• Преподавателю
  • ИЗО, МХК
  • Внеклассное мероприятие по МХК на тему: Хореография - вид сценического искусства. Виды танцев

Внеклассное мероприятие по МХК на тему: Хореография - вид сценического искусства. Виды танцев

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Суворовская средняя школа»




Разработка внеклассного мероприятия по предмету «Художественная культура» на тему: «Хореография - вид сценического искусства. Виды танцев».


Подготовила

учитель МХК

Полищук Инна Петровна


Тема: Хореография - вид сценического искусства. Виды танцев.

Цель: проследить эволюцию развития профессионального танца; ознакомить с особенностями хореографии как вида сценического искусства; рассмотреть виды хореографического творчества (бытовой и сценический танец); расширить знание о балетном искусстве, его известных исполнителях; дать понятие о балетных формах: па-де-де, па-де-труа; вызывать интерес к классическому балету, развивать творческое мышление, внимание, память; способствовать формированию духовной культуры учащихся, воспитанию коммуникативных качеств, интереса и уважения к мировой музыкальной культуре.

Внеклассное занятие по предмету «Художественная культура»

Оснащение урока

Визуальный ряд: видеофрагменты танцев (гопак, бальный танец, эстрадный танец, балет, индийский танец); видеофрагменты из кинофильмов; фотографии выдающихся балетных исполнителей XIX - XXI ст.

Музыкальный ряд: греческий танец «Сиртаки», М. Глинка «Полонез».

Ход занятия

Торжественно оформлен кабинет. На доске написана тема занятия, эпиграф. Оформлены 2 информационных стенда: «Виды танцев», «Хореография». Между стендами стоит компьютер и проектор для просмотра видеоматериала. Все учащиеся распределены на 4 группы. Каждая группа имеет свой столик, этот столик ребята оформили в соответствии с той информацией, которую они подготовили всей группой. Например, группа №1 готовит информацию о народных танцах, значит свой столик они украшают именно в народном стиле и т.д.

І. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Весной и летом на холмах Геликона, на высоком Парнасе, Аполлон со своими постоянными спутницами музами водят хороводы. Торжественно звучит хор, и вся природа очарованно слушает их божественное пение.

Входят трое муз - Мельпомена, Талия, Терпсихора.

В руках у Мельпомены маска трагедии, у Таллии - маска комедии, у Терпсихоры - музыкальный инструмент лира.

Музы (говорят высказывания латынью)

  • TEMPORA O MORES! (О времена, о обычаи!)

  • TEMPORA MUTANTUR, ET NOS MUTAMUR IN ILLIS. (Времена изменяются, и мы меняемся вместе с ними.)

  • ARS LONGA, VITA BREVIS. (Искусство вечно, а жизнь коротка)

Ученик

А.С. Пушкин

Евгений Онегин

Глава пятая

XLII

И вот мазурка раздалась.

Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком…

Ещё мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Прыжки, каблуки, усы …

Звучит «Полонез» Г. Глинки.

Ученик:

А.С. Пушкин

Евгений Онегин

Глава первая

XX

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - всё кипит;

В райке неторопливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Учитель. В греческих мифах и легендах живут девять муз - покровительниц наук и искусств. Они вдохновляют каждый наш урок. На предыдущем уроке присутствовали музы: Мельпомена (муза трагедии) и Талия (муза комедии) - покровительница театра. Сегодня к ним присоединилась муза танца - Терпсихора. Очень многие писатели и поэты обращались к этим образам, изображая их в своих произведениях.

Ученица

А.С. Пушкин

Евгений Онегин

Глава седьмая

Но там, где Мельпомены бурной

Протяжный раздаётся вой,

Где машет мантей мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет,

Где Терхпсихоре лишь одной Дивится зритель молодой

(Что было также в прежни леты,

Во время ваше и моё),

Не обратились на неё

Ни дам ревнивые лорнеты,

Ни трубки модных знатоков

Из лож и кресельных рядов.

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Тема нашего урока «Хореография- вид сценического искусства. Виды танцев.»

Вопрос для рассмотрения

1. Олимпийские музы - покровительницы искусства.

2. Хореография - вид сценического искусства.

  1. Виды хореографического творчества.

  2. Особенности балетного искусства.

  3. Классический балет - вершина хореографического искусства.

IV. Изучение нового материала

Беседа

Под звучание мелодии греческого танца «Сиртаки» рассказывается миф о рождении муз.

Ученица: Олимпийский бог Зевс в союзе с титанидой Мнемосимой рождают девять сестер, которые становятся покровительницами утонченных наслаждений духа. На вершине горы Геликон сестры днем водят хороводы, а ночью, одевшись в дымку, музы спускаются к людям. На земле они обдаривают людей способностью к творчеству, внушают умные мысли, воспевают установленные Зевсом моральные законы, успокаивают споры.

Учитель. Что осталось от этого всего? Что сохранилось от этих мистических культов, объединённых с танцами? Мы выясним это на нашем уроке.

• Узнали ли вы музыку, которая звучала?

Ученики. Это сиртаки.

Учитель. Греческий народный танец сиртаки- это своеобразный хоровод, В античной Греции танцевального искусства учили всех для того, чтобы достичь гармоничного единства между физической силой мышц и красотой пластичности движений. Анализируя изобразительное искусство Греции, мы можем сделать вывод, что в период античности состоялось формирование профессионального вида танцевального искусства. Скульптуры, роспись, барельефы оставили нам иллюстрации танцев, за которыми можно составить представление о характере хореографии Давней Греции. Именно здесь возникли определенные «слова, связанные, с разными видами искусства", которые используются в хореографии сегодня. Для того чтобы определить виды хореографического творчества, давайте остановимся на понятии «хореография».

Словарная работа

На предыдущем уроке ученики получили задание найти в словарях объяснения слов: «хореография», «танец», «ритм».

Учитель:

•Что такое хореография?

Ученики. Хореография - искусство создания танца и танцевальных представлений, а также запись танцевальных движений с помощью системы условных знаков. «Хорея» в переводе с древнегреческого означает «танцы», а «графо» - пишу. Хореография «описывает» танцы и их выполнения.

Учитель. С хореографией тесно связано слово «танец».

•Что такое танец?

Ученики. Танец - искусство ритмичных движений под музыку.

Учитель:

•Что такое ритм?

Ученики. Ритм - основа танцевальной музыки. Музыкальный ритм - это чередование и соотношение разной музыкальной длительности и акцентов. Это яркое выразительное средство.

Учитель:

•Кто такой хореограф?

Ученики. Хореограф - мастер хореографии, балетмейстер.

Задание для учеников

Ученикам предлагаются два рисунка. На первом - лира, на втором - пуанты.

  1. Рассмотрите рисунки и скажите, какие виды искусства совмещаются в танце. (Музыка и хореография)

  2. Может ли хореографическое искусство существовать без музыки? (Нет)

Учитель обращает внимание учеников на высказывание, которое записано на доске.

«Заложенная в нас природой

любовь к музыке тянет за собою

и любовь к танцу. Оба эти

искусства - братья,

неотделимые один от другого.

Ж.-Ж. Новерр

3. По каким признакам можно определить танцевальную музыку? (по ритму)

Сообщение ученика

История развития танца

С конца XVI ст. Терпсихора с почестями поселилась в нарядных дворцах знати. Ни один праздник или балл не обходились без дивертисментов и интермедий, которые выполняли балетные актеры.

Словарная работа

Ребята, посмотрите на доске есть определения:

Дивертисмент (фр.- «развлечение», «забава»): а) развлекательное сценическое представление, в состав которого входят танцевальные номера, песни;

б) вставные сцены, номера в виде отдельных танцев.

Интермедия - небольшая комическая сцена, которая выполняется между действиями представления.

Сообщение ученика

В России и в Украине традиции классического танца развивались в условиях крепостных театров в помещицких имениях.

Руководили актерами и оркестрантами приглашенные из-за границы музыканты. Самыми известными землевладельцами в Украине были: В. Тарновский, Г. Галаган,

Д. Ширай и др. В России самый известный крепостной театр имел граф Шереметьев, в этом театре пела крепостная актриса Парасковия Жемчугова.

Беседа

Учитель. Трудно представить современное общество без танцевального искусства.

(Учитель предлагает детям рассмотреть схему на доске.)


Внеклассное мероприятие по МХК на тему: Хореография - вид сценического искусства. Виды танцев

• Вспомните, что означают слова: «классический», «народный», «бальный», «современный». С значением этих слов вы ознакомились на уроках музыкального искусства.

Ученики:

классический - образцовый, наилучший в своем роде; происходит от слова «классицизм», сущность которого заключается в подражании искусству и поэзии Давней Греции, Давнего Рима и в соблюдении системы суровых правил воссоздания;

народный - который принадлежит народу, стране, государству, соответствует духу народа, его национальным особенностям;

бальный - созданный для выполнения на танцевальных вечерах (балах); большинство бальных танцев имеют народное происхождение;

современный - что касается одного времени, одной эпохи.

Учитель. Обратите внимание на схему. Вы уже знаете, что такое балет.

• Вспомните определение этого слова.

Ученик. Балет - это музыкально-хореографическое представление, содержание которого, мысли и чувства действующих лиц раскрываются средствами музыки и танца.

Учитель. В балете взаимодействуют несколько видов танца: ритмопластичный (пантомима), с которым вы уже знакомые, характерные танцы, которые воспроизводят характерные движения определенных народных танцев, и классический.

Основные номера балета, заимствованные из классического танца:

  • вариации - небольшой сольный танец;

  • па-де-де (от фр.-танец вдвоём)

  • па-де-труа (от фр. - танец втроем);

  • па-де-карт (от фр. - танец четырех)

Приведенные слова записываются на доске, чтобы ученики имели возможность их видеть.

Основой балета является классический танец, который может совмещаться с другими видами танцев.

• Какие виды танцев мы можем определить?

Ученики. Народные, бальные, классические, современные.

Учитель. На протяжении своей истории профессиональное искусство хореографии основывалось на народном танце, заимствовало и превращало его элементы. Давайте определим виды танца в современной хореографии.

Учитель. Современную хореографию можно подать в виде схемы.

Внеклассное мероприятие по МХК на тему: Хореография - вид сценического искусства. Виды танцев

Уч-ся разделены на 4 группы. Каждая из этих групп получила задание: подготовить информацию к уроку, сделать презентацию используя не только лит-ру, но и видеоматериалы, может быть показать собственную постановку танца.

Итак, 1 группа - Народные танцы;

2 группа - Бальные танцы;

3 группа - Эстрадные танцы;

4 группа - Балет.

Работа в группах

Группа I (сообщение о народном танце)

Народный танец отвечает характеру, духу той национальности, которая его создала. Российские народные танцы нельзя перепутать с латиноамериканскими, танцевальная зажигательность народов Юг не пересекается с танцами северных народов. Это отображается в пластике движений, музыкально-ритмичной структуре танца, манере его выполнения. Некоторые народные танцы стали своеобразной визитной карточкой народа. Лезгинка - Грузия, тарантелла - Италия, хота - Испания, чардаш - Венгрия, гопак - Украина, полька - Чехия, краковяк - Польша, жига - Шотландия.

Вашему вниманию предлагаем просмотреть видеофрагмент «Київські парубки». Очень яркий пример с профессиональной постановкой народного украинского танца в фильме «Свадьба в Малинове» (просмотр видеофрагмента). А вот следующий видеофрагмент будет вам заданием. (просмотр видеофрагмента из фильма «Любовь и голуби». Какой вы сейчас увидели танец? Какова особенность этого танца?

Группа II (сообщение о бальном танце)

Ученик. Бальный танец происходит от народного и выполняется лишь в паре. Самыми популярными бальными танцами, которые сформировались на протяжении XIX ст., является вальс, мазурка, полька. Они изменялись, приобретали национальных черт, но всегда оставались сочетанием резвости и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского. Существуют современные бальные танцы, но относятся к ним по-разному: одни специалисты считают, что это искусство, а другие относят их к спорту.

Современные бальные танцы разделяют на танцы европейской программы (медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, квикстеп) и латиноамериканские (самба, ча-ча-ча, румба, драйв, пасадобль).

Уч-ся. Мы подготовили информацию не просто о танцах, а о старинных танцах, которые изначально были народными и только спустя много веков стали бальными.

Звучит «Полонез» М.Огинского

Внеклассное мероприятие по МХК на тему: Хореография - вид сценического искусства. Виды танцев

Ученица:

Я к вам на бал не опоздал,

Ведь мною открывают бал.

Я польский танец - и давно

Такое имя мне дано.

В XV веке в Польше возник танец полонез.

Когда-то его называли «великим» или «пеший», так как музыка танца напоминает шествие, торжественный марш, только на три доли.

Ученик. В старину народный полонез исполняли только мужчи­ны. Со временем величественный танец-шествие стал открывать балы: гости становились в пары и длин­ной вереницей шли по залу с легки­ми приседаниями. Так полонез стал популярным бальным танцем. А сейчас мы предлагаем вашему вниманию видеофрагмент из кинофильма «Война и мир»

(Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Война и мир».)

Ученица. Произведения великих польских композиторов Ф. Шопена и М. Огинского стали своеобразным музыкальным символом Польши. Музыка полонеза торжественна, величественна, блестяща. В поло­незе танцующие пары двигаются по установленным правилами геоме­трическим фигурам. Музыкальный размер танца 3/4.

Внеклассное мероприятие по МХК на тему: Хореография - вид сценического искусства. Виды танцев

Звучит «Менуэт» Л.Боккерини

Ученица. Фран­цузы почитают старинные танцы. В XVII веке самым популярным танцем был менуэт (с фр.- малень­кий, мелкий).

Нежно играет нам кларнет.

В зале все танцуют менуэт.

Раз - два - три - отбивает такт.

Раз - два - три - знаем,

Он покажет нам каждый шаг.

Ученик. Старинный француз­ский танец в трехдольном размере, который исполняли парами, плавно и грациозно. Он имеет народное происхождение, однако в XVII веке он попал в замки и дворцы и пре­вратился в бальный танец. Ученица. Попав в замки и двор­цы, менуэт превратился в образец французского балета. Характер­ные черты менуэта - церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок, назад, изящные шаги и легкое скольжение.

Менуэт был популярен во време­на В. Моцарта. Наверное, поэтому Вольфганг Амадей тоже написал такой танец. А было тогда компози­тору всего 6 лет!

А сейчас мы предлагаем вашему вниманию видеофрагмент.

(Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Д'Артаньян. и три мушкетера».)

Менуэт - торжественный, степен­ный, грациозный и галантный танец. Танец грации и изящества.

Внеклассное мероприятие по МХК на тему: Хореография - вид сценического искусства. Виды танцев

Звучит «Итальянская полька» С.Рахманинова

Ученик. В Чехии тоже очень любят танцевать. На одной из улиц Чехии вы можете увидеть «танцую­щий дом».

Я - не польская дивчина,

Я по-чешски - «половина».

Мое имя, между прочим,

Говорит вам - шаг короче.

Полька - это чешский народный танец известен всему миру. Танцуют его парами, по кругу прыгая подскока­ми, весело и непринужденно, в раз­мере 2/4. Со временем он стал баль­ным танцем. Музыка польки легкая и грациозная.

«Полька» по-чешски - половинка.

Вашему вниманию предлагаем видеофрагмент из кинофильма «Золушка»

(Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Золушка».)

Внеклассное мероприятие по МХК на тему: Хореография - вид сценического искусства. Виды танцев

Ученик. Австрия. Здесь сочиняли свои замечатель­ные произведения Моцарт и Штра­ус. Главный дворец последней, на сегодня, удивительной танцеваль­ной страны приветливо сияет огня­ми. Звучит волшебная музыка.

Демонстрируется видеофрагмент из кинофильма «Летучая мышь».

- Как называется этот танец?

Уч-ся. Вальс.

Ученица. Конечно же - это вальс! Вот уже больше 250 лет живет и пользуется неизменной любовью этот удивительный и вечно юный танец. В Германии, Австрии, Чехии крестьяне на праздничных вече­ринках весело кружились парами. Это был лендлер. Со временем он превратился в вальс.

Вальс (с фр. и нем.) - кружиться. Сначала новый танец завоевал Вену. Вальсы создавали многие компози­торы. А «королем вальса» называют выдающегося австрийского компо­зитора Иоганна Штрауса (сына), который написал более 460 вальсов. Вальсы Штрауса (сына) звучали повсюду. Они покорили не только Вену, но и весь мир.

Вальсы бывают очень разные - медленные, спокойные и быстрые, мятежные. Однако, этот бальный танец всегда имеет трехдольный размер.

Зимний бальный сезон - важное событие в культурной жизни Вены. Он начинается накануне Нового года и длится около 7 недель.

В нашей группе есть ребята, которые занимаются танцами. И сегодня они нам покажут 1 современный бальный танец из европейской программы - вальс и 2-ой латиноамериканский танец - ча-ча-ча. (Выступление уч-ся)

Группа III (сообщение об эстрадном танце)

С эстрадными танцами мы встречаемся очень часто. Как правило, это небольшие танцевальные композиции, преимущественно развлекательного характера. Такие танцы стали неотъемлемой частью выступлений эстрадных певцов.

Танцевальными композициями сопровождаются концерты известных исполнителей (В. Леонтьева, Б. Моисеева, А. Данилка, Русланы др.). За последнее время хореографическое искусство расширило сферу своего применения: хореографов вовлекают в постановку танцевальных композиций в фигурном катании, художественной гимнастике, концертных программах. (просмотр видеофрагментов выступления эстрадных певцов ( С.Ротару, В.Леонтьев, Руслана, В.Козловский, Б. Моисеев и др. , сопоставив репертуар исполнителя и танцевальную композицию).

Наша группа решила приготовить всем присутствующим сюрприз и сейчас встречайте: - Звезда мировой величины - Верка Сердючка. (уч-ся подготовили номер Верки Сердючки и рассказали, что совсем не просто подготовить танцевальную композицию, да и исполнителю нужно чувствовать свой коллектив с которым ты в данный момент на сцене.)

Группа IV (сообщение о балете)

Ученица. Наивысшей формой хореографии считается балет. Основные средства его выразительности - это танец и пантомима. Первые балеты были написаны на античные и мифологические сюжеты. Балет, возник в Италии около пятисот лет тому назад. Танцы были частью римской комедии, развлечением на банкетах. В XVI-XVII ст. балет был роскошным зрелищем без любого сюжета, и только во Франции в XVII-XVIII ст. он приобрел черты самостоятельного вида искусства. В 1826 г. в хореографии состоялось событие огромного значения. В первый раз балерина танцевала на пуантах. Произошло это в миланском театре

Ла Скала.

Демонстрация учениками коллажа с фотоиллюстрациями исполнителей балетных: ролей XIX-XX ст. и ведущих артистов балета XX ст.(в кабинете оформлен стенд, уч-ся обращаются к нему).

Исполнители балетных ролей XIX-XXст.: Айседора Дункан, Матильда Кшесинская, Евгения Истомина, Анна Павлова, Ольга Преображенская, Тамара Карсавена, Ида Рубинштейн.

Учитель. Российская балетная школа поддерживала связь с мастерами итальянского театра, на его сцене танцевали А. Павлова, О. Преображенская, Т. Карсавина, И. Рубинштейн. В их выполнении танец стал легким, утонченным. Они с успехом передавали в пластике утонченные, подъеме чувства.

Продолжение демонстрации учениками коллажа с фотоиллюстрациями ведущих артистов балета XX ст. (Галина Утанова, Майя Плисецка, Сержлифар

Наталья Бессмертная, Марие Диепа, Надежда Павлова, Екатерина Максимова

Анастасия Волочкова).

Учитель. Украинское балетное искусство развивают Киевский, Донецкий, Львовский, Харьковский, Одесский театры оперы и балета. Значительный вклад в украинский балет сделали артисты Светлана Коливанова, Теодор Попеску, Николай Прядченко, Валерий Ковтун, Вадим Писарев, Татьяна Таякина.

Демонстрация коллажа с фотоиллюстрациями украинского балета.

Вывод: искусство танца завораживает много людей. А сколько больших творений в других видах искусства появилось под воздействием танца! Достаточно вспомнить картины, что создал под воздействием балета французский художник Эдгар Дега.

Учитель демонстрирует репродукции картины Дега: «Урок танцев», «Репетиция балета на сцене», «Звезда балета», «Танцовщица с букетом цветов на поклоне», «Две танцовщицы, которые отдыхают».

Вспомним, слова русского поэта Некрасова, которого пленяло искусство балета:

...и перед балетом

Я преклоняюсь ниц,

Готовый быть поэтом

Прекрасных танцовщиц.

Как не любить билета,

Здесь мирный гражданин

Позабывает лета,

Позабывает чин…

Классическая балетная школа утвердилась не только в Европе, но и на Американском континенте. Азия, Африка, Дальний Восток продолжают хранить национальные традиции в области хореографии. Мы имеем представление об индийском танцевальном искусстве на основании музыкальных индийских фильмов.

Сообщение учеников

Ученик. Индийский танец - своеобразная танцевальная драма на сюжеты легенд, эпических произведений («Рамаяна», «Махабхарата») или тем, подсказанных жизнью. Согласно с индуизмом, творцом и первым в мире исполнителем танцев был бог Шива, который, танцуя, из хаоса создал Вселенную. Потому индийский классический танец считался танцем богов.

«Танец Бога Шиви»(Демонстрация изображения скульптуры XIст.)

Индийцы символикой движений передают в танце весь окружающий мир. Для этого используются танцевальные элементы «мудрая» - позиции пальцев, и «хоста» - позиции рук относительно тела. Характерные движения индийского классического танца зафиксированы в давних индийских скульптурах.

(Демонстрация танца в давней индийской скульптуре в храме Кумбум.)

Стили индийского танца северных и южных районов значительно отличаются.

Ученица. Южно-индийские танцы выполняются при вывернутом положении бедра. Им присущи точные движения корпуса, рук, головы, шеи, глаз, бровей. Этот танец танцуют почти на месте.

Северно-индийские танцы имеют сложные фигуры при свободном положении ноги и ступни. Исполнители двигаются по кругу, по диагонали и тому подобное

Учитель. Пекинская национальная опера «Цзинцзюй» - специфически китайский сценический жанр музыкальной драмы, в которой совмещаются драматичный диалог, музыка, пение, пластика (танцевальные движения), акробатика, у-шу. Персонажи Пекинской оперы традиционны, они символизируют добродетели и пороки. Декорации почти отсутствуют. С помощью грима создаются выразительные маски.

Демонстрация фотографий, на которых изображены персонажи Пекинской оперы.

Таким образом, мы с вами выяснили, что искусство танца является составной частью общечеловеческой культуры.

• Как вы считаете, есть ли разница в композиционном построении танцев, балета стран Востока и Запада?

• Имеют ли они что-то общее?

Вывод: искусство Востока и Запада, невзирая на значительную разницу, не противостоит друг другу, а дополняет и обогащает общечеловеческую культурную казну.

V. Закрепление новых знаний

Учитель обобщает материал и понятия, изученные на занятии.

VI. Итог занятия.

-Что сегодня нового для себя вы узнали?

-Какие танцы мы сегодня просмотрели?

- Какой танец вам понравился больше всего?

- Понравилось ли вам занятие?

Я предлагаю вам завершить наше занятие под мелодию танца, который вам понравился больше всего.



© 2010-2022