- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- План-конспект открытого урока по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство» по теме: «Хохломская роспись и её особенности» для специальности: 44. 02. 03
План-конспект открытого урока по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство» по теме: «Хохломская роспись и её особенности» для специальности: 44. 02. 03
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева А.А. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное профессиональное учреждение
Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство»
в группе ПДО 3
по теме: «Хохломская роспись и её особенности»
для специальности: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Преподаватель: А.А. Пономарева
Волгодонск
2015
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по дисциплине «Декоративно-прикладное искусство»
в группе ПДО 3
по теме: «Хохломская роспись и её особенности»
для специальности: 050148 Педагогика дополнительного образования
Преподаватель: А.А. Пономарёва
Дата проведения урока: 12.10.2015
Группа: ПДО 3
Тема урока: Хохломская роспись и её особенности.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Закрепление теоретических знаний по изучению Хохломской росписи, её истории, техники и технологии.
- Развитие творческих способностей и художественного вкуса учащихся.
- Ознакомление с образцами народного творчества.
- Совершенствование приёмов выполнения Хохломской росписи.
- Воспитание любви к Родине, её истории и национальной культуре.
- Формирование уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России, осознанного видения связи прошлого и настоящего времен.
- Воспроизведение и закрепление знаний, умений, навыков, техники и технологии Хохломской росписи растительного орнамента.
- Формирование желания прикоснуться к народным истокам, традициям, создать подобное.
- Выработка у учащихся принятия, понимания и умение прочтения народного искусства.
Вид урока: традиционный.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: закрепление знаний по теории Хохломской росписи; закрепление умений и навыков свободной кистевой росписи графического типа.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие умения выполнять более сложные вариации орнаментальных композиций на основе Хохломской росписи
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование любви и уважения к прошлому наследию нашей Родины, эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный.
Практическая часть:
- выполнение хохломского растительного орнамента на изделии (кухонная разделочная доска).
Учебно-методическое оснащение урока:
- наглядные пособия с образцами хохломского промысла;
- карточки-упражнения, карточки-задания с элементами Хохломской росписи растительного орнамента и мотива «Птица»;
- учебные пособия:
М.С.Соколова «Художественная роспись по дереву», Владос, М., 2008; Книга с фотографиями изделий мастеров Хохломской росписи из серии «Народные промыслы», «Золотая Хохлома» Т.И.Емельянова; Энциклопедия «Роспись. Техника. Приёмы. Изделия. Наина Величко «АСТ пресс, 2009.
- образцы изделий с Хохломской росписью:
Раздаточный материал:
- карточки с Хохломской росписью;
- сводная таблица ошибок при написании Хохломской росписи;
- инструкционные карты с последовательностью выполнения работ;
- лучшие работы учащихся и преподавателя, выполненные ранее.
Оборудование, инструмент, приспособления
для учащихся: краски гуашевые, палитра, кисти беличьи и колонковые № 1, 2, 3, ёмкость с водой, салфетки или ветошь, деревянные заготовки, предварительно грунтованные с выполненными эскизами на них.
Для учителя: классная доска, мел, наглядные пособия.
План и ход урока:
-
Организационная часть - 2 мин.
-
Закрепление полученных знаний на предыдущем уроке - 12-15 мин.
-
Сообщение новых знаний - 3-5 мин.
-
Практическая работа учащихся - 20-25 мин.
-
Завершение урока - 2-3 мин.
Домашнее задание.
Приветствие учащихся. Установление должной дисциплины - 2 мин. Сообщение темы урока и целей. Провожу фронтальный опрос для закрепления, проверки знаний прошлого урока - 12-15 мин.
Вопросы к учащимся:
- Какие главные моменты вы можете описать из истории Хохломской росписи? (Искусство Хохломской росписи зародилось в 17 в. На берегах заволжских рек. Названо оно по имени села Хохлома - уникальным промыслом благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла. Сейчас существуют 2 крупных центра по изготовлению хохломской посуды: фабрика «Хохломской художник» в селе Сёмино Новгородской области и предприятие «Хохломская роспись» в г.Семёнове.
- Какова палитра Хохломской росписи? (Классическая палитра - красный, чёрный, жёлтый, зелёный, золотой, коричневый).
- Перечислите операции классического варианта изготовления изделий с Хохломской росписью? (сушка белья или заготовки, грунтовка, вгонка, олифление, лужение, роспись, лачение).
- Перечислить операции адаптированного варианта изготовления изделий с Хохломской росписью? (сушка изделия, шлифование, грунтование, покрытие фона золотым акрилом, заливка фона на свободные от элементов поля черным или красным цветом, роспись и графическая проработка, лакирование).
- Какие типы композиций существуют в Хохломской росписи? (Верховое письмо и фоновое: а) кудрина, б) под листок, под ягодку»).
- Чем отличается верховое и фоновое письмо? (верховое письмо имеет золотой фон, на котором пишутся цветы, ягоды, травка; в кудринской росписи: элементы все золотые, а фон заливается черной или красной краской; и в фоновом письме, когда фон заливают красным или черным цветом, сверху пишут растительный орнамент с ягодами).
- К какому виду письма относится Хохломской роспись? (Она является сложной. Имеет тонкости графической проработки черным цветом и является свободной кистевой росписью графического типа).
- Какие изменения и что нового вносится в Хохломскую роспись в настоящее время? (Сейчас многие мастера интерпретируют и импровизируют цветовой палитрой Хохломской росписи и композициями. Например, фон заливают синим, зеленым цветом, вводят белый цвет, меняются композиции, вводятся сложные элементы, насекомые, животные).
Молодцы, вы хорошо подготовились к уроку!
Сообщение новых знаний - 3-5 мин.
А сейчас необходимо продолжить Хохломскую роспись на ваших изделиях, начатых на прошлом уроке.
Операции, необходимые выполнить на этом уроке:
- заливка фона чёрным или красным цветом;
- обводка чёрным цветом контуров всех элементов;
- графическая проработка всех элементов;
- выполнение дополнительных и соединительных элементов;
- проверка правильности выполнения элементов;
- устранение, исправление неточностей при выполнении практической работы (использование сводной таблицы ошибок, допускаемых при написании Хохломской росписи).
Соблюдайте осторожность в обращении с острыми инструментами: кистью, карандашом, не опрокиньте ёмкость с водой на свою или работу соседа по парте. Соблюдайте правильную рабочую позу.
Практическая работа - 20-25 мин.
Целевые обходы рабочих мест учащихся:
- проверка организации рабочего места;
- проверка правильности рабочего положения;
- проверка правильности подбора цветов на палитре;
- проверка правильности выполнения элементов росписи.
Завершение урока. Подведение итогов работы. Сообщение и выполнение целевых установок. Анализ выполнения практических работ.
Сообщение о результатах теоретической и практической работы. Подчеркнуть и отметить особо старательных учащихся.
Домашнее задание - 2-3 мин. Завершить работу с композицией Хохломской росписи дома и покрыть лаком глянцевым ПФ-283 или акриловым на водной основе. Готовую работу принести на следующий урок для просмотра.
Сообщение темы следующего урока: Жостовская роспись и её особенности.
Спасибо за урок!
Список использованной литературы и рекомендуемой для учащихся:
-
Алферов Л. Технология росписи. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
-
Величко Н. Роспись. Техники. Приёмы. Изделия. АСТ-Пресс. М., 2008.
-
Декоративно-прикладное искусство. Серия «Город мастеров». Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
-
Даглдиян К. Декоративная композиция. Феникс, 2010.
-
Емельянова Т.И. Народные промыслы. Золотая Хохлома. Интербук.
-
Паранюшкин Р.В. Композиция. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
-
Полежаев Ю.О. Художник росписи по дереву. Академия, 2008.
-
Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. М., Владос, 2006.
Приложение 1.
Инструкционная карта последовательности выполнения
Хохломской росписи
-
Сушка изделия.
-
Шлифование.
-
Шпатлевание.
-
Грунтование.
-
Заливка фона золотым акрилом.
-
Перенесение эскиза композиции на изделие.
-
Заливка фона красным или черным цветом с сохранением элементов золотым.
-
Обводка контуров элементов черным цветом.
-
Графическая проработка всех элементов.
-
Выполнение травки, соединительных и дополнительных элементов.
-
Проверка всей композиции с самоанализом.
-
Устранение неточностей и ошибок.
-
Лакирование (2 раза).
Приложение 2.
Сводная таблица ошибок, допускаемых студентами при написании Хохломской росписи
№
п/п
Ошибки
Причины возникновения ошибок
Методы устранения ошибок
1
Некачественное выполнение травных элементов.
-кисть плохого качества;
-много краски набрано на кисть;
-не усвоена техника выполнения мазка.
-перебрать или сменить кисть;
-промыть кисть, набрать краску, заострить кончик кисти о край палитры;
-проконсультироваться у педагога, отработать написание мазка на стекле.
2
Неверное построение кустиков из травных элементов.
-недостаточно внимания уделено изучению написания данного мотива;
-не выдерживается ритм при построении данного мотива.
-проанализировать иллюстративный материал;
-отработать построение травных кустиков на стекле;
-проанализировать написание травных кустиков в ритме нарастания и убывания;
-прописать травные кустики, положив стекло на образец.
3
Нарушение цветового ритма при написании травного орнамента.
-недостаточно внимания уделено изучению цветового ритма при написании травного орнамента.
-проанализировать иллюстративный материал;
-отработать травный орнамент с использованием красного и черного цвета и соблюдением цветового ритма.
4
Нарушение орнаментальной композиции.
-нарушение пластики основного стебля;
-не продуман ритм уплотнения и разряжения травного орнамента.
-прорисовать отдельно рисунок стебля;
-проанализировать иллюстративный материал;
-отработать построение травных кустиков на небольшой ветке, используя методические таблицы.
5
Нарушение формы мотива «ягодка» при выполнении росписи «под ягодку».
-не отработана техника написания мотива ягодка.
-проанализировать иллюстративный материал;
-проконсультироваться с педагогом, изучить предложенные методические таблицы;
-отработать написание мотива «ягодка» на стекле.
6
Нарушение формы мотивов «цветок» и «листок» при написании росписи «под листок».
-не усвоена техника написания мотива «цветок» и «листок».
-отработать написание мотива «листок» и «цветок» на стекле;
-проконсультироваться с педагогом, изучить предложенные методические таблицы.
7
Нарушение ритма орнаментальной композиции при выполнении росписи «под ягодку» и «под листок».
-не выдерживается ритм при написании травных и растительных мотивов;
-не выдерживается цветовой ритм при написании орнаментальной композиции.
-проанализировать иллюстративный материал;
-изучение методических таблиц;
-проанализировать принципы построения композиции, выполненных в технике «под ягодку» и «под листок»;
--изучить методические таблицы.
8
Нарушение формы мотива «ягодка» и «листок» при выполнении росписи «под фон».
-не отработана техника написания мотивов «ягодка» и «листок».
-проконсультироваться с педагогом, изучить методические таблицы;
-отработать написание мотивов «ягодка» и «листок» на стекле.
9
Не выдержана толщина ведущей линии в росписи «под фон».
-не отработана техника написания ведущего стебля.
--изучить методические таблицы;
-отработать технику написания ведущего стебля.
10
Нарушение формы мотива «цветок» в «кудринской» росписи.
-не усвоена техника написания мотива «цветок»;
-внутренняя разделка мотива «цветок» разрушает внешний рисунок его основной формы.
-проконсультироваться с педагогом, изучить методические таблицы по теме;
-отработать технику написания мотива «цветок» на стекле;
-проанализировать иллюстративный материал.
11
Нарушен ритм при написании стилизованных листьев «кудринской» росписи.
-не усвоена техника написания «кудринских» листьев.
- изучить методические таблицы;
-проанализировать иллюстративный материал;
-отработать написание «кудринских» листьев на стекле.
12
Нарушена форма мотивов «птица» и «рыбка» в «кудрине».
-недостаточно хорошо усвоена тема «стилизация животных мотивов;
-не усвоена техника написания росписи по мотивам «птица» и «рыба».
-повторить тему «стилизация животных мотивов»;
-выполнить в альбоме стилизацию различных видов птиц и рыб;
-отработать написание данных мотивов на стекле.
13
Отсутствует центр композиции.
-не усвоена схема построения композиций «кудринской» росписи.
-отработать основные схемы композиции на уровне «композиционного поиска».
14
Нарушен ритм орнаментальной композиции при выполнении росписи «кудрина».
-не продуман ритм уплотнения и разряжения мотивов «кудринской» росписи.
-проанализировать иллюстративный материал;
-изучить методические таблицы, проконсультироваться у педагога.
15
Использование в «кудринской» дополнительных цветов, кроме красного и черного.
-незнание цветовой гаммы «кудринской» росписи.
-- изучить иллюстративный материал, методические таблицы.