Конспект урока по теме Изобразительное искусство романтизма

Конспект урока по мировой художественной культуре в 11 классе по теме "Изобразительное искусство романтизма" начинает серию уроков по знакомству учащихся со стилем "романтизм" в истории мировой художественной культуре. На примере произведений К.Д. Фридриха, Д. Грекура,И.К. Айвазовского, Э.Делакруа и других художников учащиеся знакомятся с эстетическими принципами романтизма и других сопутствующих стилей - классицизм, реализм. Во время урока учащиеся проводят анализ произведений живописи, начинаю...
Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МХК 11 класс Урок № 16


Тема: «Изобразительное искусство романтизма»

Цель: познакомить учащихся с понятием романтизма в изобразительном искусстве; воспитывать интерес к мировой культуре.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся по теме «Неоклассицизм и академизм в живописи»:

Опрос:

  1. Какие идеи французских просветителей нашли отражение в творчестве Давида? В чем и как он выразил противоречивый дух своего времени? В чем современники увидели проявление вольнодумства в картине «Клятва Горациев»?

  2. Докажите, что в картине К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» все пронизано компромиссом между новым и старым, между романтизмом и классицизмом.

  3. Какие художественные открытия в русской академической живописи были осуществлены А.А. Ивановым.


  1. Теоретический материал урока:

- Какое направление в искусстве мы называем романтизмом? Что является главной чертой этого стиля? (ответы учащихся)

Романтизм - неоднородное художественное направление в истории МХК. В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные местными историческими условиями и культурными традициями.

Т - Развитие романтизма в разных странах:

- Италия - развивался в русле традиционного классицизма;

- Франция - вырос из сентиментализма или предромантизма э. Просвещения;

- Россия - проявился позже, в смешанном виде, вобрав в себя черты классицизма.

В некоторых странах влияние романтизма прекратилось к 1820-м гг. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но своего существования не прекратил.

Слов романтизм восходит к латинскому romanus - римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный.

Рассмотрим романтизм как художественное направление, сложившееся на рубеже 18-19 вв и охвативший почти все виды искусства.

Т - Эстетические принципы романтизма:

  1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное.

Идеи Р возникли на почве неудовлетворенности действительностью, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенном мире. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека. Как говорил В.А. Жуковский в своем стихотворении «Певец»:

Что жизнь, когда в ней нет очарованья?

Блаженство знать, к нему лететь душой,

Но пропасть зреть меж ним и меж собой;

Желать всяк час и трепетать желанья…

Созвучна эти строка и картина К.Д. Фридриха «Путешественник над морем тумана». Даже название картины говорит о стремлении главного героя познать непознанное, скрытое за густым туманом

Т - К.Д. Фридрих «Путешественник над морем тумана». Ок. 1818 г. Кунстхалле, Гамбург.


  1. Исключительность романтического героя.

Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой «чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и все земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушений», так говорил Гёте. В реальном мире герой-романтик чувствует себя неуютно и одиноко.

Я не в себе живу: я лишь частица

Того, что вкруг меня; меня вершины гор

Волнуют, а столицая столица -

Мне пытка … (перевод Г. Шеленги).

Так говорил Чайльд Гарольд - герой поэмы Джорджа Гордона Байрона (1788-1824), ставший «новым Гамлетом». В картине Д. Грекура «Джордж Гордон Байрон в Греции». Сам поэт выглядит как идеал человека-романтика.

Т - В картине Д. Грекур «Джордж Гордон Байрон в Греции». 1850-1860 гг.

Первым прибежищем романтического сердца становится любовь героя. Как правило, между влюбленными нет согласия. Они постоянно вынуждены преодолевать препятствия, разрешать конфликты, преодолевать отчуждение и недоверие. Романтическая любовь чаще всего имеет трагический исход.

Т - 3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы.

В жизни природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющий предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика. Подтверждение этому вы найдете в отрывке Дж. Байрона «паломничество Чайльд Гарольда»:

Здесь ничего не ранит взор

Среди природы. Лишь один позор:

Колечком быть в ее цепи телесной,

Одной из тварей, - а в душе простор

Стремиться: в горы, к звездам, в свод небесный,

В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.

Перед стихией Природы человек беспомощен и слаб. Искусство романтизма дает множество примеров подобных взаимоотношение Человека и Природы, а иногда наоборот, представляет нам мирные, идиллические пейзажи, напоминающие нежные пасторали.

Т - У. Тёрнер «Кораблекрушение». 1805 г. галерея Тейт, Лондон; И.К. Айвазовский «Волна». 1889 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


  1. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору.

Задание: Рассмотрите картины Т. Куола «Сон архитектора» и Здание парламента в Лондоне (фото) архитекторов Ч. Бэрри и О. Пьюджина, и скажите как здесь нашел свое воплощение 4 принцип эстетики романтизма.

Т - Т. Куол «Сон архитектора». 1840 г Музей изобразительных искусств Толедо (Огайо). Здание парламента в Лондоне. 1839-1860 гг. арх. Ч. Бэрри и О. Пьюджин.

Вывод:

Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, а также неприятие реальной жизни, определившие главные завоевания романтизма, приблизили реализм - другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре первой половины XIX века.

ЖИВОПИСЬ РОМАНТИЗМА

В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Э.Делакруа (Франция), Ф. Гойя (Испания), К.Д. Фридриха (Германия), С. щедрина, О. Кипренского и И. Айвазовского (Россия) - лучшее что создано в эпоху романтизма.

Т - Изобразительные средства живописи романтизма: яркий, насыщенный колорит, контрастное освещение, эмоциональность манеры, мазка, фактуры, язык намёков и символов.

Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному изображению чувств и переживаний человека.

Каков же человек романтического поколения, запечатленный на полотнах выдающихся творцов?

Часто он становится свидетелем жестоких кровопролитий и войн, трагических судеб целых народов. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Это человек, остро чувствующий свою собственную раздвоенность и неустойчивость в этом мире. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает от этого. Не находя идеала в современном мире, он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных рыцарей Средневековья. Но, как бы ни был противоречив облик героя-романтика. В нем утверждается исключительная ценность человеческой личности, ее порыв к неограниченной свободе и творческому самовыражению.


  1. Закрепление

1. Беседа:

- Кто такие романтики? Как они воспринимали окружающую действительность? Каково было место человека в их творчестве?

- Определите главные эстетические принципа романтизма.

2. Подготовка к ЕГЭ по истории (по вопросам культуры)

А1. Создателем древнейшей дошедшей до нас летописи «Повесть временных лет» считается:

1) Нестор 2) митрополит Иларион 3) Дионисий 4) Афанасий Никитин

Ответ: Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, писатель, летописец 11 - нач. 12 вв.

(см. книгу Очерки истории русской культуры 9-17 вв)

А2. Творчество М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского было связано с деятельностью объединения, которое называлось:

1) «Мир искусства» 2) «Могучая кучка» 3) Товарищество передвижных худ. Выставок 4) Общество любителей русской словесности.

Ответ: «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) - творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов.

(см. презентацию «Могучая кучка»)

3. Анализ произведения живописи:

Опишите одно из понравившихся вам произведений русских художников-романтиков, используя памятку:

Памятка: Как анализировать произведение живописи

  1. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи?

  2. История создания живописного произведения.

  3. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?

  4. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.

  5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.

  6. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.

  7. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

4. Работа с таблицей: (закончить дома)

Характеристика произведений живописи романтизма

Художник и его краткая биография

Произведение искусства, художественные особенности.

Эжен Делакруа (1798-1863) - в творчестве сумел выразить широкий масштаб современной истории. Не имея возможности сражаться за родину во время Июльской революции 1830 г, он посвятил этому событию одну из своих картин.

«Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)» - является как бы репортажем с места реальных событий. По развалинам баррикады, только что отбитой у правительственных войск, гордо и стремительно движутся повстанцы. Каждый образ олицетворял собой героический характер нации и был подсказан художнику самой жизнью, свидетельствами очевидцев и участников восстания.

Смысловым центром картины становится фигура Свободы - прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненному солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.

И т.д.


  1. Домашнее задание: Глава 13 стр. 139-155., закончить работу с таблицей.


© 2010-2022