Конспект урока

Конспект урока изобразительного искусства предназначен для учителей 1 классов, работающим по развивающей системе Л.В.Занкова, по программе С.Г.Ашиковой. В разработке четко указаны  универсальные учебные действия, которые должны формироваться у учащихся.В конспекте прослеживаются этапы урока: организационный момент, актуализация опорных знаний, практическая работа (работа в рабочей тетради, тренировочные упражнения т.д.), выставка детских работ. В конспекте указываются фамилии композиторов, чьи п...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изобразительного искусства, система Л.В. Занкова, программа С.Г. Ашиковой.

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДЫ» 1 класс

Работа направлена на формирование следующих УУД:
Личностные: видеть и понимать красоту микромира; формировать ценностное отношение к воде, как источнику жизни и красоты.
Познавательные: создавать изображение согласно схемам;
соблюдение последовательности этапов для создания различных рисунков.
Регулятивные: умение находить в природе формы различных состояний воды.
Коммуникативные: умение делиться своими наблюдениями и впечатлениями, строить понятные для одноклассников высказывания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

И в 10 лет, и в 7, и в 5,

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

- С таким хорошим настроение мы начинаем наш урок.



  1. Актуализация знаний учащихся.

-Чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, предлагаю отгадать загадки:

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У нее теперь ангина. (Град)

Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дачник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

Он как алмаз: и тверд, и чист, на солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)

(По мере отгадывания загадок, листы с отгадками крепятся на доску).

-Ребята, что общего между этими словами? (речь идет о воде)

-Какие 3 состояния воды вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное).

-Благодаря такой своей особенности вода живет одновременно и на земле, и на небе, и между небом и землей. Объединитесь в группы и попробуйте перечислить, в какой форме и состоянии находится вода на земле, на небе, между небом и землей. (обсуждения учащихся). Учебник с.28.

Вывод: жидкое, твердое - лед, кристаллическое - снежинки и газообразное - пар.

Не будем забывать, что вода - источник жизни.

Итак, тема нашего урока: «Путешествие воды». Сегодня мы постараемся увидеть и понять красоту этого удивительного водного мира, постараемся оценить его ценность в жизни.

Прочувствовать характеры воды поможет музыка.

- Давайте обратимся к настоящим музыкальным произведениям. Скажем, вот пример того, как музыка может передать спокойное движение воды. Послушаем начало пьесы великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Май. Белые ночи». Пьеса рассказывает о том, как прекрасна белая ночь на севере нашей страны, когда солнышко почти не уходит за горизонт и ночью светло, как днём. Тогда ровная гладь реки или моря почти сливается с серебристым цветом неба, и тебя окружает необычная, таинственная атмосфера. И мелодия пьесы композитора Чайковского передаёт это спокойствие, когда нет ветра, и вода лишь чуть набегает на берег. (Звучит начало пьесы П.И.Чайковского «Май. Белые ночи»)

- Но музыка способна показать и стремительное, бурное движение воды. Вот знаменитая песня, которую написал австрийский композитор Франц Шуберт. Называется она «В путь». Человек идёт путешествовать по свету, а в начале пути его сопровождает весёлый ручеёк. Обратите внимание на музыкальный аккомпанемент мелодии. Сама мелодия в песне несложная, а вот бурные переливы, которые звучат в фортепианном сопровождении, имитируют рокот перекатов воды. (Звучит песня Ф. Шуберта «В путь»)


  1. Работа в рабочей тетради «В мастерской художника» стр.22-23

А) Беседа по наблюдениям:

  • Какой тон (серый или чёрный) окружает самый яркий свет в капле на рисунке?

  • Помогает ли падающая тень выразить блеск капли?

  • Что в капле отражается?

Б) Знакомство с понятием «БЛИК».

  • Работа со словарём. Блик - отблеск света. Самое яркое световое пятно, лежащее на тёмном фоне, на выпуклых поверхностях предметов.

  • Где расположен блик?

  • Большую или меньшую часть капли занимает блик?

  • Повторяет ли блик форму капли?

  • Обрати внимание, повторяет ли рисунок отражения в капле её полукруглую форму.

В) Прослушивание одного из вальсов Ф.Шопена и фрагмента одной из опер на музыку Р.Вагнера. Сравнение музыки и рисунков, фотографий. Беседа о впечатлениях детей.



  1. Тренировочные упражнения в рабочей тетради (упражнение 8 «УДИВИТЕЛЬНЫЙ КАРАНДАШ») или на отдельных листах бумаги, рассматривая поэтапные рисунки на странице «Выражение» в учебнике (с. 29).

Рассмотрим работу с ними подробнее.

Этапы 1-2 (внимание на фотографию 6 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок капли росы начинается с листа травы (рис.1 с. 29), который рисуем крупно, лучше даже часть листа, и затонируем его от края до края графитным карандашом. Выбираем место для капли на листе травы. Капля тоже должна быть крупной - почти на целый лист: обведем овальный контур капли карандашом и затонируем горизонтальными штрихами от края до края, начиная сверху - более сильным нажимом, к низу - более слабым. Растушевкой надо смягчить штрихи, а с помощью ластика создать блик на самой верхушке капли, на самом темном участке штриховки и немного почистить ластиком нижнюю границу капли, а карандашом надо дорисовать падающую тень, сильно нажимая на карандаш. У основания капли тень должна быть самой темной. Бликом на верхушке капли и глубокой падающей тенью будут подчеркнуты прозрачность и чистота воды.

Этапы 3-5 (внимание на репродукцию картины художника Хокусай 4 и на фотографию 1 на с. 28 «Впечатление»).

Рисунок волны состоит из плавных, но упругих линий, чтобы они получились, надо поставить пальцы рабочей руки на первый этаж и с хорошим нажимом на карандаш провести непрерывные краевые линии: верхнюю и нижнюю.

Этап 4. Нижнюю часть волны надо затонировать от темного к светлому. Растушевать нанесенные штрихи палочкой-растушевкой или ватным диском.

Этап 5. Ластиком высветлить верхнюю часть волны - где пена. Карандашом можно усилить динамику движения волны, нарисовав внутри несколько упругих линий, но и над изображением пены можно поработать - подыскать дополнительные штрихи и линии.

Этап 6 (внимание на иллюстрацию 2 на с. 28 «Впечатление»). Рисунок снежинки можно начать с окружности, которую для удобства надо разделить пополам 4 раза - как показано на рисунке, получится восьмилучевая снежинка. Можно нарисовать и шестилучевую снежинку. Известно, что в природе не повторяется ни один узор снежинки - ребятам предлагается разработать свои варианты узоров.

Этап 7. Можно создать рисунок и на черной бумаге белой пастелью или белым карандашом. Для выполнения этого задания (рисунка снежинки) в рабочей тетради предложено упражнение 9 «СВЕТЛОЕ НА ТЕМНОМ»



  1. Выставка детских работ. Подведение итогов урока.

6. Уборка рабочих мест.






© 2010-2022