Рабочая программа по ИЗО в 5, 6, 7 классах (ФГОС)

Предлагаю разработки рабочих программ по ИЗО в 5,6,7 классах (ФГОС). Знаю многим очень нужно. Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо­вания и авторской программой «Изобразительное искусство» (авторы Б. М. Неменский, JI. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. — М.: Просвещение, 2011)  и . Цель программы — формирование художественной культуры уча­щихся, развитие художественного мышления, способн...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»




РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО: Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 20»

протокол № ____ __________ А.А. Терешко ____________ Р.Д. Гера

«____» ______2014 г. «____» _______ 2014 г. «____»_______ 2014 г.

Руководитель МО __________

_______С.Н. Полищук « ____» _______ 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Изобразительное искусство»

для 5А, 5Б, 5В классов

(II ступень обучения - основное общее образование)


на 2014-2015 учебный год



Программа составлена Полищук С.Н.,

учителем изобразительного искусства

высшей категории

_______________ /С.Н. Полищук/









г. Норильск

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования художественное развитие ребенка должно осуществляться в практической форме в процессе личностного художественного творчества. Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как фор­мы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  1. формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений декоративно-прикладного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к миру народного искусства;

  2. освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  3. освоение первичных знаний о видах декоративно-прикладного искусства, о формах их бытования в повседневном окружении человека, о символике их языка.

  4. развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям;

  5. формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  6. развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  7. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  8. освоение компетенций: ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникати-вной.

  9. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио­нального и народного декоративно-прикладного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, много­национальной культуре;

  10. овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.

Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе и опирается на полученный ими художествен­ный опыт.

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив­но-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.


Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» Неменского Б.М. (Изобразительное искусство. Рабочие программы. ФГОС. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы/ [Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А., А.С. Питерских]. - М.: «Просвещение», 2011 г.).

В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Изобразительное искусство» определено 1 час в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком в 5 классах 34 учебных недели. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 34, что на 1 час меньше, чем в авторской программе. Программа скорректирована за счет уменьшения на 1 час количества часов, отведенных на третью тему «Декор - человек, общество, время», что не отразится на прохождении программы в целом. Также в рабочей программе отведено 2 часа (а не 1 час, как в авторской) на тему «Народный праздничный костюм», т. е. детально изучаются мужской и женский народные костюмы. Поэтому на первую тему «Древние корни народного искусства» рабочей программой предусмотрено 9 часов, а не 8, как в авторской программе. В связи с этим в рабочей программе на вторую тему «Связь времен в народном искусстве» отводится 7 часов вместо 8, что не отражается на прохождении программы.


Тематический план

№ п\п

Тема

Количество часов

В авторской программе

В рабочей программе

1

Древние корни народного искусства

8

9

2

Связь времен в народном искусстве

8

7

3

Декор - человек, общество, время

12

11

4

Декоративное искусство в современном мире

7

7


Итого

35

34

Особенности методики преподавания предмета «Изобразительное искусство»

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи основных дисциплин сводятся к передаче знаний, формированию умений и навыков. Искусство же не только изучается, но и проживается. Особенность урока искусства заключается в том, что его содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства. Здесь ребенок приобретает эмоци­онально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира.

Связи искусства с жизнью человека, осознание подлинной жизненности проблем искусства, их связи с личной жизнью и интересами каждого человека - главный смысловой стержень программы.

Содержанием искусства являются не просто чувства (сами по себе), а оценки разными людьми, в разные эпохи, разных явлений на основе выработанных человеческим родом нравственно-эстетических критериев. Чувства в искусстве направлены в область высоких морально-нравственных отношений.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, главным из которых является системно-деятельностный подход.

Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, технология, история и обществознание, русский язык и литература, география и биология). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, реализуемому в проектной деятельности.

Систематизирующим методом программы является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Программой выработано несколько методов обучения мастерству художника, важнейшими из которых являются:

  • метод привлечения во время бесед на уроках личного эмоционального, визуального и бытового опыта де­тей;

  • метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

  • метод отчетных уроков (года, четверти) перед родителями, учителями, т.н. «выход продукции» в жизнь;

  • метод оформления работами учеников интерьера школы, класса, праздников;

  • метод коллективных и групповых работ;

  • метод педагогической драматургии;

  • метод проектов.

Немаловажное значение в обучении изобразительным искусствам имеют и традиционные методы: метод наблюдений, метод комбинирования, метод сравнения, метод анализа, метод повторений, объяснительно-иллюстративный метод, метод наглядной демонстрации, метод предварительных работ, метод ограничений (во времени, в колорите), метод диалогичности.

Те­мы и задания уроков предполагают различные формы обучения: создание игровых ситуаций, организацию уроков-путе­шествий, уроков-праздников, уроков-экскурсий, интегрированных уроков.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены такие основные виды практических занятий, как рисование с натуры и по представлению, рисование на темы и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, коллаж.

Процесс обучения на уроке изобразительного искусства характеризуют сотворчество учителя и ученика, а также со­здание атмосферы увлеченности и творческой активности.

Данная программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности, смену художествен­ных материалов (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, соленое тесто, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож­ницы, палочки и т. д.), а также художественных техник (рисование и раскрашивание, аппликация, кол­лаж, лепка, бумагопластика и др.).

В программе предусмотрено использование здоровьесберегающей технологии: физкультминутки, гимнастика для глаз и дыхания, игровые моменты, чередование разных видов и форм изобразительной деятельности, музыкальное сопровождение практических работ.

Важный момент - преемственность, которая предполагает обязатель­ный учет традиций русской художественной школы и реалий современно­го мира, преемственность в творчестве младших школь­ников и учащихся следующих, более старших возрастных групп.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: презентации, электронная версия музеев мира, электронные энциклопедии.

Краткая характеристика 5-х классов

Учащиеся 5-х классов любознательны, внимательны, проявляют живой интерес к предмету ИЗО. В 5А классе 25 человек, из них 2 ученика с низкими и 3 с высокими РУВ. В 5Б классе 25 учащихся, из них 1 ученик с низкими и 3 ученика с высокими РУВ. Ученики 5В класса (16 человек) изобретательны, умеют фантазировать, к заданиям относятся творчески, умеют внимательно слушать, рассуждать, делать самостоятельные выводы. В 5В классе 2 ученика с низкими и 4 ученика с высокими РУВ.

Пятиклассники в целом хорошо ориентируются во времени, трудоспособны, нацелены на завершение работы до конца. Также большинство из них хорошо работают в коллективе, умеют распределить обязанности в группе. Учащиеся 5-х классов очень любознательны, отзывчивы, с интересом занимаются рисованием, с увлечением включаются в беседу, активно отвечают на вопросы учителя. Некоторые ребята 5-х классов посещают художественную школу или школьные кружки рисования: 4 человека из 5А, 3 - из 5Б класса, 5 - из 5В класса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения изобразительного искусства:

• в ценностно-ориентационной сфере:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

• в трудовой сфере:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной сфере:

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- умение познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства..

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение;

    • умение воспринимать, оценивать и анализировать произведения искусства как основы формирования коммуникативных навыков.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета и дает возможность научиться:

• в познавательной сфере:

  • познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

  • определять истоки и специфику образного языка декоративно-приклад­ного искусства;

  • замечать особенности уникального крестьянского искусства, семанти­ческое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • распознавать несколько народных художественных промыслов России;

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды де­коративно-прикладного искусства (художественное стекло, керами­ка, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (на­родного, классического, современного) связь конструктивных, деко­ративных, изобразительных элементов, а также видеть единство ма­териала, формы и декора;

  • осваивать основы изобразительной грамоты и образно-выразительный язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в тради­ции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобра­зительных или геометрических элементов;

• в ценностно-ориентационной сфере:

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать декоративно-прикладные искусства во всем многообразии их видов, осваивать мультикультурную картину современного мира;

- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;

- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;

• в эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале декоративно-прикладного искусства;

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений профессионального и народного декоративного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- проявлять устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;

• в трудовой сфере:

  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одеж­да, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками и приемами выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Содержание учебного предмета


Тема: «Древние корни народного искусства»

  • Древние образы в народном искусстве.

  • Декор русской избы.

  • Внутренний мир русской избы.

  • Конструкция, декор предметов народного быта и труда.

  • Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

-Народный праздничный костюм.

-Народные праздничные обряды.

Тема: «Связь времен в народном искусстве»

-Древние образы в современных народных игруш­ках.

  • Искусство Гжели.

  • Городецкая роспись.

  • Хохлома.

  • Жостово. Роспись по металлу.

  • Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

  • Роль народных художественных промыслов в сов­ременной жизни.

Тема: «Декор - человек, общество, время»

  • Зачем людям украше­ния.

  • Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

  • Одежда «говорит» о человеке.

  • О чем рассказывают гербы и эмблемы.

  • Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Тема: «Декоративное искусство в современном мире»

  • Современное выставочное искусство.

  • Ты сам - мастер (творческий проект).

  • Значение декоративного искусства в жизни людей.

Учебно-методический комплект

1. Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искус­ство в жизни человека: Учебник для 5 кл. (2012);

2. Горяева Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искус­ство в жизни человека. 5 класс» (2011).



© 2010-2022