусству 8 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черняев А.В. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красносельцовская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района.
Рассмотрена и одобрена
на заседании методического объединения
Руководитель МО_________/__________
« »______________ 2015
«Согласовано»
Заместитель директора
По УВР МБОУ «Красносельцовская СОШ»
___________/___________
« » _____________ 2015
«Утвеждено»
Директор МБОУ
«Красносельцовская СОШ»
___________/____________
« » ____________ 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Искусство» в 8 классе
(базовый уровень)
Составитель: Черняев А. В.,
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству для 8 класса составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральный БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 N 1067 (ред. от 31.03.2014) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Примерные программы по учебным предметам. «Искусство». - М.: Просвещение. 2011.
Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2014 год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
«Искусство»: учебник для общеобразовательных учреждений. [Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.]. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом.
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло¬гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз¬вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.),художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Программа обеспечена УМК под редакцией Г. П. Сергеевой; учебник для общеобразовательных учреждений, включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ, автор Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Искусство. М.: Просвещение. 2014 год, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение искусства в 8 классах отводится 1 час в неделю.
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
-развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
-воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
-формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
-овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
-актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
-формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-воспитание художественного вкуса;
-приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет « Искусство» основан на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Содержание предмета « Искусство» в основной школе построено по принципу изучения каждого вида искусства.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение курса «Искусство» в 8 классе основной школы отводится 1 час в неделю в течение года, всего 34 часа.
Таким образом, в соответствии учебным планом в 8 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цель интегрального предмета «Искусство» - силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной период развития - период перехода к самостоятельности.
Ключевые задачи реализации программ, отражающие личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников, определены в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и с учетом специфики предмета «Искусство»:
Личностное развитие связывается с реализацией творческого потенциала школьников; с выработкой у них готовности выражать свое отношение к искусству; с формированием их мотивации к художественному познанию окружающей действительности; с проявлением ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; со становлением самосознания, самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
Познавательное развитие обучающихся будет обусловлено активизацией творческого мышления, продуктивного воображения и рефлексии; формированием целостного представления об искусстве, его истоках и образной природе; познанием языка разных видов искусства, многообразия их форм и жанров; осознанием роли искусства в жизни человека;
Коммуникативное развитие школьников определяет их умение слушать, уважение к мнению других; способность встать в процессе дискуссии на позицию другого человека; готовность вести диалог; участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Социальное развитие учащихся проявляется в формировании у них целостной художественной картины мира; в воспитании патриотических чувств; в сформированности основ гражданской идентичности; в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе; в овладении социальными компетенциями;
Эстетическое развитие учащихся направлено на их приобщение к эстетическим ценностям; на формирование у них эстетического отношения к действительности; на развитие эстетических чувств; на развитие потребности жить по законам красоты; на формирование эстетических идеалов и потребностей; на воспитание художественного вкуса; на выработку стремления быть прекрасным во всем - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Специфика программы. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. В содержании урока должны находить конкретное воплощение «и человеческая жизнь, и правила нравственности, и философские системы, словом все науки» (Л.В.Горюнова). Прочувствованы, познаны, личностно присвоены школьником они могут быть только через художественный образ. Поэтому для каждого урока необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе самого искусства, а также драматургию урока, его форму-композицию в целом.
Наряду с уроком в учебном процессе рекомендуется активно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. - становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.
В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.
Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).
Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8-9 класса:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.
Планируемые результаты освоения программы основного общего образования учебного предмета «Искусство»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Искусство».
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
-
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
-
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
-
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
-
-расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
-
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
-
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
-
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
-
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
-
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
• сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
• работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
• культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Выпускники научатся:
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
• освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
• знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
• устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Учебно-тематический план
8 класс
№ п/п
Раздел
Кол-во часов
Искусство в жизни современного человека.
3
1.
Искусство вокруг нас.
1
2.
Художественный образ - стиль - язык.
1
3.
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
1
Искусство открывает новые грани мира.
7
4.
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.
1
5.
Зримая музыка.
1
6.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
1
7.
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
Как начиналась галерея.
2
8.
Музыкальный портрет. Александр Невский.
1
9.
Портрет композитора в литературе и кино.
1
Искусство как универсальный способ общения.
7
10
Мир в зеркале искусства.
1
Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода - искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве?
2
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
1
Художественные послания предков. Разговор с современником.
1
Символы в жизни и искусстве.
1
Музыкально-поэтическая символика огня.
1
Красота в искусстве и жизни.
10
Что есть красота.
1
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка.
2
Есть ли у красоты свои законы.
2
Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
2
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
1
Как соотноситься красота и польза.
1
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
1
Прекрасное пробуждает доброе.
8
Преобразующая сила искусства.
6
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка».
2
Итого:
35
Содержание учебного предмета
8 класс
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ - стиль - язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода - искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей - действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
-
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Контроль и система оценивания
Виды контроля
-
входной;
-
текущий;
-
тематический;
-
итоговый.
Методы контроля
-
письменный;
-
устный.
Формы контроля
-
тесты;
-
зачеты;
-
устный опрос;
-
самостоятельные работы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
-
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
-
область творчества;
-
степень творчества;
-
уровень самостоятельности;
-
степень оригинальности;
-
степень отличия от своих предыдущих работ.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, сопоставлять и распознавать.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
• иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
• определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
• знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т. д, узнавать наиболее значимые их произведения;
• размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
• давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
• выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
• использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Календарно-тематическое планирование 8 класс.
Название раздела
№ п/п
Тема урока
Цель урока.
Дата.
Задание.
Информационно- методическое обеспечение
План.
Факт.
I. Искусство в жизни современного человека.
1
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека.
Знакомство с ролью искусства в формировании художественного и научного творческого мышления.
Беседа по вопросам.
Учебник, сир. 6-9, 14-
15.
2
Художественный образ - стиль - язык.
Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональнос ти и ценности для людей, живших во все времена.
Беседа по вопросам.
Учебник, стр. 10-13,
16-19.
II. Искусство открывает новые грани мира.
3
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.
Знакомство с литературными и художественными пейзажами.
Рассматривание пейзажей.
Учебник, стр.20-23.
4
Литературные страницы. Пейзаж - поэтическая и музыкальная живопись.
Продолжить знакомство с жанром пейзажа.
Написание этюдов (литературных или живописных): природа в разных состояниях.
Учебник, стр.24-27
5
Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
Наблюдение различных направлений портретной живописи.
Подборка информации о художниках, скульпторах, графиках.
Учебник, стр.28-33.
6-7
Портрет в искусстве России.
Портреты наших великих соотечественников.
Как начиналась галерея.
Продолжить знакомство с портретом. Портреты наших великих соотечественников. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Зарисовка костюмов, декораций.
Учебник, стр.34-41
8
Музыкальный портрет.
Александр Невский.
Портреты наших великих соотечественников.
Написание комментариев к литературным произведениям.
Учебник, стр.42-45.
9
Портрет композитора в литературе и кино.
Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).
III. Искусство
10-
Мир в зеркале
Рассмотреть роль
Подготовка
Учебник, стр.46-53.
как
11
искусства.
искусства в общении.
реферата о
универсальный
культурных
способ
объектах края.
общения.
12-
Роль искусства в
Продолжить
Обсуждение
Учебник, стр. 54-57.
13
сближении народов.
знакомство с ролью
репродукций.
Искусство
искусства в общении.
художественного
перевода - искусство
общения.
14
Искусство -
проводник духовной энергии. Как происходит передача сообщений в искусстве?
Рассматривание передачи сообщения в музыке.
Беседа и рассматривание натюрмортов.
Учебник, стр. 58-63.
.
15
Знаки и символы искусства.
Изучение связи современности и прошлого.
Разработка сценариев к народным праздникам.
Учебник, стр.64-75.
16
Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально- поэтическая символика огня.
IV.Красота в искусстве и жизни.
17
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.
Изучить способы передачи чувств через искусство.
Обсуждение репродукций и музыкальных произведений..
Учебник, стр.76-77.
18
Откровенье вечной красоты.
19
Застывшая музыка.
Рассмотреть символы красоты в искусстве.
Рассматривание репродукций, чтение текстов молитв, романсов.
Учебник, стр.78-81.
20-
Есть ли у красоты свои
Рассмотреть правила
Создание
Учебник, стр.82-85
21
законы.
создания
композиций на
гармоничной
заданную тему.
композиции.
22-
Всегда ли люди
Учиться
Рассматривание
Учебник, стр.94-95.
23
одинаково понимали
рассматривать
репродукций.
красоту.
произведения
искусства.
24
Великий дар творчества: радость и красота созидания.
Выполнение композиций на тему
«Город».
Учебник, стр.86-89.
25
Как соотноситься
Красота в понимании
красота и польза.
различных социальных групп в различные эпохи.
Передача красоты современного человека средствами различных видов искусства: портрет в литературе, рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, музыке, живописи, фотографии, поэтических произведениях).
26-
Как человек реагирует
Рассматривание
Беседа по
Учебник, стр.90-93.
27
на явления в жизни и
приѐмов понимания
репродукциям.
искусстве.
репродукции.
Красота в понимании
различных социальных
групп в различные
эпохи. Поэтизация
обыденности. Красота
и польза.
V. Прекрасное побуждает доброе.
28
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством - это
«тихая» работа (Ф. Шиллер).
Объяснение роли искусства .
Создание эскиза плаката или рекламной листовки.
Учебник, стр.96-97
29-
Ценностно-
Собирание
Работа над
Учебник, стр.98-99.
30
ориентирующая,
материалов к проекту.
проектом.
нравственная,
воспитательная функция
искусства. Искусство как
модель для подражания.
31
Образы созданной реальности - поэтизация, идеализация, героизация и др.
Собирание материалов к проекту.
Работа над проектом.
Учебник, стр.98-99.
32
Синтез искусств в создании художественного образа спектакля.
Собирание материалов к проекту.
Работа над проектом.
Учебник, стр.98-99.
33-
34
Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения - художника, композитора, писателя.
Защита проектов.
Работа над проектом.
Учебник, стр.98-99.
Описание материально-технического, информационного обеспечения образовательного процесса
Основная литература
-
УМК
-
Учебно-методический комплект «Искусство».
-
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2014 г.
-
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2014 г.
-
Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2014 г.
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2011 г.
-
Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература
1.Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 2010.
2.Бореев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М., 2011.
3.Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. - М., 2010.
4.Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М., СПб.; Киев, 2012.
5.Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб., 2010.
6.Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. - М., 2013.
6.Сергеева Г.П., И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Пособие для учителя. «Искусство» 8-9 класс. М.: «Просвещение».2011
7.Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2012
Информационные средства
-
Мультимедиа
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
-
Интернет-ресурсы:
-
proshkolu.ru/
-
rudocs.exdat.com/
-
artteodor.blogspot.ru/
-
drawschool.ru/
-
grafik.org.ru
-
gallerix.ru/
-
artcyclopedia.ru/
-
Наглядные пособия, карты, схемы, CD-диски:
1.Презентации к урокам
2.Репродукции картин
3.Таблицы, схемы (цветовой круг, тональные растяжки)