Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область, Зимовниковский район, п.Зимовники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зимовниковская средняя общеобразовательная школа №10



«Утверждаю»

Директор МБОУ Зимовниковской СОШ №10

Приказ от 29.08.2014 г. № 141

Подпись ______________ Полищук О.П.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по ___________ИСКУССТВУ, 9 КЛАСС_________________________________

(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, 9 КЛАСС

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов ____34___________

Учитель _________САНКИНА Г. И._________________________________

(ФИО)

Программа разработана на основе

ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. МУЗЫКА. 1-7 КЛАССЫ. ИСКУССТВО. 8-9 КЛАССЫ. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2007

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:

  • Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, ст.3,ст. 47, ст.48);

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03. 2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ реализующих образовательные программы начального общего, основного общего на 2014-2015 учебный год»;

  • Примерный учебный план Ростовской области на 2014 - 2015 учебный год;

- Учебный план МОУ Зимовниковской СОШ № 10 на 2014- 2015 учебный год;

- Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. - М.: Просвещение, 2007.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно- историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА:


Важнейшей особенностью содержания курса «ИСКУССТВО» в 9 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от XIX в. до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивые представле­ния о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса по­зволит учащимся выявить и осознать причины вы­движения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в ис­кусстве настоящего времени. Исторический путь изуче­ния курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и националь­ной) художественной культуры как с уникальным и само­бытным явлением, имеющим непреходящее мировое зна­чение. В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность широко использовать национально-региональный ком­понент. При этом учитывается специфика развития реги­ональных культур, определенная особенностями наци­онального состава населения, сложившимися культурны­ми традициями и религиозными представлениями. Эта особенность построения курса МХК продиктована спе­цификой искусства, обладающего универсальным язы­ком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способству­ет пониманию друг друга, воспитывает взаимное уваже­ние с помощью вечных, непреходящих ценностей миро­вой культуры.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета «Искусство» в 9 классе в количестве 34 часов. В соответствии с учебным планом МБОУ Зимовниковской средней общеобразовательной школы № 10 на преподавание учебного предмета «искусство» в 9 классе также отводится 34часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА



Наименование разделов учебной программы

Характеристика основных содержательных линий

Воздействующая сила искусства

Искусство и власть. Средства воздействия искусства. Храмовый синтез искусств. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

Искусство предвосхищает будущее

Дар предвосхищения. Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый.

Дар созидания. Практическая функция

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города. Архитектура современного города. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Декоративно-прикладное искусство. Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства. Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Тайные смыслы образов искусства или загадки музыкальных хитов.

Искусство и открытие мира для себя

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Литературные страницы.














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема урока

Дидактические единицы в образовательном процессе: знать/ уметь

Контроль знаний

Кол-во часов

Дата

1,2

Искусство и власть

Сопоставлять художественные образы, символизирующие власть. Выявлять сходство и различия этих образов. Называть общие черты.

Подбирать произведения искусства, отражающие идеи этих государств.

Пользоваться справочной литературой.

Высказывать своё отношение к различным художественным образам. Приводить примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением.


2


3

Средства воздействия искусства

Понимать и объяснять значение терминов «композиция», «содержание», «сюжет», «фактура», «ритм», «пропорции», «форма».

Выявлять ритмическую организацию орнамента, композиции картины, музыки разных эпох.

Передавать графически композиционное построение картины.

Выявлять особенности построения (формы) музыки.

Понимать значение повтора и контраста в произведениях музыкального и изобразительного искусства.


1


4, 5

Храмовый синтез искусств

Анализировать художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или представлять целостный образ одной эпохи по произведениям различных видов искусств.

Находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений.

Знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии.

Соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма.


2


6, 7

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

Понимать роль синтеза искусств в театре, кино, на телевидении.

Инсценировать фрагменты опер, мюзиклов и др.

Исполнять песни и известные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Создавать эскизы декораций или костюмов к музыкальному спектаклю, опере, балету, мюзиклу.



2


8

Контрольная работа за 1 четверть

Применять полученные знания при выполнении теста

тест

1


9

Дар предвосхище-ния

Называть сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

Выявлять иносказания, метафоры, аллегории, олицетворения в известных произведениях разных видов искусства.

Давать эстетическую оценку произведениям различных видов искусства, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Составлять собственный прогноз будущего средствами какого-либо вида искусства.


1


10, 11

Предсказания в искусстве

Выявлять жизненные ассоциации музыки.

Интерпретировать художественные образы произведений разных искусств и выявлять их идеи с позиции сегодняшнего дня.

Размышлять о соотношении науки и искусства.

Понимать значение симметрии и асимметрии в искусстве и науке.


2


12, 13

Художественное мышление в авангарде науки

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. Предсказания научных открытий.

Поиск новых вырази-тельных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкаль-ные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу.

Приводить примеры научного значения художественного знания


2


14, 15

Художник и учёный

Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра)

Участвовать в создании средствами искусства композиции, отражающей представления о будущем. Создавать цветовую палитру музыкального фрагмента, пользоваться справочной литературой.


2


16

Контрольная работа за 2 четверть

Применять полученные знания при выполнении теста

тест

1


17

Эстетическое фор-мирование искусством окружающей среды

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Особенности художествен-ных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций.

создавать эскиз-проект ландшафтного дизайна сквера, парка; дизайн интерьера школы, музея, актового зала, спортивной или игровой площадки.


1


18

Архитектура исторического города

Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое форми-рование архитектурой окружающей среды и выражение обществен-ных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавлов-ской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.

Соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала; приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах.


1


19

Архитектура современного города

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура.

Изучать облик своего посёлка и выявлять его особенности с позиции традиций и новаторства. Прослеживать историче-скую трансформацию предметов быта или орудий труда.


1


20, 21

Специфика изображений в полиграфии

Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графиче-ское, живописное, фотографическое, ком-пьютерное). Художники книги. Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.

Понимать особенности художественного оформле-ния, иллюстрирования книги, журнала. Анализировать средства выразительности художника-графика; интерпретировать особен-ности музыкальной иллюстрации.

Разрабатывать идею фрагмента макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала и выполнять его.



2


22

Развитие дизайна и его значение в жизни современ-ного общества

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Разбираться в терминах и понятиях

(промышленное искусство, техническая эстетика, дизайн).



1


23

Декоративно-прикладное искусство

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека.

Анализировать символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства.

Соотносить народные песни с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Подбирать информацию об истории одного из известных народных промыслов


1


24

Музыка в быту

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенство-вании личности.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки.

Определять принадлеж-ность музыкального произведения к области легкой или серьезной музыки. Аргументи-ровать свой ответ, анализируя содержание, эмоциональный строй, средства выразитель-ности. Подготавливать программу вечера песни.

Разрабатывать содержание танцеваль-ного конкурса или дискотеки.



1


25

Массовые общедоступные искусства

Знать принципы работы фотоаппарата.

Создавать портретную галерею учителей и одноклассников. Писать литературные комментарии к серии фотографий.

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Анализировать и соотносить средства анимации и музыки мультфильма.


1


26

Контрольная работа за 3 четверть

Применять полученные знания при выполнении теста

тест

1


27, 28

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

Анализировать язык киноискусства как средства раскрытия драматургии музыкальных, литературных образов.

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа. На основе анализа кинофильмов формулировать вопросы дискуссии на темы: «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта», «Человек в поиске жизненного смысла» и др.


2


29

Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов

Знать жанры киноискусства. Приводить примеры.

Систематизировать телевизионные передачи по жанрам. Анализировать средства художественной выразительности и делать свои выводы о функциях, значении, особенностях влияния телевидения на человека.

Знать лучшие фильмы отечественного кинематографа.


1


30

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).

Иметь представление о том, какое место в семье искусств занимают изобразительной искусство, музыка, литература, театр, кино и др.

Называть символы красоты в жизни, человеческих взаимоотношениях, произведениях искусства.

Приводить примеры о значении искусства в жизни выдающихся людей


1


31

Литературные страницы

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).


1


32

Контрольная работа за учебный год

Применять полученные знания при выполнении теста


1


33, 34

Исследовательский проект «Пушкин - наше всё»

Реализовывать совместные творческие идеи в проектной деятельности;

Анализировать и оценивать процесс и результаты собственного художественного творчества.

Размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывания, суждения об их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей).



2







УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Список учебно-методического обеспечения.

  1. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011 г.

  2. Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2011 г.

  3. Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2010 г.

  4. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2011 г.

Список цифровых образовательных ресурсов:

  1. ЭСУН «История искусства» 9 класс

  2. ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  3. ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

  4. ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»

  5. ЦОР «Мировая художественная культура»

  6. Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

  7. « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

  8. « Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку»

  9. « История древнего мира и средних веков» электронный вариант

  10. Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

  11. «Архитектура»

САЙТЫ

  1. Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября» art.1september.ru

  2. Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного порталаartclassic.edu.ru

  3. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала music.edu.ru

  4. Портал «Архитектура России» archi.ru

  5. Портал «Культура России» russianculture.ru

  6. Портал «Музеи России» museum.ru

  7. Archi-tec.ru - история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура archi-tec.ru

  8. ARTYX.ru: Всеобщая история искусств artyx.ru

  9. Belcanto.Ru - в мире оперы belcanto.ru

  10. Classic-Music.ru - классическая музыка classic-music.ru

  11. World Art - мировое искусство world-art.ru

  12. Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению e-project.redu.ru/mos/

  13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова petrov-gallery.narod.ru

  14. Виртуальный каталог икон wco.ru/icons/

  15. Виртуальный музей живописи museum-online.ru

  16. Виртуальный музей Лувр louvre.historic.ru

  17. Государственная Третьяковская галерея tretyakov.ru

  18. Государственный Русский музей rusmuseum.ru

  19. Государственный Эрмитаж hermitagemuseum.org

  20. Древний мир. От первобытности до Рима: электронное приложение к учебнику по МХКmhk.spb.ru






РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ «ИСКУССТВА» И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Результаты освоения курса

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, осо­бенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.

  • Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 9классов:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетическихпредставлений);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Зимовниковской СОШ №10

от ___________2014 года №_______
___________ подпись руководителя МС


Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________________ Ф.И.О.

подпись

___________________2014 года

дата







Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс.Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс.Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс.Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс.Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс.Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс.

© 2010-2022