- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Школа России
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС Школа России
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ляшова Н.А. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе авторской программы Е.И.Коротеева «Изобразительное искусство. Искусство и ты», образовательная система «Школа России».). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам ФГОС второго поколения, рассчитана на 34 ч. в год (1час в неделю) и обеспечена учебниками для 2 класса.
1. Закон РФ «Об образовании» 2013 г
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
3. Распоряжение Правительства РФ от 07 февраля 2011г. №163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011г., рег. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
6 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.02.2011г. №03-114 «Модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования»
9. Постановление правительства СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 11 октября 2010 года N 1472-ПП «Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011-2015 годы»
10. Приказ МО и Н РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
11. Учебный план МБОУ СОШ № 33 пос. Кытлым на 2015-2016 учебный год;
12. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым (новая редакция).
13. Образовательная программа МБОУ СОШ № 33 пос. Кытлым.
Младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно- практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Основные положения курса согласуются с концепцией Образовательной системы «Школы России» и решают задачи, связанные с:
- формированием общего представления о культурно - материальной среде;
- формированием эстетического компонента личности;
- начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира - трудовой художественно - творческой деятельностью.
Курс развивающее - обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно - творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
- расширение общекультурного кругозора учащихся;
- развитие качеств творческой личности, умеющей:
а) ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни ребенка проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту;
- общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
- формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений
как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические знания, являющиеся основой для последующей художественно-творческой деятельности, которые в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Программный материал отражает требования обязательного минимума содержания образования по трудовому обучению.
Программа состоит из двух блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок - художественно- творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок - трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания основ технологических знаний и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
На основе такого подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.
Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствют единым требованиям: эстетичности, практической значимости (личная или общественная), доступности, а также - целесообразности, экологичности.
Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению: а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности; б) отдельных приемов изобразительной деятельности; в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста. Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через упражнения приемы включаются в практические работы по изготовлению изделий.
Предлагаемые виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы и т.п.
Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса на основе эстетического идеала, вытекающего из эстетического контекста, частью которого является художественный труд.
Методическая основа курса - организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей. Репродуктивным остается только освоение технологических приемов и приемов сценического искусства, т.е. упражнений.
Продуктивная деятельность на всех этапах урока непосредственным образом связана с речевым развитием детей: от пересказа до презентации. Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих проектов обобщающего характера.
Общетрудовые умения: самостоятельная организация рабочего места в соответствии с используемым материалом; с помощью учителя проведение анализа образца (задания) с опорой на чертеж, рисунок, схему, инструкцию; планирование последовательности выполнения практического задания, контроль качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом).
Понятия:
1. Культурологические: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, движение, жанры, правда и правдоподобие.
2. Технико-технологические: конструкция, чертеж, эскиз, точка, линия, отрезок, линии чертежа (основная контурная, выносные, размерные, линия сгиба), длина, ширина, габаритные размеры, лекало, выкройка, подвижное и неподвижное соединение деталей.
3. Художественно-изобразительные: иллюстрация, линейная перспектива, жанры (натюрморт, пейзаж, портрет), колорит, основные и смешанные цвета, живопись, иллюстрация.
Личностными результатами изучения курса «ИЗО» во 2-м классе является формирование следующих умений:
-
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
-
объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-
самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
-
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «ИЗО» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
-
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
-
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
-
договариваться сообща;
-
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: иметь представление об эстетических понятиях: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное; жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический, жанрово-бытовой, портрет); движение, правда и правдоподобие. Представление о линейной перспективе.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
знать названия красок натурального и искусственного происхождения, основные цвета солнечного спектра, способ получения составных цветов из главных;
уметь смешивать главные цвета красок для получения составных цветов, выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
По трудовой деятельности:
знать
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки, подвижный - проволока, нитки, тонкая веревочка);
- о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе;
уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.
№ п/п
Раздел
Тема
Тип урока
Основные виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Личностные
Метапредметные
Предметные
1
Как и чем работает художник? (8 ч.)
«Цветочная поляна». Три основные краски, строящие многоцветье мира.
Урок введения в новую тему
Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Наблюдать и делать выводы о значении трёх красок. Работать с кистью.
Эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
П. Использование текста правил работы с красками гуашь и акварель; Наблюдать природу и природные явления.
К. Овладеть на практике основами цветоведения.
Р. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Знание правил работы с кистью, смешивания красок. Умение строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений.
2
Радуга на грозовом небе». Пять красок- всё богатство цвета и тона.
Комбинированный урок
Беседовать о красоте осенней природы, о многообразии её цветовой гаммы. Знакомство с полотнами известных художников, наблюдение за природой, изображённой мастерами. Работа в группах без предварительного рисунка.
Эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
П. Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
Р. Оценивание себя
Знание художников, изображающих природу. Умение изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и материалами художника. Понимать разницу в изображении природы.
3
«Осенний лес». Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.
Урок - сказка
Познакомиться с другими материалами для изображения: мелки, пастель. Узнать о вариантах построения композиции, о законе «ближе- дальше», «больше-меньше».
Эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
П. Создавать элементарные композиции на заданную тему, используя такие материалы, как мелки или пастель. Использовать правила для передачи пространства на плоскости в изображениях природы.
К. участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусств.
Знание понятия «композиция». Умение наблюдать за природой, различать её характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью , свой замысел.
4
«Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации.
Урок - проект
Познакомиться с новым видом выразительности изображения. Соотнести личные наблюдения со стихотворениями Тютчева и музыкой Чайковского. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
Эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
Р. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Знание видов выразительности, правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настроение композиции цветом.
работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу.
5
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.
Урок-удивление.
Познакомиться с другими материалами выразительно- стями: тушь и уголь. Наблюдать за природой зимнего леса. Учиться изображай, линии разной выразительности. Овладение приёмами работы с тушью и углём.
Эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Участвовать в обсуждении содержания выразительных средств художественных произведений.
П. Овладевать основами языка графики.
Р. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Знание о выразительных возможностях линии, точки, темного и белого пятен. Умение
Пользоваться новыми материалами для выразительности изображения, пользоваться правилами работы с графическими материалами
6
«Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объёме.
Урок-сказка.
Сопоставить изображение на плоскости и объёмное. Наблюдение за скульптурой, её объём. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению работы.
Эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Анализировать образцы, определять, материалы,
Р. контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
П. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.
Знание понятия «скульптура», правил работы с пластичными материалами. Умение различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать материалы для изображения животного в пространстве.
7
«Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги.
Комбинированный урок.
Освоить работу с бумагой: сгибание, разрезание, перевод плоскости листа в разнообразные объёмные формы - цилиндр, конус, лесенки, гармошки. Конструировать из бумаги различные сооружения.
Эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов; моделировать.
Р. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата
Знание понятия «макет», этапов постройки сооружений. Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом, работать в группе.
8
«Композиции из сухих трав и цветов». Для художника любой материал может стать выразительным.
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - выставка.
Сделать вывод о способах выразительности в художественных произведениях. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
Эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Анализировать образец, определять материалы.
Р. контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
Знание способов выразительности в художественных произведениях. Умение использовать различные приёмы и способы выразительности в изображении природы и животных.
9
Реальность и фантазия (7 ч.)
«Наши друзья - птицы». Изображение и реальность.
Урок-игра.
Рассказывать о красоте природы, о животных. Наблюдать за изображениями животных: изгиб тела, стройность лап, шеи, пластика переходов одной части тела в другую. Выделять особенности животных. Наблюдать за пропорциями частей тела животных.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Использовать правила пропорции при изображении животного.
Р. контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям.
Знание понятия «пропорция». Умение соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта. Умение пользоваться правилами художника (начинать изображение с общего абриса).
10
«Сказочная птица». Изображение и фантазия.
Урок-сказка.
Осознать связь фантазии с реальной жизнью. Наблюдение за фантастическими образами. Выводы о связи реальных и фантастических объектов. Правила изображения фантастических образов. Использовать в индивидуальной деятельности гуашь.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.
П. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.
Р. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
Знание правил рисования с натуры. Умение выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц.
11
«Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность.
Комбинированный урок.
Наблюдать за разнообразием объектов природы. Осознать красоту и неповторимость этих объектов. Высказываться и приводить примеры из личного опыты. Изображать при помощи линий.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Р. формулировать собственное мнение и позицию.
Знание правил рисования с натуры. Умение рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности - форму, величину, расположение игл; правильно разводить гуашевые краски.
12
«Кокошник». Украшение и фантазия.
Урок совместного творчества.
Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Анализировать орнаменты различных школ на- родно-прикладного творчества. Создать собственный орнамент кокошника.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Анализировать образцы, определять материалы.
Р. контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. П. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и
реализовывать его.
Знание понятия «орнамент»; приёма выполнения узора на предметах декоративно- прикладного искусства; известных центров народных художественных промыслов. Умение выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника.
13
«Подводный мир» постройка и реальность
Комбинированный урок
Наблюдение за постройками в природе. Определять форму, материал. Учиться самостоятельно, по своим представлениям, конструировать из бумаги, используя основные приемы работы с этим материалом.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
П. Видеть и понимать многообразие видов и форм в природе; конструировать различные формы;
К. давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. Работать в группах.
Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям.
14
«Фантастический замок» Постройка и фантазия
Урок-фантазия
Сопоставлять современные постройки и сказочные. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Анализировать образец, определять материалы.
Р. контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям..
Знание основных приемов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование фантастических зданий, передавать настроение в творческой работе.
15
Братья - Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе.
Конструирование елочных игрушек.
Урок - обобщение
Наблюдать за разнообразием форм елочных украшений, конструировать новогодние игрушки в виде зверей, растений, человека.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Анализировать образец, определять материалы.
Р. контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формировать собственное мнение и позицию
Знание правил выполнения коллективной работы. Умение различать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы.
16
О чем говорит искусство
(11 ч.)
Изображение природы в различных состояниях
Рисование «Море»
Комбинированный урок
Рассказывать по своим наблюдениям о различных состояниях природы. Анализировать на основе сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» разные состояния моря. Рассмотреть картины художников- маринистов. Предлагать свои варианты изображения моря в разных состояниях.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать море на основе своих наблюдений. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
Знание понятия «художник- маринист». Умение изображать природу в разных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел; правильно разводить и смешивать гуашевые краски.
17
Характер изображаемых животных.
Создание яркого образа животного (веселого, стремительного, агрессивного и т. п.)
Урок введения в новую тему
Познакомиться с иллюстрациями. Наблюдать за настроением животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
К. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений.
Р. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Знание понятия «художник- анималист»; творчества художников В. Серова, И. Ефимова, Т. Мавриной, М. Кукунова, В. Ватагина. Умение рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать гуашевые краски.
18
Выражение характера изображаемых животных. Художники-анималисты. Рисование по памяти. Любимая кошка.
Комбинированный урок
Познакомиться с иллюстрациями. Наблюдать за настроением животных. Выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в рисунке. Рассказывать о своих домашних питомцах: поведение, игры, внешний вид.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
П. Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.
К. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Изображать животное на основе своих наблюдений.
Р. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Знание понятия «художник- анималист»; творчества художников В. Серова, И. Ефимова, Т. Мавриной, М. Кукунова, В. Ватагина. Умение рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать гуашевые краски.
19
Выражение характера человека в живописи и графике. Рисование по представлению. Женский образ.
Комбинированный урок
Мимика лица, движение рук, выражающих эмоции. Умение по выражению лица определять его отношение к окружающим, учиться отражать это в рисунке.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
П. Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.
Р. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.
20
Выражение характера человека в изо-бражении. Мужской образ.
Комбинированный урок
Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Познакомиться с понятием «внутренняя красота». Работать в группах вариативно
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
П. Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой и музыкой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.
Р. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать мужской образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.
21
Выражение характера человека в изображении. Сказочный образ.
Комбинированный урок
Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Наблюдение за изображением доброго лица и злого. Закрепить понятие «внутренняя красота». Работать в группах вариативно.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
П. Понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.
Р. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.
22
Образ человека в скульптуре. Сказочные персонажи, противопо-ложные по характеру. Работа с пластилином.
Урок - проек
Анализировать скульптуры. Наблюдать за средствами выразительности в изображении добрых и злых героев. Выполнить работу из пластилина или глины. Вспомнить правила работы с пластичными материалами. Работать в группах вариативно...
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. П. Моделировать.
Р. Давать оценку своей работе по заданным критериям.
Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства. Умение передавать образ человека и его характер, используя объём; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материалы для творчества; передавать в рисунках пространственные отношения.
23
Выражение характера человека через украшение. Украшение заготовок мужского оружия или женских украшений.
Комбинированный урок
Рассмотреть предметы с элементами декора. Определить причину желания людей украшать свои вещи. Изучить, какими средствами выразительности пользуются наши умельцы. Выяснить причины различия украшений одних и тех же предметов. Приводить при-меры, используя свои наблюдения. Освоить основы изобразительного языка художников.
Толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций, формирование навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках
К. Анализировать и сопостаплять произведения разных видов искусства. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремёсел России.
Р. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Знание правил выражения характера человека через украшение. Умение сравнивать виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно- прикладное искусство); узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов.
24
Выражение намерений через украшение. Коллективно- индивидуальное создание панно. Украшение двух, противоположных по намерению флотов.
Урок - игра
Создание панно «Морские пираты» с использованием полученных знаний о оформлении пиратских кораблей
Толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций, формирование навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать коллективное панно.
Р. давать оценку итоговой работе.
Знание правил составления орнаментов; теплые и холодные цвета. Умение определять форму, размер, последовательность выполнения работы; соблюдать правила составления коллективной работы, оценивать результат.
25
«В мире сказочных героев».В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что внешний вид здания соответствует жильцу, по характеру. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров - Постройки, Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город, учитывая материалы. Работать в группе.
Толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций, формирование навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художест-венные умения для создания красивых вещей или их украшений.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
П. Моделировать сказочный город из выбранных самостоятельно материалов.
Р. давать оценку итоговой работе.
Знание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и реализовывать замысел.
26
Обобщающий урок. Создание коллективного панно. Сказочные миры.
Урок обобщения и систематизации знаний
Наблюдать за конструкциями зданий. Осознать, что внешний вид здания соответствует жильцу, по характеру. Делать выводы о взаимосвязи Мастеров - Постройки, Изображения и Украшения. Проектировать сказочный город, учитывая материалы. Работать в группе.
Толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций, формирование навыков использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художест-венные умения для создания красивых вещей или их украшений.
К. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.
П. Моделировать сказочный город из выбранных самостоятельно материалов.
Р. давать оценку итоговой работе.
Знание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и реализовывать замысел.
27
Как говорит искусство
(8 ч.)
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Рисование по предс-тавлению. Угасаюший костер на фоне ночного неба, перо Жар-птицы или весеннюю лужайку, ис-пользуя контраст-ные цвета.
Урок введения в новую тему
Наблюдать за цветом в картинах художников. Понимать, с помощью каких художественных средств художник добивается того, чтобы нам стало понятно, что и зачем он изображает. Делать выводы о том, что цвет придает дополнительную эмоциональную выразительность произведению
. Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;стремление использовать художест-венные умения для создания красивых вещей или их украшений
К. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
П. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Изображать замок Снежной королевы, используя тёплые и холодные цвета.
Р. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные цвета. Умение высказывать простейшие суждения о
картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски
28
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Рисование по памяти и впечатлению.
Изображение весенней земли.
Комбинированный урок
Беседовать о возможностях цвета в создании настроения. Подобрать цвета для изображения грусти, печали, тревоги, нежности. Провести параллель с музыкой. Выяснить, какой отрывок соответствует образу нежному и светлому, а какой - тревожный и тяжёлый. Уяснить возможности цветов: чёрного, белого, серого. Создать шкалу оттенков серого цвета.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений
К. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
П. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Изображать весеннюю землю, используя звонкие и глухие цвета.
Р. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные, звонкие и глухие цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски.
29
Линия как средство выражения: ритм линий. Рисование по представлению
Изображение весенних ручьев на фоне земли
Комбинированный урок
Сравнивать фотографии с видами весны в разные месяцы. Определять понятие ритма в природе. Делиться своими наблюдениями Соотнести свои представления с музыкальным произведением, с отрывками описания весны в рассказе Пришвина. Изобразить ручьи на рисунке с предыдущего урока.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;стремление использовать художест-венные умения для создания красивых вещей или их украшений
К. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
П. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.
Изображать весенний пейзаж.
Р. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
Знание понятий: «пейзаж», «ритм»; творчества художни- ков-пейзажистов. Умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок на заданную тему.
30
Линия как средство выражения: характер линий. Рисование по впечатлению.
Изображение ветвей с определенным характером и настроением.
Комбинированный урок
Рассмотреть и сравнить предложенные ветки, сделать выводы: у берёзы ветки нежные, гибкие, а у дуба - мощные, похожие на лапы дракона. Учиться выражать характер работы с помощью линий.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;стремление использовать художест-венные умения для создания красивых вещей или их украшений
К. Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.
Р. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
Умение различать основные и составные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы, использовать линии для изображения характера работы.
31
Ритм пятен как средство выражения.
Аппликация.
Создание изображения ритмично летящих птиц.
Урок обобщения изученного материала
Рассмотреть и сравнить картины известных художников; выявить, какими выразительными средствами они пользовались; познакомиться с ещё одним выразительным средством - это ритм и движение пятна. Выполнить задание в технике аппликации.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;стремление использовать художест-венные умения для создания красивых вещей или их украшений
К. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
П. Понимать ценность искусства в cooтветствии гармонии человека с окружающим миром. Моделировать коллективное панно.
Р. давать оценку итоговой работе
Знание «Занятий: ритм и движения пятна», «аппликация»; техники выполнения аппликации. Умение делать выводы на основе рассуждений; составлять композицию, последовательно её выполнять; составлять последовательность и придерживаться ритма.
32
Пропорции выражают характер. Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций.
Комбинированный урок
Наблюдать за пропорциями - тела, массы, длины рук и ног. Соотносить части тела по размеру. Выполнить изделие из пластичных материалов. Закрепить основные приёмы обработки пластичных материалов.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений
К. Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу.
Р. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям,
Знание «пропорция»; приёмов обработки пластичных материалов. Умение выбирать материл для работы; выражать характер изделия через отношение между величинами (пропорцию).
33
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства вырази-тельности. Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц.
Урок обобщения изученного материала
Обобщить свои знания о средствах выразительности. Планировать свои действия и следовать плану. Использовать свои знания в выражении своих замыслов. Начать создание коллективного панно.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений
К. Участвовать в обсуждении содержания и средств им разительности.
П. Понимать ценность искусства в cooтветствии гармонии человека с окружающим миром. Изображать весенний пейзаж.
Р. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям.
Знание средств выразительности. Умение применять средства выразительности; работать в группе, использовать художественные материалы, использовать средства выразительности для изображения характера работы.
34
Обобщающий урок года. Монотипия. Парк аттракционов своей мечты.
Урок - выставка
Обобщить свои знания по теме года «Искусство и ты». Назвать ведущие идеи каждой четверти. Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно.
Способность к художественному познанию мира; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшений
К. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
П. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Моделировать коллективное панно.
Р. давать оценку итоговой работе.
Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства; ведущих художественные музеев России; о художниках. Умение высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства.