- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Конспект урока
Конспект урока
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Логинова А.А. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок изобразительного искусства, система Л.В. Занкова, программа С.Г. Ашиковой.
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДЫ» 1 класс
Работа направлена на формирование следующих УУД:
Личностные: видеть и понимать красоту микромира; формировать ценностное отношение к воде, как источнику жизни и красоты.
Познавательные: создавать изображение согласно схемам;
соблюдение последовательности этапов для создания различных рисунков.
Регулятивные: умение находить в природе формы различных состояний воды.
Коммуникативные: умение делиться своими наблюдениями и впечатлениями, строить понятные для одноклассников высказывания.
Ход урока:
-
Организационный момент.
И в 10 лет, и в 7, и в 5,
Все люди любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
- С таким хорошим настроение мы начинаем наш урок.
-
Актуализация знаний учащихся.
-Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, предлагаю отгадать загадки:
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дачник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
Он как алмаз: и тверд, и чист, на солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)
(По мере отгадывания загадок, листы с отгадками крепятся на доску).
-Ребята, что общего между этими словами? (речь идет о воде)
-Какие 3 состояния воды вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное).
-Благодаря такой своей особенности вода живет одновременно и на земле, и на небе, и между небом и землей. Объединитесь в группы и попробуйте перечислить, в какой форме и состоянии находится вода на земле, на небе, между небом и землей. (обсуждения учащихся). Учебник с.28.
Вывод: жидкое, твердое - лед, кристаллическое - снежинки и газообразное - пар.
Не будем забывать, что вода - источник жизни.
Итак, тема нашего урока: «Путешествие воды». Сегодня мы постараемся увидеть и понять красоту этого удивительного водного мира, постараемся оценить его ценность в жизни.
Прочувствовать характеры воды поможет музыка.
- Давайте обратимся к настоящим музыкальным произведениям. Скажем, вот пример того, как музыка может передать спокойное движение воды. Послушаем начало пьесы великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Май. Белые ночи». Пьеса рассказывает о том, как прекрасна белая ночь на севере нашей страны, когда солнышко почти не уходит за горизонт и ночью светло, как днём. Тогда ровная гладь реки или моря почти сливается с серебристым цветом неба, и тебя окружает необычная, таинственная атмосфера. И мелодия пьесы композитора Чайковского передаёт это спокойствие, когда нет ветра, и вода лишь чуть набегает на берег. (Звучит начало пьесы П.И.Чайковского «Май. Белые ночи»)
- Но музыка способна показать и стремительное, бурное движение воды. Вот знаменитая песня, которую написал австрийский композитор Франц Шуберт. Называется она «В путь». Человек идёт путешествовать по свету, а в начале пути его сопровождает весёлый ручеёк. Обратите внимание на музыкальный аккомпанемент мелодии. Сама мелодия в песне несложная, а вот бурные переливы, которые звучат в фортепианном сопровождении, имитируют рокот перекатов воды. (Звучит песня Ф. Шуберта «В путь»)
-
Работа в рабочей тетради «В мастерской художника» стр.22-23
А) Беседа по наблюдениям:
-
Какой тон (серый или чёрный) окружает самый яркий свет в капле на рисунке?
-
Помогает ли падающая тень выразить блеск капли?
-
Что в капле отражается?
Б) Знакомство с понятием «БЛИК».
-
Работа со словарём. Блик - отблеск света. Самое яркое световое пятно, лежащее на тёмном фоне, на выпуклых поверхностях предметов.
-
Где расположен блик?
-
Большую или меньшую часть капли занимает блик?
-
Повторяет ли блик форму капли?
-
Обрати внимание, повторяет ли рисунок отражения в капле её полукруглую форму.
В) Прослушивание одного из вальсов Ф.Шопена и фрагмента одной из опер на музыку Р.Вагнера. Сравнение музыки и рисунков, фотографий. Беседа о впечатлениях детей.
-
Тренировочные упражнения в рабочей тетради (упражнение 8 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ КАРАНДАШ») или на отдельных листах бумаги, рассматривая поэтапные рисунки на странице «Выражение» в учебнике (с. 29).
Рассмотрим работу с ними подробнее.
Этапы 1-2 (внимание на фотографию 6 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок капли росы начинается с листа травы (рис.1 с. 29), который рисуем крупно, лучше даже часть листа, и затонируем его от края до края графитным карандашом. Выбираем место для капли на листе травы. Капля тоже должна быть крупной - почти на целый лист: обведем овальный контур капли карандашом и затонируем горизонтальными штрихами от края до края, начиная сверху - более сильным нажимом, к низу - более слабым. Растушевкой надо смягчить штрихи, а с помощью ластика создать блик на самой верхушке капли, на самом темном участке штриховки и немного почистить ластиком нижнюю границу капли, а карандашом надо дорисовать падающую тень, сильно нажимая на карандаш. У основания капли тень должна быть самой темной. Бликом на верхушке капли и глубокой падающей тенью будут подчеркнуты прозрачность и чистота воды.
Этапы 3-5 (внимание на репродукцию картины художника Хокусай 4 и на фотографию 1 на с. 28 «Впечатление»).
Рисунок волны состоит из плавных, но упругих линий, чтобы они получились, надо поставить пальцы рабочей руки на первый этаж и с хорошим нажимом на карандаш провести непрерывные краевые линии: верхнюю и нижнюю.
Этап 4. Нижнюю часть волны надо затонировать от темного к светлому. Растушевать нанесенные штрихи палочкой-растушевкой или ватным диском.
Этап 5. Ластиком высветлить верхнюю часть волны - где пена. Карандашом можно усилить динамику движения волны, нарисовав внутри несколько упругих линий, но и над изображением пены можно поработать - подыскать дополнительные штрихи и линии.
Этап 6 (внимание на иллюстрацию 2 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок снежинки можно начать с окружности, которую для удобства надо разделить пополам 4 раза - как показано на рисунке, получится восьмилучевая снежинка. Можно нарисовать и шестилучевую снежинку. Известно, что в природе не повторяется ни один узор снежинки - ребятам предлагается разработать свои варианты узоров.
Этап 7. Можно создать рисунок и на черной бумаге белой пастелью или белым карандашом. Для выполнения этого задания (рисунка снежинки) в рабочей тетради предложено упражнение 9 «СВЕТЛОЕ НА ТЕМНОМ»
-
Выставка детских работ. Подведение итогов урока.
6. Уборка рабочих мест.