Рабочая программа по ИЗО 7 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Балезинская средняя общеобразовательная школа № 5»»



«Рассмотрено» на заседании МО

учителей___________________

Руководитель МО

__________________________

Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_______________Е.В.Баженова

«____»____________201 г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____________ М.В.Васильева

Приказ № ___ от «___»________

201___ г.






Рабочая программа

По предмету: Изобразительное искусство

Класс: 5-А, Б, В.

Учитель: Главатских Е. А

Количество часов по программе: 34





п. Балезино

2015 год


  1. Пояснительная записка.



Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена в соответствии с:

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  2. Авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство», М: «Просвещение» 2011 г.

  3. Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  4. Обязательным минимумом содержания учебных программ

Рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю, итого - 34 часов.

Нет изменений в общем количестве часов. Полное соответствие с примерной программой

Изучение изобразительного искусства в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.



  1. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: знать/понимать:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России и мира;

- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
























  1. Тематическое планирование.


Наименование раздела

Всего часов

Проектная деятельность

1

Изображение фигуры человека
и образ человека

8 часов

8 часов

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8 часов

8 часов

3

Вглядываясь в человека.
Портрет в Изобразительном
искусстве

11 часов

11 часов

4

Человек и пространство в
изобразительном искусстве

7 часов

7 часов

ИТОГО:

34 часа

  1. часа



  1. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков


  1. Устные виды контроля

  • устный ответ на поставленный вопрос;

  • развернутый ответ по заданной теме;

  • устное сообщение по избранной теме.

  1. Письменные виды контроля

  • составление сравнительных таблиц;

  1. Творческие работы

  • презентации;

  • проекты

  • рисунки

  1. Тестирование

  • с помощью технических средств обучения;

  • письменное тематическое тестирование;



















Описание введения в содержание рабочей программы национально-регионального компонента

№ урока

Тема

Элементы содержания

21

Портрет в скульптуре

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов , человека. Скульптуры, памятники Удмуртии

26

(Р) Великие портретисты
(обобщение темы)

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства. Художники-портретисты Удмуртии Безносов И.А., Ёлкин П.В, Ложкин А.Г.


  1. Критерии оценивания.

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка "5"

  • обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

  • обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
    характерное.

Оценка "3"

  • обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

  • обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока;


  1. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

ЗУН

КИМ

Календарные сроки

Фактические сроки

Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)

1

Изображение фигуры человека в истории искусства

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека.

Знать:

- виды изобразительного искусства.

Уметь:

-соблюдать пропорции при изображении фигуры человека; - изображать человека в движении.

Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.

04.09.15


2

Пропорции и строение фигуры человека

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения фигуры человека.

Знать

пропорции фигуры человека.

Уметь рисовать схемы движений человека.

Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движений человека. Карандаш и аппликация.

11.09.15


3

Лепка фигуры человека

Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения.

Знать имена великих скульпторов и их произведения.

Уметь использовать выразительные свойства материала (глины, пластилина) для передачи движения и пропорций в скульптуре.

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений.

18.09.15


4

Лепка фигуры человека

Изображение человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения.

Знать имена великих скульпторов и их произведения.

Уметь использовать выразительные свойства материала (глины, пластилина) для передачи движения и пропорций в скульптуре.

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений.

25.09.15


5

Праздничный натюрморт


Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов. Цвет как средство художественной выразительгности. Колорит.

Уметь: выполнять графическое изображение натюрмортов. Знать: Композиция и образный строй в натюрморте. Цвет в живописи и богатство его
выразительных
возможностей

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д..

02.10.15


6

Праздничный натюрморт


Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов. Цвет как средство художественной выразительгности. Колорит.

Уметь: выполнять графическое изображение натюрмортов. Знать: Композиция и образный строй в натюрморте. Цвет в живописи и богатство его
выразительных
возможностей

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д..

09.10.15


7

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве.

Уметь воспринимать произведения искусства.

Беседа «Соединение двух путей поиска красоты человека. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья».

16.10.15


8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве.

Уметь воспринимать произведения искусства.

Беседа «Соединение двух путей поиска красоты человека. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск радости и счастья».

23.10.15


Поэзия повседневности (8 часов)


9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве.

Знать жанровую систему и её значение для анализа развития искусства.

Уметь владеть материалами для графического рисунка.

Изображение мотивов из жизни разных народов (древнегреческие росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра).

30.10.15


10

Тематическая картина. Бытовой и исторические жанры

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре.

Знать:

- виды жанров и тематическое богатство внутри них;

- подвижность границ между жанрами.

Уметь анализировать произведения искусства.

Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и передвижников.

06.11.15


11

Сюжет и содержание в картине

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору).

Знать разницу между сюжетом и содержанием.

Уметь строить тематическую композицию.

Владеть навыками использования материалов графики.

Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т. п..

13.11.15


12

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.

Знать разницу между сюжетом и содержанием.

Уметь

- строить тематическую композицию;

- видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи.

Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т. п..

20.11.15


13

Жизнь в моем городе в прошлых веках» (историческая тема в бытовом жанре)

Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками.

Знать: - изученное о роли и истории тематической картины и её жанровых видов; - особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников. Уметь построить тематическую композицию.

Создание композиции на темы жизни людей Тульской области в прошлом с использованием архивных материалов из истории туляков и собранного зрительного материала.

27.11.15


14

Жизнь в моем городе в прошлых веках» (историческая тема в бытовом жанре)

Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками.

Знать имена художников и их произведения. Уметь - передавать цветом настроение, национальный характер; - воспринимать произведения искусства.

Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей Тульской области. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж.

04.12.15


15

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.

Знать имена художников и их произведения.

Уметь

- передавать цветом настроение, национальный характер;

- воспринимать произведения искусства.

Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей Тульской области. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж.

11.12.15


16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.

Знать имена художников и их произведения.

Уметь

- передавать цветом настроение, национальный характер;

- воспринимать произведения искусства.

Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей Тульской области. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж.

18.12.15


Великие темы жизни (11 часов)


17

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве 17 века.

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров.

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художники Т.Мазаччо, С.Боттичелли, Рафаэль, Д.Веласкес.



18

Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому как понимание современности.

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь

воспринимать и анализировать произведения искусства великих мастеров.

Беседа о великих русских живописцах 19 столетия. К.Брюллов «Последний день Помпеи», В Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».



19

Процесс работы над тематической картиной

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали.

Знать этапы создания картины.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала.



20

Процесс работы над тематической картиной

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали.

Знать этапы создания картины.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала.



21

Процесс работы над тематической картиной

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали.

Знать этапы создания картины.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала.



22

Библейские темы в изобразительном искусстве

Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве.

Уметь строить тематическую композицию.

Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша.



23

Библейские темы в изобразительном искусстве

Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве.

Уметь строить тематическую композицию.

Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша.



24

Библейские темы в изобразительном искусстве

Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве.

Уметь строить тематическую композицию.

Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша.



25

Монументальная скульптура и образ истории народа

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании.

Знать мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.

Уметь работать с пластическими материалами (пластилином, глиной).

Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или герою.



26

Монументальная скульптура и образ истории народа

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании.

Знать мемориалы, посвящённые памяти героев Великой Отечественной войны.

Уметь работать с пластическими материалами (пластилином, глиной).

Создание проекта памятника, посвящённого выбранному историческому событию или герою.



27

Место и роль картины в искусстве ХХ века

Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.

Знать имена выдающихся художников 20 века и их произведения.

Уметь анализировать картины художников и выражать своё собственное мнение.

Беседа и дискуссия о современном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека.



Реальная жизнь и художественный образ. (7 часов)

28

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В.Фаворского.

Знать - имена известных художников-иллюстраторов книг; - роль художественной иллюстрации. Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.


Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала.



29

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В.Фаворского.

Знать - имена известных художников-иллюстраторов книг; - роль художественной иллюстрации. Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме

Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала.



30

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре. Уметь создавать творческую композицию по воображению.

Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения.



31

Зрительные умения и их значение для современного человека

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения.

Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства.

Уметь аргументировано анализировать произведения искусства.

Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом.



32

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве

Историко-художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени.

Различные стили. Импрессионизм и пост импрессионизм. Передвижники. «Мир искусства».

Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства.

Уметь аргументировано анализировать произведения искусства.

Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом.



33

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве.

Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора

Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом.



34

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве.

Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора

Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом.




  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы (основной)

  1. Н.А. Горяева «Изобразительное искусство 5 - 7 класс», под ред. Б.М. Йеменского.
    «Просвещение», Москва, 2009г.

Список литературы (дополнительный)

1. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 класс) Опыт творческой
деятельности школьников. Конспекты уроков. Издательство «Учитель». Волгоград 2009г.

2. Б.М. Йеменский. О.В. Свиридова «Изобразительное искусство», 5 - 7 класс Поурочные
планы по программе Б.М. Йеменского. Издательство «Учитель». Волгоград 2007 г.

Банк разработок ИЗО:

- презентации к урокам 5-9 классы;

- картины;

- художники;

- работы учащихся;

- фотографии;

- проекты учащихся.




© 2010-2022