Урок +презентация

Урок разработан для преподавателей истории искусств ДХШ и художественных отделений ДШИ. Тема урока «Портрет - как отражение эпохи». 2012 год был объявлен Годом истории в Российской Федерации. Урок был проведен в 2012 году, в год 200-летия Отечественной войны 1812 года, и посвящен данному событию.В плане занятия тщательно разработаны цели и задачи урока. Продуманы этапы занятия. Каждый этап обязательно сопровождается закреплением. Подготовлена презентация. Подготовлены качественные репродукции. О...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Портрет - как отражение эпохи

(портрет периода русского романтизма)

Тип урока: интегрированный (урок-исследование, урок закрепления изученного, урок ознакомления с новым материалом, урок применения знаний и умений).

Цели урока:

  • обучающие:

    1. Коррекция и дифференциация знаний, умений и навыков, полученных на уроках по теме: «Романтизм - художественный стиль первой половины XIX века»;

    2. Познакомить с портретным жанром эпохи романтизма;

    3. Научить основам анализа живописных произведений;

  • развивающие:

    1. Формирование ключевых компетенций: сравнение, классификация, анализ, умения выделять главное; сотрудничество (работать в группе, принимать решение, корректно вести дискуссию); адаптироваться (находить новые решения, аргументировано излагать свои идеи).

    2. Развитие умения анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности; развитие речи;

    3. Развитие познавательной и творческой активности учащихся;

  • воспитательные:

    1. Воспитание чувства уважения к произведениям искусства;

    2. Воспитание чувства патриотизма через знакомство с выдающимися российскими произведениями искусства;

    3. Формирование толерантности учащихся через изучение творческих методов западноевропейских и русских художников конца XVIII - пер.пол. XIX в.

Задачи урока:

  1. Закрепить знания, полученные на предыдущем уроке.

  2. Определить историческую обусловленность идейно-художественных поисков романтического искусства.

  3. Выявить причины изменения взгляда творцов искусства на человека и его взаимоотношения с миром.

  4. Сформулировать основные отличительные черты романтического героя.

  5. Познакомить учащихся с начальными методами анализа портрета.

Методический комментарий: задания составлены на основе учебного материала предметов «Истории искусств» и «Анализ и интерпретация произведений искусства».

Такого рода интеграция обусловлена подготовкой учащихся к предстоящей олимпиаде по истории искусств «Искусство эпохи романтизма».

Оборудование:

  • наглядный материал (репродукции, таблица с критериями анализа живописного произведения (портрета));

  • музыкальный центр;

  • портреты эпохи романтизма;

  • карточки с заданиями;

  • портретная мозаика;

  • таблица с именами художников и годами жизни.

  • для этюда «Живая картина»: драпировки, реквизит (рамка, книги, ручки, лампы, свечи, канделябры, шарфы, альбом, кисти и т.д.)

Методы и приемы реализации поставленных задач:

  1. Метод рассказа;

  2. Метод наглядного показа (демонстрация произведений искусства);

  3. Методы сравнения, классификации, дифференциации;

  4. Игровые методы:

  • Игра «Собери мозаику» (закрепление интереса учащихся к новой теме, психологическая разгрузка, активизация творческих возможностей);

  • Этюд «Живая картина»

  • Игра «Расскажи о картине» (развитие интереса к анализу произведения искусства) Учащиеся по кругу говорят по одному предложению о картине. Педагог предварительно объясняет критерии анализа:

Формы самостоятельной домашней работы учащихся:

Подготовка таблицы для анализа живописного произведения:

Ход занятия:

  1. этап занятия: организационный.

Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию.

  1. этап занятия: постановка цели занятия.

Учитель: Тема нашего занятия «Портрет - как отражение эпохи» (портрет периода русского романтизма, слайд 2). Сегодня вы познакомитесь с портретным искусством таких знаменитых художников как Орест Кипренский, Василий Тропинин, Петр Соколов. А самое главное мы должны научиться сравнивать, анализировать и выделять главное в таком сложном жанре как портрет. На этом уроке мы попробуем научиться основам анализа.

Ш этап занятия. Проверка домашнего задания.

Учитель. Вам было задано домашнее задание. Подготовить для урока таблицу для проведения анализа портрета эпохи романтизма.

Покажите мне свои таблицы. Молодцы, задание вы выполнили правильно.

IV этап занятия. Активизация ранее полученных знаний:

Повторение и закрепление ранее изученных основных понятий стиля «романтизм» (слайд 4).

Учитель задает учащимся вопросы.

  1. Что такое романтизм?

Романтизм - идейное и художественное направление в европейском искусстве конца XVIII - первой половины XIX в., пришедшее на смену классицизму. Романтизм основывался на воображении, эмоциональности и творческой одухотворенности художника. Романтизм - это устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажда совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Основа романтического мировосприятия - мучительный разрыв идеала и социальной действительности.

  1. Истоки зарождения романтизма? Истоками появления романтического направления являются события 1789 г. - Великая французская революция, сломавшая ход эволюционного развития и вовлекшая массу людей в исторический процесс.

  2. Отличительные особенности романтического искусства?

    1. Ценности, лежащие за пределами реальной действительности: экзотическая природа, историческое прошлое, религиозная мистика, безграничная свобода, патриархальная жизнь нецивилизованных народов.

    2. Главной ценностью являлась личность творца: поэта художника, музыканта.

  3. Причины зарождения романтизма в России?

Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г.

Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.

  1. Особенности русского романтизма?

  • Романтизм не противостоял Просвещению. Просветительская идеология ослабла, но не потерпела краха, как в Европе. Идеал просвещенного монарха не исчерпал себя.

  • Романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним.

  • Романтизм в России в разных видах искусства проявил себя по-разному. В архитектуре он не читался вообще. В живописи - иссяк к середине XIX века. В музыке проявился лишь частично. Пожалуй, только в литературе романтизм проявился последовательно.

Особенностью русского варианта романтизма стала потребность художников, выучеников академической школы, облекать романтические идеи в форму картины, построенной по канонам классицизма (таковы самые значительные полотна русской исторической живописи - «Смерть Камиллы, сестры Горация» и «Медный змий» Ф. А. Бруни, «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова, «Явление Христа народу» А. А. Иванова).

Учитель подводит итоги опроса и предлагает детям на выбор несколько репродукций (+слайды 5,6,7,8):

  • «Последний день Помпеи»

  • «Всадница»

  • «Кружевница»

  • «Девятый вал»

Учитель задает вопросы учащимся (слайд 9):

  1. Что объединяет все эти картины?

  2. Что является проявлением романтизма в каждой из этих картин?

Подведение итогов опроса.

V этап занятия. Изучение нового материала. Основной блок.

Учитель: А сейчас мы переходим к изучению новой темы «Портрет эпохи романтизма» (слайд 10). В данном блоке занятия вам необходимо понять, что является отличительными чертами портрета эпохи романтизма.

Учитель. Мы с вами уже знаем, что предпосылками появления романтического искусства во Франции стала Великая Французская революция 1789 года, уничтожившая монархию и установившая республику, а в России стали победа в Отечественной войне 1812 года, подъем народного движения, осознания русскими себя как великой нации, восстание декабристов в 1825 году на сенатской площади. Появление нового типа героя - «героя своего времени» (слайд 11).

Подготовка к восприятию нового материала. Активизация учащихся к изучению новой темы:

Перед вами репродукции двух великих картин (слайд 12):

Учитель не называет, а только показывает репродукции.

  1. «Автопортрет русского художника О.А. Кипренского»

  2. «Свобода на баррикадах», или «Свобода, ведущая народ» французского художника Эжена Делакруа.

Вглядитесь внимательно в эти портреты. Что поражает вас в них? Что вы можете рассказать о социальной принадлежности, изображённых на них людей, об их занятиях, симпатиях, устремлениях?

Учащиеся отмечают особенности образов на этих картинах. Учитель по мере необходимости помогает и направляет обсуждение в нужное русло.

  1. В портрете молодого человека есть что-то неопределённое, едва уловимое - причёска как бы в порыве ветра, взволнованное лицо, глубокое сочетание мысли и мечты во взгляде. Красивые волосы обрамляют высокий лоб ...

  2. То же состояние вызывает и картина, на которой мы видим женщину на баррикаде, во главе восставших с флагом в руке. В картине ощущается накал ситуации, порыв, взволнованность, даже драматичность момента, наверное, это какие - то революционные события ...

Учитель: Работы эти принадлежат кисти художников разных стран, но написаны они в одну эпоху. На первой - автопортрет - художника Ореста Адамовича Кипренского запечатлевшего себя, на второй мы видим «Свободу на баррикадах» французского художника Эжена Делакруа.

Формулировка проблемы:

Учитель: Каковы причины появления нового героя в искусстве?

Ответ детей. Это новые герои в искусстве Европы и России, рождённые послереволюционной эпохой.

Учитель. Что вызвало их к жизни? Как исторические события определяли иной взгляд творцов искусства на человека и его отношения с окружающим миром? Именно эти вопросы будут освещаться на сегодняшнем уроке и помогут нам понять причины появления нового героя в искусстве.

Перед вами репродукция известного портрета эпохи романтизма:

«Портрет Александры Муравьевой» художника Петра Соколова (слайд 13).

Я вам расскажу об истории создания этой работы, вы после моего рассказа попробуете ответить на поставленный выше вопрос:

Каковы причины появления нового героя в искусстве?

У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину, какие мифы о ней творили. Женский характер всегда привлекал особое внимание художников. По портретам мы можем судить как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.

Не составляет исключения и Россия. Идеал женщины, женской красоты менялся на протяжении многих веков, что нашло отражение и в живописи.

Война 1812 года утвердила новую эпоху в женском портрете - эпоху романтизма. Изящные головки и локоны стали прекрасной мечтой для героев войны, совершавших подвиги и умиравших на поле боя с медальонами на груди, в которых хранился миниатюрный портрет любимой.

Тонкие движения души, особая чувствительность, отраженные в творчестве Карамзина, Жуковского оказали большое влияние на Кипренского, Брюллова, Соколова и других художников первой половины XIX века. Их портреты отражают все характерные черты романтизма.

Женщина эпохи романтизма должна быть бледной, мечтательной, ей идет грусть. Мужчинам нравилось, чтобы в печальных, мечтательных голубых женских глазах блестели слезы и чтобы женщина, читая стихи, уносилась душой куда-то вдаль - в мир более идеальный, чем тот, который ее окружает. Конечно, романтический идеал с трудом прививался к русской реальности. Как правило, он охватывал мир дворянской девушки - читательницы романов, погруженной душой в условные литературные переживания и черпающей в них «чужой восторг, чужую грусть».

А еще через несколько лет мы увидим, что молодая женщина, девушка окажутся порой способными на то, на что мужчины, связанные с государственной жизнью и службой, смелые мужчины, которые погибают на редутах, неспособны. Когда на Сенатской площади картечь разгромила каре декабристов, случилось, пожалуй, самое страшное. Не аресты и не ссылки оказались страшны. Моральное разрушение человека происходило в петербургских дворцах, где вчерашние друзья декабристов спешили засвидетельствовать лояльность власти нового императора, пока в снегах Сибири несли свой крест их недавние приятели и близкие родственники. Сосланные жили в Сибири в ужасных условиях, но им не надо было бояться: самое страшное уже свершилось. А те, в Петербурге, которые вчера еще вели с сегодняшними ссыльными свободолюбивые разговоры и которые теперь знали, что только случайность их защищает, что в минуту все может измениться и тот, кто сидит в своем петербургском кабинете, может оказаться в кандалах на каторге, - вот те испугались.

Женщины оказываются более стойкими, чем мужчины. Они сильнее душой, они не боятся, они едут в Сибирь на ужасных условиях. В Петербурге их предупреждают, что все дети ссыльных, рожденные в Сибири, будут записаны не дворянами - в крестьянское сословие. Их пугают тем, что они беззащитны перед уголовными каторжниками, и позже декабристки будут вспоминать, что чиновники гораздо хуже каторжников- преступников: среди этих есть люди - среди чиновников почти нет. Поведение женщин последекабристской эпохи - факт не только «женской культуры». Девушка и женщина 1820-х годов в значительной мере создавала общую нравственную атмосферу русского общества. То, что в обществе уже были люди, живущие духом, - и в значительной мере женщины, - создавало совершенно иной быт.

Очень популярен в это время - П.Ф. Соколов, работающий в технике акварели, нежные тона акварелей как нельзя лучше соответствуют идеалам романтизма. И лучшими романтическими образами (и последними в русском искусстве) являются, конечно, портреты жен декабристов, которые на деле доказали свою верность, глубину чувств.

Удивительна история портрета Александры Муравьевой, жены декабриста Никиты Муравьева, последовавшая за мужем в Сибирь на каторгу (показ репродукции).

С акварели на нас смотрит красивое, благородное лицо молодой женщины, обрамленное темно-русыми локонами. Высокий лоб, тонко очерченные брови, большие выразительные глаза, во взгляде - затаенная грусть. Он был написан П.Ф. Соколовым в 1825 г. и передан Александриной мужу в Петропавловскую крепость; на обратной стороне надпись на французском языке: «Моему дорогому Никите». «В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживает», - писал Муравьев жене. Этот портрет был с ним в крепости, с ним ехал в Сибирь и утешал его, когда любимой уже не было в живых. С Александриной Муравьевой Пушкин был также знаком, именно ей он передал поэтическое послание декабристам «Во глубине сибирских руд...».

В галерее Соколова главное место занимают портреты прекрасных женщин, воспетых Пушкиным - Екатерины Бакуниной, Елизаветы Воронцовой, Анны Олениной, Александры Смирновой-Россет... Художник, оказал немалое влияние на русских портретистов-акварелистов середины XIX в.

Изящество композиции, красота неяркого колорита, особое поэтическое очарование, свойственное образам Соколова, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.

Активизация интереса учащихся.

Прежде чем мы начнем говорить о следующем герое, я вам предлагаю немного переключиться, и поиграть совсем в детскую игру - собирание целого из частей, т.е. в пазлы. Но это не совсем обычные пазлы. В этих пазлах части портретов Пушкина разных художников.

Необходимо собрать эти портреты, и вы сразу увидите три знаменитых портрета великого поэта в разном изображении.

Вашу практическую работу будет сопровождать музыка эпохи романтизма. Вальс-фантазия Михаила Ивановича Глинки - композитора эпохи романтизма.

(учащиеся собирают портреты, учитель по мере необходимости помогает им).

После выполнения задания, учитель выставляет на мольберты портреты Пушкина в исполнении О.Кипренского, В. Тропинина и П.Соколова.

«Портрет А.С.Пушкина» О.Кипренского.

«Портрет А.С.Пушкина В.А.Тропинина»

«Портрет АС.Пушкина П.Ф.Соколова»

Учитель: А теперь обратите внимание на «Портрет Александра Сергеевича Пушкина» О.Кипренского (слайд 14).

Кисти Кипренского принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи. История знаменитого портрета Пушкина, написанного Орестом Кипренским, очень интересна. Он был заказан художнику другом великого поэта - Антоном Дельвигом. Это - лучший образ из романтических портретов Кипренского. Художник, верно передавая внешность поэта, при этом отказывается от всего обыденного. Пушкин изображен со сложенными на груди руками, он задумчиво смотрит вдаль, мимо зрителя, складки плаща, наброшенного на плечи, - всё это признаки романтического героя, отрешенного от окружающего мира и погруженного в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. На смуглом лице Пушкина лежит печать вдохновения. Можно подумать, что поэт обдумывает очередное стихотворение. Он как бы прислушивается к внутреннему голосу: «...минута - и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент - момент творчества. Именно это особенно понравилось в портрете и самому поэту. С одной стороны, это, несомненно, Пушкин, а с другой - собирательный образ творческой личности.

Художник подобрал такое освещение, при котором особенно чётко видна голова поэта. Обращает на себя внимание то, что поэт не очень весел. В его взгляде читается некая настороженность, излом губ свидетельствует о богатом жизненном опыте Пушкина. Однако изящные руки поэта спокойно сложены на груди, словно Пушкин в торжественном спокойствии грусти ждет исполнения своей судьбы.

В правом верхнем углу полотна изображена бронзовая фигура музы с лирой в руках. Именно эта деталь подчеркивает главное, что хотел выразить художник, - Пушкин и вдохновение неразделимы, а муза, которую поэт нередко упоминал в своих произведениях, - неразлучная спутница автора гениальных стихов и великой прозы.

Портрет А. С. Пушкина кисти Ореста Кипренского признан одним из лучших, созданных при жизни поэта. Поэт высоко оценил работу художника, однако считал, что Кипренский приукрасил его внешность.

Сегодня мы можем составить впечатление о внешности Александра Сергеевича Пушкина только по существующим портретам поэта. Мне кажется, Орест Кипренский ближе других художников подошел к решению, казалось бы, неразрешимой проблемы - показать душу великого русского поэта средствами живописи. Кипренскому удалось создать образ поэта, по отзывам современников, очень близкий к реальному.

Известны два отзыва самого А.С.Пушкина об этом портрете - поэтический и прозаический. Поэтический отзыв вполне можно поставить как эпиграф ко всему творчеству Кипренского, для которого характерно сочетание портретного сходства и романтической идеализации персонажа:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, -

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид...

Прозаический отзыв был проще и короче (суть впрочем, осталась та же). Пушкин сказал великому художнику: «Ты мне льстишь, Орест».

Следующим, кто изобразил Пушкина был Василий Андреевич Тропинин.

Учитель обращает внимание детей на репродукцию (слайд 15).

Портрет Пушкина является самым известным его творением. И мы относимся к нему с особым, обостренным чувством: его заказал сам Пушкин, он позировал художнику, портрет написан в период расцвета творческих сил их обоих. Хотя бытует версия о том, что заказал портрет Тропинину близкий друг поэта Соболевский, который "был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина "нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки". Но домашний костюм и естественная поза не делают портрет обыденным, будничным. В отличие от других московских портретов работы Тропинина, принадлежащих к «халатному жанру», внешняя простота пушкинского портрета - кажущаяся. Художник не столько стремится создать атмосферу домашности, сколько подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Он демонстративно противопоставляет ее официальной чопорности мундира.

Известно, что для первого знакомства с Пушкиным художник в начале 1827 года пришел в дом Соболевского на Собачьей площадке, где тогда жил поэт. Тропинин обнаружил его в кабинете, возившимся со щенками. Тогда же, вероятно, по первому впечатлению и был написан маленький этюд. В нем не было ни богатства колорита, ни изысканности мазка, ни мастерски исполненных деталей. Главным достоинством этой подготовительной вещицы были непосредственность и живость восприятия модели, дружеская доверительность, исключавшая привычный романтический пафос. Зато идея величия поэта была выражена в беглом карандашном наброске, где подчеркнута горделивая посадка головы, обрамленной распахнутым воротом рубашки.

При первом же взгляде вас поражают духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Художник осветил почти все лицо, повернутое к нам в три четверти. Лицо Пушкина полно жизни и мысли. Большой чистый лоб не закрыт кудрями, откинутыми назад. Ноздри как будто полные света, видят что-то, недоступное нам. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил. Живописные складки одежды, рассыпавшиеся в беспорядке завидки волос подчеркивают романтичность образа.

Замечателен и колорит тропининского произведения. В ряду работ, выполненных художником в 1820-е годы, этот портрет отличает благородная сдержанность красочной гаммы. На сероватом фоне, слегка высветленном к правому краю холста - лицо поэта, словно прислушивающегося к неведомым звукам. Оно оттеняется белизной приподнятого шелковым шейным платком ворота рубашки. Сдержанности красочного строя портрета соответствует и скупость включенных в изображение аксессуаров. Лишь несколько говорящих деталей - бумаги на углу стола, указывающие на поэтические труды, и любимый перстень, которому поэт придавал большое значение.

Учитель обращает внимание учащихся на портрет А.С.Пушкина кисти П. Соколова (слайд 16).

Этот портрет принадлежит кисти Петра Федоровича Соколова, знаменитого мастера камерного акварельного портрета.

Соколов запечатлел наиболее светского Пушкина, увидев в Пушкине элегантного аристократа. Может быть, это соответствовала желанием поэта иногда чувствовать себя просто светским человеком. Существует предположение, что портрет написан не с натуры, а по впечатлениям от встречи Пушкина с обществом. Композиция, поза, поворот головы - сближает этот портрет с портретом Кипренского. Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица, а предает ему миловидность, делает губы «сердечком», утончает черты.

Надо сказать, что Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато портреты, с которыми мы сегодня познакомились, стали классическими, по праву войдя как лучшие изображения Пушкина в историю русской портретописи и отечественной культуры.

Учитель. А теперь еще раз внимательно взглянем на эти портреты, и попробуем ответить на вопросы (слайд 17).

  1. Что объединяет все эти портреты? (образ Пушкина).

  2. Что отражают портреты? (изображения Пушкина, прежде всего, несут на себе печать своей эпохи).

  3. Что хотели сказать художники о своей модели?

Формулировка новой проблемы:

Учитель: Что рассказало романтическое искусство о человеке?

Предполагаемые ответы учащихся:

  1. Это человек - герой своего времени;

Пояснение учителя: новый герой - яркая, творческая личность, одержимая страстью, бунтующая против законов несправедливого общества. Он сражается со злом, зовёт к борьбе, испытывает минуты отчаяния и тоски, но всегда оказывается победителем, даже смертью своей, утверждая победу...

Каков внутренний мир романтического героя?

  1. Внутренний мир романтического героя необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.

Пояснение учителя: Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты русского романтизма.

VI этап занятия. Самостоятельная работа (анализ портрета учащимися).

Учитель. Переходим к следующему этапу нашего занятия. На данном этапе вы попробуете научиться самостоятельному анализу картины по предложенной схеме.

Для анализа я вам предлагаю «Портрет А.С.Пушкина» художника О.Кипренского. Анализ мы проведем в форме своеобразной психологической игры. Вы видите схему анализа. Согласно данной схеме, мы будем анализировать картину. Но суть игры заключается в том, что каждый из вас должен сказать по одному предложению в каждом пункте анализа.

Использование методов, побуждающих учащихся самостоятельно рассуждать.

Используемые методы: вопросы, сравнительные характеристики, диалоговое общение, реплики учителя, побуждающие учащихся самостоятельно рассуждать, размышления к анализу и др.

1. Наводящие вопросы: Как вы думаете: почему художник так поставил освещение? почему модель сидит в таком ракурсе? какие дополнительные средства использует художник? знаком ли был с моделью?, какие характерные особенности хотел подчеркнуть художник? и другие.

Учитель предлагает учащимся схему анализа портрета, выполненной на формате А-3 (+ слайд 18)

  1. Анализ модели, определение характерных черт (известный поэт, дворянского сословия, род занятий - творческая деятельность, прическа, одежда, романтический плащ, выражение лица)

  2. Композиционное размещение на формате (в центре, проводим зрительно ось симметрии, пирамидальное построение, глаза - зеркало души, глаза - главный смысловой центр, вовлекают зрителя в пространство картины, взгляд обращен на зрителя. Тем самым - самое главное в картине - сам поэт, и художник подчеркивает суть модели. От глаз взгляд перемещается на руки. Мы видим кисть руки, она вызывает удивление. Но если знать, что в дворянском обществе было принято ухаживать за руками, делать маникюр, мы бы не удивлялись. Руки перекрещены на груди. Затем взгляд перемещается на часть плаща, и затем на фон, но уже во вторую очередь.)

  3. Портретная характеристика (камерный, парадный, и др.)

  4. Выявление объема посредством тона (контраст светлого и темного, для привлечения внимания к главному содержанию картины. Боковой свет выявляет форму, её объём и глубину пространства - образ модели предстаёт наиболее полно. Передача материальности (ткань, одежда, тело, глаза, волосы и т.д.)

  5. Обобщение, проработанность поверхностей, несущих свет, и обобщение затемненных поверхностей, композиция уравновешенная, за счет распределение света, композиция больше статичная.

  6. Личное отношение (отношение художника, если знаешь). Работа О.Кипренского «Портрет А.С.Пушкина» мне нравится (или не нравится). Обосновать свое мнение. Отношение художника.

    1. этап занятия: Психофизическая разгрузка. Закрепление интереса к изученной теме:

Учитель: Для того чтобы вы не забыли тему сегодняшнего урока, я для вас приготовила интересную игру.

Учитель вызывает к доске учеников. Один из учеников играет роль художника, другой - модели. Этюд «Живая картина».

Учитель: Вам необходимо создать композицию картины. У вас есть главная героиня. Она - юная девушка. У вас есть дополнительный реквизит: предметы, с помощью которых художник мог подчеркнуть особенности своей модели. Необходимо посадить модель так, чтобы подчеркнуть её характерные особенности, показать образ романтической героини. А для того чтобы вы лучше почувствовали атмосферу XIX века, для вас будет звучать Вальс №2 ми-минор Александра Грибоедова. Это произведение относится к эпохе романтизма.

(Включается музыка. Учащиеся приступают к созданию живой картины. Учитель во время работы поправляет и помогает ученикам по мере необходимости).

(Для оформления использовать драпировки, реквизит (рамка, книги, ручки, лампы, свечи, канделябры, шарфы, альбом, кисти и т.д.)

После окончания работы учащихся необходимо проанализировать полученный результат.

Вопросы для анализа:

  1. Какая у нас получилась романтичная героиня?

  2. Какие характерные черты вы хотели подчеркнуть в своей модели?

  3. Почему для заднего плана использовалась драпировка нейтрального цвета?

  4. Если бы вы сейчас переносили этот образ на полотно, как бы вы выставили освещение?

Подведение итогов опроса.

  1. этап урока. Закрепление знаний, полученных на уроке (слайд 19).

Каждому ученику предлагаются вопросы. Вопросы на карточках. Карточки разложить веером и дать выбрать. Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель подводит итоги урока.

  1. О каком жанре изобразительного искусства мы сегодня с вами говорили?

  2. С какими художниками портретистами вы сегодня познакомились на уроке?

  3. Что послужило причинами появления нового героя в искусстве?

  4. Почему активно начал развиваться жанр портрета в живописи?

  5. Что является отличительной чертой портретного искусства?

  6. Является ли портрет отражением эпохи? Почему?

  7. Какие характерные черты стремился передать художник П.Соколов в образах женщин - жен декабристов.

  8. Образ, какого поэта освещали мы на нашем уроке?

  9. Что в первую очередь отражали художники в образе Пушкина?

Заключительное слово учителя.

Учитель. Итак, подведем некоторые итоги.

Развитие искусства непрерывно. Из века в век тянется «связующая нить», и каждое новое поколение творцов осмысливает и переосмысливает достижения своих предшественников, опирается на уже достигнутое и, отталкиваясь, идет дальше. Это и есть прогресс.

Классицизм XVIII века принял за образец античное искусство и стал прилежно ему подражать. В России классицизм получил официальный статус «государственного направления» в изобразительном искусстве.

В начале XIX века в русском изобразительном искусстве развивается новое направление - романтизм.

Романтизм стремительно охватил все европейские страны, пустив там глубокие корни, что не мешало классицизму продолжать развивать классические тенденции отчасти потому, что при всем своем новаторстве романтизм в России развивался параллельно с классицизмом.

В изобразительном искусстве России романтические тенденции первой половины XIX века успешно реализовывались во всех видах искусства и жанрах живописи, но более всего в жанре портрета и в жанре пейзажа.

В портретном искусстве мы обнаруживаем активное развитие разнообразие форм передачи действительности. Человек больше не изображается только в античном, сословном и профессиональном ключе. Портретируемые предстают перед нами в неповторимости их душевного склада, в повседневном облике, в обыденной обстановке... Во всем этом проявилось стремление художников приблизиться к натуре, к более непосредственному изображению реальной жизни. И жизни не только современной, но и отдаленной вглубь времен.

К середине XIX века в русском изобразительном искусстве зарождается новое направление - реализм, о котором мы с вами начнем говорить уже на следующем уроке.

Задание на дом. Дома вам необходимо повторить анализ, и дополнить таблицу по памяти.

На этом наш сегодняшний урок подошел к концу. Спасибо вам за урок (слайд 20).

© 2010-2022