- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО 7 класс
Рабочая программа по ИЗО 7 класс
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Жукова О.Л. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по изобразительному искусству
7 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии и Примерной программы основного общего образования по искусству для базового уровня.
В основу данной программы положена программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского, Москва Просвещение 2009 год..
Обучение осуществляется по учебнику
7-8 класы Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. М.Просвещение 2009 год
Учебник включен в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Материал изучается на базовом уровне. Материал рассчитан на 35 часа в год, 1 час в неделю.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
-
овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны: /Творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры Творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве. Формирование художественных знаний, умений и навыков.
Дети должны знать: Процесс работы над созданием станковых произведений Произведения бытового и исторического жанров / Произведения мастеров Древней Греции, эпохи итальянского Возрождения,
голландского искусства 17 века, испанского искусства 17- начала 19 вв., французского искусства 17-20 вв. S Выдающиеся произведения отечественного (в том числе и современного
искусства)
Дети должны уметь:
Связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом
изображения Работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки / Передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер Изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы Выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству Отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений S Вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
Учебно-тематический план.
Темы
Часы
Представление о красоте человека
6
Моя будущая профессия
2
Процесс создания картины
7
Бытовой жанр.
5
Исторический жанр.
3
Батальный жанр
2
Сказочно-былинный жанр
2
Плакат
3
Альбом по искусству
5
Итого
35
Ресурсное обеспечение проограммы:
Н.П.Костерин «Учебное рисование» Энциклопедия юного художника.
Энциклопедия по ИЗО. В.С.Кузин «Изобразительное искусство».
Н.М.Сокольникова «Основы рисунка».« Основы живописи»
«Основы композиции» «Краткий словарь художественных терминов»
ИНТЕРНЕТ ресурсы.
Календарно-тематический план.
7 класс.
Тема : «Изобразительное искусство и мир интересов человека»
№ урока
Тема урока
Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС
Количество часов
Содержание урока
дата
план
по факту
1
«Представления о красоте человека»
Цель: вспомнить основные виды ИЗО (живопись, графика, скульптура), специфику выражения в объёме, в графике, в живописи.
Живопись. Графика. Скульптура. Микеланджело.
1
Человек-главная тема в искусстве в разные исторические эпохи. Творчество Микеланджело.
Зрительный ряд: презентация.
2
«Красота, выразительность пропорций человека»
Цель: изучить пропорции тела человека
Пропорция. Канон.
1
Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон». Представление людей и красоте тела в разные исторические эпохи.
Зрительный ряд: таблицы с изображением человека.
Задание: сделать набросок фигуры человека
3-4
«Красота фигуры человека»
.Цель: формировать навыки практической работы соблюдения пропорций тела человека при работе над скульптурой.
Скульптура. Форма. Движение. Пластика.
2
Скульптор видит красоту человека в его пропорциях, характере форм, движении, пластике. Значение характера материала для создания выразительного образа в скульптуре, обобщение и проработка деталей в скульптурном образе.
Задание: выполнить скульптуру на основе каркаса с соблюдением пропорций.
Материалы: пластилин, проволока для каркаса, стеки
5
«Красота согласованности движений человека»
Цель: закрепить полученные знания по выразительности пропорций и движения фигуры человека.
Скульптура. Статика. Динамика. Фриз.
1
Значение разных точек зрения на скульптуру при её восприятии. Статика. Динамика. Фриз.
Зрительный ряд: рисунки Дега, Микеланджело, Мухиной, Серова и др.
Задание: изображение бегущих фигур на полосе бумаги наклейками на тему «Эстафета»
Материалы: бумага двух цветов, ножницы, клей, гуашь, кисти.
6
«Зарисовки человека с натуры»
Цель:
Набросок. Рисунок. Эскиз. Пропорция.
1
Понятия набросок, рисунок, эскиз, пропорции, искусство художников-портретистов.
Задание: зарисовать человека с натуры.
Материалы: бумага, карандаш.
7-8
«Моя будущая профессия»
Цель: закрепить полученные знания по выразительности пропорций и движения фигуры человека, умение устанавливать связь профессией человека и предметами его окружающими.
Скульптура. Композиция. Колорит. Динамика.
2
Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Композиция, колорит, аксессуары, характер позы как средство раскрытия задуманного образа. Знать понятия набросок, эскиз, картина, репродукции картин, изображающих человека в труде, отражающих профессию.
Задание: Составить эскиз и перенести его на бумагу отражающий профессию главного персонажа через среду, в которой он находится. Среда даётся в виде фона. Связь человека со средой определяется характерными объектами, предметами, предметами труда и т.д.
Материалы: бумага, карандаш, краски, кисти.
9
«Процесс создания картины»
Цель: Познакомить детей с картиной как взглядом художника на мир на примере творчества А.Пластова.
Картина. Процесс создания картины.
1
Картина-взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Процесс создания картины. Творчество Пластова.
Зрительный ряд: презентация.
10-11
« Процесс работы над станковым произведением»
Цель: познакомить учащихся с процессом работы над станковым произведением.
Композиция. Ритм. Тон. Фактура. Свет. Форма. Цвет. Пространство. Натура. Эскиз.
2
Роль сюжета в решении образа, роль живописно- пластических средств в решении образа (композиция, ритм, свет, форма, цвет,
Пространство, фактура и т.д. Оптические иллюзии, фигура и тон. Эскизы и сбор материала-две стороны процесса поиска образа картины.
Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины.
Задание: создание эскизов композиции на выбранную тему из своей жизни.
Материалы: бумага, мелки, карандаш.
12-13
«Сюжетная композиция».
Цель: формирование практических навыков по переносу эскиза на большой лист бумаги, создание сюжетной композиции.
Колорит. Цвет. Пространство. Перспектива.
2
Роль колорита в раскрытии художественного образа, значение цвета в выделении смыслового центра, передача цветом пространства, последовательность работы над композицией, приёмы переноса эскиза на большой лист.
Задание: перенести эскиз на лист, уточнить композицию, определить цветовую гамму композиции.
Материалы: бумага, акварель, гуашь, пастель.
14-15
«Конструкция, увеличение и уменьшение изображения»
Цель: сформировать навыки увеличения и уменьшения размера картинки при помощи палетки.
Конструкция.
2
Что такое конструкция, как увеличить или уменьшить изображение при помощи сетки.
Задание: на заранее разлинованных листах размером 1,5х1,5 и 0,5х0,5 нарисовать заданный рисунок используя палетку.
16
«Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве»
Цель: познакомить детей с бытовым жанром.
Жанр. Бытовой жанр. Сюжет. Живопись.
1
Понятия жанр, сюжет, бытовой жанр.
Зрительный ряд: Шарден. Домье. Дега. Венецианов. Перов. Коровин. Пименов.
Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов
17-18
«Мой дом, моя семья»
Цель: обобщить и закрепить знания по теме «бытовой жанр»
Бытовой жанр
2
Развитие и обобщение основных аспектов предыдущего урока, акцентирование на теме семьи, её повседневной жизни.
Зрительный ряд: Середникова. Шарден. Рембрандт.
Задание: выполнить композицию на выбранную тему из жизни семьи.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
19-20
«Жизнь людей моей деревни»
Цель: обобщить и закрепить знания по теме «бытовой жанр»
Бытовой жанр.
2
Ежедневная жизнь проходит не только внутри дома, но и на улицах. Здесь также в простом, ежедневном выражается особый, неповторимый характер жизни людей.
Задание: выполнить композицию на выбранную тему из жизни деревни.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
21-23
«Художник- выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Исторический жанр.».
Цель: познакомить учащихся с историческим жанром и взаимосвязью с другими жанрами ИЗО.
Понятия исторический жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок, репродукции картин с историческим сюжетом. Линия горизонта.
3
В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Сложный мир исторической картины. Отличие исторической картины от произведения бытового жанра, натюрморта, портрета, пейзажа. Натюрморт, портрет, пейзаж как элементы исторической картины.
Творчество В.И.Сурикова.
Зрительный ряд: электронная презентация.
Задание: выполнить композицию на историческую тему.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
24-25
«Батальный жанр»
Цель: познакомить учащихся с батальным жанром.
Батальный жанр.
сюжет, содержание, эскиз, набросок, репродукции картин с батальным сюжетом. Тема Великой Отечественной войны в станковом искусстве.
2
Особенности батального жанра. Творчество художников- баталистов.
Зрительный ряд: электронная презентация.
Задание: выполнить композицию на военную тему.
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
26-27
«Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки»
Цель: познакомить учащихся со сказочно-былинным жанром.
Сказочно-былинный жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок.
2
Особенности сказочно-батального жанра. Творчество художников-сказочников.
Зрительный ряд: электронная презентация.
Задание: выполнить композицию «Моя любимая сказка».
Материалы: бумага, гуашь, кисти.
28-30
«Плакат»
Цель: познакомить учащихся с плакатом как особым видом графики.
Стр. 32-39
Плакат, шрифт, шрифтовая композиция, роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком
3
Его специфика и отличие от станковой и книжной графики.
Специфика образного языка плаката. Роль текста и его связь с рисунком. Ведущие мастера плаката.
Зрительный ряд: плакаты современных художников Савостюка, Успенского, Каракашева, Островского и др.
Задание: выполнить плакаты на темы «защита окружающей среды», «Охрана памятников истории и культуры», «охрана и защита окружающего мира».
Материалы: по выбору учащихся.
31-35
«Альбом по искусству»
Цель: познакомить учащихся с отличительными особенностями книжной графики.
Стр.29-31, 40-45
Книжная графика. Обложка. Титул. Шрифт. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
4
Отличие книжной графики от других видов графики. Мастера книжной графики. История создания книгопечатания. Из чего состоит книга.
«Обложка»
Особая смысловая нагрузка обложки и суперобложки. Средства выразительности обложки: лаконичность, декоративность. Иллюстрации. Роль шрифта на обложке и его взаимосвязь с изображением.
«Титул»
Титул- визитная карточка книги. Отличие титула от других компонентов книги. Виды титулов, в каких книгах встречаются, средства выразительности титула, стилевое единство всех
компонентов книги.
«Шрифт».
Шрифт и буквица. Место их в оформлении. Орнаментика шрифта и его читаемость. Взаимосвязь шрифта с общим решением листа и иллюстраций. Традиции написания шрифта у разных народов.
Зрительный ряд: книги по искусству.
Задание: создать альбом по искусству с работами учащихся выполненными в течение года.
Материалы: по выбору учащихся.