Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс. УМК Начальная школа 21 века

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»


Рассмотрена

на заседании МО учителей

начальных классов

протокол №______________

«_____»_____________________ 2015 г.

Руководитель ШМО

__________________Селиванова Е.Г.

Согласовано:

Зам. по УВР МОАУ СОШ № 35 г. Орска

___________________________Кубрякова Н.С.

«_____»_____________________ 2015 г.

Утверждаю:

Директор МОАУ СОШ № 35 г.Орска

____________________________ Бадаева Е.Н.

«_____»_____________________ 2015г.






Рабочая программа

по изобразительному искусству

2 класс

УМК «Начальная школа 21 века»


Составитель:

учитель начальных классов

Финюшина Наталья Анатольевна




Орск, 2015


Рабочая программа по изобразительному искусству (2 класс)


УМК «Начальная школа 21 века»


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусствo» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального образования МОАУ « СОШ № 35 города Орска» и авторской программы Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской «Изобразительное искусство» («Начальная школа XXI века») с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная рабочая программа по музыке разработана для обучения во 2 классах и составлена на основе примерной программы начального общего образования Министерства образования РФ, программы «Изобразительное искусство» авторы Л. Г. Савенкова Е. А. Ермолинская., которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (2009) серии «Стандарты второго поколения».


  1. Общая характеристика учебного предмета.

Цель обучения - разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование целостного, гармонического восприятия мира;

  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;

  • развития интереса к природе и потребности общения с искусством;

  • формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.

Задачи изучения предмета:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к изотворчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.

  2. Развивать творческий потенциал ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.

  3. Формировать навык работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.

  4. Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

2.Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения.

В программе представлены три направления художественного развития учащихся.

  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (ИЗО и окружающий мир). Освоение законов создания произведений искусства (композиция, форма, пространства) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объем, динамика, статика, силуэт). Формирование представлений о роли и значении ИЗО в жизни людей, знакомства с историей возникновения и развития ИЗО. Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

  2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формировать индивидуального чувства цвета, формы, умения организовывать пространство и выстроить композицию. Важное условие развития художественного образного мышления -вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства.

  3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности.

Методическая основа преподавания предмета:

  • опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;

  • подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;

  • проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;

  • активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.

Формой проведения занятий по программе является урок. Реализуя творческую инициативность, учитель может проводить свои уроки в виде: уроков-диспутов, уроков - путешествий, уроков - праздников, уроков - викторин, уроков-сказок, ярмарок знаний, творческой мастерской.

Разнообразные типы уроков, формы и методы их проведения способствуют формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом.

Рабочей программой предусмотрено чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разных видов:

- работа по группам;

- индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общей работы.

Такая совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа,

- творческая работа,

- конкурс,

- викторина.

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный,

- текущий,

- итоговый,

- индивидуальный,

- письменный,

- контроль учителя.

Формы контроля уровня обученности:

- наблюдение,

- самостоятельная работа,

-кроссворды,

- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ,

- тестирование.


3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно программе на изучение программного материала в 4 классе отводится 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Изобразительное искусство» отведен 1 час в неделю (34 часа).

4. Особенность по отношению к ФГОС НОО: требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

- целостное, гармоничное восприятие мира;

- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

- умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

-способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

- способность различать звуки окружающего мира;

- представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;

- умение доводить работу до конца;

- способность предвидеть результат своей деятельности;

- адекватная оценка результатов своей деятельности;

- способность работать в коллективе;

- умение работать индивидуально и в малых группах;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

- постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;

- принятие и удержание цели задания в процессе ее выполнения;

- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов:

- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;

- умение применять приобретенные знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

- умение проводить самостоятельные исследования;

- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний;

- умение находить нужную информацию в Интернете;

- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;

- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

- умение пересказывать небольшие тексты, вычленять сюжет, сочинять небольшой сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;

- умение сопоставлять события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

- умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в благоустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасте уровне;

- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

- способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

- умение высказывать предложения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

- умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человека;

- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

- умение объяснить, чем похожи и чем отличаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

- умение развивать предложенную сюжетную линию;

- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

- умение выражать в беседе свое отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них;

- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

5. Универсальные учебные действия, формируемые на предмете.

Личностные универсальные учебные действия.


Обучающиеся будут уметь:

• Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края).

• Проявлять ценностное отношение к природе, людям иных национальностей, их культурам и религиям.

• Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.

• Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут.

• Испытывать эмпатию, понимать чувства других людей и сопереживать им, выражать свое отношение в конкретных поступках.

• Регулировать свое поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.

• Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде, стремиться к сохранению живой природы.

• Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

• Участвовать в работе группы. Ориентироваться в понимании причин успешности/ неуспешности в учебе.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

  • донести свою позицию до собеседника;

  • оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

  • учиться планировать работу в группе;

  • учиться распределять работу между участниками проекта;

  • понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

  • уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


6. Планируемые результаты освоения программы.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.


Второклассник научится:

- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно- прикладное искусство) и участвовать в художественно- творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

- различать основные виды и жанры пластических искусств;

- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;

- приводить примеры одного - двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно - творческого замысла;

- различать основные составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно - творческой деятельности;

- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы; цветоведения, усвоенные способы действия.

Второклассник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявление прекрасного в произведениях искусства;

- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свои отношения;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно- практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ - средств.

7. Содержание программы.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

Работа различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, в технике аппликации.

Создание этюдов, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Передача изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы. Представление о художественных средствах изображения. Использование в своих работах теплой и холодной гаммы цвета. Работа по представлению и воображению. Изображение предметов с натуры и передача в рисунке формы, фактуры, рефлекса. Представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах. Освоение и изображение в рисунке замкнутого пространства. Передача наглядной перспективы. Изображение предмета в открытом пространстве. Представление о том, почему у каждого народа свое природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др.

Поиск в Интернете необходимой информации по искусству. Изображение по представлению и наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Работа в разных художественных техниках - графике, живописи, аппликации. Передача в рисунке планов, композиционного центра, динамики, контраста и нюанса цвета и формы. Освоение компьютерной графики (линия, пятно, композиция). Использование готовых геометрических форм (коробок, упаковок) для создания интерьера комнаты. Представление об архитектурном проекте, создание своего архитектурного проекта. Сотворчество в коллективной деятельности. Использование цветной бумаги, готовых геометрических форм. Использование изобразительных средств декоративно - прикладного искусства. Проведение коллективных исследований. Применение в работе равновесия в композиции, контраста крупных и мелких форм в объеме. Цветная бумага, аппликация. Использование в работе симметрии, стилизации форм и цвета. Конструирование и создание симметричных изделий путем складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Выполнение композиций без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трех - четырех цветов (передача симметрии, линии, пятна).

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Работа с литературными произведениями при создании композиций по мотивам былин. Сочинение сюжетных композиций и иллюстрирование былин. Поиск необходимых литературных текстов через поисковую систему Интернет, в периодических изданиях, книгах. Использование в работе знаний о замкнутом пространстве. Передача в работе волшебства сказки. Создание объемно- пространственной композиции в технике бумажной пластики и лепки. Выполнение рабочих эскизов в графическом редакторе. Работа индивидуально и в малых группах. Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики. Использование созданных игрушек в театральном и кукольном представлении. Трансформация литературно-сказочных и образно- цветовых словесных описаний и музыкальных образов в зрительно- цветовые образы. Создание плоских или глубинно-пространственных композиций - карт достопримечательностей родного города, местности возле школы. Передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного - в музыке, художественном слове и народной речи ( в графике, цвете или форме).

Художественно - образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Участие в обсуждении тем «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Поиск в Интернете знаменитых архитектурных объектов разных стран мира. Объединение понятия «средства художественной выразительности». Сравнение творческих манер, «языков» разных художников. Разнообразие оттенков цвета природных объектов (растений, зверей, птиц, насекомых). Представление о работе художника- иллюстратора. Участие в обсуждении на темы и внесение своих предложений. Передача в словесных образах выразительности форм и цвета глиняной и деревянной игрушки. Представление об особенностях работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах. Общее и индивидуальное в работе разных художников.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково- экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная деятельность, которая завершает каждый содержательный блок.

8. Описание учебно - методического обеспечения образовательного процесса.

1. Основные учебные издания:

Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012.

2.Дополнительная литература:

1.Искусство.

Основы декоративно - прикладного искусства. (учебное пособие).

2.Дымковские игрушки.

3.Гжель.

4.Хохломская роспись.

5.Деревянные игрушки.

6.Павлово - посадские платки.

7.Вологодское кружево.

8.аппликация.

9.Коллаж.

10.Витраж.

11.Мозаика.

Искусство.

Введение в цветоведение.

1.Цвета и гуашь.

2.Палитра.

3.Ахроматические цвета.

4.Основные и смешанные цвета.

5.Теплые цвета.

6.Холодные цвета.

7.Разбелы.

8.Затемнения.

9. Потускнения.

10.Светотени.

11.Цвет в перспективе.

12.Контрастные цвета.

13.Нюансовые цвета.

14.Колорит.

15.Символика цвета.

16. Цвет в геральдике.









Календарные

сроки

урока

Раздел (количество часов, тема)

Планируемые результаты

Возможные

виды

деятельности

Тема

Кол-во

часов

Освоение предметных связей

УУД

1 четверть (9 часов).

Тема 1. «Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч.)


1

Рисование по представлению.

1

Работа на плоскости.

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом,

пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на

основе впечатлений. Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур.

Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Примерные темы композиций:

«Заколдованный лес», «Хозяйство Лесовичка», «Кто где спрятался», «Таинственный мир облаков». Формирование у детей интереса к разным искусствам путем наблюдения.

2

Выражение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму.

1

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, - радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме.

Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения.

3

Зависимость цветовой гаммы от темы. Рисование по воображению .

1

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Примерные темы композиций: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне».

4

Рисование с натуры «Осенний натюрморт».

1

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.

Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.

Личностные УУД:

развитие эстетических чувств.

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов.

5

Изучение явлений наглядной перспективы. Изображение интерьера «Моя комната».

1

Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство.

Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Регулятивные УУД: работать совместно с учителем по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме.

Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина.

6

Открытое пространство.

1

Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве.

Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями.

7

Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

1

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

Личностные УУД:

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: вносить дополнения.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них.

8

Линия горизонта, первый и второй планы.

1

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях.

Находить в Интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры.

Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры.

Личностные УУД:

развитие эстетических чувств.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя

необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций.

Познавательные УУД: ознакомление с многообразием бабочек.

Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы».

9

Человек в архитектурной среде. Рисование по памяти.

1

Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме.

Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

вносить дополнения.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Создание композиций на темы: «Игры на полу», «Я собираюсь в школу».

2 четверть (7 часов).


10

Красота и необычное в природе.

1

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.

Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация). Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).

Личностные УУД:

развитие эстетического чувства.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Изображение по памяти и наблюдению. Примерные темы композиций: «Ветер», «Ветреный день», «Дождь», «После дождя», «В яркий солнечный день», «Вот это мороз!».


11

Освоение предметной среды в архитектуре.

1

Работа в объёме и пространстве.

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Использовать готовые геометрические формы (коробки, упаковки) для создания интерьера комнаты.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната Мальвины», «Карабас-Барабас у камина», «Дом, где живёт черепаха Тортилла».


12

Архитектурный проект.

1

Иметь представление об архитектурном проекте. Создавать свой архитектурный проект. Иметь представление о связи архитектурных элементов. Передавать в работе соответствие формы проекта его содержанию.

Создавать свой проект детской площадки в природном ландшафте.

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства

Коммуникативные УУД: работать в группах, принимать решения.

Регулятивные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Создание объёмно-пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки.


13

Объёмно-пространственная композиция.

1

Замечать и передавать своеобразие

и красоту городского и сельского пейзажа.

Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности. Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки, коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику.

Личностные УУД: объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коллективная композиция в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: упаковок, коробок, природного материала. Примерные темы композиций: «Наша улица», «Деревенька».


14

Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок.

1

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок.

Использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства.

Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др.

Уметь проводить коллективные исследования.

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

Коммуникативные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору).


15

Декоративная композиция. Выразительные средства декоративно-прикладного искусства.

1

Декоративно-прикладная деятельность.

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат).

Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции.

Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация.

Личностные УУД:

развитие эстетического чувства.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.

Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Примерные темы композиций:

«Заколдованный лес», «Самое красивое в лесу, в поле, в небе, озере, море, горах». Декоративная роспись. Гуашь.


16

Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.


Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию, стилизацию форм и цвета. Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Украшать аппликацией, росписью, узором с учётом формы изделия и его назначения. Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх-четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: вносить дополнения

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания. Примерные темы композиций: «Платок для царевны Несмеяны», «Музыкальная шкатулка», «Волшебное зеркальце», «Волшебный сундук».

3 четверть (10 часов).


17

Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.

1

Понимать и объяснять на примере изделий декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения.

Выполнять задания в технике компьютерной графики.

Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Создание предметов декоративно-прикладного искусства. Примерные темы: «Как петушок стал пряником», «Ай да флюгер», «Лошадка с прялки», «Добрая и злая птица», «Ковёр-самолёт», «Клоун».

Тема 2. «Развитие фантазии и воображения» (11 ч.)


18

Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию.

1

Работа на плоскости

Создавать зрительные художественные образы.

Уметь работать с литературными произведениями.

Личностные УУД:

развитие эстетических чувств.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: вносить дополнения.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Сочинение - условие развития фантазии и воображения Примерные темы композиций: «Кому принадлежит дом, кем вылеплен сосуд, для кого накрыт стол, сшито платье?», «Чей корабль в гавани?», «Жизнь планет во Вселенной».


19

Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

1

Создавать композиции по материалам былин о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.

Сочинять и иллюстрировать свои былины.

Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы, связанные с былинами.

Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях.

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

Коммуникативные УУД:

-договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме.

«Былины и сказки сегодня». Сочинение своих былин о происхождении Земли, Солнца, звёзд, о жизни планет в космосе.


20

Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтением сказки, отрывков из произведений поэзии и прозы.

1

Выполнять композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки (например, Х.-К. Андерсена и С.Т. Аксакова), отрывков из поэзии и прозы.

Использовать в работе знания о замкнутом пространстве.

Передавать в работе волшебство сказки.

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Примерные темы композиций: «Дюймовочка» (жилище Крота; поляна эльфов), «Русалочка» (описание подводного мира), «Подснежник» (пробуждение цветка, передача свежести воздуха), «Аленький цветочек».


21

Формирование представлений об объёмно-пространственном изображении.

1

Работа в объёме и пространстве

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки - из глины или пластилина.

Украшать композиции декоративными элементами, активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3-4 человека.

Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола.

Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.

Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Примерные темы композиций: «Затерянный мир», «Открытый мной мир», «Моё открытие (космическое, географическое, сказочное)» (по сказкам).


22

Тематические композиции - передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов.

1

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола.

Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Разработка композиций в пространстве класса, столовой, игровой комнаты. Примерные темы композиций: «Новогодний ужин», «День рождения».


23

Создание икебаны с использованием природных материалов.

1

Создавать самостоятельно икебану с использованием природных материалов - веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах.

Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.

Создание необычной композиции из обычных предметов. Примерные темы композиций: «Волшебный букет в моей комнате», «Сказочный букет для бабушки (мамы, учителя)».


24

Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции.

1

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм, сухих веток деревьев.

Личностные УУД:

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: вносить дополнения

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Работа с природным материалом. Примерная тема композиции: «Сад в моей сказке».


25

Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.

1

Декоративно-прикладная деятельность

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики.

Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении.

Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции. Примерная тема композиции: «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну».


26

Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительных образах.

1

Перевоплощать литературно-сказочные и образно-цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно-цветовые образы.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.

Изготовление игрушек (вертушек, кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др.

4 четверть (8 часов).


27

Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.

1

Создавать плоскостные или глубинно-пространственные композиции - карты достопримечательностей родного села, города, местности возле школы.

Осваивать техники аппликации и бумажной пластики.

Находить в поисковых системах Интернета свой населённый пункт, улицу, дом.

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.

Создание карты местности. Примерные темы композиций: «Заветные тропинки», «Как на речку пройти».


28

Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства.

1

Понимать и передавать свои впечатления (в графике, цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного - в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например, ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си можно изобразить в цвете так: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр.

Личностные УУД: осознание своих творческих возможностей.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог.

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.

Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка»,

Тема 3. «Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика» (6 ч.)


29

Экскурсия. «Архитектурные достопримечательности моего поселка».

1

Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре».

Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме.

Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу).

Коллективный проект «Архитектура моего города».


30

Средства художественной выразительности.

1

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности; понимать их образы в картине, музыке, поэзии.

Сопоставлять, объяснять, высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом».

Понимать и объяснять понятие: средства художественной выразительности при воплощении замысла.

Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров.

Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).

Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни.

Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой культурой.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме.

Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Дейнека, С.В. Герасимов, К.С. Петров-Водкин, К. Моне, М.А. Врубель, А.Я. Головин, В. Ван Гог, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, П. Пикассо, П. Синьяк.


31

Писатель - художник - книга. Декоративное оформление книги (переплёт, обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

1

Иметь представление о работе художника-иллюстратора.

Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг».

Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов;

развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е. И. Чарушин, Т. А. Маврина, Ю.А. Васнецов, В. М. Конашевич, В.В. Лебедев, М. П. Митурич.


32

Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.

1

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения.

Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки.

Личностные УУД: уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Красота произведений декоративно-прикладного искусства.


33

Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой, театром, литературой, танцем.

1

Отличать материалы и инструменты художников - живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Понимать, каким образом художник изображает предметы и события.

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения.

Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий.


34

Итоговый урок.

1

Представлять особенности работы художника в театре балета, в музыкальном, кукольном, драматическом театрах.

Уметь объяснять различие в деятельности разных художников, находить

общее в их работе.

Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника».

Личностные УУД: проявление познавательных мотивов.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя.


© 2010-2022