• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Закономерности и средства композиции, направленные на развитие мышления школьников на уроках ИЗО

Закономерности и средства композиции, направленные на развитие мышления школьников на уроках ИЗО

Ребята,  особенно  младшие  школьники,  очень  любят  рисовать  сюжетные  рисунки.  В  сюжетном рисунке  важно  уметь  сконцентрировать  все  самое  существенное.  Умение  выделить  основные  действующие  лица  и  подчинить  им  все  сопровождающие  детали    является  важным законом  для  композиции.  Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Закономерности и средства композиции, направленные на развитие мышления школьников на уроках ИЗО

Ребята, особенно младшие школьники, очень любят рисовать сюжетные рисунки. В сюжетном рисунке важно уметь сконцентрировать все самое существенное. Умение выделить основные действующие лица и подчинить им все сопровождающие детали является важным законом для композиции.

Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть о закономерностях построения композиции. Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей к творческой одаренности. Талантливые юные художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией. Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.

ТЗакономерности и средства композиции, направленные на развитие мышления школьников на уроках ИЗОональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра. Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом. На картине В. Серова "Девочка с персиками" можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки выделяется темным пятном на фоне светлого окна. И хотя поза девочки спокойна, все в ее облике бесконечно живо, кажется, что она сейчас улыбнется, переведет взгляд, пошевелится. Когда человек изображен в типичный момент своего поведения, способным на движение, не застывшим, мы восхищаемся таким портретом.

Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции - картина К. Брюллова "Последний день Помпеи". Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана. Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах. Главные группы фигур расположены на втором пЗакономерности и средства композиции, направленные на развитие мышления школьников на уроках ИЗОространственном плане. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны. Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны, отличаются тонкой психологической характеристикой. Панический страх, ужас, отчаяние и безумие - все это отразилось на поведении людей, их позах, жестах, действиях, лицах.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.

Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.

Стоит запомнить:
- ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

- части не могут меняться местами без ущерба для целого;
- ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

Знание закономерностей композиции поможет сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова илиЗакономерности и средства композиции, направленные на развитие мышления школьников на уроках ИЗО фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра. В. Серов в портрете Ермоловой нарушает это правило, чем добивается поразительного эффекта - создается впечатление, что великая актриса обращается к зрителям, которые находятся за рамой картины. Целостность композиции достигается тем, что силуэт фигуры уравновешивается шлейфом платья и зеркалом.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции в себе включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

Таким образом, средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

Признание развития композиционного мышления детей в качестве доминирующего направления начального художественного образования находит своё обоснование в программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной художником - педагогом Б.М.Неменским, где создаются условия для постепенного неспешного перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению школьников.

На занятиях с целью развития образного мышления учащимся предлагается выразить свое отношение к изображению. Рассмотрим последовательность ознакомления младших школьников с основными закономерностями композиции, сопровождающегося выражением своего отношения к образу.

Знакомясь с характером линий, дети выполняют композицию «Осенняя ветка». Композиции, в которых доминируют округлые линии, дети называют «естественными», «изогнутыми»; ветки, нарисованные прямоугольными линиями - «необычными», «экзотическими», ветки из заостренных линий - «резкими», «колючими», «торчащими».

Далее перед детьми раскрывается значение второго средства композиции - цвета на основе системы «Цветовой круг». Оформляя костюм «Матрешки» в теплой и холодной гамме цветов, дети дают следующие определения «матрешкам»: «дождем умытая», «заиндевевшая», «замерзшая» - для холодной гаммы цветов; «солнечная», «золотистая» - для теплой гаммы. Детям становится доступным и понятным разнообразие простейших цветов, основанное на «космическом упорядочивании четырех элементов - огня, воздуха, воды и земли».

Рисуя «Осьминога», дети знакомятся с закономерностью композиции - схемой - в виде буквы («Ж», «К»), а потом придумывают эпитеты для «осьминога»: «озорной», «ускользающий», «танцующий», «шныряющий», «взолнованный». Дети осваивают два вида схем - открытую и закрытую - при рисовании композиции «Мамин платок», выражая свое впечатление следующими определениями: «лучистый», «распахнутый», «разреженный к центру», «собирающийся к центру». Так учащиеся начинают мыслить с помощью ясной «конструктивной» идеи».

В ходе выполнения ряда работ, направленных на понимание ритмических закономерностей, дети дают следующие метаморфические эпитеты для описания образов. Орнаментальные композиции «Рыбки в аквариуме» с двумя вариациями ритмов названы: «игривыми», «напористыми», «медлительными», «замирающими». Композиции «Букет цветов» дети выполняют как «торжественные для учителя», «нежные, единственные, неповторимые очаровательные - для мамы», «строгие, победные для участников соревнований». Так учащиеся подходят к пониманию того, что на плоскости возможно построение разных видов движения: «равномерного», «ускоренного», «с сильным наклоном», в ритме холмистых перепадов, в ритме дыхания гор и др., которые обнаруживаются в чередовании частей композиции в определенной последовательности.

При рассмотрении двух видов контрастов по тону (плавного и резкого) в процессе рисования «Вазы» детьми найдены следующие эпитеты»: «хрупкая», «прозрачная», «сверкающая», «изящная» - ваза для незнакомой феи; «обычная», «хрустальная» - ваза для конфет.

На занятиях, посвященных цветовому контрасту, детьми выполняется серия архитектурных композиций «Город - крепость». Опрос учащихся в процессе создания работ позволяет выяснить их отношение к изображенным образам. «Город - крепость» для веселых жителей дети называют «жизнерадостным», «радующим глаз», «открытым», «родным»; город- крепость для мрачных жителей называют «пасмурным», «сумрачным», «безразличным», «тоскливым», «бедным», «чужим». Рисуя композицию «Праздничный город ночью», дети называют его: «необыкновенным», «ослепительным», «фантастическим». Город на рассвете именуется: «расцветающим», «туманным», «неуловимым по цвету».

Рисование «Клоуна» с учетом пропорций приучает детей эмоционально реагировать на нормальные и деформированные пропорции: клоуна-толстяка, нарисованного с расширенными пропорциями, дети называют «тяжелым», «низеньким», «добродушным», «грубоватым»; клоуна - худышку, нарисованного с зауженными пропорциями - «легким», «тоненьким», «неуверенным», «жалобным». В композиции «Утиное семейство» дети знакомятся с пропорциями в рисунке фигуры взрослой и птицы-ребенка: эпитет «мужественный», присваивается «отцу семейства, «изящная» - «мама-утка, «наивный» «милый» - «утенок».

Таким образом, учащиеся приобщаются к пониманию пропорций в человеческом деле как гармоничности внешнего вида, «как свойству соразмерности мерки, взятой от локтя, стопы, пяди, пальца с прочими частями тела.

Составляя композицию «Русский терем», дети знакомятся с понятиями симметрии и асимметрии, по своему передавая свои впечатления: терем представляется им «величественным», «заснувшим», «спокойным» в симметричном исполнении; «ожившим», «динамичным» - в ассиметричном. В результате учащиеся признают, что в основе симметрии «лежит фигура человека».

Таким образом, дети последовательно изучают закономерности и средства композиции. Для увеличения словарного запаса на начальном этапе обучения школьники пользуются «словариком эпитетов и настроений», а к концу года демонстрируют готовность образно выражать свое отношение самостоятельно. На основе идеи развития композиционного мышления младших школьников и практического внедрения одного из методов его развития можно делать следующие выводы:

1.Композиционные средства и закономерности в изобразительном искусстве сами по себе нейтральны и только в результате познавательной, а так же изобразительной деятельности детей наделяются личностным и художественным смыслом.

2.Композиционные приемы и закономерности образуют воспитательный потенциал, открывая многообразие гармонических отношений человека с миром, прогнозируя возможности всестороннего развития мышления детей.

3.Метод изучения школьниками средств и закономерностей композиции способствует постепенному неспешному переходу от наглядно-образного вида мышления на последующую стадию развития - словесно логическому мышлению - благодаря тому, что у ребенка развиваются умения видеть одновременно множественность связей между предметами и явлениями, растет объем зрительной памяти; умение словесно выражать свое отношение к образу.


© 2010-2022