«Силуэт. Техника Тинга-тинга» (открытый урок)

Тема урока: Силуэт. Живопись Тингатинга. Класс: третий год  обучения Возраст: 7-8лет Цель: оформить силуэтную композицию в технике Тингатига. Задачи: -Познакомить с техникой Тингатига.   -Продолжить изучать силуэтные композиции. Развивать творческие способности, художественно-эстетический вкус, фантазию.   -Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение, взаимопомощь, адекватное отношение к миру прекрасного.   Здоровьесберегающие технологии: использование функциональной музыки; применение физкультминутки направленное на двигательную активность и сбережение здоровья глаз.   Тип урока: комбинированный.   Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий.   Форма урока: урок комплексного применения знаний, урок-практикум.   Форма организации обучения: индивидуальная, работа в группах.   Материалы и оборудование: Для педагога: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение в течение всего урока. Для обучающихся: альбом, гуашь, кисти разных номеров, ватные палочки.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Силуэт. Техника Тинга-тинга» (открытый урок)

Тема урока: Силуэт. Живопись Тингатинга.

Класс: третий год обучения

Возраст: 7-8лет

Цель: оформить силуэтную композицию в технике Тингатига.

Задачи:

-Познакомить с техникой Тингатига.

-Продолжить изучать силуэтные композиции. Развивать творческие способности, художественно-эстетический вкус, фантазию.

-Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение, взаимопомощь, адекватное отношение к миру прекрасного.

Здоровьесберегающие технологии: использование функциональной музыки; применение физкультминутки направленное на двигательную активность и сбережение здоровья глаз.

Тип урока: комбинированный.

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий.

Форма урока: урок комплексного применения знаний, урок-практикум.

Форма организации обучения: индивидуальная, работа в группах.

Материалы и оборудование:

Для педагога: мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение в течение всего урока.

Для обучающихся: альбом, гуашь, кисти разных номеров, ватные палочки.

Ход урока

1. Организационный момент.(1 мин) Слайд 1

Приветствие учащихся.

Педагог: -Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня урок живописи, проверим готовность к уроку.

Педагог:

Я рада видеть вас сегодня вновь. Какое у вас настроение?

Предполагаемые ответы обучающихся: - Хорошее.

Психологический момент:
Педагог: -Давайте подмигнём друг другу, улыбнёмся и сохраним хорошее настроение на целый день.

Мотивация:

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.


Педагог: -Заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда работы получаются красивыми и радуют не только вас, но и тех, кто на них смотрит.

2. Актуализация опорных знаний.(4 мин)

Педагог: -Давайте вспомним, что вы узнали на предыдущем уроке. С каким новым понятием познакомились?

Предполагаемые ответы обучающихся: - Силуэт. Слайд 2

Педагог: - Правильно. Сегодня мы продолжаем работать по этой теме: «Силуэт».

Педагог: - Кто мне ответит, что такое «силуэт»?

Предполагаемые ответы обучающихся: - Силуэт- это контурное изображение.

Педагог: Где можно увидеть силуэт?

Предполагаемые ответы обучающихся: - Тень от дерева, силуэт человека, силуэт животных, вдали летящая птица, тень от растений и т.д.

Педагог: - Молодцы, вы правильно ответили на вопрос что такое силуэт? А кто мне ответит, что такое композиция?

Предполагаемые ответы обучающихся: - Композиция - это сочетание элементов в единое целое.

Педагог: - А что такое силуэтная композиция?

Предполагаемые ответы обучающихся: - Когда сюжет или задумка выполнены при помощи силуэтов. СЛАЙД 3

Педагог: - Молодцы ребята, вы хорошо усвоили теоретические знания. Предлагаю закрепить их небольшой практической работой.

3.Практическая работа на закрепление опорных знаний. (5 мин) СЛАЙД 4

Педагог: - Ребята, сейчас вы откроете альбомы, возьмете в руки кисточки, и мы немного поиграем. Я читаю вам загадки, а вы рисуете ответы, в виде силуэта используя только черную краску.

Загадки:

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Педагог: - Молодцы, все справились с заданием. Посмотрите, какие рисунки у вас получились. А как вы думаете, красочные, нарядные получились силуэты?

Предполагаемые ответы обучающихся: -Нет

Педагог: - Силуэты - это, как правило, темное пятно на светлом фоне. Изображение в виде силуэта выглядит скучно, не красочно. Вам бы хотелось что- то в них изменить?

Предполагаемые ответы обучающихся: -Да, конечно.

4. Тема урока(1 мин.) СЛАЙД 5

Педагог: - В наших рисунках не хватает нарядности, праздничности, поэтому, чтобы разнообразить силуэтное изображение я хочу вас познакомить с очень интересной техникой рисования, которая называется Тингатинга. Слышали про такую технику рисования красками?

Предполагаемые ответы обучающихся: - Нет.

Педагог показывает на слайдах рисунки силуэта в технике Тингатинга.

Педагог: - Посмотрите, какие нарядные, красивые и красочные силуэты изображены в технике Тингатинга. Я хочу вас сегодня познакомить с этой техникой.

Тема нашего урока: «Силуэт. Техника Тингатинга». СЛАЙД 6

5.Формирование новых знаний. (5 мин) СЛАЙД 7

Основатель направления - Эдуардо Саиди Тингатинга. В настоящее время яркий образец силуэта можно увидеть в африканской живописи.

Немного из истории:

Живопись Тингатинга появилась в Танзании (Африка) в 1932 году. Сейчас это направление активно развивается и пользуется популярностью в мире. Первые картины рисовались на картоне, а прежде того - на стенах домов. Надо сказать, что до сих пор искусство создания красочных рисунков на стенах процветает в Танзании.

Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды - эмаль. За время существования техники Тингатига внутри нее сформировалось несколько стилей:

- ставшие классическими изображения животных и птиц,

- сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей,

- сюжеты традиционной мифологии,библейские мотивы.

Можно выделить общие черты живописи Тингатинга: СЛАЙД 8

1. Одноцветный фон с небольшим количеством оттенков.

2. Основной мотив наносится с помощью простых и четких силуэтов и, как правило, занимает почти весь фон.

3. Силуэтное изображение заполняется линиями, точками, кругами динамичного

характера.

Элементы техники Тингатинга. Слайд 9

6. Физкультминутка. (1 мин) СЛАЙД 10

Игра: Дети встают, повторяя двигательные упражнения за педагогом под музыку.

Силуэт мы рисовали, пальцы рук у нас устали,

Мы немного их встряхнем, рисовать потом начнем.

Посмотрели мы в окно,

Что там видим далеко?

Силуэты облаков и еще много домов.

Мы немного поиграли, пальцы рук поразминали.

8.Формирование новых умений и навыков. Практическая работа. (15 мин.)

Слайд 11

Педагог: -Ребята, вспомним, на прошлом уроке как мы поэтапно выполняли практическую работу, создавали коллективную силуэтную композицию. Каким методом изображали? (методом «тычкования»). Класс разделился на две группы. Каждая выполняла определенный силуэт в единой композиции. У одной группы это была «Флора», у другой «Фауна». Силуэтные композиции получились интересные, но все, же в них не хватает красочности и нарядности.

5. Постановка цели урока. (2 мин)

Педагог: - Как вы думаете, для чего я вас знакомлю с техникой Тингатинга?

Ответы обучающихся: - Чтобы мы оформили наши рисунки в этой технике.

Педагог: - Давайте попробуем вместе сформулируем цель нашего урока.

Обучающиеся (предполагаемые ответы):-Украсить силуэты в технике Тингатинга. СЛАЙД 12

Педагог: - Правильно. Чтобы им придать завершающий вид, давайте пофантазируем и украсим, выполним завершающий этап силуэтной композиции техникой Тингатинга. Но прежде чем мы приступим к работе, я хочу спросить: - Вы любите играть? Ответы

Сегодня мы разнообразим наш урок и немного поиграем. Поэтому я приготовила небольшой сюрприз. Ваши силуэтные композиции я разбила в пазлы. Знаете что это за игра?

Предполагаемые ответы обучающихся;

Педагог показывает пазлы. Каждому дает элемент пазла.

Педагог: - После того, как вы оформите свой рисунок в технике Тингатинга, мы соберем единую силуэтную композицию, у одних это будет «Флора», у других «Фауна».

Педагог: -У каждого из вас есть рисунок, который нужно украсить в технике Тингатинга.

В ходе практической работы мы будем решать следующие задачи: СЛАЙД 13

-Обучиться технике Тингатинга;

-Развивать фантазию;

-Воспитывать в себе аккуратность.

9. Техника безопасности. Слайд 14

Педагог: - Прежде чем вы преступите к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с красками. Как необходимо себя вести, если вы держите в руках кисть или ватные палочки.

-Не брать кисть в рот,

-Не тыкать соседа по парте кистью,

-Ватные палочки не толкать в уши,

-Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

10.Объяснение этапов практической работы. Слайд 15

Приступая к работе, подумайте, чем будете рисовать: кистью или ватными палочками? Каждый решает сам, какими художественными средствами воплотить свою задумку, идею в силуэтной композиции, используя технику Тингатинга.Возможно, у кого-то лучше получится рисовать ватными палочками, кто- то кистью будет выводить круги разного размера.

Выберите для себя вариант работы: упрощенный- рисунок выполнить ватными палочками нанося рисунок в виде точек, усложненный-рисовать кистью и ватными палочки нанося различные элементы в технике Тингатинга.

Время на практическую работу - 15 минут.


9. Итог урока Анализ работ обучающихся. Демонстрация выполненных работ. (3 мин.)

По завершению каждая группа представляет свою творческую работу.

Педагог: -Молодцы, посмотрите какие интересные, красивые силуэтные композиции у нас получились.

-В какой технике они выполнены?

-Расскажите особенности данной техники.

-Достигли ли мы цели поставленной в начале урока? Какой она была?

-Сложно было вам рисовать в технике Тингатинга?Что не представляло сложности?

-Оцените работы по уровню сложности, аккуратности, быстроты, красоты.Выскажите сове мнение.

-Выбудете применять технику Тингатинга в своем творчестве?

Предполагаемые ответы обучающихся.

1«Силуэт. Техника Тинга-тинга» (открытый урок)0. Рефлексия. (2 мин.)

Педагог: -Спасибо всем за работу, я буду рада услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке. Было ли оно для вас полезным?Ребята, отразилось ваше настроение на работе в технике Тингатинга?

Педагог: - Каждому я раздала волшебное перо Жар птицы. Обратите внимание, что на доске у нас расположилась птица, выполненная в технике Тингатинга. Как вы думаете, чего еще не хватает птице?

Предполагаемые ответы обучающихся:

Педагог: -Птице не хватает красивого хвоста из ярких перьев. Я предлагаю вам на выбор перья, которые лежат у меня на столе, кому понравился урок, тот пусть возьмет яркое перо и прикрепит к хвосту птицы, у кого были затруднения в работе, тот прикрепитчерное перо к хвосту.


© 2010-2022