Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник

        Урок по искусству (МХК) в старших классах по теме «Ломоносов – художник» Цель: приобщение учащихся к истории русского искусства. Образовательная задача.Углубить знания о научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова, раскрыв его личность не только как ученого, но и как художника. Воспитательная задача. Воспитывать чувство гордости за поморов, северный край, подаривший миру великого ученого М.В. Ломоносова. Вызвать ощущение сопричастности к истории родного края. Развивающая задача...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по МХК в старших классах по теме

«Ломоносов - художник»

Цель: приобщение учащихся к истории русского искусства.

Образовательная задача.

Углубить знания о научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова, раскрыв его личность не только как ученого, но и как художника.

Воспитательная задача.

Воспитывать чувство гордости за поморов, северный край, подаривший миру великого ученого М.В. Ломоносова.

Вызвать ощущение сопричастности к истории родного края.

Развивающая задача.

Развивать логическое и образное мышление, художественный и эстетический вкус учащихся.

Оборудование и материалы: проектор, мультимедийная доска, презентация.

Оформление доски: тема урока, портрет Ломоносова, эпиграф к уроку.

Приемы и методы: лекция-беседа с демонстрацией слайдов и сообщениями учащихся.

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник


Науки художествам путь показывают;

художества происхождение наук ускоряют.

Обои общею пользою согласно служат.

М.В. Ломоносов


I. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем земляке - великом ученом М.В. Ломоносове. А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник».

В каких сферах деятельности прославился М.В. Ломоносов?

(Ответы детей)

Учитель комментирует и обобщает:

Ломоносов был не только гениальным ученым-энциклопедистом, он был одним из крупнейших поэтов своего времени и талантливым, замечательным художником. Последняя область его деятельности известна значительно меньше, чем все остальные. Сегодня на уроке мы будем говорить о Ломоносове как о художнике, его роли в возрождении в России искусства мозаичной живописи.

Еще в период обучения в Германии Ломоносову были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет он систематически упражняется в живописи, тем самым, заложив прочную основу для развития своих способностей в изобразительном искусстве. (Показ слайда)

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник

Каин. Рисунок, выполненный во время обучения в Германии


Но подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в необычной технике живописи, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.

Как называется эта живопись, этот вид искусства?

(Ответы детей)

Учитель комментирует и обобщает:

Последние пятнадцать лет своей жизни Ломоносов посвятил мозаичному искусству. Он параллельно вел два вида опытов - химических и физических - над получением цветных стекол. Их было проведено более четырех тысяч.

Запишем определение:

Мозаика - узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

В середине 40-х годов 18в. Ломоносова привлекло это древнее искусство составления из цветных стеклянных сплавов картин и портретов.

Как называются эти цветные сплавы?

(Ответы детей)

Смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.

В 1745г. граф М.И. Воронцов, в доме которого часто бывал Ломоносов, привез из Рима несколько мозаичных картин. Ломоносова живо заинтересовала искусная работа итальянских мастеров, доведших свою смальтовую "палитру" до нескольких тысяч оттенков, что позволяло им виртуозно копировать масляную живопись. Но итальянские мозаичисты в строгой тайне хранили способы приготовления смальт. Ломоносов-химик решил раскрыть этот секрет и самостоятельно разработать рецептуру для получения смальт.

Ученый знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство, но позже секрет изготовления мозаик на Руси был утерян. Обратите внимание на мозаики Софийского Собора в Киеве.

(Демонстрация слайдов «Мозаика Софийского Собора в Киеве»).

Эти древнерусские мозаики до сих пор поражают своим великолепием и производят неизгладимое впечатление на посетителей Собора.

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художникКонспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художникКонспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник

Мозаика Софийского Собора в Киеве


Ломоносов поставил перед собой задачу: возродить в России это забытое искусство, снабдив его новым, совершенным материалом.

В своем знаменитом «Письме о пользе стекла» Ломоносов-поэт воспевает:

…………….Мозаики,

Которы в век хранят геройских бодрость лиц,

Приятность нежную и красоту девиц,

Чрез множество веков себе подобны зрятся

И ветхой древности грызенья не боятся.

Как вы думаете, что привлекло этого гениального учёного в мозаичном искусстве?

(Ответы детей)

Обобщение и комментарий учителя:

Именно долговечность мозаики, прочность ее чистых и ярких красок, сохраняющих на века «славные дела» предков, заставили нашего земляка преодолеть все неимоверные трудности создания мозаичного дела в России.

II. Возрождение и развитие мозаичного искусства в России

  1. Химическая лаборатория Ломоносова (сообщение учащегося).

Постройка в 1748г. Химической лаборатории позволила ученому начать исследования по химии и технологии силикатов, по теории цветов. Для получения цветных стекол Ломоносов провел многочисленные опыты: испытывал новые и новые составы, дающие различные оттенки цветов.

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художникКонспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник

Химическая лаборатория М.В.Ломоносова Ломоносов в лаборатории

Работа шла успешно, и в 1750г. в Академическом собрании он демонстрирует изготовленные им цветные стекла.

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник

Ломоносов демонстрирует Екатерине II цветные стекла



Изготовление цветных смальт стало одной из важнейших программ научной деятельности Ломоносова в 50-е гг. Секреты мозаичного искусства, долго хранившиеся итальянскими мастерами, были раскрыты. Сверкающие, как самоцветы, смальты Ломоносова, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям итальянских смальт.

Но этого было недостаточно. Ломоносову предстояло еще разработать методы отливки и шлифовки смальты, из которой составлялись картины. Ему пришлось найти и лучший рецепт мастики, которой смальта скреплялась на медном подносе, и, наконец, стать самому художником, так как мастеров-мозаичистов у нас не было.

Возродив в России утраченное Древнерусское искусство мозаики, Ломоносов-ученый одновременно создал собственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейских мастеров, набиравших мозаики тонкими пластинами смальты, он разработал методику набора мозаичных картин 4-х гранными брусками различного сечения, что придавало прочность набору мозаики.

Уже в 1852 г. ученый закончил 1-ю мозаичную работу - образ Богоматери. Сравнительно небольшая по размерам мозаика (60,96см-48,26см) оказалась чрезвычайно трудоемкой в изготовлении. О своей работе Ломоносов писал: «Всех составных кусков… поставлено больше 4000, все моими руками, а для изобретения составов делано 2184 опыта в стеклянной печи».

Ученый продолжал трудиться над мозаичными картинами и портретами. Он и его ученики создают мозаики с изображением святых, (Показ слайдов)

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник

Нерукотворный спас Бог отец Апостол Павел Апостол Петр

а также мозаичные портреты царственных особ и их приближенных. (Показ слайдов)

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник

А. Невский Цесаревна Анна Петровна Великий князь Петр Федорович Екатерина II

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник

Елизавета Петровна Шувалов Воронцов Орлов

Особо следует отметить очень высокое качество Ломоносовских мозаик, о которых сам художник-мозаичист писал следующее: «Все материалы имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни от времени, так как они изготовляются на сильном огне». Время подтвердило правоту слов Ломоносова.

2. Образ Петра I в мозаике Ломоносова

Слово учителя:

На первое место везде и всегда Ломоносов ставил своего любимого героя - Петра I. Почему именно Петр Великий был его любимым героем?

(Ответы детей)

Обобщение и комментарий учителя:

Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным монархом - Петр I. Царь-реформатор для ученого - национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения.

Ломоносовым-художником и его учениками было набрано несколько портретов Петра Великого. Самой известной из этих работ является мозаика собственноручного набора Ломоносова «Петр I», хранящаяся в Эрмитаже (Слайд с изображением Петра I)

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник


Обратите внимание на портрет. У Ломоносова Петр молод, полон энергии и весел. Нетерпеливой рукой живописца широко и обобщенно набрасывает Ломоносов крупными кусками золотой смальты выразительные черты своего любимого героя, неутомимого преобразователя Российской державы.

Петр Ломоносова - это «строитель, плаватель, в полях, в морях герой». Он одержим этим образом. «Везде Петра Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени», - пишет он в «Похвальном Слове Петру» в том же 1754 году, когда создавался мозаичный портрет.

3. Сообщение учащегося о «Полтавской баталии».

Итогом многолетней работы над портретным образом Петра I и воззрениями Ломоносова на историческую живопись явилась его монументальная картина «Полтавская баталия».

В начале 1758г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском Соборе. Первой мозаичной картиной должна была стать «Полтавская баталия». Битва под Полтавой (27 июня 1709г.) закончилась блестящей победой русских войск под предводительством Петра I и бегством Карла XII. Эта победа закрепилась в сознании русского народа как величайшее историческое событие, и Ломоносов стремился увековечить его.

В мае 1762 г. Ломоносов приступил к работе над этой грандиозной по замыслу картине. Она набиралась на огромную плоскую медную сковороду, весом в 80 пудов (1280кг). Над мозаикой размером почти в 6,5 на 5 метров работали 7 помощников художника, уложившие 1 миллион 30 тысяч кубиков смальты. В январе 1765г. - всего за полгода до смерти - Ломоносов докладывает, что «неусыпным тщанием сие новое и многотрудное дело ныне совершено и помянутая великая картина в 2 года 7 месяцев окончена набором, шлифовкою и полированием». (Показ слайдов)

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник

«Полтавская баталия» (фрагменты)


Картина изображает поле битвы, в центре которого был Петр, окруженный русскими воинами. Фигура Петра является композиционным центром картины, его конь вздыблен, над войском гордо реет петровский стяг, а венценосный всадник заносит свой палаш для удара. Под натиском русских воинов враг обращен вспять. Над полем битвы клубятся дымы…Картина поражает своей монументальностью и скрытым величием заложенного в нее труда творца и многих мастеров.

«Полтавская баталия» остается самым значительным произведением русского мозаичного искусства за целое тысячелетие. Судьба этого памятника беспримерна. Девять раз меняла свое унылое местопребывания в различных пожарных сараях злосчастная мозаичная картина, пока не оказалась закрашенной по штукатурке. И лишь в советское время после восстановления в первоначальном виде она была установлена в здании Академии наук в Петербурге. Будете в северной столице - обязательно посмотрите на этот шедевр мозаичного искусства, созданный нашим земляком! (Показ слайда)

Конспект урока по искусству (МХК) на тему Ломоносов - художник


IV. Заключительное слово учителя.

Академик Д.С.Лихачев писал: «Историческая память формирует нравственный климат, в котором живет народ». Мы перелистали сегодня удивительные страницы истории отечественной культуры. Вы узнали больше о деятельности Ломоносова-художника, обогатили себя необходимыми знаниями, постарались приобщиться к прошлому русского народа, постоять у истоков возрождения мозаичной живописи в России.



© 2010-2022