Рабочая программа по ИЗО 7 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Рабочая программа по изобразительному искусству

7 класс









































Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по искусству для базового уровня.

В основу данной программы положена программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского, Москва Просвещение 2009 год..

Обучение осуществляется по учебнику

7-8 класы Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. М.Просвещение 2009 год

Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 35 часа в год, 1 час в неделю.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;

  • овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

Требования к подготовке учащихся.

Учащиеся должны: /Творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры Творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве. Формирование художественных знаний, умений и навыков.

Дети должны знать: Процесс работы над созданием станковых произведений Произведения бытового и исторического жанров / Произведения мастеров Древней Греции, эпохи итальянского Возрождения,

голландского искусства 17 века, испанского искусства 17- начала 19 вв., французского искусства 17-20 вв. S Выдающиеся произведения отечественного (в том числе и современного

искусства)

Дети должны уметь:

Связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом

изображения Работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки / Передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер Изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы Выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству Отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений S Вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Учебно-тематический план.

Темы

Часы

Представление о красоте человека

6

Моя будущая профессия

2

Процесс создания картины

7

Бытовой жанр.

5

Исторический жанр.

3

Батальный жанр

2

Сказочно-былинный жанр

2

Плакат

3

Альбом по искусству

5

Итого

35

Ресурсное обеспечение проограммы:


Н.П.Костерин «Учебное рисование» Энциклопедия юного художника.

Энциклопедия по ИЗО. В.С.Кузин «Изобразительное искусство».

Н.М.Сокольникова «Основы рисунка».« Основы живописи»

«Основы композиции» «Краткий словарь художественных терминов»

ИНТЕРНЕТ ресурсы.


Календарно-тематический план.

7 класс.

Тема : «Изобразительное искусство и мир интересов человека»


№ урока

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС

Количество часов

Содержание урока

дата

план

по факту

1

«Представления о красоте человека»

Цель: вспомнить основные виды ИЗО (живопись, графика, скульптура), специфику выражения в объёме, в графике, в живописи.

Живопись. Графика. Скульптура. Микеланджело.

1

Человек-главная тема в искусстве в разные исторические эпохи. Творчество Микеланджело.

Зрительный ряд: презентация.



2

«Красота, выразительность пропорций человека»

Цель: изучить пропорции тела человека

Пропорция. Канон.

1

Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон». Представление людей и красоте тела в разные исторические эпохи.

Зрительный ряд: таблицы с изображением человека.

Задание: сделать набросок фигуры человека



3-4

«Красота фигуры человека»

.Цель: формировать навыки практической работы соблюдения пропорций тела человека при работе над скульптурой.

Скульптура. Форма. Движение. Пластика.

2

Скульптор видит красоту человека в его пропорциях, характере форм, движении, пластике. Значение характера материала для создания выразительного образа в скульптуре, обобщение и проработка деталей в скульптурном образе.

Задание: выполнить скульптуру на основе каркаса с соблюдением пропорций.

Материалы: пластилин, проволока для каркаса, стеки



5

«Красота согласованности движений человека»

Цель: закрепить полученные знания по выразительности пропорций и движения фигуры человека.

Скульптура. Статика. Динамика. Фриз.

1

Значение разных точек зрения на скульптуру при её восприятии. Статика. Динамика. Фриз.

Зрительный ряд: рисунки Дега, Микеланджело, Мухиной, Серова и др.

Задание: изображение бегущих фигур на полосе бумаги наклейками на тему «Эстафета»

Материалы: бумага двух цветов, ножницы, клей, гуашь, кисти.



6

«Зарисовки человека с натуры»

Цель:

Набросок. Рисунок. Эскиз. Пропорция.

1

Понятия набросок, рисунок, эскиз, пропорции, искусство художников-портретистов.

Задание: зарисовать человека с натуры.

Материалы: бумага, карандаш.



7-8

«Моя будущая профессия»

Цель: закрепить полученные знания по выразительности пропорций и движения фигуры человека, умение устанавливать связь профессией человека и предметами его окружающими.

Скульптура. Композиция. Колорит. Динамика.

2

Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Композиция, колорит, аксессуары, характер позы как средство раскрытия задуманного образа. Знать понятия набросок, эскиз, картина, репродукции картин, изображающих человека в труде, отражающих профессию.

Задание: Составить эскиз и перенести его на бумагу отражающий профессию главного персонажа через среду, в которой он находится. Среда даётся в виде фона. Связь человека со средой определяется характерными объектами, предметами, предметами труда и т.д.

Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.



9

«Процесс создания картины»

Цель: Познакомить детей с картиной как взглядом художника на мир на примере творчества А.Пластова.

Картина. Процесс создания картины.

1

Картина-взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Процесс создания картины. Творчество Пластова.

Зрительный ряд: презентация.



10-11

« Процесс работы над станковым произведением»

Цель: познакомить учащихся с процессом работы над станковым произведением.

Композиция. Ритм. Тон. Фактура. Свет. Форма. Цвет. Пространство. Натура. Эскиз.

2

Роль сюжета в решении образа, роль живописно- пластических средств в решении образа (композиция, ритм, свет, форма, цвет,

Пространство, фактура и т.д. Оптические иллюзии, фигура и тон. Эскизы и сбор материала-две стороны процесса поиска образа картины.

Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины.

Задание: создание эскизов композиции на выбранную тему из своей жизни.

Материалы: бумага, мелки, карандаш.



12-13

«Сюжетная композиция».

Цель: формирование практических навыков по переносу эскиза на большой лист бумаги, создание сюжетной композиции.

Колорит. Цвет. Пространство. Перспектива.

2

Роль колорита в раскрытии художественного образа, значение цвета в выделении смыслового центра, передача цветом пространства, последовательность работы над композицией, приёмы переноса эскиза на большой лист.

Задание: перенести эскиз на лист, уточнить композицию, определить цветовую гамму композиции.

Материалы: бумага, акварель, гуашь, пастель.



14-15

«Конструкция, увеличение и уменьшение изображения»

Цель: сформировать навыки увеличения и уменьшения размера картинки при помощи палетки.

Конструкция.

2

Что такое конструкция, как увеличить или уменьшить изображение при помощи сетки.

Задание: на заранее разлинованных листах размером 1,5х1,5 и 0,5х0,5 нарисовать заданный рисунок используя палетку.



16

«Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве»

Цель: познакомить детей с бытовым жанром.

Жанр. Бытовой жанр. Сюжет. Живопись.

1

Понятия жанр, сюжет, бытовой жанр.

Зрительный ряд: Шарден. Домье. Дега. Венецианов. Перов. Коровин. Пименов.

Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов



17-18

«Мой дом, моя семья»

Цель: обобщить и закрепить знания по теме «бытовой жанр»

Бытовой жанр

2

Развитие и обобщение основных аспектов предыдущего урока, акцентирование на теме семьи, её повседневной жизни.

Зрительный ряд: Середникова. Шарден. Рембрандт.

Задание: выполнить композицию на выбранную тему из жизни семьи.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.



19-20

«Жизнь людей моей деревни»

Цель: обобщить и закрепить знания по теме «бытовой жанр»

Бытовой жанр.

2

Ежедневная жизнь проходит не только внутри дома, но и на улицах. Здесь также в простом, ежедневном выражается особый, неповторимый характер жизни людей.

Задание: выполнить композицию на выбранную тему из жизни деревни.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.



21-23

«Художник- выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Исторический жанр.».

Цель: познакомить учащихся с историческим жанром и взаимосвязью с другими жанрами ИЗО.

Понятия исторический жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок, репродукции картин с историческим сюжетом. Линия горизонта.

3

В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Сложный мир исторической картины. Отличие исторической картины от произведения бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа. Натюрморт, портрет, пейзаж как элементы исторической картины.

Творчество В.И.Сурикова.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Задание: выполнить композицию на историческую тему.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.



24-25

«Батальный жанр»

Цель: познакомить учащихся с батальным жанром.

Батальный жанр.

сюжет, содержание, эскиз, набросок, репродукции картин с батальным сюжетом. Тема Великой Отечественной войны в станковом искусстве.

2

Особенности батального жанра. Творчество художников- баталистов.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Задание: выполнить композицию на военную тему.

Материалы: бумага, гуашь, кисти.



26-27

«Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки»

Цель: познакомить учащихся со сказочно-былинным жанром.

Сказочно-былинный жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок.

2

Особенности сказочно-батального жанра. Творчество художников-сказочников.

Зрительный ряд: электронная презентация.

Задание: выполнить композицию «Моя любимая сказка».

Материалы: бумага, гуашь, кисти.



28-30

«Плакат»

Цель: познакомить учащихся с плакатом как особым видом графики.

Стр. 32-39

Плакат, шрифт, шрифтовая композиция, роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком

3

Его специфика и отличие от станковой и книжной графики.

Специфика образного языка плаката. Роль текста и его связь с рисунком. Ведущие мастера плаката.

Зрительный ряд: плакаты современных художников Савостюка, Успенского, Каракашева, Островского и др.

Задание: выполнить плакаты на темы «защита окружающей среды», «Охрана памятников истории и культуры», «охрана и защита окружающего мира».

Материалы: по выбору учащихся.



31-35

«Альбом по искусству»

Цель: познакомить учащихся с отличительными особенностями книжной графики.

Стр.29-31, 40-45

Книжная графика. Обложка. Титул. Шрифт. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

4

Отличие книжной графики от других видов графики. Мастера книжной графики. История создания книгопечатания. Из чего состоит книга.

«Обложка»

Особая смысловая нагрузка обложки и суперобложки. Средства выразительности обложки: лаконичность, декоративность. Иллюстрации. Роль шрифта на обложке и его взаимосвязь с изображением.

«Титул»

Титул- визитная карточка книги. Отличие титула от других компонентов книги. Виды титулов, в каких книгах встречаются, средства выразительности титула, стилевое единство всех

компонентов книги.

«Шрифт».

Шрифт и буквица. Место их в оформлении. Орнаментика шрифта и его читаемость. Взаимосвязь шрифта с общим решением листа и иллюстраций. Традиции написания шрифта у разных народов.

Зрительный ряд: книги по искусству.

Задание: создать альбом по искусству с работами учащихся выполненными в течение года.

Материалы: по выбору учащихся.




© 2010-2022