- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Рабочая программа по ИЗО в 5, 6, 7 классах (ФГОС)
Рабочая программа по ИЗО в 5, 6, 7 классах (ФГОС)
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Полищук С.Н. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО: Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 20»
протокол № ____ __________ А.А. Терешко ____________ Р.Д. Гера
«____» ______2014 г. «____» _______ 2014 г. «____»_______ 2014 г.
Руководитель МО __________
_______С.Н. Полищук « ____» _______ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
для 5А, 5Б, 5В классов
(II ступень обучения - основное общее образование)
на 2014-2015 учебный год
Программа составлена Полищук С.Н.,
учителем изобразительного искусства
высшей категории
_______________ /С.Н. Полищук/
г. Норильск
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования художественное развитие ребенка должно осуществляться в практической форме в процессе личностного художественного творчества. Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
-
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к миру народного искусства;
-
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-
освоение первичных знаний о видах декоративно-прикладного искусства, о формах их бытования в повседневном окружении человека, о символике их языка.
-
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям;
-
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
-
освоение компетенций: ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникати-вной.
-
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного декоративно-прикладного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
-
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» Неменского Б.М. (Изобразительное искусство. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы/ [Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., А.С. Питерских]. - М.: «Просвещение», 2011 г.).
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Изобразительное искусство» определено 1 час в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком в 5 классах 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 34, что на 1 час меньше, чем в авторской программе. Программа скорректирована за счет уменьшения на 1 час количества часов, отведенных на третью тему «Декор - человек, общество, время», что не отразится на прохождении программы в целом. Также в рабочей программе отведено 2 часа (а не 1 час, как в авторской) на тему «Народный праздничный костюм», т. е. детально изучаются мужской и женский народные костюмы. Поэтому на первую тему «Древние корни народного искусства» рабочей программой предусмотрено 9 часов, а не 8, как в авторской программе. В связи с этим в рабочей программе на вторую тему «Связь времен в народном искусстве» отводится 7 часов вместо 8, что не отражается на прохождении программы.
Тематический план
№ п\п
Тема
Количество часов
В авторской программе
В рабочей программе
1
Древние корни народного искусства
8
9
2
Связь времен в народном искусстве
8
7
3
Декор - человек, общество, время
12
11
4
Декоративное искусство в современном мире
7
7
Итого
35
34
Особенности методики преподавания предмета «Изобразительное искусство»
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи основных дисциплин сводятся к передаче знаний, формированию умений и навыков. Искусство же не только изучается, но и проживается. Особенность урока искусства заключается в том, что его содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства. Здесь ребенок приобретает эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира.
Связи искусства с жизнью человека, осознание подлинной жизненности проблем искусства, их связи с личной жизнью и интересами каждого человека - главный смысловой стержень программы.
Содержанием искусства являются не просто чувства (сами по себе), а оценки разными людьми, в разные эпохи, разных явлений на основе выработанных человеческим родом нравственно-эстетических критериев. Чувства в искусстве направлены в область высоких морально-нравственных отношений.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, главным из которых является системно-деятельностный подход.
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, технология, история и обществознание, русский язык и литература, география и биология). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, реализуемому в проектной деятельности.
Систематизирующим методом программы является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Программой выработано несколько методов обучения мастерству художника, важнейшими из которых являются:
-
метод привлечения во время бесед на уроках личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
-
метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.
-
метод отчетных уроков (года, четверти) перед родителями, учителями, т.н. «выход продукции» в жизнь;
-
метод оформления работами учеников интерьера школы, класса, праздников;
-
метод коллективных и групповых работ;
-
метод педагогической драматургии;
-
метод проектов.
Немаловажное значение в обучении изобразительным искусствам имеют и традиционные методы: метод наблюдений, метод комбинирования, метод сравнения, метод анализа, метод повторений, объяснительно-иллюстративный метод, метод наглядной демонстрации, метод предварительных работ, метод ограничений (во времени, в колорите), метод диалогичности.
Темы и задания уроков предполагают различные формы обучения: создание игровых ситуаций, организацию уроков-путешествий, уроков-праздников, уроков-экскурсий, интегрированных уроков.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены такие основные виды практических занятий, как рисование с натуры и по представлению, рисование на темы и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, коллаж.
Процесс обучения на уроке изобразительного искусства характеризуют сотворчество учителя и ученика, а также создание атмосферы увлеченности и творческой активности.
Данная программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности, смену художественных материалов (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, соленое тесто, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы, палочки и т. д.), а также художественных техник (рисование и раскрашивание, аппликация, коллаж, лепка, бумагопластика и др.).
В программе предусмотрено использование здоровьесберегающей технологии: физкультминутки, гимнастика для глаз и дыхания, игровые моменты, чередование разных видов и форм изобразительной деятельности, музыкальное сопровождение практических работ.
Важный момент - преемственность, которая предполагает обязательный учет традиций русской художественной школы и реалий современного мира, преемственность в творчестве младших школьников и учащихся следующих, более старших возрастных групп.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: презентации, электронная версия музеев мира, электронные энциклопедии.
Краткая характеристика 5-х классов
Учащиеся 5-х классов любознательны, внимательны, проявляют живой интерес к предмету ИЗО. В 5А классе 25 человек, из них 2 ученика с низкими и 3 с высокими РУВ. В 5Б классе 25 учащихся, из них 1 ученик с низкими и 3 ученика с высокими РУВ. Ученики 5В класса (16 человек) изобретательны, умеют фантазировать, к заданиям относятся творчески, умеют внимательно слушать, рассуждать, делать самостоятельные выводы. В 5В классе 2 ученика с низкими и 4 ученика с высокими РУВ.
Пятиклассники в целом хорошо ориентируются во времени, трудоспособны, нацелены на завершение работы до конца. Также большинство из них хорошо работают в коллективе, умеют распределить обязанности в группе. Учащиеся 5-х классов очень любознательны, отзывчивы, с интересом занимаются рисованием, с увлечением включаются в беседу, активно отвечают на вопросы учителя. Некоторые ребята 5-х классов посещают художественную школу или школьные кружки рисования: 4 человека из 5А, 3 - из 5Б класса, 5 - из 5В класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения изобразительного искусства:
• в ценностно-ориентационной сфере:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие мультикультурной картины современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• в трудовой сфере:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- умение познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства..
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
умение воспринимать, оценивать и анализировать произведения искусства как основы формирования коммуникативных навыков.
-
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета и дает возможность научиться:
• в познавательной сфере:
-
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-
определять истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-
замечать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
-
распознавать несколько народных художественных промыслов России;
-
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
-
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
-
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
-
осваивать основы изобразительной грамоты и образно-выразительный язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
-
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• в ценностно-ориентационной сфере:
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать декоративно-прикладные искусства во всем многообразии их видов, осваивать мультикультурную картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
• в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале декоративно-прикладного искусства;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений профессионального и народного декоративного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
-
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
-
владеть практическими навыками и приемами выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
Содержание учебного предмета
Тема: «Древние корни народного искусства»
-
Древние образы в народном искусстве.
-
Декор русской избы.
-
Внутренний мир русской избы.
-
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
-
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
-Народный праздничный костюм.
-Народные праздничные обряды.
Тема: «Связь времен в народном искусстве»
-Древние образы в современных народных игрушках.
-
Искусство Гжели.
-
Городецкая роспись.
-
Хохлома.
-
Жостово. Роспись по металлу.
-
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
-
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Тема: «Декор - человек, общество, время»
-
Зачем людям украшения.
-
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
-
Одежда «говорит» о человеке.
-
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
-
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Тема: «Декоративное искусство в современном мире»
-
Современное выставочное искусство.
-
Ты сам - мастер (творческий проект).
-
Значение декоративного искусства в жизни людей.
Учебно-методический комплект
1. Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2012);
2. Горяева Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» (2011).