Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

Тема: Искусство Гжели. Задача: раскрыть особенности изготовления гжельской керамики и своеобразие приёмов росписи.   Цели: Обучающая: способствовать формированию навыков работы кистью /широкий и удлинённый мазок, мазок кончиком кисти, поворот и примакивание кистью/ и композиционного навыка; Развивающая развивать потребность детей в творчестве; развивать способность видеть красоту окружающего мира и воспринимать способы мастеров выражать своё восхищение природой; Воспитывающая воспитывать уваже...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

Учитель ИЗО МОУ Суходольской СОШ№1

Антонова Ирина Владимировна.




























Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

Тема: Искусство Гжели.

Задача: раскрыть особенности изготовления гжельской керамики и своеобразие приёмов росписи.

Цели:

Обучающая:

способствовать формированию навыков работы кистью /широкий и удлинённый мазок, мазок кончиком кисти, поворот и примакивание кистью/ и композиционного навыка;

Развивающая

развивать потребность детей в творчестве;

развивать способность видеть красоту окружающего мира и воспринимать способы мастеров выражать своё восхищение природой; Воспитывающая

воспитывать уважение и интерес к национальной культуре; поощрение творческого подхода к теме, инициативы и самостоятельности.

Форма организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Зрительный ряд: образцы гжельской керамики, фотографии и слайды.

Материалы: бумага, акварель, кисточки.

Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.

План урока:

  1. Организационный момент /1-2)

  2. Актуализация знаний. Рассказ о гжельском промысле и особенностях гжельской росписи с просмотром слайдов /8-10мин/

  3. Практическая работа(20мин)

  4. Подведение итогов /7-8 мин./;

Ход урока:

Народные художественные промыслы сохранились в разных уголках России. Мы познакомимся с искусством Гжели. Ты узнаешь, как создают мастера свои произведения, познакомишься с приемами росписи. Просмотр слайдов и беседа по мере просмотра.

Ты, наверно, уже видел необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов?

  • Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка близлежащих деревень (Турыгино, Гжель, Речицы и др.) Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды- край богат залежами гончарных глин. Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель . Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кольбат становился пронзительно синим , а прозрачная полива приобретала блеск. Кроме посуды мастера Гжели создают и мелкую декоративную пластику - забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.

Во время фильма учитель читает стихотворение о гжельской посуде и удивительных мастерах:

«Далеко до лета, за окном метель,

Но не пугает это жителей посёлка Гжель.

Любы им просторы, укрытые в снега,

Да бескрайность неба цвета василька.

Мастера-умельцы делают посуду:

Чашки и тарелки - настоящим чудом!

На фарфоре белом, как среди снегов

Распустились синие облака цветов.

Словно белый иней их припорошил,

От морозов лютых спрятать поспешил.

Голубая роза расцвела зимой!

Вместе с чашкой розу принесу домой.

В жаркий летний полдень чашку я возьму -

Непременно в зиму сразу попаду!

Почувствую прохладу заснеженных равнин,

Да увижу неба чарующую синь,

И услышу снова, как поёт метель

Вот какое чудо мне подарит Гжель!»

Далее учитель предлагает детям изучить основные элементы гжельской росписи! Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному. Мазок-пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор. Мазковая роспись. Цветочек.

Капелька Бордюры

Последовательность росписи птицы

Практическая работа:

Нарисовать на приготовленных шаблонах тарелки красивый букет гжельских роз. Набрать краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением положи мазок на поверхность листа .

Тоновой переход от тёмно-синего к светлому, получается

за счёт того, что мастер набирает краску лишь на одну сторону

кисти.

Лепестки розы мазками добавляются с левой и правой стороны цветка

равномерно, подрисовываются мелкие детали: мелкие лепесточки,

тычинки, дорисовываются дополнительные

элементы. Так выглядит гжельская роза. Чтобы работа была законченной, необходимо нарисовать красивый букет гжельских роз.

Подведение итогов урока. Эстетическая оценка работ.

Вопросы в заключение темы:

Где находится старинный промысел?

Из какого материала делают мастера посуду?

Какие элементы росписи используют народные мастера?

В чём особенность гжельской керамики?





© 2010-2022