«Народные художественные промыслы России. Матрешка»

ТЕМА:  Народные художественные промыслы России. Матрешка.   ЦЕЛЬ:  ·        Систематизировать и обобщить знания о народных художественных промыслах; ·        Развивать умение выполнять варианты орнаментальных композиций на основе народных промыслов России; ·        Познакомить с историей возникновения матрешки, с характерными особенностями формы и росписи; ·        Способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, пониманию целесообразности в вещах; ·        Воспитывать... 1   3   5   8   2   4     7             6                                                                                                         Вопросы: 1.     Почтенные господа, посмотрите вы сюда! Игрушки вятские на все манеры: Вот и барышни, и кавалеры. У барышень алые щечки и губки. Нарядные платья и теплые шубки.  (Дымково).   2.     «В раме волны, бригантина – на столе стоит …..» (картина).   3.     На картине видишь ты Вазу, яблоки, цветы, А не лес, не водоем. Как ее мы назовем?  (натюрморт)   4.     «Нарисую все я сказки, Мне помогут в этом ….» (краски).   5.     Слово из пяти букв, название промысла, продукция которог...   Русская матрешка:   1.     Загорская 2.     Семеновская 3.     Полхов –майданская.   Особенности матрешек: (звучит музыка)   1.     Загорская – скромный наряд, широкая,  толстобокая, приземистая, слегка суживающаяся к низу. Роспись гуашевыми красками. На переднике – лента мелкого цветочного узора, на рукавах также узор. Волосы светлые   2.     Семеновская – на фартуках яркие букеты – розы. колокольчики, бутоны. Основной цвет в росписи – красный, черный контур, волосы чернявые.   3. Полхов-Ма...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

гимназия №1г. Зернограда


Тема урока:

«Народные художественные промыслы России. Матрешка».

«Народные художественные промыслы России. Матрешка».

Учитель ИЗО

Орлова Оксана Федоровна

высшая кв. категория.



2008-2009 уч.год


ТЕМА: Народные художественные промыслы России. Матрешка.

ЦЕЛЬ:

  • Систематизировать и обобщить знания о народных художественных промыслах;

  • Развивать умение выполнять варианты орнаментальных композиций на основе народных промыслов России;

  • Познакомить с историей возникновения матрешки, с характерными особенностями формы и росписи;

  • Способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, пониманию целесообразности в вещах;

  • Воспитывать уважение к народным традициям.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • восприятие и оценка произведения искусства;

  • ориентироваться в народных промыслах России;

  • анализ и оценка результатов собственного художественного творчества;

  • уважать мнение товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Зрительный ряд: рисунки художественных промыслов: Городец, Дымково, Филимоново, Хохлома, Матрешки; таблицы с видами росписи матрешек, игрушки , короб с поделками разных видов; репродукция картины Кустодиева «Масленица», фрагмент видеофильма «Приключение итальянцев в России».

Раздаточный ряд: - таблички - указатель «Лот №…»;

- шаблоны матрешек;

Литературный ряд:

- В.Леонтьев «Ярмарка»;

- стихотворения скоморохов, коробейника;

- народные частушки.

ТСО:

- телевизор;

- видеомагнитофон;

- магнитофон.

Словарные слова:

  • «масленица»,

  • «декор»,

  • «гармония».

Материалы и инструменты для учащихся: бумага, краски, цветная бумага, клей, ножницы, кисти, баночка для воды.

Вид урока - интегрированный (ИЗО, музыка, литература).

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент - 1 мин.

  2. Вводная беседа - 2 мин.

  3. Аукцион «Ярмарка» - 8 мин.

  4. Сообщение новой темы - 5 мин.

  5. Выполнение росписи - 20 мин.

  6. Подведение итогов, награждение - 4 мин.


ХОД УРОКА.

Вводная часть урока:

Представьте, что вы, дорогие друзья, находитесь сегодня не в традиционной классной комнате, а на настоящей ярмарке народных ремесел.

И это не случайное совпадение, потому что мы с вами заканчиваем изучение народных промыслов. Сегодня на уроке мы закрепим знания о народных ремеслах, и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.

Обычно ярмарка открывалась на «масленицу» - это старинный веселый праздник проводов зимы. Русские художники изображали это событие на своих полотнах. Перед вами репродукция картины художника Кустодиева «Масленица» (показ картины).

«Народные художественные промыслы России. Матрешка».

- О чем эта картина? Какое настроение она у вас вызывает? что вы чувствуете, рассматривая ее? (о радости жизни, о празднике).

- Как вы думаете, кем мы с вами могли бы быть на этой ярмарке?

(покупателями, продавцами, мастерами народных промыслов)

- Но ярмарка у нас не простая - ярмарка - аукцион: здесь есть и продавец, и покупатель. Чтобы приобрести товар, вы должны знать виды и особенности народного промысла, чем они отличаются друг от друга, как украшаются и какие особые приметы имеют.

- Где мои помощники?

(входят 2 скомороха и коробейник).

1 скоморох:

Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Выставляйте свой товар

На наш ярмарочный базар!

2 скоморох:

Товарец важный, Похвалит его купец каждый!

Пожалуйте!

С доброго молодца пятак берем,

А красным девицам даром отдаем!

Учитель: на аукцион выставляется ЛОТ №1.

«Народные художественные промыслы России. Матрешка».

Коробейник (подсказывает, доставая из короба изделие):

- Нарядная, красочная, деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках, в старинном селе Хохлома.

1 скоморох:

- Хохломская роспись -

Алых ягод роспись,

Отголоски лета

В зелени травы.

2 скоморох:

Рощи, перелески.

Шелковые всплески

Солнечно медовой

Золотой листвы.

Учитель: задание - найдите на нашей ярмарке, под какими номерами здесь ЛОТ №1 и назовите особенности этой росписи.

(дети называют №…, особенности..)

Учитель: Молодец, оценка 5.

На аукцион выставляется Лот №2.

«Народные художественные промыслы России. Матрешка».

Коробейник:

Как-то очень давно на поросшем лесном берегу реки вятки построили наши предки город, окружили его крепостными стенами. глубокими рвами. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки дружно поднимались к небу. Наверное, и назвали слободу Дымковской. Издавна там жили гончары, которые лепили из местной глины посуду, барышень и зверюшек разных-диковиных…

1 скоморох:

Дымковские барыни

Всех на свете краше,

а гусары - баловни -

кавалеры наши.

2 скоморох:

Мы игрушки знатные,

складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Учитель: Под какими номерами мы видим Лот №2?

- А теперь, уважаемые коробейник и скоморохи, подскажите, какой лот спрятан под №3.

«Народные художественные промыслы России. Матрешка».

Коробейник:

- На высоком берегу Волги стоит город Городец. Жители городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву, красками и кистью красоту творили.

1 скоморох:

Наши доски расписные,

Посмотрите, вот какие

Все хотим вам показать

И подробно описать.

2 скоморох:

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он!

Учитель: К ЛОТу №3 какие номера подходят с нашей выставки? (ответы детей).

Лот №4.

«Народные художественные промыслы России. Матрешка».

Коробейник:

Промысел наш - диковинный, нигде такого не сыщеш, изделия из фарфора и посуда, и статуэтки. Все как снег, белое, а узоры, то, узоры - синим цветом расписные.

1 скоморох:

А деревня наша Гжель

Не за тридевять земель,

Под Москвою мы живем

Глину месим и поем.

2 скоморох.

Очень любим синий цвет,

Потому что краше нет.

Чашки, блюдца, самовары

Знают люди всей земли!.

Учитель: Что вы можете рассказать о ЛОТе №4? (ответы детей)

«Народные художественные промыслы России. Матрешка».

Учитель. Молодцы, дети, но у меня остался ЛОТ №5 с вашей любимой оценкой, но чтоб узнать, что скрывается под этим лотом, нам нужно разгадать кроссворд. По горизонтали, в красных клеточках, спрятано название нашего урока.

1

3

5

8

2

4

7


6














Вопросы:

  1. Почтенные господа, посмотрите вы сюда!

Игрушки вятские на все манеры:

Вот и барышни, и кавалеры.

У барышень алые щечки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки. (Дымково).


  1. «В раме волны, бригантина - на столе стоит …..» (картина).


  1. На картине видишь ты

Вазу, яблоки, цветы,

А не лес, не водоем.

Как ее мы назовем? (натюрморт)


  1. «Нарисую все я сказки,

Мне помогут в этом ….» (краски).


  1. Слово из пяти букв, название промысла, продукция которого - изделия из керамики, фарфора, окрашенные в белый цвет и в росписи которых используется лишь один цвет - синий (гжель)


  1. Шрифт - определенный рисунок букв, цифр и других знаков.


  1. «Круглая, монументальная, фронтальная, фонтанная, садово-парковая…» (скульптура).


  1. Водяная краска, применяемая для выполнения живописных работ (гуашь).

Учитель: Молодцы, дети. Мы узнали тему нашего урока.

«Народные художественные промыслы России. Матрешка».

История возникновения матрешки.

Более ста лет назад привезли из Японии деревянную игрушку: старика с вытянутой головой. Звали его Фугурума. У мудреца голова вытянулась от раздумий. Игрушка понравилась, и художник С.Малютин придумал нашу русскую матрешку.

Художники выбирали свое оформление - ДЕКОР.

В каждой игрушке чувствуется ГАРМОНИЯ, т.е сочетаются размер и краски.

Художественный образ матрешки, как и всякой народной игрушки, весьма условен. Образ женщины - матери большого семейства близок и понятен. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, по всей видимости - в этом глубокий смысл популярной игрушки. Условна и форма игрушки, изображение ее лица и наряда.

Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы:

Каково ваше мнение -чем этот образ примечательный?

  • круглое лицо;

  • яркий румянец,

  • черные брови;

  • маленький рот.

такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

1 скоморох:

Алый шелковый платок,

Яркий сарафан в цветок,

Упирается рука

В деревянные бока.

2 скоморох.

А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская матрешка.

Может кто-нибудь знает, как делают матрешку?

Процесс изготовления матрешек:

  1. Вытачивают форму на токарном станке из дерева липа, которое сушат 5 лет.

  2. Подготавливают ее под роспись.

  3. Мастерицы расписывают матрешек без предварительного рисунка.

  4. После раскраски и высыхания матрешек лакируют.

(Просмотр фрагмента видеофильма «Приключения итальянцев в России).

«Народные художественные промыслы России. Матрешка».

Русская матрешка:


  1. Загорская

  2. Семеновская

  3. Полхов -майданская.

Особенности матрешек: (звучит музыка)


  1. Загорская - скромный наряд, широкая, толстобокая, приземистая, слегка суживающаяся к низу. Роспись гуашевыми красками. На переднике - лента мелкого цветочного узора, на рукавах также узор. Волосы светлые


  1. Семеновская - на фартуках яркие букеты - розы. колокольчики, бутоны.

Основной цвет в росписи - красный, черный контур, волосы чернявые.

3. Полхов-Майданская - необычна форма головы, удлиненный силуэт, характерный декоративный цветок и традиционный малиновый цвет. Волосы черные, кудрявые.

Самостоятельная работа учащихся. Работа в группах.

Учитель. Вы познакомились с новым народным промыслом. У вас на столе лежит шаблон - украсьте праздничным нарядом свой шаблон тем видом матрешки (из трех предложенных), которая вам больше всего понравилась.

Подведение итогов. Оценка.

Наш урок подошел к концу. Вы видите, ЛОТ №5 -пустой, так давайте прикрепим к нему наших матрешек и еще раз вспомним особенности трех видов матрешек.

Итог урока: Скажите, почему по мнению иностранных туристов, посетивших Россию, ярким воспоминанием о стране и ее традициях будет именно матрешка?

Оценивание учащихся: Посчитайте количество жетонов, полученных вами. Сколько их у каждого?. 5-6 жетонов - «5»;

3-4 жетона - «4».

Коробейник:

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Матрешка русская, плясать она искусная.

Веселится и поет, развлекает весь народ!

(коробейник ходит между рядами и дарит детям конфеты).

Литература:

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству.

Методическое пособие, М.: Творческий центр «Сфера», 2006г.


  1. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. М.:

Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 г.

3. Кузин В.С. Изобразительное искусство в школе. М.:Дрофа, 2000г.

4. Сергеев А. «Русские живописцы», Книги серии ИСТОРИЯ РОССИИ, М.: «Белый город», 2003 г.


  1. Хохломская роспись. Журнал «Искусство в школе».1992. №3,4.

Журнал «Читаем, учимся, играем», М,: Из-во «ЛИБЕРИЯ-БИБЛИОПРИНТ», №5.2005г.





13


© 2010-2022