- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО ( 4 класс)
Рабочая программа по ИЗО ( 4 класс)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маркина М.А. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
(Ю.А. Полуянов)
Роль и место дисциплины.
Интегрированный предмет «Изобразительное искусство и художественный труд» построен на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, что обеспечивает ему единство с другими предметами школьного образования. Вместе с тем, включая общие построения этой концепции, он имеет существенные отличия от учебной деятельности детей на занятиях математического и естественно-научного цикла. Это определяется прежде всего тем, что художественная деятельность в отличии от научной является не теоретической, а духовно-практической. Главным назначением предмета «Изобразительное искусство» является развитие эстетического сознания детей, эстетического отношения к жизни окружающей и своей собственной, способности к ее творческому освоению по «законам красоты».
Адресат.
Программа адресована обучающимся четвертых классов общеобразовательных школ.
Соответствие Государственному образовательному стандарту.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по изобразительному искусству и художественному труду Ю. А. Полуянова.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.
Цель данного курса: развитие у детей способности строить образы воображения, руководствуясь принципами красоты.
Задачи курса:
-
развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;
-
воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;
• реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;
• воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;
• расширение общего и художественного кругозора учащихся; развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
• знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности;
• развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.
Специфика программы.
Специфика курса «Изобразительное искусство и художественный труд» состоит в том, что обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям. Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия (ситуации), которые содействуют образованию и развитию творческой активности детей. Для создания таких ситуаций на уроках, когда каждый ученик стремится максимально реализовать свои возможности, важны педагогические средства: методические, организационные, игровые... Чтобы в процессе творчества ребенок вместе с тем и учился, такие ситуации должны включать задачи, поставленные или учителем и направленные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности, или самим учеником в соответствии с его замыслом. В постановку задач наряду с методическими пособиями непосредственно включаются произведения мастеров искусства и художественного труда традиционного (народного) и профессионального, представляющие собой высшие достижения художественного творчества всех времен и народов. Именно произведения художников и мастеров дают учителю возможности и влиять на воспитание детей, и учить их как изображению, так и изготовлению художественных предметов.
Способности следует отличать от одаренности в какой-то определенной области науки, техники, искусства. Общечеловеческими способностями в той или иной мере наделены все дети. Одаренность - явление исключительное. Развитие одаренных детей - задача специализированных учебных заведений. В общеобразовательной школе возможно лишь особое внимание, поощрение и индивидуальное отношение к одаренному ребенку. Способности же надо развивать у всех детей.
Согласно концепции развивающего обучения умение детей учиться складывается из совокупности учебных действий оценки, контроля и моделирования исходных отношений общих способов решения определенного класса задач. В данной программе формирование этих действий распределено по трем формам учебной деятельности детей.
1. Обсуждение детских работ имеет целью формирование у детей учебных действий оценки и контроля, развитие способности к эстетическим суждениям, связь между прошлым и будущим занятиями. Наряду с законченными работами обсуждаются незаконченные, что способствует формированию действия контроля. Оценочные суждения и действия совершаются сначала с распределенных позиций «художников» и «зрителей», с тем чтобы впоследствии эти позиции совместились в единую «художник-зритель». Суждения детей о работах своих сверстников по определенным критериям подготавливают детей к восприятию и пониманию произведений мастеров искусства и художественных ремесел.
2. Решение учебных задач и заданий имеет целью введение новых общих способов художественной деятельности или освоение новых материалов и инструментов. Учебные задачи решаются учениками совместно с учителем посредством моделирования отношений нового способа и анализа его применения мастерами художественной деятельности.
3. Самодеятельность детей - самая продолжительная по времени и педагогически наиболее сложная часть занятия. Ее содержание - творчество. Учение приобретает здесь особую форму сотрудничества ребенка и взрослого в процессе реализации индивидуального замысла каждого ученика. Через самодеятельность освоенные учениками способы художественной деятельности включаются в широкий контекст его жизни, интересов, отношений, идеалов, т. е. становятся средствами эстетического освоения действительности.
Такая организация занятий включает особую форму обратной связи между работой учителя и развитием учеников через анализ детских работ, благодаря чему учитель может сам и для себя оценить эффективность влияния на развитие детей проведенных им занятий. Детские работы анализируются по двум основным показателям: степени творческой активности детей на занятии и уровню освоенности ими тех ни/ иных способов художественного изображения и труда, или уровню освоенности действий, приемов, операций, с которыми они познакомились на уроках.
За период начального обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения (листовые материалы (бумага и картон разной толщины, структуры и окраски; мягкий металлопластик; цветной прозрачный пластик и др.), текстиль (ткани и нитки разных видов и окраски), дерево и разновидности пластилина и другие мягкие материалы для лепки, проволока, природные материалы (пробка, шишки, сучки и др.), краски гуашь, акварель, анилиновые и др., кисти разных форм (плоские и круглые) и размеров (широкие, тонкие, средние), тушь, чернила (черные и цветные), перьевые и шариковые ручки, фломастеры, палитра, ножницы, виды клея, иглы и т. п.).
По преобладанию в содержании уроков искусства или трудовых процессов занятия условно можно разделить на собственно изобразительное искусство (живопись, графика, декоративная роспись); занятия, общие искусству и художественному труду (эстамп, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и т. п.), и собственно художественный труд конструирование, дизайн, шитье, вышивка и другие работы с текстилем и т. п.)
Основные содержательные линии курса.
Содержание обучения в этом, завершающем начальную школу, учебном году продолжает начатое во втором и третьем классах и включает новые разделы, подготавливая детей к дифференцированному обучению в средней школе.
Вводятся следующие новые разделы обучения: Центральная тема этого года - освоение пространственных отношений композиции и конструкции. Она так или иначе включается во все разделы занятий, которые, однако, не следуют один за другим, а реализуются в зависимости от условий, технологий, видов и жанров учебных и творческих работ детей.
-
Пространственные планы.
Эта тема имеет два подраздела: «Пространственные планы большой глубины» (пейзаж, макет) и «Пространственные планы малой глубины» (натюрморт, модель).
Глубина пространства на плоских изображениях (живопись, графика) осваивается учениками сначала на примере композиции городского (сельского) пейзажа. В результате решения учебной задачи определяются понятия высокого, среднего, низкого горизонтов. Для этого посредством построения трех пространственных планов (ближнего, среднего, дальнего), на которых находятся здания и деревья, дети ищут отношения величин каждого плана (уменьшение при удалении), соединения (непосредственное или условное) и загораживания изображений дальних планов ближними. Поиск средств выражения глубины пространства происходит вначале в процессе решения комбинаторной задачи, потом - на основе наблюдений улиц города (села), разворачивающихся в следующем порядке: отсроченное (за несколько дней до занятия) самостоятельное наблюдение детей; организованное учителем наблюдение из окон школы; зарисовки с натуры. В ходе этой работы дети знакомятся (по репродукциям и в действительности) с разными архитектурными стилями.
-
Объемные изображения и конструкции.
Способы передачи объема в изображениях вводятся как продолжение темы «пространственные планы» на примерах пространств малой глубины (натюрморт), благодаря чему конструктивное изображение объема органично объединяется с членением глубины пространства на планы.
Начальные способы изображения объема на плоскости ученики осваивают на примере прямоугольных и округлых форм, где передача ракурсов (линейной перспективы) допускается, но не является обязательной. Выполняются учебные и творческие задания на размещение в пространстве изображений предметов, при рисовании натюрмортов с натуры, а также способом конструирования объемных форм из плоских листовых материалов: макетов, моделей, масок из бумаги, картона, готовых объемных форм и папье-маше.
-
Эстетика акварели: специфика и виды акварельной живописи.
Акварель - одна из сложнейших техник живописи. По эстетике, выразительности и технике она существенно отличается от работы другими красками, особенно гуашью. Специфику акварельной живописи ученики осваивают на примере разных ее видов: однослойная, двухслойная, по-сырому и смешанной техникой. Выполняют рисунки с натуры, по памяти и по воображению, в частности, при передаче воздушной перспективы на разных пространственных планах пейзажа.
4. Пропорции по величине, форме, пластика и выразительность очертаний плоских и объемных изображений, конструкций, моделей, макетов и изделий.
Пластичность изображений на плоскости и в объеме прямо зависит от отношений величины и формы очертаний и поэтому осваивается учениками через пропорциональность (соразмерность и выразительность). Материалом для этого служат комбинаторные задачи, требующие поиска соединений элементов разной величины и конфигурации. Решение этих задач осуществляется в форме творческой игры. Ученики пробуют создавать пластичные, выразительные и соразмерные рисунки по наблюдениям, воображению и с натуры живых существ (людей, животных), деревьев разных пород, зданий. Делают графические рельефы из полосы (бумаги, синтетических материалов, металлопластика). Мастерят конструкции из проволоки и других материалов.
В конце года они выполняют панно или макет «Мой город (село, поселок, деревня)» для интерьера класса или других помещений школы. На панно передаются самые красивые и наиболее характерные для этого места здания, объединенные с другими и окружающим пейзажем. Ученики создают образ своего города, а не его фотографическое изображение. Для каждой картины они выбирают время года (весна, зима, лето, осень), время дня (утро, день, вечер) и состояние погоды, обычные или праздничные дни.
Требования к результатам.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
_ представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;
_ чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, а также знакомство с городом музеев Санкт-Петербургом;
_ положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни;
_ основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;
_ эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;
_ представление о добре и зле, должном и недопустимом;
_ первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;
_ представление о содержательном досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;
_ моделировать цветок из простейшей базовой формы;
_ создавать средствами рисунка и живописи образы героев сказок народов мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ различать и изображать различные виды линии горизонта;
_ подбирать соответствующий материал для выполнения замысла;
_ передавать воздушную перспективу в пейзаже графическими и живописными приемами;
_ применять хроматические и ахроматические цвета для передачи объема
или пространства;
_ соблюдать пропорции человека и особенности передачи его портрета;
_ передавать эмоциональное состояние героев литературных произведений cредствами рисунка и живописи
_ эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;
_ мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;
_ осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;
_ трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и
вносить в нее коррективы;
_ планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;
_ выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
_ эмоционально откликаться на образы,созданные в изобразительном искусстве;
_ выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);
_ выбирать из нескольких вариантоввыполнения работы приемлемый для себя;
_ осуществлять контроль и самооценкусвоего участия в разных видах коллективной деятельности.
Обучающийся получит возможностьнаучиться:
_ выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;
_ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действияи вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;
_ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;
_ выполнять действия, опираясь назаданный в учебнике ориентир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;
_ использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
_ воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуальнопредставленным материалом;
_ проводить сравнение, сериацию иклассификацию по заданным критериям;
_ использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
_ представлять информацию в виде небольшого сообщения;
_ осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
_ выбирать способы решения художественной задачи.
Обучающийся получит возможность
научиться:
_ самостоятельно расширять свои представления о живописи;
_ соотносить различные произведенияпо настроению и форме;
_ строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;
_ обобщать учебный материал;
_ проводить сравнение, сериацию иклассификацию изученных объектов по заданным критериям;
_ устанавливать аналогии;
_ работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
_ сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ выражать свое мнение о произведении живописи;
_ принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;
_ понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;
_ проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;
_ контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;
_ понимать необходимость координациисовместных действий при выполненииучебных и творческих задач;
_ понимать важность сотрудничества сосверстниками и взрослыми;
_ принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
_ стремиться к пониманию позициидругого человека.
Обучающийся получит возможностьнаучиться:
_ понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
_ контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;
_ продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
_ формулировать и задавать вопросы,использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
_ стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
_ проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
_ расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;
_ различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности;
_ различать основные виды и жанры
пластических искусств;
_ эмоционально-ценностно относиться кприроде, человеку;
- различать и передаватьв художественно-творческой деятельности
характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;
_ расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона;
_ воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
Обучающийся получит возможность
научиться:
_ воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
_ видеть проявления художественной
культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;
_ высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.
_ изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;
_ использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;
_ использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;
_ понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;
_ пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;
_ использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;
_ применять простые способы оптического смешения цветов;
_ распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;
_ различать контрасты в рисунке;
_ использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;
_ создавать роспись по дереву.
Обучающийся получит возможность
_ передавать движение предмета на плоскости;
_ изображать построение архитектурных форм;
_ смешивать краски, разделяя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.
_ применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;
_ передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;
_ передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;
_ передавать в живописи объем круглых предметов;
_ передавать образ человека в разных культурах;
_ выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint, NeoOffice, ПервоЛого
Обучающийся научится:
_ понимать, что Земля - наш общий дом и отражать это в собственной художественно-творческой деятельности;
_ выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;
_ воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;
_ представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;
_ изображать узоры и орнаменты других народностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ участвовать в различных видах изобразительной деятельности;
_ эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;
_ выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;
_ передавать легкость и свежесть красок, благодаря оптическому смешению цветов;
_ передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;
_ работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике;
_ самостоятельно изготовить бересту;
_ передавать главную мысль в рисунке или живописи.
Формы организации учебного процесса, технологии обучения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по- вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- ~ же способность к осознанию своих собственных переживаний, i своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, что помогает детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Виды и формы контроля.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса «Изобразительное искусство и художественный труд».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе). Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Критерии оценивания детских работ:
Оформление: оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов.
Техника выполнения: оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения.
Техническая реализация: сложность организации работы; соответствие рисунка заданной теме; название рисунка.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Объем и сроки обучения.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 учебного часа в неделю (всего 35 часов за учебный год).
Количество часов:
-
в год - 35
-
в неделю - 1;
-
в 1-й четверти - 9;
-
во 2-й четверти - 8;
-
в 3 -й четверти - 9,
-
в 4-й четверти - 9.
Информация об используемом учебнике. Ю.А. Полуянов. «Изобразительное искусство и художественный труд». Москва. «Просвещение», 2012г.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
Темы разделов
Кол-во часов
Тема и содержание урока
Характеристика основных видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
1
Пространственные планы композиции
2ч
Три художника в дном доме.
Глубина пространства на плоских изображениях (живопись, графика) осваивается учениками сначала на примере композиции городского (сельского) пейзажа. В результате решения учебной задачи определяются понятия высокого, среднего, низкого горизонтов. Для этого посредством построения трех пространственных планов (ближнего, среднего, дальнего), на которых находятся здания и деревья, дети ищут отношения величин каждого плана (уменьшение при удалении), соединения (непосредственное или условное) и загораживания изображений дальних планов ближними. Поиск средств выражения глубины пространства происходит вначале в процессе решения комбинаторной задачи, потом - на основе наблюдений улиц города (села), разворачивающихся в следующем порядке: отсроченное (за несколько дней до занятия) самостоятельное наблюдение детей; организованное учителем наблюдение из окон школы; зарисовки с натуры.
В ходе этой работы дети знакомятся (по репродукциям и в действительности) с разными архитектурными стилями.
2
Объемные изображения
3ч.
Нарисуй предмет объемным.
Способы передачи объема в изображениях вводятся как продолжение темы «пространственные планы» на примерах пространств малой глубины (натюрморт), благодаря чему конструктивное изображение объема органично объединяется с членением глубины пространства на планы.
Начальные способы изображения объема на плоскости ученики осваивают на примере прямоугольных и округлых форм, где передача ракурсов (линейной перспективы) допускается, но не является обязательной. Выполняются учебные и творческие задания на размещение в пространстве изображений предметов, при рисовании натюрмортов с натуры, а также способом конструирования объемных форм из плоских листовых материалов: макетов, моделей, масок из бумаги, картона, готовых объемных форм и папье-маше.
3
Наблюдение и изображение деревьев
4ч.
Выразительное дерево.
Портрет дерева.
Акварель - одна из сложнейших техник живописи. По эстетике, выразительности и технике она существенно отличается от работы другими красками, особенно гуашью. Специфику акварельной живописи ученики осваивают на примере разных ее видов: однослойная, двухслойная, по-сырому и смешанной техникой.
Выполняют рисунки с натуры, по памяти и по воображению, в частности, при передаче воздушной перспективы на разных пространственных планах пейзажа.
4
Искусство акварели.
8ч.
Пробуем акварель. Восточные подарки.
Рисунок по наблюдениям.
Пластичность изображений на плоскости и в объеме прямо зависит от отношений величины и формы очертаний и поэтому осваивается учениками через пропорциональность (соразмерность и выразительность). Материалом для этого служат комбинаторные задачи, требующие поиска соединений элементов разной величины и конфигурации. Решение этих задач осуществляется в форме творческой игры.
Ученики пробуют создавать пластичные, выразительные и соразмерные рисунки по наблюдениям, воображению и с натуры живых существ (людей, животных), деревьев разных пород, зданий. Делают графические рельефы из полосы (бумаги, синтетических материалов, металлопластика). Мастерят конструкции из проволоки и других материалов.
В конце года они выполняют панно или макет «Мой город (село, поселок, деревня)» для интерьера класса или других помещений школы. На панно передаются самые красивые и наиболее характерные для этого места здания, объединенные с другими и окружающим пейзажем. Ученики создают образ своего города, а не его фотографическое изображение. Для каждой картины они выбирают время года (весна, зима, лето, осень), время дня (утро, день, вечер) и состояние погоды, обычные или праздничные дни.
5
Конструирование объемных форм из плоского листового материала.
Преврати плоское в объемное.
Развитие способностей детей к конструированию.
Ученики пробуют создавать пластичные, выразительные и соразмерные рисунки по наблюдениям, воображению и с натуры живых существ (людей, животных), деревьев разных пород, зданий.
6
Ритм в живописи и графике.
6ч.
Поиск новых необычных ритмов.
Развитие чувства ритма у детей при восприятии явлений природы, произведений искусства и в собственной деятельности.
Поиск построения соотношения ритмов регулярных и нерегулярных.
7
Конструкция объемных художественных изделий
3ч.
Конструирование стаканчика для карандашей. Развитие способностей детей к конструированию.
Ученики пробуют создавать пластичные, выразительные и соразмерные рисунки по наблюдениям, воображению и с натуры живых существ (людей, животных), деревьев разных пород, зданий.
8
Декоративное панно «Наш поселок».
2ч.
Декоративное панно «Наш поселок». Комплексное применение общих способов передачи пространственных отношений композиции
В конце года они выполняют панно или макет «Мой город (село, поселок, деревня)» для интерьера класса или других помещений школы. На панно передаются самые красивые и наиболее характерные для этого места здания, объединенные с другими и окружающим пейзажем. Ученики создают образ своего города, а не его фотографическое изображение. Для каждой картины они выбирают время года (весна, зима, лето, осень), время дня (утро, день, вечер) и состояние погоды, обычные или праздничные дни.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Примечание
I.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
-
Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 4класс. Пособие для учителя - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
В программе определены цели начального обучения по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся
II.Печатные пособия
III.Технические средства
-персональный компьютер
-мультимедийный проектор
-интерактивная доска
-принтер и сканер (чёрно-белый)
1
1
1
1
IV. Оборудование.
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
- портреты русских и зарубежных художников;
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
- таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
- схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
- таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству;
- открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображениями.
Литература
Для учителя:
-
Основная образовательная программа начального общего образования;
2. Примерная программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4) автор: Ю. А. Полуянов (методическое пособие для учителя начальной школы, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2007).
3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в начальной школе (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) // Первое сентября, №19, 2004.
Для учащихся:
1. Рабочая тетрадь по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-4) автор: Ю. А. Полуянов
(методическое пособие для учителя начальной школы, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2007).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока,
тип урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки уч-ся
Вид контро-ля
Личностные УУД
Метапредметные
УУД
Дата
план
Факт
-
Пространственные планы композиции. (2ч.)
1,2
Три художника в одном доме.
Завершение работы в цвете.
(комбинированный урок)
2
Способ передачи на картине глубины пространства. Точка зрения
Уметь использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, сравнивать различные виды и жанры изоискусства (графики, живописи, ДПИ)
предварительный
Формирование эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства
различного образного содержания.
Выполнять действия в
опоре на заданный
учителем или сверстниками ориентир.
Выражать свое мнение о произведении
живописи.
-
Объемные изображения (3ч.)
3
Нарисуй предмет объемным
(комбинированный урок)
1
Конструктивное изображение предметов объемной прямоугольной формы.
Различать контрасты в
рисунке. Использовать новые возможности графитного
карандаша и передавать
с его помощью разнооб-
разные фактуры.
текущий
Развитие на выков оценки и самооценки художественного творчества.
Осуществлять кон-
троль и самооценку
своего участия в разных видах коллективной деятельности.
4
Преврати коробки в здания
(комбинированный урок)
1
Конструкции из двух коробков в различных положениях
Уметь передавать в конструктивных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных; уметь сравнивать различные виды и жанры изоискусства
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобразительного искусства.
Выполнять действия в
опоре на заданный
учителем или сверстниками ориентир.
Выражать свое мнение о произведении
живописи.
5
Наблюдение и зарисовки пейзажа с натуры.
(комбинированный урок)
1
Наблюдение и зарисовки пейзажа с натуры с разных по высоте точек зрения.
Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности. Пользоваться перспек-
тивой и пропорциями
предметов при их построении.
Различать основные
виды и жанры пласти-
ческих искvсств.
текущий
Формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, открытости, первоначальной готовности к
диалогу, творческому
сотрудничеству.
Выполнять действия в
опоре на заданный
учителем или сверстниками ориентир.
Выражать свое мнение о произведении
живописи.
-
Наблюдение и изображение деревьев (4 часа)
6
Выразительное дерево
(комбинированный урок)
1
Состав и строение деревьев. Разные породы деревьев.
Рисунок пером.
Знать правила рисования с натуры (по памяти). Уметь рисовать составные части дерева, точно передавая её характерные особенности - форму, величину, расположения веток
текущий
Формирование
представления о
содержательном
досуге.
Осознанно строить
речевое высказыва-
ние в устной форме. Понимать важность
сотрудничества со
сверстниками и взрослыми.
7
Портрет дерева
(комбинированный урок)
1
Зарисовки. Выразительное изображение деревьев. Передача глубины пространства рисунка
Знать правила рисования с натуры (по памяти). Уметь рисовать составные части дерева, точно передавая её характерные особенности - форму, величину, расположения веток
текущий
Развитие навыков оценки и самооценки художественного творчества.
Выполнять действия в
опоре на заданный
учителем или сверстниками ориентир.
Выражать свое мнение о произведении
живописи.
8,9
Зарисовка. Пейзаж с деревьями.
Завершение работы
(Комбинированный урок)
2
.
Преобразование зарисовок с натуры в пейзаж-рисунок пером.
Знать законы перспективы. Уметь самостоятельно подбирать виды штрихов. Знать правила рисования с натуры (по памяти). Уметь рисовать составные части дерева, точно передавая её характерные особенности - форму, величину, расположения веток
темати-ческий
Развитие отзывчивости на произведения изобразительного искусства
различного образного содержания.
Эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве.
Принимать активное участие в различных видах совместной
деятельности.
-
Искусство акварели ( 8 часов)
Знать правила работы с пером и тушью. Уметь самостоятельно подбирать виды штрихов
10
Пробуем акварель
(комбинированный урок)
1
Красота акварельной живописи. Акварели А.А. Иванова. Материалы и инструменты для акварели. Проба красок.
Уметь подбирать кисти для рисования акварелью. Знать сходство и различие между акварелью и гуашью
текущий
Формирование чувства сопричастности
к художественной
культуре России
через знакомство с творчеством
художников-пейзажистов
Принимать и сохранять
учебную, в том числе
художественно-
творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в
нее коррективы.
11
Восточные подарки
(комбинированный урок)
1
Приемы работы акварельными красками. Китайский художник Ци Байши. Поздравительные карточки.
Знать особенности работы
акварельными красками
текущий
Формирование чувства сопричастности
к художественной
культуре России
через знакомство с творчеством
художников-пейзажистов
Представлять информацию в виде небольшого сообщения.
Контролировать свои действия работе и понимать важность их
правильного выполнения.
12
Рисунок по наблюдениям
(комбинированный урок)
1
Рисунок по наблюдениям. Планирование последовательности работы акварелью по пространственным планам пейзажа
Уметь подбирать кисти для рисования акварелью. Знать сходство и различие между акварелью и гуашью
текущий
Формирование чувства сопричастности
к художественной
культуре России
через знакомство с творчеством
художников-пейзажистов
Выражать свое мнение о произведении
живописи.
13
Зимний пейзаж
(комбинированный урок)
1
Рисунок по наблюдениям.Оптическое смешение цветов. Зимний пейзаж акварелью - точками несмешанных красок.
Уметь подбирать и смешивать цвета для создания настроения в картине
текущий
Формирование чувства прекрасного
через знакомство с творчеством
художников-пейзажистов
Выбирать способы
решения художест-
венной задачи.
14
Зима. Пасмурный день
(комбинированный урок)
1
Пространственное изменение цветов. Оптическое смешение цветов. Зимний пейзаж акварелью - точками несмешанных красок.
Уметь подбирать и смешивать цвета для создания настроения в картине
текущий
Формирование чувства прекрасного
через знакомство с творчеством
художников-пейзажистов
Выбирать способы
решения художест-
венной задачи.
15
Двухслойная акварельная живопись
(комбинированный урок)
1
Двухслойная акварельная живопись. Освещенность пейзажа. Пространственные планы.
Уметь накладывать прозрачные слои друг на друга.
текущий
Развитие навыков оценки и самооценки художественного творчества.
Выбирать способы
решения художест-
венной задачи.
16
Зимний букет
(комбинированный урок)
1
Рисунок с натуры «Зимний букет». Смешанная техника акварели.
Уметь работать с натуры
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства
Планировать свои
действия в соответствии с учебными зада-
чами и собственным
замыслом работы,
различая способ и
результат собствен-
ных действий.
17
Декоративная акварель
(обобщающий урок)
Акварельная живопись
Уметь применять полученные знания для оформления школьных и домашних праздников
итоговый
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства
Выбирать способы
решения художест-
венной задачи.
-
Конструирование объемных форм из плоского листового материала (4 часа)
18
Преврати плоское в объемное
(комбинированный урок)
1
Основные действия общего способа конструирования объемных форм из плоского листового материала. Преобразование одних форм в другие.
Уметь конструировать объемные формы из плоского листового материала
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
19
Выпуклая рамка
(комбинированный урок)
1
Технология изготовления рамки для картины. Заготовка, разрезы, сгибы, крепления.
Уметь конструировать объемные формы из плоского листового материала
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Принимать и сохранять
учебную, в том числе
художественно-
творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.
20
Оригами
(комбинированный урок)
1
Конструирование объемных форм действием сложного складывания листа бумаги. Зарисовка готовой фигуры с натуры.
Уметь конструировать объемные формы из плоского листового материала
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Планировать свои
действия в соответствии с учебными зада-
чами и собственным
замыслом работы
21
Маски
(комбинированный урок)
1
Комплексное использование всех действий превращения плоского в объемное. Замысел и эскиз маски. Изготовление основы, декорирование и роспись маски.
Уметь конструировать объемные формы из плоского листового материала
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Планировать свои
действия в соответствии с учебными зада-
чами и собственным
замыслом работы
-
Ритм в живописи, графике, скульптуре (6 часов)
22
Поиск новых необычных ритмов
(обобщающий урок)
1
Что такое ритм. Способы построения регулярных ритмов. Преобразование регулярного ритма в нерегулярный.
Понимать значение ритма в композиции. Уметь создавать орнамент в полосе.
темати-ческий
Овладение базовыми художественными знаниями
Эмоционально откли-
каться на образы, соз-
данные в изобрази-
тельном искусстве.
Принимать активное
участие в различных
видах совместной
деятельности.
23
Искусство силуэта
.
(Урок систематизации
знаний)
1
Искусство силуэта - традиционное искусство Китая. Художественные особенности декоративного силуэта. Замысел силуэта фигуры в движении: человека, животного, птицы, рыбы.
Отличать силуэтные и контурные изображения. Работать тушью и пером.
текущий
Овладение базовыми художественными знаниями
Понимать необходи-
мость координации совместных действий при выполнении учебных и
творческих задач.
24
Животные - на земле, птицы - в небе, рыбы - в воде
(комбинированный урок)
1
Замысел силуэта фигуры в движении: человека, животного, птицы, рыбы.
Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства. Различать жанры изобразительного искусства. Знать особенности работы художниклв-анималистов.
текущий
Овладение базовыми художественными знаниями.
Развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса
Овладение практическими художественными знаниями
25
Эстамп по картине-силуэту
(комбинированный урок)
1
Нерегулярные ритмы на картинах: линейная и нелинейная композиция. Замысел эстампа. Поиск композиции своей картины. Разные варианты техники исполнения картины.
Уметь создавать силуэтные композиции в технике аппликации.
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Формирование познавательнойактивности
26
Печатаем гравюру
(комбинированный урок)
1
Технология получения оттисков бумажной гравюры. Самостоятельная проба печати гравюры учениками
Уметь создавать композиции в технике граттаж.
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Формирование самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности
27
Декоративная цветная чеканка
(комбинированный урок)
1
Технология получения чеканки. Работа с фольгой.
Работать с фольгой. Уметь работать с необычными материалами.
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Представлять инфор-
мацию в виде не-
большого сообщения.
Контролировать свои
действия вколлекти-вной работе и понимать
важность их правиль-
ного выполнения.
-
Конструкция объемных художественных изделий (3 часа)
28
Стаканчик для карандашей
(комбинированный урок)
1
Конструирование стаканчика
Выбирать художественные
материалы и средства ху-
дожественной вырази-
тельности для создания
работы.
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
. Формирование познавательнойактивности
29
Роспись красками орнамента на стаканчике
(комбинированный урок)
1
Роспись стаканчика.
Акриловые краски
Использовать разнооб-
разие цветовых оттенков. Уметь применять полученные знаний при создании орнамента.
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Формирование самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности
30
Фигуры из натуральной пробки
(комбинированный урок)
1
Конструирование сложных форм из пробки
Уметь работать с необычными материалами.
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Понимать необходи-
масть координации совместных действий при выполнении учебных и
творческих задач.
-
Наш поселок в разное время года (4 часа)
31
Замысел панно.
(урок изучения нового материала)
1
Работа над композицией. Заготовка материалов. Зарисовки зданий
Использовать различные техники работы красками.
Применять коллажную технику.
темати-ческий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Выбирать из несколь-
ких вариантов выпол-
нения работы прием-
лемый для себя.
32
Замыслы и эскизы картин панно
(комбинированный (урок)
1
Работа над композицией. Заготовка материалов. Зарисовки зданий
Использовать различные техники работы красками.
Применять коллажную технику.
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства
Выбирать способы
решения художест-
венной задачи.
Принимать мнение,
отличное от своей
точки зрения.
33
Выбор фона. Поиск композиции картины
(комбинированный (урок)
1
Разметка и вырезание силуэтов зданий. Поиск композиции картины. Наклеивание силуэтов всех изображений
Использовать различные техники работы красками.
Применять коллажную технику.
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
Формирование познавательнойактивности
34
Декоративная роспись картин красками
(комбинированный (урок)
1
Использование в работе способ заливки акварельной краской.
Использовать различные техники работы красками.
Применять коллажную технику.
текущий
Формирование положительного отношения к урокам изобра-
зительного искусства через различные виды художественной деятельности
. Формирование познавательнойактивности
35
Итоговый урок года
(урок систематизации знаний)
1
Выставка творческих работ
Уметь самостоятельно выбирать рисунок, поделку для выставки
темати-ческкий
Развитие навыков оценки и самооценки разричных видов деятельности
Представлять инфор-
мацию в виде не-
большого сообщения.