- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Сценарий урока МХК в Третьяковской галерее
Сценарий урока МХК в Третьяковской галерее
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Месяц С.В. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Рабочий лист группы № 1.
Третьяковская галерея. Зал №17
1.Состав группы: __1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._______________________________________________________________
2.Руководитель:________________________________________________
Основные требования к работе в группе:
1. Прочитайте внимательно задание для группы.
2. Распределите роли в группе.
[Пример одного из вариантов распределения ролей в группе: руководитель, секретарь, аккумулятор идей (выделяет и формулирует идеи), летописец (подробно записывает, как выполняли работу).
3. Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы.
4. Каждому члену группы оценить свою работу и работу товарищей на уроке.
Основной вопрос урока:
«Как определить драматический образ в искусстве?»
В ходе выполнения предложенных заданий вам необходимо будет сформулировать ответ на данный вопрос.
Задание 1. Дайте определение слову «трагедия»: _____________________
________________________________________________________________
Задание 2.Найдите в зале №17 картину В. Перова, отражающую драматическое содержание. Рассматривая картину, дайте ответы на следующие вопросы:
Что изображено на первом плане? ________________________________
Как выглядят дома в композиции? Почему так? _________________________________________________________________________________________________________________________________
Что делает мужчина на дальнем плане? _______________________________
__________________________________________________________________
Как влияет композиция на Ваше восприятие? ___________________________
__________________________________________________________________
Где происходит этот сюжет?_________________________________________ __________________________________________________________________
Почему изображена собака на дороге?__________________________________
Что означает колея на дороге? ________________________________________
Опишите - во что одеты дети? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Что делают герои? __________________________________________________
Что изображено на лицах героев? Опишите взгляды детей __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Назовите жанр картины ?____________________________________________
Какие средства художественной выразительности использовал автор? ______
__________________________________________________________________
В какой технике написана картина? Почему? ___________________________
__________________________________________________________________
Определите ведущий в картине цвет? __________________________________
Почему художник выбрал именно такую палитру? _______________________
__________________________________________________________________
Почему на картине зима, а не солнечный день? __________________________
__________________________________________________________________ Какое название у этой картины? Почему?____________________________
______________________________________________________________
В чем заключается драматизм этой картины?_________________________
_______________________________________________________________
Задание 3. Сопоставьте эту картину с фрагментом стихотворения Н.Некрасова «Крестьянские дети»:
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
"Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"
-"Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.)
"А что, у отца-то большая семья?"
-"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..."
-"Так вот оно что! А как звать тебя?" - "Власом".
-"А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...
Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
ВЫВОД (ответ на поставленный в начале урока вопрос):_____________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рабочий лист группы № 2.
Третьяковская галерея. Зал №19
1.Состав группы: __1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._______________________________________________________________
2.Руководитель:________________________________________________
Основные требования к работе в группе:
1. Прочитайте внимательно задание для группы.
2. Распределите роли в группе.
[Пример одного из вариантов распределения ролей в группе: руководитель, секретарь, аккумулятор идей (выделяет и формулирует идеи), летописец (подробно записывает, как выполняли работу).
3. Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы.
4. Каждому члену группы оценить свою работу и работу товарищей на уроке.
Основной вопрос урока:
«Как определить драматический образ в искусстве?»
В ходе выполнения предложенных заданий вам необходимо будет сформулировать ответ на данный вопрос.
Задание 1. Дайте определение слову «драма»: _____________________
________________________________________________________________
Задание 2.Найдите в зале №19 картину И.К. Айвазовского, отражающую драматическое содержание. Рассматривая картину, дайте ответы на следующие вопросы:
Сколько лодок изображено на картине? ________________________________
Чем заняты люди в лодке на первом плане? ____________________________
______________________________________________________________
Какая погода изображена на картине?______________________________
Что изображено на заднем плане картины? ___________________________
Что происходит на море? Почему?__________________________________
______________________________________________________________
О чем думает крайний слева человек? _______________________________
______________________________________________________________
Верит ли в смерть человек с веслом? _______________________________
Могу ли Вам подсказать позы людей - как они понимают свою ситуацию?_
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
Какая судьба ждет яхту на заднем плане? ____________________________
Есть ли на самом деле на картине радуга?____________________________
Определите жанр картины? _______________________________________
Какие средства художественной выразительности использовал автор? ______
__________________________________________________________________
В какой технике написана картина? Почему? ___________________________
__________________________________________________________________
Определите ведущий в картине цвет? __________________________________
Почему художник выбрал именно такую палитру? _______________________
__________________________________________________________________
Какое название у этой картины? Почему?____________________________
_____________________________________________________________
В чем заключается драматизм этой картины?_________________________
_______________________________________________________________
Задание 3. Сопоставьте эту картину Айвазовского со стихотворением Елены Житниковой «Шторм»:
Мгновенье тишины разорвано и смято.
Свист ветра поглощен был грохотом волны.
Они несутся вскачь по воле и накатом
Уносят жертвы в глубь без совести, вины.
На черноте небес сверкают вспышки молний,
И гром гремит, как гонг, раскатом хохоча.
Безумие и плачь стихии мир наполнят,
Она сегодня - власть, а власть у палача.
Гудит обшивка. Снасть, оборванная ветром,
Мне руку рассекла. Но это ли беда?
Страшнее тонны вод, что носятся под небом,
Сметая все с пути, как дикая орда.
Бушует океан, швыряя клочья пены,
Ни птиц, ни рыб, они от бури далеко.
И только ветра вой. И волн холодных стены
Встают и рвутся вниз, и хлещут рыбаков.
Но у стихии сил хватает ненадолго.
Она крушит и гнет. И все же будет штиль.
И отдохнет она, насытившимся волком,
Задышит океан легко на много миль.
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
ВЫВОД (ответ на поставленный в начале урока вопрос):_____________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рабочий лист группы № 3.
Третьяковская галерея. Зал №30
1.Состав группы: __1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._______________________________________________________________
2.Руководитель:________________________________________________
Основные требования к работе в группе:
1. Прочитайте внимательно задание для группы.
2. Распределите роли в группе.
[Пример одного из вариантов распределения ролей в группе: руководитель, секретарь, аккумулятор идей (выделяет и формулирует идеи), летописец (подробно записывает, как выполняли работу).
3. Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы.
4. Каждому члену группы оценить свою работу и работу товарищей на уроке.
Основной вопрос урока:
«Как определить драматический образ в искусстве?»
В ходе выполнения предложенных заданий вам необходимо будет сформулировать ответ на данный вопрос.
Задание 1. Дайте определение слову «драма»: _____________________
________________________________________________________________
Задание 2.Найдите в зале №30 картину И.Е. Репина, отражающую драматическое содержание. Рассматривая картину, дайте ответы на следующие вопросы:
Как зовут отца и сына, изображенных на переднем плане? ________________
Что находится в центре картины?___________________________________
Как можно понять - что здесь произошло? ___________________________
______________________________________________________________
О чем говорит интерьер на заднем плане картины? ______________________
_________________________________________________________________
Для чего художник изобразил на полу ковры?__________________________
_________________________________________________________________
Опишите выражение лица Ивана Грозного?____________________________
__________________________________________________________________
Какой вывод мы можем сделать, присмотревшись к лицу царевича?________
__________________________________________________________________
Определите жанр картины? _______________________________________
Какие средства художественной выразительности использовал автор? ______
__________________________________________________________________
В какой технике написана картина? Почему? ___________________________
__________________________________________________________________
Определите ведущий в картине цвет? __________________________________
Почему художник выбрал именно такую палитру? _______________________
__________________________________________________________________
Почему художник «одел» Грозного в черное, а царевича в золотое?________
__________________________________________________________________
Какое название у этой картины? Почему?____________________________
_____________________________________________________________
В чем заключается драматизм этой картины?_________________________
_______________________________________________________________
Задание 3. Сопоставьте эту картину со стихотворением В.Ю. Зорина «Иван Грозный»:
Вступив на престол малолетним юнцом,
Он был беззащитен к интригам.
Отравлена мать, и беснуется Шуйский,
Надменный к державным веригам.
Но отрок растёт: "Изменникам - смерть!"
Он правит, не ведая страха.
Но царство растёт и день настаёт
Шапку одеть Мономаха.
Тут совесть Сильвестр в царе пробудил,
И тот начал строить державу:
Стоглавый собор для дел учредил,
Казань приумножила славу.
Он Астрахань взял, Сибирь покорил,
И с Англией сладил торговлю,
Он Нарву и Ревель, и Дерпт захватил,
Диктуя российскую волю.
Но после смерти любимой жены
Его оставляет Всевышний.
На горе опричнину он учреждает
И губит невинные жизни.
Герои эпохи - Серебряный князь,
Фёдоров-первопечатник.
В годы жестокие смуты и войн
Грозный жил царь...
И - несчастный.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
ВЫВОД (ответ на поставленный в начале урока вопрос):_____________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рабочий лист группы № 4.
Третьяковская галерея. Зал №30
1.Состав группы: __1._________________________________________________________________2._________________________________________________________________3._________________________________________________________________4._______________________________________________________________
2.Руководитель:________________________________________________
Основные требования к работе в группе:
1. Прочитайте внимательно задание для группы.
2. Распределите роли в группе.
[Пример одного из вариантов распределения ролей в группе: руководитель, секретарь, аккумулятор идей (выделяет и формулирует идеи), летописец (подробно записывает, как выполняли работу).
3. Задачи руководителя: организовать работу в группе; объективно оценивать работу каждого представителя группы.
4. Каждому члену группы оценить свою работу и работу товарищей на уроке.
Основной вопрос урока:
«Как определить драматический образ в искусстве?»
В ходе выполнения предложенных заданий вам необходимо будет сформулировать ответ на данный вопрос.
Задание 1. Дайте определение слову «трагедия»: _____________________
________________________________________________________________
Задание 2.Найдите в зале №30 картину И.Е. Репина, изображающую драматический портрет. Рассматривая картину, дайте ответы на следующие вопросы:
Какой композитор изображен на портрете?__________________________
Какую часть картины занимает образ? Почему?________________________
______________________________________________________________
Принадлежат ли композитору вещи, в которые он одет?_________________
______________________________________________________________
Почему художник не скрыл недостатков великого Мусоргского?_________
_______________________________________________________________
Какие черты внешности сопровождают недуг? _______________________
______________________________________________________________
Куда направлен взгляд композитора?_______________________________
Специально для портрета косоворотку с вышивкой Модесту подарил его друг Кюи. Зачем?____________________________________________________
Почему Репин не изобразил на портрете рук? ________________________
_______________________________________________________________
Какая деталь в портрете, рассказывающая о сути портрета, является самой главной?_______________________________________________________
Что можно прочесть в глазах композитора?_________________________
_____________________________________________________________
О чем нам говорит открытый, высокий лоб? ________________________
______________________________________________________________
На какую геометрическую фигуру похожа композиция. Почему?_________
______________________________________________________________
В какой технике написана картина? Почему? ___________________________
__________________________________________________________________
Каков общий колорит портрета?____ __________________________________
Почему художник выбрал именно такую палитру? _______________________
__________________________________________________________________
Каков источник света? Почему?_______________________________________
Что могла бы служить источником жизни для композитора?_______________
В чем заключается драматизм этой картины?_________________________
_______________________________________________________________
Задание 3. Сопоставьте этот портрет со стихами неизвестного автора:
«Любите нас, пока мы живы!»
Любите нас, пока мы живы
Пока ещё средь мрака свет
Мы рвёмся, надрывая жилы
Из перепутанных тенет!
Любите нас сейчас! покуда
Любовь живёт и в нас самих!
Нас всех когда-нибудь забудут...
Не хороните же живых!
Любите нас, пока могила
Не приказала нам молчать,
Пока кровь наша не остыла,
Пока способны мы страдать!
Любите нас живых, сегодня!
Пока ещё мы подле вас,
А не взираем постороннее
Навеки мёртвым хладом глаз...
Любите нас, пока не поздно!
Не пожалейте добрых слов!
Настанет день и ваши слёзы
Нас не поднимут из гробов.
Да и к чему потом рыданья?
Нет дела мертвецам до них...
Вы любите воспоминанье
И забываете живых!
Не надо ж слёз над прахом лживых!
Пока не поздно! здесь! сейчас!
Любите нас, пока мы живы!
Любите нас! любите нас!
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
ВЫВОД (ответ на поставленный в начале урока вопрос):_____________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________