Урок по МХК Гармония греческого храма

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Каменищи - 2008

Подготовила Хитина О.Е., учитель истории I квалификационной категории



МОУ Каменищенская СОШ имени А.Д.Герасименко



«Гармония греческого храма»Урок МХК в 8 классе

Цели:

1. Раскрыть характерные черты греческой архитектуры на примере ансамбля афинского Акрополя, познакомить с особенностями творчества великих представителей греческого скульптурного искусства.

2. Формировать умение преподносить подготовленный материал убедительно, ярко.

3. Развивать творческие способности: оформление схемы, рисунка по плану экскурсии.

Оборудование:

1. Презентация «Гармония греческого храма».

2. Альбом по истории культуры древнего мира (лист № 41, 43).

3. Раздаточный материал:

А) Карточки для иллюстрированного теста;

Б) Карточки для самостоятельной работы (см. приложение);

4. Клей, ножницы.

Литература:

1. Галушкина Ю.Е. Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2007.

2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. - М.: Издательство «Интербук», 1999.

3. Дмитриева Н.А. Античное искусство: Очерки. - М.: Дет. лит., 1998.

4. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. - М.: Просвещение, 2005.

Тип и форма урока:

1. Комбинированный урок.

2. Урок - экскурсия.

Словарь урока:

Акрополь (верхний город) - высокий холм в центре города.

Кариатиды - скульптуры девушек, поддерживающих карниз.

Фронтон - треугольник между двумя скатами крыши.


Ход урока.

Оргмомент.

Проверка д.з.


  • С именем какого бога связано возникновение греческого театра?

  • Из каких частей состоял греческий театр? Назовите их.

  • Какие виды представлений устраивались в греческом театре?

  • Расскажите о постановке трагедии и комедии.

  • Словарная работа:

Запишите термины по их определениям.

1

Совокупность достижений людей в быту, в науке, в искусстве.

Культура.

2

Сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней, от греческого «большой камень».

Мегалит.

3

Рисуночное письмо.

Пиктография.

4

Храм, окружённый со всех сторон колоннами, от греческого «оперённый».

Периптер.

5

Правила, определяющие лучшее соотношение разных частей здания.

Ордер.

6

Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство.

7

Ступенчатый башнеобразный храм, предназначенный для культовых и астрономических наблюдений.

Зиккурат.

8

Изделия из глины.

Керамика.

9

Роспись по сырой штукатурке.

Фреска.

10

Лесные козлоногие божки.

Сатиры.

Новая тема. 1-й слайд.

1. Перикл во главе Афин.

В 5 веке до н.э. начинается классический (образцовый) период в искусстве Греции. "Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался - осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!" - так сказал один древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но был прав: Афины действительно были самым прекрасным городом Греции. Всякий человек, оказавшись в Афинах, прежде всего видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место. Здесь находились храмы их богов, прежде всего Афины - покровительницы полиса. Сегодня мы отправляемся на экскурсию в Древний акрополь. 2-й слайд.

Во время нашествия персы разрушили и сожгли все постройки на Акрополе. 3-й слайд. Акрополь - верхний город. Афиняне решили не восстанавливать разрушенные здания, а построить на их месте новые. Сначала был составлен план, какие здания надо строить и как они должны относиться друг к другу. Все храмы возводились целиком из мрамора. Общий план Акрополя принадлежал великому греческому архитектору и скульптору, другу Перикла - Фидию. Ему Перикл поручил руководство всеми работами на Акрополе. Для строительства пригласили лучших мастеров со всей Греции. 4-й слайд.

2. Время - созидатель и разрушитель.

Время - созидатель и разрушитель, акрополь пережил нападения персов, разграбления и даже взрывы. Но и сейчас среди божественных развалин Акрополя можно оставаться часы и дни, бродить среди них и рано утром, и при ярком свете полуденного солнца, и при обманчивом лунном освещении - вы все равно не исчерпаете всеобъемлющей красоты всего того, что вас окружает. Стёрлась окраска мрамора - остался золотой благородный цвет, колонны храмов обнажились, и сквозь них виднеется морская даль. Здесь вы стоите лицом к лицу с Афинами V-IV веков до нашей эры, и Акрополь представляется вам почти таким же, каким его видели великие мужи Древней Греции. Окружающая его природа за столетия не изменилась, исчезли лишь деревни, обсаженные оливами и виноградниками.

3. Афина - покровительница города.

Все постройки на акрополе посвящены богине Афине. 5-й слайд. Спор Афины и Посейдона.

Какой подарок сделала Афина жителям города? (Оливковое дерево).

4. Назначение Акрополя. 6-й слайд.

5. Великие Панафинеи.

После конных и гимнастических соревнований наступал самый торжественный момент - всенародное шествие на акрополь. Двигались всадники на конях, шли государственные мужи, шли воины в доспехах и молодые атлеты. Девушки и юноши вели жертвенных животных, несли покрывало в дар богине. Празднество заканчивалось всеобщим пиром на Акрополе.

Какие же картины развёртывались перед глазами идущих? 7-й слайд.

6. Храм Ники Бескрылой.

Афиняне пожелали изобразить её бескрылой, чтобы она не улетела из города. 8-й слайд.

7. Пропилеи - западный, главный вход на Акрополь. 9-й слайд.

8. Статуя Афины-воительницы.

Статуя (8м.), отлитая из бронзы знаменитым скульптором Фидием, была центром всего ансамбля, блеск её копья, отражавшего солнечные лучи, виднелся издалека с моря и был первым приветственным сигналом кораблям.

10-й слайд.

9. Парфенон.

Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на возвышенной и укрепленной части города - Акрополе. Его беломраморный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост - мраморный четырехугольник, окруженный невысокими дорическими колоннами, которые почти вдвое ниже колонн московского Большого театра. И все-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичности гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек, приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе. Главным зодчим храма Перикл назначил крупнейшего архитектора Греции Иктина, а его помощником - Калликрата. Строительство здания продолжалось девять лет. По своему плану Парфенон - дорический периптер, окруженный сорока шестью колоннами. Однако Иктин обогатил архитектуру храма многими элементами ионического ордера: вместо обычного шестиколонного портика на фасадах здания поставлены великолепные восьмиколонные портики; сами колонны высотой в 10.5 м стали более стройными, чем в предшествующих дорических храмах; наконец, для украшения Парфенона использован ионический фриз, сплошной лентой проходящий за колоннами по стене здания. При сооружении храмов на Акрополе архитекторы стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Главная точка зрения на Парфенон, на которую рассчитывали его создатели, - с угла, с северо-запада. Именно оттуда монументальный храм, целиком смотрящийся на фоне ярко-голубого южного неба, производит наиболее сильное впечатление. 11-й слайд. На восточном фронтоне изображена сцена из мифа о рождении Афины. 12-й слайд.

10. Статуя Афины внутри храма.

Двенадцатиметровая фигура богини возвышалась на невысоком постаменте, украшенном рельефами. Роскошный шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, празднично нарядная одежда, козья шкура - эгида на груди, украшенная в центре маской Медузы Горгоны, двухметровая крылатая богиня победы Ника на правой руке Афины, опорой которой служила колонна. Копье у левого плеча богини и стоявший рядом с ней на постаменте круглый щит придавали статуе особую торжественность. 13-й слайд.

11. Скульптор Фидий.

Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил себя и изображения своего друга Перикла (предположительно, в виде Дедала и Тезея). Кстати, это оказалось для него фатальным - его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя

Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственное изображение в виде плешивого старика. 14-й слайд.

12. Эрехтейон.

В северной части холма воздвигнут небольшой храм ионического ордера, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю, от его имени которого храм получил название. В нем хранились древнейшие святыни. Эрехтейон стоит на месте, где в древности, согласно мифам, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма было отверстие, через которое показывали след на скале, оставленный трезубец Посейдона, а перед храмом росла священная олива. По-видимому, проект Эрехтейона был задуман еще при жизни Перикла и Фидия. Сооружая здание, строители должны были считаться со священными местами Акрополя. Особенность храма - совершенно необычная планировка и асимметричное расположение помещений. Умело использовав неровности почвы, строители искусно подчинили композицию храма окружающему рельефу: восточная половина здания на 3 м выше западной. Три различных портика примыкают к храму. Стройные ионические колонны поддерживают два из них, в третьем крышу несут скульптурные изображения девушек, так называемые кариатиды. 15-й слайд. Пропорции здания таковы, что у зрителя не возникает впечатления, будто ноша тяжела для девушек. Статуи органично coгласованы с архитектурой: они выполняют конструктивную роль, заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятся на фоне мраморной стены храма. Девушки представлены в свободных позах, их одежды ниспадают богатыми складками. Кажется, что они медленно шествуют вперед, словно направляясь в сторону Парфенона. 16-й слайд.

Выводы.

Веками стоит Акрополь под палящими лучами солнца, и мрамор его как будто с каждым днем все больше и больше приобретает золотистый цвет. Лишь увидев с Акрополя расстилающуюся у ваших ног Аттику, можно понять, что только здесь и мог расцвести эллинский гений, только среди этой природы и обстановки ясно предстанет перед вами законченная форма идеала. Потому что прекраснейшие древнегреческие сооружения, представ даже в остатках и развалинах, являют собой всю мощь эллинского духа и величайшего человеческого творчества.

Закрепление.

Оформите в тетради план экскурсии, используя раздаточный материал (см. приложение) и слова для справок - 17-й слайд.

Материалы для творческой работы.

Урок по МХК Гармония греческого храма

Самопроверка - 18-й слайд.

Домашнее задание.

Стр. 185-191.








Приложение.

Урок по МХК Гармония греческого храма

Урок по МХК Гармония греческого храма

Урок по МХК Гармония греческого храма

Урок по МХК Гармония греческого храма

Урок по МХК Гармония греческого храма

Урок по МХК Гармония греческого храма

Урок по МХК Гармония греческого храма

Урок по МХК Гармония греческого храма


© 2010-2022