- Преподавателю
- ИЗО, МХК
- Урок по основам православной культуры на тему
Урок по основам православной культуры на тему
Раздел | Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК) |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Трушкова О.С. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» города Кирова
Разработка урока по основам православной культуры (4 класс)
Трушкова Ольга Сергеевна
Учитель начальных классов
Контактный телефон - 89229180937
Тема урока: Храм.
Цель урока: Познакомить учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.
Задачи урока:
Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма
Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека;
Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.
Ключевые понятия урока: икона, иконостас, Царские врата, алтарь, Богоматерь.
Новые слова: священник, кадило, канун, панихидный столик, поминальные записки
Ход урока:
-
Организационное начало.
-
Объявление темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы должны познакомиться с назначением и устройством православного храма, а также с некоторыми правилами поведения в храме.
-
Повторение пройденного.
- Сформулируйте «золотое правило этики».
- Что помогает уберечь себя от осуждения?
-
Изучение нового материала.
А) Актуализация знаний учащихся.
- Что такое храм?
- Какие храмы нашего города знаете?
- Какой храм находится ближе всего к нашей школе?
Б) Рассказ учителя о храме.( можно выборочно)
Храм является средоточием церковной жизни и православной культуры. Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.
Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.
Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях - многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы. Для православного человека храм - всегда особое, святое место.
-
Закрепление изученного.
А) Работа по учебнику.
- При работе с текстом постараемся отследить новую информацию. Надо быть очень внимательными: возможно что-то в тексте может удивить или озадачить.
Чтение текста можно осуществлять целиком или абзацами.
-Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).
-Что такое иконостас? Какие иконы в нем присутствуют всегда?
(Можно схематично изобразить нижний ярус иконостаса с Царскими вратами и расположенными справа и слева традиционными иконами.)
- Почему в алтарь нет общего доступа?
(Можно использовать часть видеофильма о храме, его устройстве.)
Б) Работа по группам
Задание 1.
Сделай подписи к картинкам.
Слова - подсказки: Царские врата, канун, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.
Группа, которая будет готова, сигналит. Дети работают под музыку.
Проверка у доски ( ученик пишет на доске, остальные группы проверяют- показывают согласны или нет)
Задание 2. Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, посмотрим презентацию о храмах нашего города. Обратите особое внимание на цвета храмов .
Презентация «Храмы города Кирова».
Сейчас вы должны сами раскрасить свой храм.
Дети работают под музыку.
По окончанию работы выберите лучший по вашему мнению храм своей группы.
Ученики выходят к доске, показывают свои работы.
-
Итог урока.
- Какие храмы Кирова вы знаете или запомнили?
- Какой из них вы бы хотели посетить?
- Для чего люди ходят в храм?
7. Задание на дом.
Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей.
Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких.
Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.
Литература:
1. А. В. Кураев Основы православной культуры. Учебное пособие для 4-5 классов.
2. Протоирей Борис Пивоваров. Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002)
3. А.В.Бородина Основы православной культуры. М. , 2003 4. Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006
5. Интернет-ресурсы.