• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Конспект урока для 8 класса по Духовному краеведению Подмосковья Как разговаривает икона

Конспект урока для 8 класса по Духовному краеведению Подмосковья Как разговаривает икона

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Как разговаривает икона?" Урок по ДКП 8 класс.

Цель: познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон

Задачи урока:

Обучающие: познакомить учащихся с понятием икона; определить ее отличия от живописи; дать представление о цвете и средствах создания икон; рассказать об известных иконописцах.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство уважения перед талантами русских мастеров; помогать постигать глубину духовного содержания иконы; воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.

Развивающие: развивать познавательные и творческие способности; формировать уважение к объектам православного искусства.

Цели для групп обучающихся:

умение использовать наработанный материал для использования собственного проекта;

отработка умения анализировать собственную деятельность, вычленять проблему и строить пути её решения; - выполнение задания на уровне выступления об основных событиях земной жизни Богородицы.

Задачи:

формирование у учащихся представлений о земной жизни Пресвятой Богородицы, о роли и значении образа Пресвятой Богородицы в жизни людей, о типах икон Прясвятой Богородицы;

развитие образного мышления выразительными средствами различных видов искусств;

развитие интереса к духовной музыке и литературе, иконописи как к яркому явлению русской православной культуре;

Опережающее задание: разработать собственный сценарий выступления о выбранном событии земной жизни Пресвятой Богородицы.

Подготовительный период.

Деятельность учащихся:

помощь в организации визуальной среды (стенды с иконописными изображениями Богородицы, - подбор музыкального и поэтического материала;

знакомство с основными событиями земной жизни Богородицы и распределение объема материала для исполнителей.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

Познавательные УДД:

Информационный поиск

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера: расширение кругозора в области православной культуры, пополнение знаний обучающихся о типах икон Богородицы, содействие возрождению традиционных духовно-нравственных ценностей через изучение материала.

Коммуникативные УУД:

Формировать умения выражать свои мысли в оценочном суждении

Построение речевых высказываний

Умение слушать и слышать: развитие умения давать точный ответ на поставленный вопрос, выслушивать мнения других и уважительно к ним относиться

нравственное воспитание через изучение Православного искусства.

Вид урока: урок введение в тему.

Оборудование урока: ПК, наглядный материал, раздаточный материал, (иконы Божьей Матери «Одигитрия», «Оранта», «Владимирская». Иконы Христа «Спас в силах», «Спас Нерукотворный», икона «Троица», икона «Николай Чудотворец»).

Музыкальный ряд:

Молитва «Богородице Дев, радуйся» (греческий распев XVIIв.);

П.И. Чайковский «Всенощное бдение» «Богородице Дево, радуйся»;

С.В. Рахманинов «Всенощное бдение» «Богородице Дево, радуйся».

Энциклопедия изобразительного искусства. Иконопись. Эпоха Возрождения. Советские художники.

Мир православия « Богородица». Полное описание жизни и чудес.- Москва: «Эксмо», 2009г.

Праздники православной церкви. - Москва: «Эксмо», 2009г.

Олейникова Т.С. «Двунадесятые праздники».- Рязань: « Зёрна», 2006г.

Основные понятия: Икона. Образ. Иконописец. Художник. Темпера. Паволока. Левкас. Святой преподобный иконописец Андрей Рублев. Oранта, Oдигитрия, Умиление, акафист, апокрифы.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Интернет ресурсы:

days.pravoslavie.ru/

pravkniga.ru/

bogistina.info/

Межпредметные связи: литература, музыка, ИЗО, история, МХК.

Этапы урока:

  • организационный момент: эмоциональный настрой;

  • актуализация знаний: изготовление древнерусских икон;

  • земная жизнь Богородицы

  • дать знания о типах икон Богородицы и о чудотворных иконах, которые не раз спасали Русь в трудные периоды истории.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.

II. Подготовка к восприятию новой темы

Cегодня у нас очень интересная и большая тема урока (читаем) (Слайд 1)

А что вы знаете об иконе?

Чтобы вы хотели узнать об иконах и иконописи?

Какие основные вопросы нам необходимо раскрыть, чтобы знания об иконах и иконописи были пополнены?

Ответы учащихся

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Что такое икона?

Человек живет в красивом мире. Через чувства ему открывается красота мира. Мир становится понятным, близким и доступным для него. Однако не все можно определить словами, обозначающими те или иные стороны жизни человека.

Это чувства человека, его отношение к природе, людям, его совесть - судья в критериях добра и зла. Христиане верят, что кроме материального (видимого мира) есть мир нематериальный (невидимый, неосязаемый) духовный: человек не может его потрогать руками или узнать на вкус. Икона это окно в духовный мир. Икона - не обычная картина, на ней изображено явление духовного мира.

«Образ» - так слово «икона» с греческого переводится на славянский язык (Слайд 2)

Работа с учебником с. 82 «ДКП», рассказ учителя «Как появилась первая икона».

Изображение Христа, Богоматери или святых христиане называют иконой. Святые играли большую роль в жизни каждого человека. Считалось, что они покровительствуют человеку на протяжении всей жизни. Людям давали имена святых. По сей день сохранилась традиция отмечать день своего святого - именины.

На иконах обязательно присутствует надпись - кто изображен на иконе. Своим именем и изображением она неразрывно связана с тем, кому она посвящена. Почитая святые иконы, христиане не относят свое почитание к самой иконе, а к личности, изображенной на ней.

Средневековая икона создавалась как предмет поклонения. Поэтому в старину относились к ней с глубоким почтением.

Работа с раздаточным материалом. Заполним таблицу. (Приложение 1)

Вопросы к раздаточному материалу.

  • Какие знаки почтения русские люди оказывали иконам?

  • Как вы считаете, в современном мире сохранились эти традиции?

  • Когда приходим в чужой дом, какие знаки уважения мы используем?

  • Является это традицией прошлого? Аргументируйте свой ответ.

Отличия иконы от портрета

Работа с классом. Рассказ учителя.

Cчиталось кощунственным выражение «купить икону». Говорили «выменять икону на деньги». Разрешалось их закапывать в землю или пускать по воде, уничтожать иконы по ветхости было нельзя. Икона была лучшим подарком. Их вывешивали на воротах при въезде в город.

А чем портрет отличается от иконописного изображения?

Посмотрите на доску, найдите отличия иконы от портрета? (Слайд 3)

Живописная картина

Икона

Внутренние отличия картины и иконы

Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Икона - творение соборное, поэтому авторство иконописца намеренно скрывается; иконопись - служение и аскетическое делание, а не самовыражение.

Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства - это утверждение своего взгляда на мир.

Происходит соединение слова и изображения, имени и образа - рождается икона. Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске.

Картина принадлежит миру душевному, миру чувственности. Она должна быть эмоциональна, так как искусство - форма познания и отражения окружающего мира через чувства.

Икона лишена внешних эмоций - восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места.

Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени.

Икона - средство для общения с Богом и Его святыми.

Внешние отличия иконы:

  1. Условность изображения. На иконе изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур - идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть в портрете.

  2. Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке.

  3. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. На иконе свет изливается изнутри самих ликов.

  4. Цвет несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах - это цвет царского достоинства.

Иконописец и художник

Работа с классом.

На доске вы видите два изображения.

- Кого Вы видите? Как называют этих людей? (Слайд 4)

Иконописец - человек пишущий иконы.

Художник - человек рисующий картины.

Работа с раздаточным материалом (Приложение 1)

- Насколько высоки на ваш взгляд, требования, предъявляемые к иконописцу? Почему?

Иконописец тщательно готовился к написанию икон. Вначале была молитва к Богу, чтобы он просветлил ум для писания икон и даровал силы. Он также старался преодолеть свои страсти, чтобы не совершать малейших грехов, внимательно следил за своим поведением, мыслями и чувствами.

Основа для написания иконы.

Затем наступало время подготовки красок и основы для написания иконы (Слайд 5)

Каждая икона состоит из четырех основных частей - слоев.

Первый слой - щит из деревянной доски. Доска для иконы, готовится из пород дерева: липы, сосны, ели, ольхи, предпочтение отдается липе, ольхе и кипарису.

Второй слой - грунт иди левкас - приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьим, желатином).

Левкас - грунт, приготовленный из порошка мела с клеем.

Красочный слой не мог держаться на дереве. Для того, чтобы писать на доске, ее требовалось подготовить - нанести специально приготовленный грунт ( клей в определенных пропорциях и добавлялся мел) - левкас. Таким образом, наносилось не менее 10 слоев, с обязательной просушкой каждого слоя. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно было зачистить

Другим материалом при подготовке доски является паволока.

Паволока - ткань для основы.

Это название связано с понятием «наволакивания» доски под левкас тканью. Паволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт).

Новая материя не годилась - она была слишком грубой и шероховатой для работы. Ткань для паволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам, а порой и продавали, выменивали иконописцам.

Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов.

Третий слой - живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии - темпера, и на искусственной - казеиново-масляной.

Четвертый слой - защищающий живопись от внешних воздействий - защитный, или покровный, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Тип краски (Слайд 6)

Итогом рассказа учителя введение нового понятия - Темпера.

Темпера (Слайд 7)

Средневековые иконы славятся своими горящими, словно немеркнущими красками, которые не подвластны разрушающему воздействию времени. Это свойство не перестает привлекать к ним всеобщий интерес. В чем секрет этого удивительного свойства? Главным, конечно, является использование темперных красок, состоящих из особых пигментов и желтковой эмульсии.

В XVI веке в Италии слово "темпера" означало вещество, связующее краску. Желтковые эмульсионные краски отлично противостоят действию света и очень прочны. Они не дают трещин, при высыхании не сжимаются и прочно соединяются с левкасной основой. Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво (квас, столовый винный уксус), в пропорциях 1 желток - полскорлупы пива. Все пигменты перетираются на матовом стекле курантом (каменным пестиком для растирания красок).

Используемые цвета в иконе (Слайд 8)

- Какие цвета, на ваш взгляд, используют иконописцы для написания икон? Почему?

- Как вы считаете, почему не используют много темных красок в иконах?

Работа с учебником «ДКП» с. 84.

Вывод: Икона несет надежду, радость, умиление просящему человеку, поэтому краски светлые и яркие.

Рассказ о Великом иконописце Андрее Рублеве (Слайд 9)

Сообщение учащихся. Андрей Рублев (Приложение 2)

Работа с классом

- Вспомните, каких вы еще знаете иконописцев?

Ответы: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

- Почему их называют великими иконописцами?

Ответы: Их работы очень красивые, духовные и добрые.

- Сейчас хотелось бы обратить ваше внимание на одну икону. Я прочту стихотворение, а вы попробуйте узнать, о чьем образе это написано?

По осенним седым облакам
Вошла Богородица в храм,
На колени она опустилась.
Перед образом Сына молилась.
И над всеми, кто верить готов,
Распростерла святой свой Покров.
Он из света небесного свит;
Невесом и прозрачен на вид,
Он прочней, чем железный щит -
От грехов нас и бед защитит.

Ответы учащихся.

Пресвятая Богородица считается покровительницей России. Поэтому русский народ в трудные периоды своей истории, прежде всего, обращался именно к ней, как к своей постоянной заступнице перед Господом и всегда получал помощь и защиту.

«Все упование на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани Мя под кровом Твоим».

Таковы слова самой короткой молитвы, обращенной к Богородице. Они просты, чисты, благозвучны и Божественно задушевны. Такое же благозвучие в других молитвах и акафистах в честь Матери Божией, в честь чудотворных Ее икон. Слова идут прямо от души. Да и не может быть иначе, ведь Богородица прежде всего - Мать. Мать Иисуса Христа и духовная Мать каждого из нас. Оттого и слова, обращенные к ней, согреты душевным теплом, а лики Богородицы отвечают взаимностью, излучая то же тепло, но Божественное.

А что мы знаем о Богородице? Очень мало. В Евангелии о деве Марии сказано немного. Она всегда скромно держалась в стороне и лишь в страшный день смерти Сына была рядом с ним.

Давайте послушаем сообщения, которые вы подготовили о земной жизни Марии.

(Слайд 10)

- По преданию, Владимирская икона Божией матери является самой знаменитой, почему?

- А Донская?

Ответы учащихся.

- Всмотритесь в этот ряд икон. Постарайтесь найти общие черты, несмотря на многообразие типов изображения Богоматери. В чем они?

Ответы учащихся

Послушав материал о земной жизни Богоматери, мы приходим к выводу, что вся её жизнь протекла возле Спасителя. Она не умела любить и служить иначе, как «…взирая на Иисуса Христа и сего распята». Только возле Спасителя, с крепкою верою в Него, как Сына Божия, с пламенной любовью к Богу, с твёрдою надеждою на Него и всякая женщина является истинной христианкой, исполненной достоинства, высокой в самом скромном положении своём. Нет такой христианской добродетели, которая бы не нашла образца в жизни и характере Матери Божией… Русские иконописцы создавали образ Матери, изображая Деву Марию. Богородица знала о страданиях, ждущих ее Сына, она с рождения Младенца отдаст Его людям во имя спасения.

Как правило, это были образы Богородицы с младенцем Христом - лишь немного различались позы и символические детали.

Типы икон Богоматери с Младенцем условно можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери.

Типы икон Богородицы

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - «Оранта», от лат. orans - молящийся).

Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками.

Вторая группа получила наименование «Одигитрия», что по-гречески значит "Путеводительница".

На иконе изображена Богоматерь, на одной Ее руке восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса", т.е. "Милостивая".

На этих иконах голова Марии склонена к Сыну, Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Целая серия икон относится к виду акафистные.

Такое название они получили за счет того, что каждая из них отражает ту или иную способность Богоматери, которые были описаны в акафистах. Сюда относятся такие известные иконы, как «Неупиваемая чаша», «Неопалимая Купина» и другие. Христиане молятся в определенные минуты жизни, прося заступничество в той или иной непростой жизненной ситуации. Икона для молитвы выбирается согласно её свойствам.

Акафистная икона Божией Матери

Акафист - форма церковной поэзии, хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы или святых. Греческое слово акафист означает пение стоя - гимн, при пении которого не сидят.

Древнейшим является Великий акафист Богородице («Взбранной Воеводе…»), составленный по случаю избавления Константинополя в 626 году от персов и авар по молитвам перед иконой Божией Матери. Существует несколько икон с наименованием «Акафистная».

«Акафистными» часто называют иконы, на клеймах которых изображены сцены из акафистов Пресвятой Богородицы. В центральной части таких образов нередко помещалась икона Божией Матери Арапетская (Аравийская или «О ВсепетаяМати»), поэтому некоторые иконописцы ошибочно стали называть Арапетскую икону «Акафистной».

На Балканах распространена «Акафистная» икона, на которой изображена Пресвятая Богородица, восседающая на троне.

III. Итог урока

- Подводя итог нашему уроку, ответьте, что вы узнали нового об иконе?

- Что такое икона? Какие ее отличия от картины? Что несет образ человеку?

- Что вы узнали нового о жизни Богородицы?

В завершении изучения темы, я прочитаю вам стихотворение «МОЛИТВА»

МОЛИТВА

Мира Заступница, Матерь всепетая,

Я пред Тобою с мольбой:

Бедную грешницу, мраком одетую,

Ты благодатью прикрой.

Если постигнут меня испытания,

Скорби, утраты, враги, -

В трудный час жизни, в минуту страданья,

Ты мне, молю, помоги.

Радость духовную, жажду спасения

В сердце мое положи;

В царство небесное, в мир утешения

Путь мне прямой укажи. Ю. В. Жадовская.

-Сегодня мы с вами заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства - в мир иконописи. Иконописцы своим трудом призывали и призывают к согласию и миру. Школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Нам особенно приятно осознавать, гордиться тем, что мы являемся русскими людьми и живем в России.

IV. Рефлексия

Пусть слова с пожеланиями Веры, Надежды, Любви сопутствуют вам во всех ваших начинаниях. Спасибо всем..(Слайд 11)

V. Домашнее задание.

Подготовить рассказ об иконе из домашнего архива семьи.

Список использованной литературы:

  1. Рябцев Ю.С. История русской культуры: X-XVII вв.: 7 класс.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Гуманитарное. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 268 с.

  2. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культуры религии (Православие)). Учеб. Пособие/ Под. Ред. Л.Н. Антоновой. - 2 - изд. - М.: 2007. - 256 с.

  3. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Методическое Пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: 2007. - 74с.

  4. Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь/ Е.М. Кукина. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2005.

  5. Пресвятая Богородица/ Сост. Панкеев. - М.: ОЛМАПРЕСС Гранд, 2002.

(Приложение 1)

Внутренние отличия картины и иконы

Живописная картина

Икона

Внутренние отличия картины и иконы

Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой. Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Икона - творение соборное, поэтому авторство иконописца намеренно скрывается; иконопись - служение и аскетическое делание, а не самовыражение.

Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства - это утверждение своего взгляда на мир.

Происходит соединение слова и изображения, имени и образа - рождается икона. Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске.

Картина принадлежит миру душевному, миру чувственности. Она должна быть эмоциональна, так как искусство - форма познания и отражения окружающего мира через чувства.

Икона лишена внешних эмоций - восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места.

Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени.

Икона - средство для общения с Богом и Его святыми.











(Приложение 2)



Типы икон Богородицы

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - «Оранта», от лат. orans - молящийся).

Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками.

Вторая группа получила наименование «Одигитрия», что по-гречески значит "Путеводительница".

На иконе изображена Богоматерь, на одной Ее руке восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса", т.е. "Милостивая".

На этих иконах голова Марии склонена к Сыну, Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом.

Целая серия икон относится к виду акафистные.

Такое название они получили за счет того, что каждая из них отражает ту или иную способность Богоматери, которые были описаны в акафистах. Сюда относятся такие известные иконы, как «Неупиваемая чаша», «Неопалимая Купина» и другие. Христиане молятся в определенные минуты жизни, прося заступничество в той или иной непростой жизненной ситуации. Икона для молитвы выбирается согласно её свойствам.

Акафистная икона Божией Матери

Акафист - форма церковной поэзии, хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы или святых. Греческое слово акафист означает пение стоя - гимн, при пении которого не сидят.

Древнейшим является Великий акафист Богородице («Взбранной Воеводе…»), составленный по случаю избавления Константинополя в 626 году от персов и авар по молитвам перед иконой Божией Матери. Существует несколько икон с наименованием «Акафистная».

«Акафистными» часто называют иконы, на клеймах которых изображены сцены из акафистов Пресвятой Богородицы. В центральной части таких образов нередко помещалась икона Божией Матери Арапетская (Аравийская или «О ВсепетаяМати»), поэтому некоторые иконописцы ошибочно стали называть Арапетскую икону «Акафистной».

На Балканах распространена «Акафистная» икона, на которой изображена Пресвятая Богородица, восседающая на троне.

(Приложение 3)

Первые христиане искали и хранили воспоминания о ней, записывали свидетельства тех, кто ее видел. Эти бережно собранные предания не вошли в Евангелие. Их собрали в отдельные книги и назвали апокрифами, что в переводе с греческого означает «тайные, отдельные книги». Не все апокрифы были одобрены церковью. Вот что в них говорилось о Богоматери: Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

«Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные… совершенно безыскусственная, простая. Она ни мало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением и кротостью. Короче говоря, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

Именно таким, кротким и одухотворенным, писали лик Богоматери на иконах.

(Приложение 4)

(Выступление обучающихся с показом презентации о земной жизни Девы Марии)

Ученик читает наизусть стихотворение П.Лебединского

К Тебе, Царице милосердной,

К Тебе, о Матерь Божества,

С молитвой теплой и усердной

Мы устремляем все сердца.

За всех Ты молишь непрестанно

Христа - Судью грядущих дней,

И по Твоей мольбе желанной

Он шлет спасенье для людей.

Он дал тебе покров державный,

Так заступи, о Госпоже,

Народ наш русский православный:

Надежда наша вся в Тебе.

Всех, кто в болезнях и напастях,

В скорбях, под бременем грехов

И в тяжких жизненных несчастьях,

Возьми под Свой святой покров.

Лишь с умиленною душою,

С надеждой на Тебя одну

И сокрушенною слезою

К тебе возносим мы мольбу:

Избавь от зол нас и от гнева,

Пошли все блага для рабов

И нас спаси, Царица-Дева,

Ты - наш Божественный покров.

На Руси писали множество разнообразных икон. Со временем их стали называть по тому месту, где они появились или прославились: Владимирская, Смоленская, Казанская, Курская, Тихвинская и т. д.

В каждой церкви есть святой образ Богоматери. Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей земли Русской. Богородица окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. На Руси великое множество списков чудотворных икон Богоматери: Смоленская, Донская, Казанская иконы Богородицы.

© 2010-2022