• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА ПЛЕНЕРЕ (Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству)

РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА ПЛЕНЕРЕ (Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству)

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества "Нарт"»


РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

НА ПЛЕНЕРЕ

(Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству)





Составитель:

ПДО Боранова А.М.

Работа с обучающимися на плейере


«...чем больше сделано рисунков с натуры,

тем легче будет изображать и то,

что выдумано, прочитано или услышано»

Д. Митрохин, художник - график

Объединение «Палитра» Центра развития творчества детей и юношества «Нарт» ведёт работу с детьми на основе академических дисциплин: «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Декоративно - прикладное искусство».

Обучение в объединении ведётся по двум направлениям:

  • Рисование с натуры;

  • Рисование по памяти.

В Центр «Нарт» приходят очень разные дети: у каждого свой характер, свои особенности. Важно понять и выявить художественные наклонности у каждого ребёнка. Помимо общих знаний в плане академического рисунка и живописи, нужно каждому ученику дать то, что необходимо лично ему. Сделать это позволяют именно занятия на пленэре. Пленэр - это важнейшая практическая часть процесса обучения в системе начального художественного образования. Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека способствует приобретению детьми навыков передачи освещения, состояния природы, световоздушной среды, решения пространственных задач, развивает такие качества ребёнка, как воображение, умение осознанно анализировать увиденное, претворять зрительные впечатления в изобразительной форме.

Любой человек испытывает эмоциональное потрясение при виде восходящего солнца, цветущего луга со всеми оттенками цветового спектра: от салатовых и изумрудных тонов до лиловых, золотистых, розовых. Глаз радует каждая травинка, каждый цветок, всё хочется изучить,» зарисовать, оставить в памяти.

Как приятно в полуденный зной переместиться к ручью, водопаду, озеру, попасть в тень ветвистых деревьев, сесть на «Поленовский мостик», опустить ноги в прохладную воду и наслаждаться тишиной, покоем, красотой окружающего мира, а потом перенести на бумагу не только то, что видишь, но и то, что чувствуешь. А если отправиться на пленэр к вечеру, то поневоле разыгрывается воображение: красно - розовое заходящее солнце освещает верхушки деревьев, а на траве длинные тени напоминают сказочных персонажей. От красоты дух захватывает!

Красота окружающего мира очень положительно влияет на развитие творческого потенциала ребёнка. Небольшой формат пленэрных работ позволяет творить, как говориться «на одном дыхании», - сохраняя до конца силу и цельность непосредственного впечатления от открывшегося ребёнку образа природы. Детские пленэрные этюды и зарисовки получаются живые, насыщенные цветом. Большое значение имеет правильная подготовка учащихся к занятиям на пленэре. Детям должно быть удобно заниматься рисованием на улице. Для этого необходимо иметь раскладной стульчик, планшетку в размер листа с прищепками, различные графические материалы: если краски, то акварель; бумага (лучше акварельная, даже если рисунок будет сделан карандашом). При этом размер листа может быть любым. Однако желательно, чтобы формат листа не превышал размер A3, так как начинающему художнику трудно будет справиться с большим листом бумаги.

Работу на пленэре желательно вести по следующим темам:

  • Быстрые зарисовки деревьев, цветов, кустов в цвете и графике;

  • Пейзажные зарисовки (графика, живопись);

  • Пейзаж с элементом архитектуры;

  • Пейзаж с присутствием человека. Желательно на втором плане:

  • Архитектурные зарисовки;

  • Животные;

  • Натюрморт на траве.

Очень важен выбор места для занятия. Педагог заранее подбирает в ближайших окрестностях участок, где может расположиться группа детей. Желательно, чтобы это был сквер, парк, в котором природа и архитектурные формы составляют живописное единство.

Для детей важно рисовать то, что их увлекает, пробуждает в них живой интерес и вызывает желание взять в руки кисть, карандаш, поэтому начинать занятие на пленэре лучше всего с наблюдений. Например, можно обратить внимание детей на разнообразие красок земли и предложить им сравнить, каковы они у влажной земли у ручья или пруда, и каков цвет земли на сухой тропинке. Особенно интересно детям будет понаблюдать за игрой света и тени (собственной и падающей от деревьев) на траве и на воде. Можно поиграть с детьми в игры на развитие внимательности, наблюдательности. Например, кто назовёт больше цветовых оттенков на траве, в кронах деревьев, на песке, в тени или на свету; или, к примеру, кто увидит больше геометрических фигур в архитектурной постройке (доме, храме, павильоне, беседке и т. д.).

Далее делается предварительная прорисовка. Она может быть выполнена как карандашом, так и краской. После этого начинается более тщательная работа с учётом переднего плана и дальнего, тоновых отношений, цвета, общего колорита. Очень важно научить детей вести работу параллельно, то есть изображать предметы в цвете не последовательно один за другим, а в комплексе написания всех предметов по отношению друг к другу. Один этюд желательно выполнять за один сеанс, не оставлять на другой день. Необходимо объяснить детям, что работу надо стараться делать быстро, но при этом стремиться не упустить интересных деталей первого плана, поскольку может произойти перемена состояния природы. Например, день сменил вечер, или после солнечной погоды устанавливается дождливая, пасмурная.

Надо обратить внимание детей на то, что их работа станет более интересной, если какой-либо фрагмент, например ветки деревьев, будет выполнен несколько раз различными материалами (карандаш, тушь, акварель). При этом следует рассказать детям о специфике работы с различными материалами, например, о том, что при выполнении зарисовок простым карандашом или цветными мелками по акварельной бумаге получается интересный фактурный узор. Учащийся хорошо запомнит, как рисуется тот или иной предмет, и сможет применить свои знания в дальнейших занятиях и в графике, и в живописи.

Таким образом, от работы к работе живописная техника ученика на пленэре будет совершенствоваться, благодаря многократному выполнению этюдов в различных техниках. Затем, при работе в студии, дети как бы заново осваивают приёмы выполнения заданий в различной манере, различными материалами, на разных уровнях относительно линии горизонта.

Собранный в процессе пленэрной практики художественный материал является основой для создания новых композиций. Если ребёнку предложена тема: «Как я провёл лето?», то он смело может выложить все свои пленэрные зарисовки и, выбирая самые интересные, скомпоновать их, превратив в сложную композицию на заданную тему. Пленэрные этюды могут быть использованы при построении композиций на любую тему: иллюстрация к прочитанной книге, к услышанной песне или стихотворению, в других тематических работах. Летние пленэрные зарисовки необходимо сложить в папку с файлами или оформить любым другим способом, чтобы у ребёнка получились наглядные пособия, выполненные им самим. Таким образом, за несколько лет занятий по пленэру, у ребят будет собрана целая коллекция собственных зарисовок.

Полученный комплект может использоваться ими для работы над более глобальными темами по композиции, живописи и графике.

После занятий на пленэре с детьми могут происходить удивительные вещи: в течение учебного года они занимались на довольно среднем уровне, и вдруг на пленэре раскрылись в полной мере. Их рисунки становятся интересными, разнообразными, насыщенными красивыми образами. Ребята не только приобретают знания, умения и навыки, они начинают лучше относиться к окружающему миру, к людям, друг к другу. Одним из приёмов выявления отношения детей к занятиям на пленэре является практика написания сочинений на тему: «Что мне дают занятия на природе?» Вот некоторые высказывания из детских сочинений: «Яснее ощущаю красоту природы. Раскладываю зелень деревьев на тёплые и холодные тона. Мысленно смешиваю краски, получая различные оттенки цвета» (Тимур К.) «Рисовать нравится карандашом, каждый штрих приносит мне удовольствие. Появляются положительные эмоции. Улучшается настроение. Всё вокруг кажется мне прекрасным» (Камилла Т.) «Раньше на многие вещи, которые меня окружают, не обращала внимания, не ценила. А теперь любуюсь как всё замечательно: это небо, солнце, цветы, деревья. Как хочется жить!» (Ислам М.)

Многие дети отмечают, что если раньше рисование натюрмортов казалось им рутинной работой, теперь они сами с удовольствием ставят натюрморт, подбирают драпировки и предметы по колориту, подсмотренному в природе. А если для натюрморта они целое лето собирали цветы, ветки, колосья, камушки, ракушки, то написание натюрморта становится делом совсем не скучным, а напротив, занимательным и полезным. В процессе занятий на пленэре развиваются художественно - творческие способности детей и такие важные качества личности, как:

  • Способность к художественно - образному выражению;

  • Художественное восприятие натуры;

  • Владение техническими приёмами живописи;

  • Последовательность выполнения задания и его объяснение;

  • Воображение, развитие зрительной памяти; Ф Тоновое и колористическое видение;

  • Точность выбора изобразительных средств, владение живописным языком;

  • Предвидение результата.

Занятия на пленэре учат ребёнка видеть мир вокруг себя, открывать необычное обыденном, создавать собственные художественные миры.

© 2010-2022