Доклад Развитие креативности на занятиях в дополнительном образовании

В данном методическом материале описывается авторский подход к развитию креативности на занятиях в дополнительном образовании. Дается описание комплекса действий, реализация которых позволит педагогу успешно решать задачу развития креативности у детей. Также подробно описаны методы и способы развития креативности на основе алгоритма действий.
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА

«НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»








ДОКЛАД

«РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»







Автор:

Иванович Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования






р.п. Чунский

2015г.

В современном мире постоянно происходят изменения, которые затрагивают все сферы жизни: бурно развиваются технологии, расширяется объем информации, стремительно меняется социальная ситуация. Таким образом, в каждом виде деятельности больше возможностей проявить себя получают люди креативные, с развитыми творческими способностями, которые могут находить нестандартное решение возникающих перед ними проблем, открытые новому опыту. Преодоление стереотипов восприятия, мышления и деятельности позволяют открывать новые подходы в любой области деятельности для создания совершенно нового, уникального продукта.

В связи с таким запросом общества все более актуальным для образования становится развитие креативности у детей в процессе обучения. Дополнительное образование наиболее полно способствует развитию креативности детей, как среда, содействующая личностному самоопределению, направленная на реализацию ребенком своих способностей и расширяющая его социальный опыт.

Так что же такое «креативность»? Под креативностью Дж.Гилфорд, Е. Торренс понимают способность отказаться от стереотипных способов мышления и находить различные способы решения проблем, способность удивляться и познавать, нацеленность на открытие нового, самостоятельность и активность. Креативность - интегральная характеристика личности, система универсальных способностей, обеспечивающая творческий характер любой деятельности. [4]

Развитие креативности происходит только в процессе деятельности, причем деятельности свободной от шаблонов и стереотипов, без жесткой регламентации различных ее параметров. Для формирования креативности необходим ряд обязательных условий: наличие образца креативного поведения, диалогическое взаимодействие, эмоциональная включенность, предметная и информационная обогащенность, социальное подкрепление проявлений креативности. Согласно исследованиям В.Дружинина и Е. Торренса, развитие креативности происходит неравномерно. Наиболее ярко это качество проявляется в 3-5 лет, когда ребенок стремиться действовать как взрослый¸ но еще не скован рамками стереотипов взаимодействия с окружающей средой. [3]

По словам А. Маслоу, креативность - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием системы воспитания, образования и социальной практики.

К сожалению, без специального целенаправленного обучения креативность не развивается, а регрессирует. Поэтому так важно целенаправленно развивать и поддерживать в детях стремление творчески подходить к решению различных задач.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию основанный на моем педагогическом опыте подход в развитии креативности у детей на занятиях в дополнительном образовании.

Он реализуется через использование в системе занятий целого комплекса целенаправленных действий:

1. Развитие наблюдательности к внешним и внутренним связям предметов и явлений. Регулярное применение этого приема помогает ребенку найти совершенно неожиданные взаимосвязи в окружающем мире. Например, дети называют произвольно два любых предмета: калоша, кошка. Через ряд мыслительных действий нужно найти, как могут взаимодействовать эти предметы: кошка нашла калошу во дворе, очень испугалась. Придумать другие варианты взаимосвязи предметов. Выполнить зарисовки наиболее интересных вариантов.

2. Развитие глубины и полноты восприятия, сенсорной и эмоциональной памяти. Богатство опыта взаимодействия с различными предметами, словесное описание их признаков и особенностей, придумывание новых свойств для выбранных предметов развивает умение мобилизовывать все доступные каналы восприятия.

3. Применение заданий на развитие дивергентного мышления.

4. Проблематизация изучаемого материала, использование заданий «открытого типа» позволяют развить главное качество творческой личности - умение «видеть», чувствовать проблему.

5. Также обязательно нужно предлагать детям творчески комбинировать различные художественные техники. Этот прием помогает снять психологический барьер. Когда нет особых условий в использовании материалов и техник, появляется особое состояние творческой свободы, расширяется спектр средств художественной выразительности.

Также в своей педагогической практике я применяю методы и способы развития креативности на основе алгоритма действий, в частности плодотворный и интересный метод «Гирлянды ассоциаций» Генриха Буша. Данный метод предназначен для создания новых образов на основе хорошо знакомых предметов. Предполагается последовательное расширение характеристик образа, которое вначале фиксируется письменно, затем воплощается в материале. Первый ряд гирлянды - что создаем? Например, образ дерева. Второй ряд - существительное, выражающее суть образа. Например: дерево-рука, дерево- человек, дерево-бабочка. Третий ряд - набор прилагательных, открывающих признаки, присущие образу. Возможен четвертый и последущие ряды, более точно описывающие особенности признаков. На слайде вы можете видеть работы детей, созданные при помощи данного метода.

Также в работе я использую креативное решение проблем по методике СКАМПЕР (SCAMPER). Суть метода заключается в постановке вопросов, стимулирующих возникновение новых идей, модифицирующих существующий предмет или явление. Для начала четко определяют проблему, с которой будут работать. Каждая буква в аббревиатуре слова выражает способ работы с характеристиками проблемы:

S - substitute - заменить что-нибудь ( материалы, компоненты и т.д.);

C -combine - комбинировать с другими функциями, предметами, частями;

А - adapt - приспособить, добавив новые элементы или части;

M - modify- изменить какой-либо атрибут предмета (размер, форма, цвет);

P - put применить в другой отрасли, в непривычном смысле;

E - eliminate - удалить некоторые части, упростить до главного;

R - reverse - поменять местами части, перевернуть, изменить порядок.

Для каждой группы действий задаются вопросы, отвечая на которые, дети легко решают проблему. В данном случае она заключалась в том, чтобы изменить реальный, земной пейзаж, превратив его в инопланетный. Например, первое действие - заменить:

- могу ли я заменить или изменить какие-нибудь части пейзажа?

- могу ли я изменить принятые правила изображения деревьев?

- могу ли я использовать другие цвета в пейзаже?

В начале работы по этой методике педагог задает вопросы детям, а они для себя делают краткие записи. Очень быстро учащиеся сами привыкают задавать себе вопросы, работая над образом какого-либо предмета или решая творческую изобретательскую проблему. [5]

Одним из замечательных упражнений по развитию креативности и тренировки воображения является использование друдлов (загадочных рисунков). Друдлы получили широкое распространение благодаря работам Роджера Прайса. Но на самом деле такие простые рисунки, предполагающие различную интерпретацию, стали известны еще в эпоху Ренесанса. Первый друдл был придуман итальянским художником Агостино Карраччи. Придание смысла таким забавным рисункам основано на свойстве восприятия придавать наблюдаемому образу законченную форму. Чем больше вариантов «похожести» на какой-нибудь предмет мы можем найти, тем лучше.

На занятиях я часто применяю прием «случайный образ». Придуман он был одним из величайших мастеров эпохи возрождения, Леонардо да Винчи.

Когда мэтру нужно было оживить течение творческой мысли, он всматривался в предметы. «Если вы посмотрите на старую стену, покрытую грязью, или на причудливую поверхность испещренных прожилками камней», писал он, «вы можете вдруг открыть для себя целые картины, как например пейзажи, битвы, облака, необычные позы людей, забавные лица людей, узоры». Этот творческий прием мастера по тренировке восприятия позволяет развивать у детей тот самый «взгляд художника», который в кусочке ткани помогает разглядеть цветок, в обрывке газеты - причудливое растение, в скомканной бумаге - корабль с парусами, в лужице пролитой на стол краски - целый мир. Необходимо сделать так, чтобы такие наблюдения были постоянными, и имели какой-то практический смысл. А самое главное условие - воображать легко и радостно. Не нужно давать никаких оценок увиденному ребенком образу, чтобы проявление креативности вошло в его зону комфорта. Самый лучший способ - превратить серьезную работу мышления и воображения в игру.

Еще один прием развития креативности - применение комплекса творческих приемов работы над образом (гиперболизация, или сознательное преувеличение особенностей и качеств объекта; агглютинация, или соединение частей разных объектов; символизация, или сведение формы объекта к знаку, содержащему в обобщенной форме сущность объекта)

Посмотрели на черепаху - какой у нее интересный панцирь! А что он напоминает? Клеточки. Немного утрируем изображение, превращая панцирь в шахматную доску! Еще немного фантазии - и перед нами чудо-зверь.

Прием агглютинации представлен в следующем рисунке. Возьмем голову лошади, тело морского конька, хвост ракообразного, соединим все детали, и получаем новый образ.

Еще один замечательный прием - доработка «случайного красочного пятна» полученного при помощи отпечатка ладони, пальца, любого доступного предмета или свободно нарисованных каракулей, линий, когда получившейся неопределенной форме придается образ любого предмета. Для более младшего возраста походит применение приема в виде «Волшебных превращений», где акцент ставится на способе преображения пятна в образ и прорабатываются разные варианты преобразования исходного изображения.

Также для развития креативности детей подходят упражнения на комбинаторику. Когда образ ищется на основе составления геометрических фигур или тел. В таком упражнении очень хорошо развиваются навыки восприятия, умение увидеть связь абстрактного с реальным. Комбинируя сочетания геометрических форм, мы можем получить бесконечное множество различных образов. Это и фантастическая птица, и цветок, и насекомое.

Замечательно принимается детьми упражнение «Веселый архитектор». Суть его заключается в следующем: на листе записывается от шести до десяти любых существительных, например: стакан, лук, вода, помидор, и т.д.

Далее объявляется, что это - обязательные условия заказчика, которому вы проектируете дом, и они обязательно где-то должны реализоваться. Стакан - это основная форма дома, форму головки лука реализуем в форме крыши, вода - придумываем шикарный бассейн рядом с домом, помидор дает цвет для акцентов в интерьере и экстерьере здания. И т.д. после того, как все пожелания заказчика учтены, начинаем работу над проектом дома. Детям нужно дать возможность поэкспериментировать с материалами и инструментами, не ограничивать формат, выбор техники и другие аспекты творческой работы.

Кроме всего перечисленного, очень полезными для развития креативности служат некоторые привычки, вырабатываемые в повседневной жизни. Психологи рекомендуют развивать амбидекстрию (способность одинаково хорошо владеть левой и правой рукой, чтобы задействовать потенциал обоих полушарий головного мозга). Нужно учиться выполнять часть привычных действий другой рукой (расчесывать волосы, чистить зубы, застегивать пуговицы, манипулировать компьютерной мышкой и др.). Также замечательно развивает креативность поиск способов использования в быту различных предметов. Отлично развивает восприятие чтение отдельных слов и текстов наоборот и вверх ногами. Еще один прием - менять чаще расположение предметов на столе, в квартире, в шкафу, чтобы создавать ситуацию «нарушения внутренних границ», выработать готовность к восприятию всего нового. И, конечно, нужно быть любопытными, отмечать все изменения в мире, стараться «примерить» их к своей работе, досугу. Ведь креативность должна реализовываться в жизни! Человек придумывает и фантазирует, прежде всего для того, чтобы сделать свою жизнь ярче и интереснее!

Презентация к докладу.

Литература:


  1. Боно Э. Латеральное мышление. - СПб.: Питер Паблишинг, 1977.

  2. Дружинин В. Психология способностей. - СПб, : Питер, 2002.

  3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб, : Питер, 2009.

  4. Краткий словарь психологических терминов /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д, : Феникс, 1999.

  5. psychologist.ru/

  6. optical-illusions.ru/



© 2010-2022